Малые города России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:33, курсовая работа

Краткое описание

Основная часть малых городов по большому счету представляют собой микрорайоны, находящиеся на балансе крупных градообразующих предприятий. Данный аспект и составляет основу настоящего исследования.
Сегодня, население малых городов вынуждено искать пути выживания самостоятельно. На современном этапе развития малые города играют большую роль своеобразных столиц сельских районов, а также целых регионов. Основная часть малых городов России является исторической основой российского государства, национальной культуры, а также народных традиций.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МАЛЫЙ ГОРОД: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ 6
1.1 Подходы к определению малого города 6
1.2 История возникновения и развития малых городов в России 10
1.3 Малый город как объект управления 15
1.4 Классификация малых городов 18
2. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВ В РОССИИ 21
2.1 Роль и место малых городов в системе городского расселения России 21
2.2 Малые города в системе местного самоуправления 22
2.3 Малые города в экономике России 26
2.4 Проблемы развития малых городов России 28
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 478.50 Кб (Скачать)

- низкий спрос на  товары и услуги, предлагаемые  малым и средним предпринимательством;

- существующая налоговая  система (увеличение размера страховых  взносов);

- слабое развитие производственной кооперации малого и крупного бизнеса;

- отсутствие в малых  городах льготных кредитов для  осуществления новых инвестиционных  и инновационных проектов (в банковской  сфере необходимо создание программ, направленных на кредитование  инновационных компаний) [17].

Инновационное развитие малых городов невозможно без  совершенствования российского  законодательства, которое бы предусматривало  наличие льготных условий для  такого бизнеса. Необходимо принятие региональных законов, регулирующих инновационную  деятельность, совершенствование законодательства о промышленной и научной политике в России, без которого невозможно выстроить директивные указания об инновационной деятельности. Также необходимо четкое законодательное закрепление понятий «инновации», «инновационная деятельность» [22, c.112].

В инновационной деятельности ключевой является проблема организации  этой деятельности, т.е. проблема управления.

В инновационной деятельности, как и в других сферах бизнеса, наблюдается значительный дефицит  квалифицированных управленцев, который усугубляется тем, что инновационный бизнес не способен пока нанимать действительно квалифицированных менеджеров.

В инновационной деятельности предприятия наблюдается низкий уровень использования современных  управленческих технологий. Это является следствием высокой сложности современных технологий управления, их восприятия и практического применения.

Таким образом, на современном  этапе развития управление инновационной  деятельностью предприятия и  повышение его эффективности  в условиях малых городов играет большую роль как в развитии и процветании самих городов, так и всей страны в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ  МАЛЫХ ГОРОДОВ

 

Всегда считалось, что  в крупные города выгоднее вкладывать деньги, чем в малые. Чем больше город, тем больше привилегий ему оказывалось. Стремление министерств и ведомств к размещению рекреационных предприятий в средних и больших городах нередко обосновывается возможностью использования существующих коммунального и жилищного фонда, инженерных сетей и коммуникаций, а также наличием строительной базы, тогда как при сооружении предприятий в малых городах необходимо предусматривать капитальные вложения на развитие инфраструктуры.

Вместе с тем чем активнее увеличивается количество рекреационных предприятий в больших городах, тем более широкие масштабы приобретает в них коммунально-жилищное строительство, острее становится и решение проблемы внутригородского транспорта, осуществление мер по охране окружающей среды.

В результате этого в  крупных городах капитальные вложения на развитие инфраструктуры не меньшие, а значительно большие, чем в малых городах.

Неконтролируемый  рост рекреационных агломераций чреват возникновением широкого спектра проблем  социального, экономического и экологического характера. Возникает угроза санитарно-гигиенического состояния. В частности создается угроза санитарно-гигиеническому состоянию местности в результате роста населения.  Селитебные районы располагаются на рекреационно выгодных территориях. Возникают острые проблемы связанные с транспортом. Особо сложно приходится в центрах городов, где резко снижаются скорости движения. В результате повышенное содержание углекислого газа в воздухе. В таком положении уже не приходиться говорить об оздоровительном эффекте. Еще одной проблемой становится необходимость строительства очистных сооружений. Нужны дополнительные вложение для контроля и своевременных действий коммунальных служб, в случаях вынесения ряда объектов, не совместимых с деятельностью курорта. В связи с этим, следует констатировать тот факт, что негативные экологические и эстетические изменения ландшафтов взаимосвязаны с ущербом от неорганизованной рекреационной деятельности.

