Экономическое районирование России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 21:33, реферат

Краткое описание

Районирование – важнейший метод географии – единственной науки, для которой он является основным. Значение районирования для географии можно сравнить с периодизацией эпох в геологии, хронологией в истории, периодической системой элементов Д. И. Менделеева в химии, классификацией и систематикой в ботанике.

Оглавление

I Введение.
II История формирования экономические районов
1. Административное устройство России до революции.
2. Формирование административно-территориального деления после революции
3. Разработки госплановской сетки районов
4. Научные концепции в области экономического районирования России и СССР (1870-1941 гг.)
III Основы современного экономического районирования и формы территориальной организации хозяйства России.
1. Основные принципы районирования.
2. Состав крупных экономических районов России.
3. Федеральные округа - новые экономико-географические и
социально-экономические образования
4. Стратегические задачи регионального развития.
IV Заключение. Проблемы районирования России. Переоценка ценностей, перспективы.
V Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая по географии.doc

— 165.50 Кб (Скачать)


Министерство Образования и науки Российской Федерации

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

 

КАФЕДРА БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АУДИТ

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине : «Экономическая география»

 

Тема: Экономическое районирование России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                        

                                                                                                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оренбург  2006

 

Оглавление

 

 

I Введение.

 

II История формирования экономические районов

1.      Административное устройство России до революции.

2.      Формирование административно-территориального  деления после революции

3.      Разработки госплановской сетки районов

4.      Научные концепции в области экономического районирования России и СССР (1870-1941 гг.)

 

III Основы современного экономического районирования и формы территориальной организации хозяйства России.

1.      Основные принципы  районирования.

2.      Состав крупных экономических районов России.

3.      Федеральные округа - новые экономико-географические  и    

     социально-экономические образования

4.      Стратегические задачи  регионального развития.

 

IV Заключение. Проблемы районирования России. Переоценка ценностей, перспективы.

 

V  Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I Введение. Как можно районировать территорию?

 

Нельзя понять особенности и проблемы любой страны, не оценивая ее внутреннее территориальное разнообразие. Это особенно важно для России, чрезвычайно контрастной по природе, историческим особенностям, расселению населения, экономике. Без глубокого изучения порайонных (региональных) географических особенностей невозможно решение сложных проблем и самих районов, и страны в целом. Виднейшие ученые России (М. В. Ломоносов, К. А. Арсеньев, В. Н. Татищев, П. П. Семенов-Тян-Шанский, Д. И. Менделеев, Н. Н. Колосовский) применяли метод районирования – деления страны на районы, отличающиеся друг от друга природными, экономическими, историческими особенностями, условиями жизни людей.

Районирование – важнейший метод географии – единственной науки, для которой он является основным. Значение районирования для географии можно сравнить с периодизацией эпох в геологии, хронологией в истории, периодической системой элементов Д. И. Менделеева в химии, классификацией и систематикой в ботанике.

В географии используют разные варианты районирования. Во-первых, всю территорию страны можно разделить на районы, не оставляя между ними свободных пространств. Так, в физической географии выделяют крупные природные комплексы России: Русскую равнину, Урал и т.д. Административно- территориальное деление России на области, края, республики также охватывает всю территорию. Именно так выделяют экономические районы и зоны.

Районирование при этом идет как бы «сверху» – от всей территории страны, которую делят на крупные регионы (районы) одного рода (природные, административные, экономические и т.д.). Подобное однородное районирование многоступенчато (иерархично). Каждый крупный район (макроуровень), в свою очередь, можно подразделить на районы мезоуровня и так до микроуровня. Но в общественной географии наряду с однородным районированием применяют и так называемое узловое районирование.

Посмотрите на самые различные карты страны (населения, промышленности, охраны природы и др.). На них отчетливо выделяются «сгустки», «фокусы», «узлы концентрации». На карте населения – городские агломерации. На карте промышленности – ядра промышленных узлов и районов. На экологической карте – центры загрязнения и районы, на которые они оказывают воздействие, «фокусы» экологических катастроф и зоны экологических бедствий. На специальных картах можно увидеть «узлы» межнациональных конфликтов.

