Экономическое районирование России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 21:33, реферат

Краткое описание

Районирование – важнейший метод географии – единственной науки, для которой он является основным. Значение районирования для географии можно сравнить с периодизацией эпох в геологии, хронологией в истории, периодической системой элементов Д. И. Менделеева в химии, классификацией и систематикой в ботанике.

Оглавление

I Введение.
II История формирования экономические районов
1. Административное устройство России до революции.
2. Формирование административно-территориального деления после революции
3. Разработки госплановской сетки районов
4. Научные концепции в области экономического районирования России и СССР (1870-1941 гг.)
III Основы современного экономического районирования и формы территориальной организации хозяйства России.
1. Основные принципы районирования.
2. Состав крупных экономических районов России.
3. Федеральные округа - новые экономико-географические и
социально-экономические образования
4. Стратегические задачи регионального развития.
IV Заключение. Проблемы районирования России. Переоценка ценностей, перспективы.
V Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

курсовая по географии.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

Экономическое районирование не застывший процесс, оно может изменяться, совершенствоваться в процессе экономического развития страны в зависимости от многих факторов. Формирование в ряде крупных экономических районов программно-целевых ТПК может привести к разукрупнению экономических районов. Идет процесс развития программно-целевых ТПК – Тимано-Печорского, ТПК на базе КМА, Западно-Сибирского, Канско-Ачинского (КАТЭК), Саянского, Южно-Якутского. Они формируются на базе уникальных природных ресурсов.

Современное экономическое районирование России включает три основных звена (таксономические единицы): крупные экономические районы; районы среднего звена – края, области, республики; низовые районы – административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы.

Каждый вид экономического районирования отвечает определенным задачам территориального развития. Высшее звено районирования – крупные экономические районы – используется центральными республиканскими органами власти для общегосударственного управления экономикой в территориальном разрезе. Крупные экономические районы – это четко специализированные и относительно завершенные территориальные хозяйственные комплексы, играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая значительной территорией, большой численностью населения, разнообразным природно-ресурсным потенциалом, крупные экономические районы имеют четко выраженную специализацию (до 5 - 7 отраслей). Чем больше территория крупного экономического района, тем шире его производственный профиль, сложнее хозяйственный комплекс.

Среднее звено районирования используется для руководства некоторыми отраслями хозяйства в пределах области, края, республики. Велика его роль в руководстве сельским хозяйством и сферой услуг.

Областные районы имеют свои экономические признаки. Своеобразная форма комплексного развития областей, объединение сельскохозяйственных районов вокруг промышленных центров обеспечивают ведущее место города.

Низовые экономические районы представляют собой первичные звенья в таксономии экономического районирования. На их основе образуются начальные специализированные территориальные производственные комплексы. Низовые районы играют важную роль в разработке и выполнении перспективных и годовых программ развития районного хозяйства и социально-культурного строительства, в размещении и специализации предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, местной промышленности, бытового обслуживания, торговли и общественного питания.

Экономические районы могут объединяться в макрорегионы, или экономические зоны, отличающиеся общими природными условиями, чертами экономики, тенденциями дальнейшего развития. На больших территориях зон четко вырисовываются общие крупные межрайонные проблемы.

 

2.      Состав крупных экономических районов России.

 

Главные принципы выделения экономических зон – уровень хозяйственного освоения территории, соотношение между важнейшими ресурсами и степенью их использования.

Существуют две экономические зоны – Западная (европейская часть России и Урал) и Восточная (Сибирь и Дальний Восток). Для выполнения долгосрочных целевых программ, сбалансированности производства и потребления важных видов продукции группы районов в экономических зонах объединяются в укрупненные районы. В Западной зоне три укрупненных района – Север и Центр европейской части России, Урало-Поволжье и Европейский Юг. В Восточной зоне два укрупненных района – Сибирь и Дальний Восток.

В настоящее время в составе России находятся 11 крупных экономических районов (регионов): Северный, Северо-Западный, Центральный, Центрально-Черноземный, Волго-Вятский, Поволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский, Дальневосточный. Статус самоуправления имеют Москва и Санкт-Петербург.

Сегодня в условиях развития рынка можно выделить три типа регионов России:

1.      Трудоизбыточные – республики Северного Кавказа, Ставропольский и Краснодарский края, Ростовская область.

2.      Оборонно-промышленные – Санкт-Петербург, Москва, Нижегородская область, Урал, промышленные узлы юга Сибири.

3.      Многоотраслевые и депрессивные – значительная часть зоны Севера.

Для первой группы регионов рекомендуется всемерное поощрение мелкотоварного уклада как в городах, так и в селах. Для регионов второго типа предусматривается привлечение иностранного капитала, в регионах третьего типа – создание особо благоприятного режима для предпринимательской деятельности за счет частичного освобождения от налогов и других факторов.