Решение данных проблем замедленно на фоне увеличения потока отдыхающих. Увеличение уровня  урбанизации и культурных потребностей у людей подняли спрос на отдых в малоизмененной природной среде [10, c.14]. В такой ситуации малые рекреационные города могут легко справится с этой задачей.

Сейчас большое внимание получает семейный отдых с детьми в котором предпочтение отдается не массовым курортам, а более тихим и уютным местам.

Малые города — носители романтики, живописности и того особого  колорита, который невозможно воссоздать искусственными средствами.

Наряду со многими  городами и поселками к таким регионам относится Судак, располагающий необходимыми условиями для развития рекреационного хозяйства. Город, расположенный в Юго-Восточной части Крымского полуострова, имеет уникальный природный ландшафт, что дает ему дополнительные возможности для рекреационного развития. Имеющиеся ресурсы позволяют развивать почти все отрасли его до уровня, обеспечивающего внутрирайонные потребности, позволяющего обслуживать рекреантов из других регионов России и иностранных туристов. Экзотичность природы, своеобразие памятников истории культуры малых городов России видятся чрезвычайно перспективным в рекреационном отношении.

В прошлом на развитие хозяйства малых городов направлялись недостаточные капиталовложения, не обеспечивающие заметной активизации развития этой категории городских поселений. Может быть это «спасло» рекреационный потенциал малых курортных городов. В советское время в условиях преимущественно отраслевого принципа развития курортов, не учитывались многие специфические черты территорий (в том числе экологическая емкость ландшафтов) и многие в своем роде уникальные территории были утрачены или необратимо изменены.

Но с другой стороны  отсутствие внимания к малым курортам, на долгие годы затормозило их развитие. В связи с этим проблема развития малых городов по-прежнему актуальна. Необходимо определение рациональных путей развития этой многочисленной группы городов.

Необходимо учитывать  тот факт, что малые города обладают большими возможностями для развития малого бизнеса в рекреационной отрасли, чего лишены крупные рекреационные центры, в связи с огромной нагрузкой на территорию и наличием уже сложившейся сетью рекреационных предприятий. Частный бизнес здесь представлен в большинстве туристическими фирмами и организациями предлагающими услуги, а не производящими их.

Непрерывное уменьшение удельного веса занятых в материальном производстве и увеличение занятых в непроизводственной сфере создает предпосылки для расширения сферы обслуживания населения, что в сочетании с увеличением свободного времени ведет к росту и усложнению культурно-бытовых и рекреационных межпоселенных связей, этих важнейших факторов формирования и развития систем 
расселения. Для эффективного развития рекреационного хозяйства малых городов необходимо создать комплекс обслуживающих отраслей: гостиничное хозяйство, торговлю и общественное питание, транспортную сеть, бытовое и культурное обслуживание рекреантов, производство сувениров.

Строительство в них  рекреационных предприятий небольшой  и средней мощности обеспечит  занятость местного населения, будет стимулировать развитие сферы социального и культурно-бытового обслуживания, а также явится фактором сдерживающим отток трудоспособного населения в крупные и средние города.

Не менее сложной  проблемой является развитие сельского  хозяйства в курортных районах. Формирование новых рекреационных центров открывает большие возможности для сохранения ценных сельскохозяйственных земель с включением их в зоны сохраняемого природного ландшафта. Развитие рекреационного хозяйства требует снабжения скоропортящимися продуктами возрастающего количества населения и отдыхающих, что вызывает необходимость перепрофилирования многих сельскохозяйственных производств. При этом должна решаться задача укрупнения сел и объединения их с поселками для обслуживающего персонала курортов и зон отдыха.

Вопросы охраны окружающей природной среды с каждым годом  приобретают все более важное значение. Особенно сложно решаются вопросы охраны прилегающей акватории при канализовании населенных мест. Формирование рекреационных зон делает необходимым и возможным создать укрупненные системы канализации с немногочисленными глубоководными выпусками в реки после биологической очистки 
сточных вод.

