Малые города России

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:33, курсовая работа

Краткое описание

Основная часть малых городов по большому счету представляют собой микрорайоны, находящиеся на балансе крупных градообразующих предприятий. Данный аспект и составляет основу настоящего исследования.
Сегодня, население малых городов вынуждено искать пути выживания самостоятельно. На современном этапе развития малые города играют большую роль своеобразных столиц сельских районов, а также целых регионов. Основная часть малых городов России является исторической основой российского государства, национальной культуры, а также народных традиций.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. МАЛЫЙ ГОРОД: ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ 6
1.1 Подходы к определению малого города 6
1.2 История возникновения и развития малых городов в России 10
1.3 Малый город как объект управления 15
1.4 Классификация малых городов 18
2. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВ В РОССИИ 21
2.1 Роль и место малых городов в системе городского расселения России 21
2.2 Малые города в системе местного самоуправления 22
2.3 Малые города в экономике России 26
2.4 Проблемы развития малых городов России 28
3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВ 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 46

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 478.50 Кб (Скачать)
  • политика региона по выстраиванию вертикали власти;
  • постоянство состава административной элиты.

 Стратегическим видением  должен обладать хотя бы глава  администрации.

2.3 Малые города в экономике  России

В настоящее время  происходит процесс трансформации  социально-экономических функций  малых городов. Тем не менее важнейшие  из них, сформированные в доперестроечное  время, продолжают,  хотя и с перебоями,  выполняться: 58%  малых городов выполняют агропромышленную функцию, 75% — промышленную, 70% — транспортную, 32 — рекреационную, 21% — обслуживают крупные города [21, c.31].

В России большая часть  малых городов с хронически отсталой экономикой и социальной сферой. Радикальное изменение системы управления общественно-экономическим развитием ведет лишь к обострению этой проблемы и требует разработки эффективных подходов к ее решению. Проблемой малых городов давно озабочено государство, но до сих пор, принимаемые целевые программы не приносят желаемого результата.

Стабильное развитие региона во многом зависит от устойчивости сложившейся системы расселения. В современных условиях имеет  место увеличение количества экономических  функций региона, автоматически  вызывающее рост требований к экономике малых городов и административных районов, жизнедеятельность которых определяет социально-экономическое благополучие.

Малые города России являются также социокультурными центрами, имеют  давние историко-культурные традиции. И не случайно, что более половины малых городов имеют государственный статус «исторических». Среди малых городов есть немало поражающих своей архитектурой, в таких городах необходимо принимать меры по улучшению инвестиционного климата в отрасли туризм.

Направления развития экономики территории должны стать результатом обоснования направлений развития города с позиции интересов социально-экономической системы данной территории и интересов субъекта РФ, в состав которого он входит.

В целом, малые города должны расширить набор выполняемых функций и иметь не только промышленную направленность, открывая возможность развития территории за счет инноваций. Чем выше инвестиционная привлекательность территориальной единицы, тем больше инвесторы заинтересованы во вложении средств в его экономику. А чем больше денег поступает в экономику территориальной единицы, тем лучше она развита и тем выше уровень жизни в ней. Чем больше инвестиций будет поступать в малые города, тем выше будет инвестиционная привлекательность регионов. Повышение инвестиционной привлекательности малых городов России - действенный способ улучшения социально-экономического положения регионов РФ и России в целом.

Меры по активному  освоению территории, инфраструктуры и жилья постепенно будут стимулировать  внутренний спрос, переведут экономику и внутренний рынок на принципиально новый уровень, достойный нашей страны. Создание механизмов инновационного развития России, безусловно, даст позитивный импульс всей мировой экономике.

2.4 Проблемы развития малых городов России

На основе анализа  существующей ситуации в малых городах и поселках городского типа России, следует выделить основные проблемы и преимущества, основываясь на которых возможно разработать рекомендации для их дальнейшей трансформации.

