Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 21:33, реферат
Районирование – важнейший метод географии – единственной науки, для которой он является основным. Значение районирования для географии можно сравнить с периодизацией эпох в геологии, хронологией в истории, периодической системой элементов Д. И. Менделеева в химии, классификацией и систематикой в ботанике.
I Введение.
II История формирования экономические районов
1. Административное устройство России до революции.
2. Формирование административно-территориального деления после революции
3. Разработки госплановской сетки районов
4. Научные концепции в области экономического районирования России и СССР (1870-1941 гг.)
III Основы современного экономического районирования и формы территориальной организации хозяйства России.
1. Основные принципы районирования.
2. Состав крупных экономических районов России.
3. Федеральные округа - новые экономико-географические и
социально-экономические образования
4. Стратегические задачи регионального развития.
IV Заключение. Проблемы районирования России. Переоценка ценностей, перспективы.
V Список использованной литературы.
Эта тенденция, с одной стороны, создает предпосылки повышения эффективности централизованного управления социально-экономическим развитием страны. С другой стороны, укрупнение административно-
районов — Волго-Вятского, Поволжского и Уральского, в связи с чем предстоит провести
новое экономико-географическое описание этого региона).
Намеченный сравнительный анализ ФО будет, хотелось бы надеяться способствовать лучшему пониманию особенностей социально-экономических процессов, происходящих в рамках новой схемы административно-
4. Стратегические задачи регионального развития.
В условиях становления и развития рыночных отношений формируется новая региональная политика. Следует отметить особую важность регионального аспекта экономических реформ, проводимых у нас в стране.
Вследствие огромных различий природно-географических, социально-демографических, экономических и других условий определены подходы к особому развитию экономики каждого отдельного региона России. При этом главными ориентирами будут: 1) учет специфики работы регионов в осуществлении общероссийской структурной, инвестиционной, финансовой, социальной, внешнеэкономической политики; 2) перенос ряда направлений реформы в основном на региональный уровень, особенно в малом предпринимательстве, социальной сфере, охране природы и использовании природных ресурсов; 3) децентрализация процессов управления реформой, активизация экономической деятельности на местах; 4) необходимость разработки специальных программ проведения реформ в регионах с особо своеобразными условиями.
В экономических реформах большое внимание уделяется мероприятиям по пространственной интеграции экономики России. К ним относятся создание механизма вертикальных и горизонтальных взаимодействий субъектов хозяйствования и органов управления, всемерное содействие развитию общероссийского территориального разделения труда и единого рыночного пространства, меры по преодолению распада межрегиональных хозяйственных связей, экономического и политического сепаратизма.
Главная социальная региональная цель политики в социальной сфере – обеспечение достойного уровня благосостояния в каждом регионе. Региональная политика направлена на ослабление внутреннего социального напряжения, сохранение целостности и единства страны. Главная цель региональной политики в экономической сфере – это рациональное использование природно-экономических возможностей регионов, преимуществ территориального разделения труда и экономических связей регионов.
Стратегические задачи регионального развития сводятся к следующим:
Реконструкция экономики старопромышленных регионов и крупных городских агломераций путем конверсии оборонных и гражданских отраслей, модернизации инфраструктуры, оздоровления экологической обстановки, приватизации.
Преодоление кризисного состояния агропромышленных регионов Нечерноземья, Южного Урала, Сибири, Дальнего Востока, возрождение малых городов и российского села, ускорение восстановления утраченной жизненной среды в сельской местности, развитие местной производственной и социальной инфраструктуры, освоение заброшенных сельскохозяйственных земель.
Стабилизация социально-экономического положения в регионах с экстремальными природными условиями и преимущественно сырьевой специализацией, создание условий для возрождения малочисленных народов (прежде всего это районы Крайнего Севера, горные районы).
Продолжение формирования территориально-
Стимулирование развития экспортных и импортозаменяющих производств в регионах, имеющих для этого наиболее благоприятные условия; формирование свободных экономических зон, а также технополисов как региональных центров внедрения достижений отечественной и мировой науки, ускорения экономического и социального прогресса.