При узловом районировании прежде всего выделяют центры (ядра) этих объектов и явлений, а затем окружающие тяготеющие к ним территории, на которых сказывается влияние ядра. Границы подобных районов менее четки. При этом может быть несколько условных границ, каждая из которых отражает степень влияния ядра, уменьшающуюся постепенно и по-разному в различных направлениях. Можно выделить несколько зон влияния крупных городов: расселения, маятниковых миграций, взаимодействия промышленных центров с ядром, загрязнения, рекреации, пригородного сельского хозяйства и т. д. Поскольку узловое районирование идет «снизу» - от ядер, центров, фокусов концентрации различных явлений общественной жизни, оно часто носит проблемный характер. Это особенно важно в наше сложное время – время проблем, тоже имеющих свою географию.

 


I.                    История формирования экономических районов.

 

1.      Административное устройство России до революции.

Огромная территория России еще на первых этапах становления Российского государства требовала территориального изучения ее особенностей, природно-ресурсного потенциала, создания административных органов для сбора налогов и управления всеми социально-экономическими процессами. Поэтому возникла необходимость деления России на отдельные административные единицы. В России после ликвидации удельных княжеств существовало деление на воеводства, станы, уезды. Управление ими представляло собой одновременно и «кормление» их правителей. Создание Российского государства в XVIII в. (с командным управлением) потребовало образования однородных административных «единиц» - губерний. Главные их задачи – набор рекрутов в армию, сбор налогов и полицейский досмотр.

При Петре I в 1708г. страна была разделена на восемь крупных губерний, губернии же были разделены на уезды. В 1727 г. была выделена промежуточная единица между губерниями и уездами – провинция. К каждой губернии приписывались полки, их комплектование осуществлялось за счет населения губерний. Петровские губернии просуществовали почти семьдесят лет, до 1775г.; их число за это время выросло до двадцати.

В 1775г. по указу Екатерины II была проведена новая административная реформа. Произошло разукрупнение губерний, их стало сорок, а затем 68. Каждая губерния должна была насчитывать не менее 300-400 тыс. человек, причем количество мужчин призывного возраста от 20 до 30 тыс. человек.

Это административное деление оставалось неизменным вплоть до Октябрьской революции. Южные территории России по существу были колониями России, а по форме считались военными областями, управляемыми генерал-губернаторами. Их называли также военными округами. Например, Туркестанский военный округ, управляемый генерал-губернатором; Кавказ управлялся Кавказским наместником. В состав дореволюционной России входили Польша и Финляндия на правах самоуправляющихся единиц.

 

2. Формирование административно-территориального деления после революции.

После отмены крепостного права в 1861г. оформилась еще одна административная низовая единица – волость.

Формирование послереволюционного административно-территориального деления нашей страны началось с 1917г. 7 ноября 1917г. была образована Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика. В декабре 1917г. – Украинская ССР, в январе 1919г. – Белорусская ССР. В 1918г. в результате борьбы революционных и оппозиционных сил в Закавказье была провозглашена государственная независимость Грузии, Армении, Азербайджана, однако внутренняя борьба продолжалась. В 1920-1921гг. учреждены три Советские социалистические республики в Закавказье – Азербайджанская, Грузинская, Армянская, которые  в 1922г. были объединены в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (ЗСФСР). В 1924г. были созданы Туркменская, Узбекская, Таджикская АССР, в 1926г. – Киргизская (которая с 1924г. называлась Каракиргизской автономной областью). В декабре 1922г. произошло образование Союза ССР. В него первоначально вошли: РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Закавказская СФСР. В 1924г. в Союз вошли Туркменская и Узбекская республики. В 1929г. Таджикская АССР была преобразована в союзную республику и тоже вошла в состав СССР. В 1936г. из Киргизской ССР выделилась Казахская ССР и она также вошла в состав СССР. В 1940г. на территорию Прибалтики и Молдавии были введены советские войска согласно сговору Молотова-Риббентропа и образованы еще четыре союзные республики, также вошедшие в состав СССР – Эстонская, Латвийская, Литовская и Молдавская ССР.

В первые годы Советской власти происходила ломка старых административных единиц – губерний, уездов и волостей. Были введены новые административные единицы – края, области и районы.

Были ликвидированы многие несоответствия административно-территориального деления царской России экономическому значению регионов.