Для улучшения финансирования регионов создаются рыночные инфрастуктуры – фонды жилья, пенсионные фонды, страховые фонды, биржи, ассоциации. Рекомендуется ориентировать ассоциации на координированное решение важнейших задач: реализацию программ развития макрорегионов, создание фондов, повышение эффективности территориального разделения труда, развитие производства с учетом приватизации, внедрение новых технологий, расширение фермерских и подсобных хозяйств, разработку региональных программ возрождения сел, развитие малых городов, охрану окружающей среды, развитие связей с другими регионами.

В настоящее время в наиболее сложном положении оказались регионы, где развита тяжелая промышленность – особенно угольно-металлургическая, с крупными предприятиями-монополистами – Кемерово, Челябинск, Екатеринбург, Ростов, Тула, крупные города Красноярского края, а также регионы, где сосредоточены предприятия оборонного комплекса – Москва и Санкт-Петербург, Московская, Ленинградская, Челябинская, Нижегородская, Екатеринбургская, Пермская, Тульская области, Удмуртия и отдельные промышленные узлы с узкой производственной базой, в основном на севере.

При структурной перестройке для регионов особенно реальна угроза резкого спада производства, массовой безработицы и обострения социальной напряженности. Поэтому для существования этих регионов необходимы льготы по федеральным и местным налогам, кредиты, льготы на налоги от прибыли коммерческих банков, расширение прав местных органов и социальная защита населения. Отдельным предприятиям в этих регионах будут даваться кредиты для поддержания производства и перепрофилирования на выпуск продукции социальной направленности.

Все сказанное относится к интегральному экономическому районированию. Кроме того, существуют отраслевое районирование, например, районы размещения черной металлургии (металлургические базы), районы размещения транспортного, сельскохозяйственного машиностроения и других отраслей промышленности, и сельскохозяйственное районирование. Так, предполагается, что в будущем с развитием рыночных отношений можно будет выделить пять сельскохозяйственных районов России:

1.      Фермерские регионы со значительной долей частной собственности – основная часть Нечерноземной зоны, земледельческие районы южной части Восточной Сибири и Дальнего Востока;

2.      Регионы, где сочетаются крупные коллективные хозяйства с фермерскими – Черноземный Центр, Поволжье, предгорье Северного Кавказа, Южный Урал, юг Западной Сибири;

3.      Горные районы – республики Северного Кавказа, Алтайская республика;

4.      Регионы отгонно-пастбищного животноводства – Калмыкия, Тыва, Бурятия, Читинская область;

5.      Слабо освоенные территории с очаговым развитием земледелия и особым режимом землепользования – это основная часть зоны Севера.

Наиболее радикальные аграрные преобразования намечаются в регионах первого типа. Здесь предусматривается форсированное развитие фермерских хозяйств за счет дополнительных государственных инвестиций и субсидий, а также переселение в эти регионы экономически активного населения – демобилизованных военнослужащих, русскоязычного населения из стран нового зарубежья, а также переселенцев из городов.

Особенно уязвимы регионы нового освоения с суровыми, экстремальными условиями – зоны Севера, а также регионы со структурной безработицей, аграрным перенаселением (например, Северный Кавказ) и территории со слабой финансово-экономической базой – Забайкалье, Тыва, Калмыкия, Дагестан. Эти регионы будут поддерживаться из республиканских федеральных фондов.

В настоящее время формируются свободные экономические зоны, которые получат все преимущества для промышленного, сельскохозяйственного развития, с высоким уровнем инфрастуктуры. Это Санкт-Петербург, на Дальнем Востоке – Находка, Магадан, Сахалин; в Сибири – Кузбасс; в Московской области – Зеленоград, в Калининградской области – Янтарь и в других регионах России.

 

 

 

3.Федеральные округа — новые экономико-географические   и социльно-экономические образования

 

Президентский указ № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе», последовавшие за
ним нормативные дополнения и официальные комментарии поставили немало живо обсуждаемых ныне вопросов о характере новых макрорегиональных образований, прежде всего вопросов политического плана. Однако политические дебаты пока затеняют экономический компонент проблемы, касающийся социально-экономических параметров новых территориально-управленческих структур.

Сравнительный анализ новых макрорегионов, границы которых очерчивают ареалы контрольно-распорядительной деятельности полномочных президентских представителей, обнаруживает, что федеральные округа (ФО) существенно различаются по большинству характеристик. Некоторые из этих различий показаны в таблице 1.

Более двух третей территории страны занимают два округа на ее востоке — Дальневосточный (6,2 млн. кв. км) и Сибирский (5,1 млн.). Наименьший по площади — Южный (0,6 млн. кв. км). Размеры остальных ФО, расположенных в европейской части России, сравнительно невелики и колеблются в пределах 10% территории РФ.

По-иному складывается распределение ФО по численности населения. В Центральном (37,0 млн. человек) и Приволжском (32,0 млн.) округах проживают почти 50% граждан страны. Самая низкая доля населения — в Дальневосточном округе (7,1 млн. человек), здесь отмечается и самая высокая его убыль.