Переспециализация новых приграничных регионов, создание в них рабочих мест и ускоренное развитие социальной инфрастуктуры с учетом потенциальных переселенцев и передислокации военных частей из стран Восточной Европы и бывших республик СССР.
Развитие межрегиональных и региональных систем – транспорта, связи, информатики, обеспечивающих и стимулирующих региональные структурные сдвиги и эффективность региональной экономики.
Преодоление чрезмерного отставания по уровню и качеству жизни населения отдельных республик и областей России.
Политика устранения зависимости России от импорта продовольствия потребует ускоренной интенсификации сельского хозяйства Нечерноземья и южных районов России. Большая часть задач региональной политики России будет перемещаться на уровень регионов. Будет создан социально-экономический механизм, сочетающий государственное регулирование с региональным самоуправлением.
Одной из важных задач в проведении экономических реформ России являются поддержка процесса суверенизации национально-государственных и автономных образований Российской Федерации в рамках Федеративного договора; необходимость достижения и укрепления межнационального согласия, доверия и партнерства народов, устранения причин противоречий и этнических конфликтов, соблюдения приоритета и равенства условий для представителей различных национальностей, принятия мер по ликвидации межэтнических диспропорций, выравниванию уровней развития.
IV. Заключение. Проблемы районирования России
Переоценка ценностей, перспективы.
Территориальная структура российской экономики на современном этапе сложилась и будет развиваться под воздействием трех главных групп факторов.
Первая группа – специфические историко-географические условия России. К ним прежде всего относятся, во-первых, обширная территория, охватывающая северо-восточную часть Европы и Север Азии, с суровым климатом на большей ее части, с низкой в среднем плотностью населения, с весьма богатым и разнообразным, но чрезвычайно разбросанным потенциалом природных ресурсов. Во-вторых исторически сложившееся объединение веками проживающих на своих землях многих народов с различными национально-культурными традициями. В-третьих, - весьма значительная дифференциация и неравномерность распределения естественных и трудовых ресурсов и уровней экономического развития регионов. Так, на западе, в европейской части страны (включая Урал) размещено примерно ¾ населения страны, в то время, как эти регионы располагают только четвертью ее природоресурсного потенциала. В восточной же зоне (Западная и Восточная Сибирь, Дальний Восток) это соотношение – обратное.
Группа этих и иных подобных факторов представляет собой естественноисторическую базу постоянно действующих предпосылок будущего развития территориальной структуры России.
Вторая группа факторов связана с длительным воздействием специфических условий развития в советский период. Россия в этот период стала «добывающим цехом» всего СССР и в ней сложилась структура хозяйства, в которой преобладали отрасли тяжелой промышленности. Так, в 1990 г. почти 40% промышленности представляло собой добычу и переработку сырья («тяжелая» промышленность), почти треть – машиностроение и металлообработку и лишь около четверти – производство товаров потребительского назначения.
Третья группа факторов представляет собой комплекс новых условий, порожденных коренной трансформацией экономической и политической систем страны. Сюда входят: формирование нового геополитического пространства, провозглашение независимости России и распад СССР и создание реального федеративного устройства государства; осуществление кардинальной экономической реформы; демилитаризация экономики, стремление осуществить широкую конверсию военно-промышленного производства.
Провозглашение Россией независимости и распад СССР существенно изменили условия и приоритеты хозяйственного развития страны. За границами России оказались: производство марганцевых и хромовых руд, значительная доля сырья для производства титана, алюминия и других металлов, заводы по производству многих комплектующих изделий для машиностроения, традиционные источники значительной доли потребительских товаров, хлопкового сырья, продовольствия и др.
Появились новые приграничные районы, охватывающие огромные территории, со своими специфическими проблемами: необходимостью переспециализации производства, реконструкции транспортных, энергетических и телекоммуникационных систем, обустройства переселенцев и беженцев, создания инфраструктуры для приграничной торговли. Особая проблема связана с Калининградской областью, которая оказалась отделенной от России территорией другого государства – Литвы.
Изменились условия выхода России на мировой рынок: все западные пограничные железнодорожные станции СССР (кроме станций на границе с Финляндией) и большинство крупных портов на Балтийском и Черном морях остались на территории других суверенных государств (до 2/3 морского грузооборота России теперь проходит через иностранные порты).
