Экономическое районирование России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 21:33, реферат

Краткое описание

Районирование – важнейший метод географии – единственной науки, для которой он является основным. Значение районирования для географии можно сравнить с периодизацией эпох в геологии, хронологией в истории, периодической системой элементов Д. И. Менделеева в химии, классификацией и систематикой в ботанике.

Оглавление

I Введение.
II История формирования экономические районов
1. Административное устройство России до революции.
2. Формирование административно-территориального деления после революции
3. Разработки госплановской сетки районов
4. Научные концепции в области экономического районирования России и СССР (1870-1941 гг.)
III Основы современного экономического районирования и формы территориальной организации хозяйства России.
1. Основные принципы районирования.
2. Состав крупных экономических районов России.
3. Федеральные округа - новые экономико-географические и
социально-экономические образования
4. Стратегические задачи регионального развития.
IV Заключение. Проблемы районирования России. Переоценка ценностей, перспективы.
V Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая по географии.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

В-третьих, выделенные районы оказались крайне неравноценны как по численности жителей, так и по экологическому потенциалу. Естественно, что они отличаются по размерам территории.

Поэтому Центральный район, где проживает более 1/5 населения страны и сосредоточено 1/3 промышленного, 1/2 научного потенциала России, трудно сравнить с Дальним Востоком – огромным по территории (36% площади страны), но слабо заселенным (5% жителей) или с северными районами (4% жителей).

Иными словами, сетка районов не соответствует огромным изменениям, происшедшим в экономике страны. Границы районов, как образно отметил один из географов, это «скорлупа от выеденных яиц». От себя добавим: «в которую заложено совсем иное содержание». В то же время  осложнены возможности использования существующих рамок районов и для рыночной экономики.

И самое главное, районирование должно способствовать формированию не только эффективной экономики, территориально-производственных комплексов, но и новых рыночных структур (ассоциаций, концернов, корпораций, холдингов) в определенных территориальных границах.

Необходимо не одностороннее экономическое, а комплексное социально-экономическое районирование, учитывающее исторические особенности заселения, географические особенности расселения и условия жизни людей, проблемы и географию городов (от крупнейших до маленьких) и сельских поселений, миграции населения.

Районирование должно быть эколого-экономическим, т.е. способствовать улучшению экологических условий, учитывать местные природные особенности, проблемы дефицита отдельных ресурсов.

Районирование должно способствовать укреплению единства всех частей государственной территории России и обеспечивать управление ими, т.е. решать политические задачи.

В то же время территориальное управление, отсутствующее в экономических районах, присутствует в элементах административно - территориального деления (областях, краях), а также в республиках. Само административно – территориальное деление значительно устарело.

России необходимо: 1. Проведение нового комплексного общественного районирования, способствующего решению не только экономических задач. 2. Новое административно–территориальное деление – создание единообразных (одного ранга и уровня) субъектов Российской Федерации.

Для осуществления  такого рода задач в России разработаны федеральные целевые  программы развития регионов.

Федеральная целевая программа развития региона  представляет собой согласованный  и увязанный  по ресурсам , исполнителям и срокам  осуществления  комплекс научно-исследовательских ,  проектных, производственных, социально-экономических , организационно-хозяйственных и других мероприятий, реализуемых  при активной  поддержке государства и обеспечивающих эффективное решение задач  общенационального , межтерриториального или важного регионального значения  в области экономического, научно-технического , социально-культурного и (или) экологического развития региона – субъекта Российской Федерации , экономического района, зоны, города и т.д.

В частности такие программы были разработаны для «проблемных регионов», из них:  пять программ – Дальнего Востока и Забайкалья, Курил, Бурятии, Нижней ангары и Калининградской области – рассчитаны на долгосрочную перспективу (семь-десять лет), три -  Сахалина, Северной Осетии и Мордовии – на среднесрочный период (пять лет) и две – Якутии и Псковской области – на три- четыре года. В программно-аналитических документах с учетом  отраслевых  и других федеральных программ разработаны (с различной полнотой)  исходные положения программ (нормативная база, состояния проблемы, необходимость ее программного решения, цели и задачи программы ); основные программные   мероприятия (отбор и пути реализации подпрограмм); направления и способы ресурсного обеспечения ; предлагаемый механизм реализации программы (включая управление); дана оценка ожидаемого  эффекта от ее реализации.

Также следует отметить , что Правительством Российской Федерации была одобрена «Концепция реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах». Документом предполагается строить бюджетные нормативы для  межбюджетного перераспределения доходов   на трех основаниях: государственные минимальных социальных стандартах, социальных нормативах и прогнозируемых    финансовых ресурсах консолидированного бюджета. При этом региональная  «привязка»  нормативов должна исходить из реальностей природно-климатического, демографического,     экономического , ценового характера. Указанные концептуальные  положения были частично закреплены уже в «Методике распределения средств из Фонда федеральной поддержки регионов на 2000 год». 

К началу 2000 г. примерно три десятка регионов России имели свои собственные системы нормативов минимальной бюджетной обеспеченности минимальных социальных стандартов, социальных норм и т.п.

Из всего  вышеизложенного можно отметить тенденции в плане заинтересованности Правительства Российской Федерации в улучшении экономического, социального  и ряда других показателей различных регионов  Российской Федерации.

 

 

V.  Список использованной литературы:

 

1.      Замятин Д.Н. Научные концепции и научные парадигмы  в области экономического районирования России и СССР (1870-1941 гг.) //  География и природные ресурсы.-2000.- № 1.- с. 5-9.

2.      Региональные  программы: перспективные вопросы// Экономист. 1997.- № 3.- с. 34-35.

3.      Региональная экономика: Учебник для вузов / под ред. проф. Т.Г. Морозовой. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

4.      Регионоведение: Учебник для вузов / под ред. проф. Т. Г. Морозовой. – 2-е  изд., перераб. и доп. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.

5.      Родинова И.А., Бунакова Т.М. Учебно-справочное пособие. Экономическая география. 5-е издание. Московский лицей 672с.- 2001 г.- ISBN 5-7611-0234-X.

6.      Скатерщикова Е. Федеральные округа – новые экономико-географические и социально-экономические образования. // Российский экономический журнал.-1999.-№4.-с.53.

7.      Общероссийские реформы и территориальное развитие // Российский  экономический журнал.-1999.-№4. С.53.

8.      Общероссийские реформы и территориальное развитие // Российский  экономический журнал.-2001.-№3 . С.45-61.

9.      Экономические проблемы регионов и региональная структурная политика России/// Российский  экономический журнал.-1997.-№3. С. 55-59.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Информация о работе Экономическое районирование России