В производстве валового регионального продукта (ВРП) треть всего объема приходится на Центральный, а пятая часть — на При волжский ФО. Наименьший размер ВРП (6%) – в Дальневосточном округе.

По объему производства промышленной продукции лидируют Приволжский и Центральный ФО (более чем по 20% объема производства в стране в целом). При этом на Южный и Дальневосточный округа в совокупности приходится немногим более 10% промышленной продукции РФ.

Изучение территориально-отраслевой структуры промышленности позволяет выявить специализацию ФО. На Центральный округ приходятся около 40% всего производства в стране продукции легкой промышленности,
25% стекольной, фарфоро-фаянсовой и пищевой промышленности, а также индустрии строительных материалов, 20% производства продукции машиностроения, черной металлургии, электроэнергетики и мукомольно-крупяной промышленности. Специализация Северо-Западного округа — производство продукции лесной,
деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (треть всего производства в стране), черной металлургии (15,6%) и пищевой промышленности. Южный округ выделяется отраслями пищевой и мукомольно-крупяной промышленности. Приволжский округ лидирует в стране по размерам производства продукции химической и нефтехимической промышленности (треть), машиностроения (треть), фарфоро-фаянсовой промышленности (треть), мукомольно-крупяной (20%), электроэнергетики (20),  топливной (20), легкой промышленности (20), промышленности строительных материалов и лесной промышленности (15%). Уральский округ специализируется на производстве продукции топливной промышленности (38%), черной и цветной металлургии (14), электроэнергетики и индустрии строительных материалов. Сибирский округ известен производством продукции цветной металлургии (36%), лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности (15), электроэнергетики (12), химической, нефтехимической (11,5) и мукомольно-крупяной (10,5%) промышленности. В дальневосточном округе развиты цветная металлургия (16% общероссийской продукции) и пищевая промышленность.

Что касается финансово-бюджетной сферы, то наиболее благоприятное положение складывается в Центральном округе, на который приходится треть всего профицита бюджета страны в первом полугодии 2000 г., треть
всех доходов регионов (в том числе собственных), а также 40% налоговых поступлений в
федеральную бюджетную систему. А вот сбалансированность бюджетов территорий Дальневосточного и Южного ФО в максимальной мере зависит от финансовой поддержки федерального центра.

Анализ объемов и структуры внешнеторговых операций позволяет оценить уровень и характер вовлеченности входящих в ФО регионов
России в систему мирохозяйственных отношений. По степени открытости экономики лидируют Центральный, Сибирский и Уральский округа.

На Центральный ФО приходится около 40% российского Экспорта продукции топливно-энергетического комплекса, 20% экспорта продукции нефтехимического комплекса  черных и цветных металлов, а также продовольствия. Одновременно в округе концентрируется половина всего объема импорта страны по всем товарным группам за исключением  продукции топливно-энергетического комплекса (20%).

Северо-Заладный  ФО специализируется на экспорте древесины и изделий из нее (40% всего российского экспорта) и машиностроительной продукции (20%); по 15% приходится на вывоз черных металлов и продовольственных товаров.

В Южном ФО сконцентрировано 20% всей отечественной торговли продовольственными товарами и сырьем для их производства.

Приволжский ФО лидирует по объему торговли продукцией нефтехимического комплекса (треть). Отсюда экспортируется 20% продукции машиностроения и топливно-энергетического комплекса России. Поступают же в округ треть всех импортируемых нашей страной топливно-энергетических ресурсов, а также по 15% продукции машиностроения, черной и цветной металлургии.

Внешнеторговый /профиль Уральского ФО —экспорт     продукции топливно-энергетического коплекса (34%),  черной и цветной металлургии (20%).

Сибирский ФО — лидер по экспорту продукции черной и  цветной металлургии (35%); он вывозит также древесину (25%) и продукцию нефтехимического комплекса (20%). По импорту в регионы округа поступают 20% продукции топливно-энергетического комплекса и более 30% нефтехимической продукции. 

Треть всего российского экспорта продовольствия и сырья для его производства осуществляет Дальневосточный округ.

В плане комплексной оценки социально-экономического положения округов наиболее благоприятная ситуация сложилась в Центральном, Приволжском и Уральском ФО, самая сложная — в Дальневосточном.

В процессе реформирования государственной вертикали власти по линии укрупнения административно-территориальных образований в едином экономическом пространстве страны отмечается уменьшение различий по ряду социально-экономических параметров. Во всяком случае, предельные значения социально-экономических показателей по федеральным округам различаются между собой значительно слабее, чем аналогичные показатели по привычным «экономическим районам».  Так эти различия сократились: по размеру территории — с 36 до 9 раз; по численности населения — с 7 до 5; по объему производства валового регионального продукта — с 6 до 5; по объему производства промышленной продукции — с 5 до 4; по обороту розничной торговли — с 13 до 10; по платным услугам населению — с 12 до 9 раз.

Информация о работе Экономическое районирование России