Пожалуй самое глубинное, долговременное и решающее значение для изменения региональной политики имеет экономическая реформа. Кардинальное реформирование экономической системы, как показывает мировой опыт, всегда сопровождается глубокими потрясениями. В России с ее спецификой этот процесс происходит особенно болезненно. Слом механизма централизованного планирования и разрушение «единого народнохозяйственного комплекса СССР» не могли не вызвать глубокого экономического кризиса . Произошел резкий спад производства и капитальных вложений, либерализация цен вызвала инфляцию, снизились реальные доходы, возникла безработица. Переориентация производства по плановому заданию на удовлетворение платежеспособного спроса сразу сделала многие виды продукции «ненужными» Это прежде всего задело предприятия военно-промышленного комплекса. Самый глубокий спад произошел в регионах и городах, где оказалась сконцентрированными предприятия ВПК, потерявшие большую часть госзаказа. Либерализация цен и инфляционный взрыв, начавшиеся в 1992 г., нанесли серьезный ущерб регионам с производством, ставшим нерентабельным при рыночных ценах. Особенно пострадали отдаленные и труднодоступные регионы (прежде всего Север, Дальний Восток) из-за резкого взлета транспортных тарифов.
Кризисные явления имеют значительные региональные особенности. Наибольший спад экономической активности прежде всего проявился в регионах с высокой концентрацией отраслей с сокращающимся спросом (военная промышленность, фондообразующее машиностроение), высоким удельным весом производств, не выдерживающих конкуренции импорта или оказавшихся без традиционных источников сырья (например, Ивановская область, специализированная на хлопчатобумажном текстиле), удаленные от основных поставщиков и потребителей (Крайний Север и Дальний Восток).
В результате наложения ряда факторов (взрывообразного роста транспортных тарифов, неконкурентоспособности производителей, неплатежеспособности покупателей, усиления территориальной дифференциации цен, доходов, дефицита наличности в отдельных регионах, конфликтов по уплате налогов между различными уровнями управления и т.п.) начала развиваться экономическая дезинтеграция регионов – усиление замкнутости и уменьшение интенсивности межрегиональных связей. Устоявшиеся хозяйственные связи окраинных регионов становятся нерентабельными, что может вызвать ориентацию на экономические связи с соседними государствами (например , Дальний Восток – Япония).
В новых условиях потенциально меняются критерии специализации районов. Вместо максимизации общегосударственного эффекта на первое место выходит удовлетворение рыночного спроса и конкурентоспособности производств различных регионов. В этих условиях значительные преимущества получают районы с хорошей инфраструктурой , ближе расположенные к усточивым рынкам сбыта, имеющие квалифицированную рабочую силу и т.п. Это прежде всего Центральный, Северо-Западный, Поволжский, Волго-Вятский и Уральский экономические районы.
Оценим многоступенчатую систему районирования «сверху», сложившуюся еще при командной экономике СССР. На территории Советского Союза выделялись три экономические зоны: Западная (европейская часть СССР с Уралом Закавказьем), Восточная (Сибирь и Дальний Восток) и Юго-Восточная (Казахстан и республики Средней Азии). Современная Россия состоит из двух огромных частей: Западного макрорегиона (Европейская Россия) и Восточного макрорегиона (Азиатская Россия). Они отличаются историческими особенностями освоения территории, особенностями природы, уровнем и проблемами экономического развития, соотношением ресурсов и их использованием, перспективами развития. Территория России была подразделена на 11 экономических районов (8 – в Западном макрорегионе и 3 – в Восточном). Однако сетка экономических районов, используемая до сих пор, устарела.
Во-первых, районы не имеют собственного территориального управления (оно существует лишь на ступеньку ниже – в республиках, областях и краях).
Во-вторых, многие районы (сибирские, Урал, Поволжье) образованы более 50 лет назад, другие существуют три десятилетия. Но экономика мобильна. В ряде районов за эти годы создана мощная добывающая промышленность, в других она ослаблена за счет истощения ресурсов. Сформировались крупнейшие базы оборонной промышленности, не соответствующие границам этих районов. В целом по стране изменился географический рисунок экономики. Многие районы имеют нечеткую специализацию.