Основными проблемами препятствующими гармоничному развитию малых городов следует отнести [9, С. 297-298]:

    • ограниченность и низкий уровень развития экономической базы, несоответствие структуры производства требованиям социально ориентированной рыночной экономики и масштабу поселений;
    • наличие убыточных, неустойчиво работающих градообразующих организаций, создающих угрозу для социальной стабильности не только в населенном пункте, но и в прилегающих районах;
    • снижение возможностей содержания объектов социальной инфраструктуры, ограниченный набор и низкое качество предоставляемых населению услуг;
    • недостаточное количество рабочих мест и ограниченный состав сфер приложения труда;
    • более низкий, чем в среднем по республике, уровень благоустройства жилищного фонда;
    • низкий качественный уровень объектов жизнеобеспечения (энергоснабжение, канализационные и водопроводные сети, котельные, транспортные коммуникации и другое);
    • сложная демографическая ситуация, обусловленная миграционным оттоком образованного и трудоспособного населения (особенно молодежи) в более крупные города;
    • относительно высокий уровень загрязнения окружающей среды в отдельных городах при достаточно благоприятной в целом экологической ситуации;
    • нерациональное землепользование, низкая степень благоустройства городских территорий;
    • обострение угрозы разрушения архитектурно-ландшафтной среды и появление опасности утраты памятников истории и культуры из-за недостаточного объема реставрационных работ.
    • Необходимость решения указанных проблем обуславливает определение целей, приоритетов и задач социально-экономического развития малых и средних городских поселений, а также критериев отнесения населенных пунктов к проблемным в целях оказания им поддержки со стороны государства.

Главной целью развития малых и средних городских  поселений является создание благоприятных условий для жизнедеятельности населения на основе повышения качества городской среды обитания. Для реализации указанной цели требуется решение следующих задач:

    • создание необходимых макроэкономических условий и предпосылок для стабилизации социально-экономической ситуации и устойчивого экономического роста;
    • обеспечение в пределах целесообразности сохранения существующих предприятий, создание благоприятных условий для размещения новых производств и развития предпринимательства;
    • улучшение демографической ситуации в малых и средних городских поселениях, повышение уровня жизни их населения;
    • создание предпосылок для привлечения инвестиций в развитие и модернизацию жилищного сектора, сферы жизнеобеспечения, объектов социальной инфраструктуры;
    • повышение эффективности работы органов местного управления и самоуправления, формирование информационной базы по малым и средним городским поселениям и создание системы мониторинга.

Важность и актуальность поставленных задач определяются следующими приоритетами развития малых и средних городских поселений:

    • устойчивый рост благосостояния населения, развитие человеческого потенциала;
    • укрепление городской экономики на основе сбалансированного и эффективного социо-, эколого- и экономического развития;
    • благоприятная для жизни и здоровья человека городская среда обитания.

К важнейшим направлениям реализации основных приоритетов социально-экономического развития малых и средних городских  поселений относятся:

    • модернизация и техническое переоснащение промышленных организаций, инженерно-технической инфраструктуры;
    • развитие производств и всех видов деятельности, непосредственно связанных с переработкой местных ресурсов, сельскохозяйственной продукции, обслуживанием сельского и лесного хозяйства (торгово-закупочная деятельность, продажа и прокат техники, снабжение удобрениями, складирование продукции, строительное,  мелиоративное и другие виды обслуживания);
    • проведение реструктуризации неэффективно работающих градообразующих организаций с сохранением рабочих мест;
    • развитие транспортных и информационных коммуникаций;
    • формирование рациональной структуры занятости;
    • разработка налоговых стимулов для развития малого предпринимательства, обеспечение социальной мобильности населения и развитие сезонных форм занятости;
    • развитие сферы услуг с учетом реальных потребностей населения;
    • комплексное благоустройство городских территорий и повышение эффективности использования земельных ресурсов;
    • развитие туристической деятельности на основе модернизации существующих и строительства новых объектов туристской инфраструктуры, восстановление зон исторической застройки с созданием в жилых зданиях современного уровня комфорта и инженерно-технического оснащения;
    • создание действенных стимулов для развития ремесел и видов деятельности, основанных на местных народных традициях;
    • государственная поддержка наиболее проблемных поселений и организаций, включая градообразующие.

Проведение курса на модернизацию и инновационное развитие малых городов невозможно без  постоянного повышения квалификации работников органов власти и управления.

Усилия руководителей  предприятий малых городов должны быть направлены на постоянный поиск  и установление контактов с новыми инвесторами.