Таким образом, формирование новых рекреационных  образований на базе малых городов России, имея неоспоримые преимущества по сравнению со сложившейся практикой локального развития курортов, зон отдыха и туризма, позволяет:

- эффективно решить  одну из наиболее сложных градостроительных  проблем сдерживания роста крупных городов-курортов путем развития входящих в рекреационную систему новых и малых курортов, имеющих хорошие условия для развития;

- избегать чрезмерной  концентрации рекреантов в отдельных  участках полуострова, приводящей к перегрузке пляжей, транспортных коммуникаций, систем обслуживания, и недопустимого «давления» на природные ландшафты.

- способствует преодолению  инерции и отказу от традиционного  подхода к развитию только популярных курортов, переориентировке рекреационного строительства на новые, не освоенные еще районы, снижению тем самым рекреационных нагрузок в функционирующих переуплотненных районах, что позволит повысить комфортность отдыха и его оздоровительные функции;

-использовать природные  богатства на основе оценки  рекреационных ресурсов и территорий, определить на этой основе специализацию курортов, зон отдыха и туризма по назначению, а также включение в их планировочную структуру наиболее ценных природных ландшафтов;

- перейти к созданию  новой прогрессивной системе  рекреационного расселения на основе полной взаимоизоляции рекреационных комплексов и населенных пунктов с активным территориальным развитием селитебных территорий в глубину;

- рассматривать территории, лежащие в рекреационной зоне  и выполняющие несвойственные ей функции (нерекреационные), как потенциальные резервы для развития рекреационной системы [22];

-обеспечить централизацию  коммунально-хозяйственного обслуживания, инженерных сетей, а также создать  удобные для проживания местных  жителей поселения;

- создать дифференцированную  по назначению систему транспортных коммуникаций, обеспечивающих удобные связи в пределах всего рекреационного района, с выводом транзитного движения за пределы рекреационных и селитебных образований;

- упорядочить развитие  сельского хозяйства с максимальным  сохранением ценных сельскохозяйственных земель; специализировать сельское хозяйство на обеспечении населения и рекреантов скоропортящимися продуктами;

- повысить уровень  архитектурных решений, создавая  комплексы курортно-оздоровительных учреждений и центров обслуживания в сочетании с сохраняемым природным ландшафтом;

- существенно снизить  капиталовложения в эксплутационные  расходы и тем самым боле эффективно решать социально-экономические задачи развития рекреационной отрасли России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, подводя  итог роли малых городов, можно отметить, что, пройдя долгий путь исторического  развития, малые города утратили свою значимость, свой статус культурного  и промышленного центра района. Делая упор на развитие промышленности и инфраструктуры городов, возможно  достижение улучшения  условий для жизни населения, позволит выйти из критического положения малым городам и вновь приобрести статус культурного и промышленного центра района. Более того, богатое историческое наследие, наполненное традициями и обычаями малых городов в период становления и развития Российского государства, должнл быть сохранено и от реставрировано. Это привлечет внимание людей из больших городов, что также повлияет на возрождение и дальнейшее развитие малых городов.

Развитие малых и  средних городов в условиях централизованного  планирования и управления было противоречивым. С одной стороны, оказывалась  значительная государственная поддержка, зачастую экономически неоправданная, в проектировании и строительстве предприятий, в том числе филиалов крупнейших промышленных объединений. С другой -здесь более чем где-либо господствовал пресловутый "остаточный" принцип развития социальной сферы. Переоценивалась градообразующая роль предприятий, построенных в 70-80-е годы.

В территориальном  разрезе концентрация малых городов  изменится в сторону азиатской  части страны, потому как в Европейской  части малые города поглотят мегаполисы. Возникновение новых малых городов  маловероятно, скорее сокращение их числа  по указанным выше причинам.

Современный социально-экономический  кризис, привнесение элементов рыночной экономики еще более обострили  существовавшие противоречия в развитии малых и средних городов. Продукция  большинства их предприятий оказалась  невостребованной и неконкурентоспособной. Они уже не могли брать на себя основные расходы городского хозяйства. Принадлежавшие им объекты социальной инфраструктуры передавались в муниципальную собственность, что оказывало дополнительное давление на бюджеты малых и средних городов, большинство из которых являются дотационными.

Информация о работе Малые города России