К концу 30-х годов сформировалось современное политико-административное деление СССР, которое просуществовало вплоть до 90-х годов. В этот период существовало 15 союзных республик – РСФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Эстонская ССР, Латвийская ССР, Литовская ССР, Молдавская ССР, Грузинская ССР, Армянская ССР, Азербайджанская ССР, Туркменская ССР, Таджикская ССР, Киргизская ССР, Узбекская ССР, Казахская ССР.

В составе союзных республик существовали 20 автономных республик, 8 автономных областей и 10 автономных (национальных) округов.

Сложившаяся к началу 90-х годов политическая и экономическая обстановка привела к распаду Советского Союза. Этот процесс объясняется рядом причин, главная из которых – господство тоталитарной системы, концентрация всех властных структур в руках КПСС, полный политико-экономический диктат руководящих структур КПСС над всеми сферами политической и экономической жизни страны. Естественно, тот диктат должен был рано или поздно быть свергнут. Произошел развал империи, который сопровождался финансовым, экономическим, политическим кризисом. Сначала 6 союзных республик заявили о государственной независимости – Эстония, Латвия, Литва, Молдавия, Грузия, Армения. Они отказались от участия в подписании союзного договора о сохранении Союза и утверждения Федерации свободных государств. Предполагалось изменение названия страны – Союз Советских Суверенных Республик. Однако его подписание было сорвано государственным переворотом, организованным ГКЧП в августе 1991г. И хотя путч был подавлен демократическими силами России, его последствия привели к дальнейшему развалу СССР и обострению политико-экономической обстановки в стране. О полной независимости в этой обстановке заявили Украина, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан и другие республики. Начался процесс национализации общесоюзной собственности. Нарушилось еще хрупкое равновесие республик, хотя и подтвержденное двусторонними экономическими соглашениями.

В настоящее время полностью распался бывший Советский Союз и на месте огромной империи образовались суверенные государства, признанные мировым сообществом: Россия (Российская Федерация), Украина, Беларусь, Молдова, Латвия, Литва, Эстония, Грузия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркмения. Все эти государства – республики по форме государственного устройства, в основном президентские республики.

По инициативе России, Украины, Беларуси было создано Содружество независимых государств (СНГ), целью которого является создание единого экономического пространства и установление взаимовыгодных связей, а также совместное управление стратегической обороной, установление контактов по действию на их территориях единой транспортной системы, системы связи, единого энергоснабжения. В состав СНГ в настоящее время входят 12 бывших союзных республик СССР, хотя соглашение о создании СНГ ратифицировано парламентами не во всех из них.

Сложилось современное административно-территориальное деление России. В Российскую Федерацию входят следующие республики: Республика Адыгея, Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Ингушская Республика, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия – Хальмг Тангч, Карачаево-Черкесская республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия, Республика Татарстан, Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика.

Вместе с тем следует отметить, что Чечня заявила полный суверенитет вне Российской Федерации и не намерена подписывать Федеративный договор, в то же время законом РФ от 4 июня 1992г. не признается существование вне Федерации Чеченской республики.

Автономной областью в составе России пока осталась одна – Еврейская; другие же автономные области преобразованы в республики. В состав России входят 10 автономных округов: Коми-Пермяцкий, Корякский, Ненецкий, Таймырский (Долгано-Ненецкий), Агинский Бурятский, Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский, Ямало-Ненецкий. Осталось неизменным количество краев – 6: Ставропольский, Краснодарский, Красноярский, Алтайский, Приморский, Хабаровский и областей – 49.

 

3.      Разработки госплановской сетки районов.

 

Экономическое районирование имеет свою историю. Первые попытки экономического районирования и первые публикации по вопросам районирования давали начальную ориентировку в хозяйственных различиях отдельных частей страны. Так как хозяйственная жизнь России в дореволюционные годы определялась главным образом сельским хозяйством, в основу районирования были положены климатические и другие зональные природные условия. Эти первые опыты экономического районирования были по преимуществу районированием природно-хозяйственным или сельскохозяйственным. В период развития капитализма в России с усилением территориального разделения труда и хозяйственных связей встали новые задачи перед сельским хозяйством и промышленностью России. Это потребовало углубления работ на базе данных статистики населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта. Особенно выделяются работы по экономическому районированию России известного статистика и географа П.П. Семенова-Тян-Шанского. Он осуществил в середине прошлого века районирование европейской части России на так называемые 14 естественных областей. Во внимание брались как природные, так и экономические условия территорий.

Информация о работе Экономическое районирование России