Привлечение инвесторов в малые города невозможно без  решения проблем развития и обновления транспортной инфраструктуры, обветшавшего жилищно-коммунального хозяйства (жилой фонд, отопительные и водопроводные сети), налаживания устойчивой связи с региональными трассами и крупными городами.

Развитие дорожной сети, жилищного строительства и внедрение инновационных проектов в малых городах позволит создать новые рабочие места.

При этом можно выделить следующие направления инновационного развития малых городов:

- освоение прогрессивных  технологий в сфере муниципального  управления;

- инновационное развитие  городского хозяйства (экологические  и энергоресурсосберегающие инновации);

- инновационные методы  жилищного строительства; 

- внедрение информационных  технологий в системы связи,  образования, здравоохранения [18].

Современные города формируют спрос на инновации в следующих ключевых областях:

- развитие транспорта  и транспортной инфраструктуры;

- безопасность;

- строительство;

- решение экологических  проблем.

Важность городов как  потребителей инновационных решений  усиливается тем обстоятельством, что управление городами относится к компетенции публичных институтов – органов государственной и муниципальной власти [16].

Например, в Орловской  области, которая также включает в состав малые города (Ливны, Болхов, Мценск, Малоархангельск, Новосиль), число организаций, создававших передовые производственные технологии в период 2009-2011 гг. снизилось с 5 до 1. А число организаций, использовавших передовые производственные технологии в период 2009-2011 гг. увеличилось с 66 до 71. По числу использованных передовых производственных технологий в Орловской области в 2011 году 1-е место занимает производство,  обработка и сборка (644 ед.), 2-е место - связь и управление (313 ед.), 3-е место -  проектирование и инжиниринг - 191 ед. (по данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по Орловской области). Таким образом, можно говорить о том, что Орловская область имеет низкий инновационный потенциал.

В современных экономических  условиях жесткой конкуренции для многих российских предприятий главной предпосылкой их эффективной деятельности и максимизации прибыли, является именно инновационная деятельность, которая направлена на поиск и реализацию инноваций в целях расширения ассортимента и повышения качества выпускаемой продукции, совершенствования технологии и организации производственного процесса на предприятии.

В условиях рынка каждое предприятие самостоятельно вырабатывает инновационную политику, которая  будет направлена на выявление имеющихся  проблем предприятия [22, С. 67].

Эффективное развитие хозяйственного субъекта невозможно без наличия  инновационного потенциала.

Инновационный потенциал  предприятия представляет собой  организованную совокупность взаимосвязанных  ресурсов, обеспечивающих возможность  осуществления инновационной деятельности и производство научно-технических и технологических новшеств. К таким ресурсам можно отнести:

- интеллектуальные (патенты,  лицензии);

- материальные (технологическое  оборудование);

- финансовые (собственные,  заемные, инвестиционные);

- кадровые (опыт проведения  НИОКР);

- информационные (информационный  отдел);

- иные ресурсы, необходимые  для осуществления инновационной  деятельности [18].

Например, в Орловской  области в 2011 году было выдано 192 патента  на изобретения, 29 патентов на полезные модели и 3 патента на промышленные образцы. А число действующих патентов в 2011 году составило на изобретения 22, а на полезные модели 11 патентов. Таким образом, в промышленности наблюдается нехватка интеллектуальных ресурсов.

К производственным факторам, замедляющим инновационное развитие следует отнести:

- низкий инновационный  потенциал большинства организаций;

- возрастающий дефицит  квалифицированного персонала; 

- недостаток информации  о новых технологиях; 

- слабое использование возможностей кооперирования с научными организациями и другими предприятиями [17].

Например, численность  персонала, занятого исследованиями   и  разработками в Орловской области  в период 2009-2011 гг. неуклонно снижается  с 1006 до 844 человек. По численности исследователей в Орловской области в 2011 году преобладают сельскохозяйственные – 218 человек.

Модернизация малых  городов в большинстве случаев  связана с интенсивным развитием  малого бизнеса. В настоящее время  в малых городах нет серьезных  стимулов для создания малых предприятий. Сдерживающими факторами являются:

Информация о работе Малые города России