Экономическая география и регионалистика

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 04:11, курс лекций

Краткое описание

1. Общая экономико-географическая характеристика регионов мира:
• Экономико-географическая характеристика стран зарубежной Европы.
• Экономико-географическая характеристика стран Латинской Америки.
• Экономико-географическая характеристика стран Африки.
• Экономико-географическая характеристика стран зарубежной Азии (по отношению к странам СНГ).
• Экономико-географическая характеристика США.
• Экономико-географическая характеристика Китая.
• Экономико-географическая характеристика Бразилии.

Файлы: 1 файл

экономическая география и регионалистика.docx

— 361.64 Кб (Скачать)

Животноводство подразделяется на отрасли в соответствии с видами скота:

  • скотоводство (крупный рогатый скот);
  • овцеводство;
  • коневодство;
  • свиноводство;
  • птицеводство;
  • пчеловодство;
  • верблюдоводство и др.

В развитых странах ведущее  направление имеет интенсивный  путь развития животноводства, основанный на полевом кормопроизводстве и  культурных пастбищах, с широким  распространением молочного скотоводства, птицеводства и свиноводства в пригородных  зонах (Северная и Центральная Европа, северо-восток США и др.) Вместе с  тем распространены в экономически развитых странах и обширные районы экстенсивного пастбищного животноводства (Австралия, Запад США и Канады).

Для развивающихся стран  все еще характерно преимущественно  малопродуктивное экстенсивное животноводство, базирующееся на пастбищных угодьях. Крупное  поголовье сельскохозяйственных животных сочетается здесь с низкой их продуктивностью, все еще широким их использованием в качестве тягловой силы и распространением обширных районов кочевого и полукочевого животноводства.

В итоге в настоящее  время, несмотря на научно-технический  прогресс, сельское хозяйство еще  остается, в общем, на низком уровне развития. Наиболее передовые технологии сконцентрированы в экономически развитых государствах Северной Америки и  Евразии, их распространение в развивающихся  странах происходит замедленно из-за бедности населения и в целом  более низкого уровня экономического развития этих государств.

Вопросы для проверки знаний

  1. Объясните понятие «интенсификация сельского хозяйства».
  2. Почему зерновое хозяйство считается главной отраслью сельского хозяйства?
  3. Как влияет НТР на отраслевую структуру мирового сельского хозяйства?
  4. В каких странах мира производство отдельных сельскохозяйственных культур является отраслью международной специализации и почему?

География мирового транспорта: структура

Транспорт – третья ведущая  отрасль материального производства, кровеносная система в сложном  механизме мирового хозяйства, обеспечивающая производственные связи и осуществляющая перевозки грузов и пассажиров. Он составляет основу внутригосударственного и международного разделения труда.

Значение транспорта состоит  в том, что он:

  1. обеспечивает связь между районами производства и потребления товаров и услуг;
  2. воздействует на размещение производства;
  3. способствует специализации и кооперированию производства стран и районов;
  4. способствует развитию процессов международной интеграции.

Состояние транспортной системы  в значительной мере определяет развитие производительных сил в целом  – ни одна страна мира не может достигнуть экономического процветания без  высокоразвитых транспорта и связи. По основным технико-экономическим показателям (протяженности транспортных магистралей, обеспеченности подвижным составом, грузо- и пассажирообороту, технической оснащенности, видовой сбалансированности и т.д.), транспортная система постиндустриальных государств намного превосходит данную отрасль развивающихся стран.

В структуре транспортного  комплекса выделяют следующие группы отраслей:

  • сухопутный (железнодорожный, трубопроводный, автомобильный);
  • водный (внутренний водный и морской);
  • воздушный.

Железнодорожный транспорт обеспечивает перевозку грузов и пассажиров на дальние расстояния. Несмотря на снижение его доли в мировых грузо- и пассажироперевозках, продолжает оставаться одним из важных видов сухопутного транспорта. По длине железных дорог лидируют США (около 200 тыс. км), Канада (90 тыс. км), Россия (87), Индия (63), Китай (53), Германия (45), Аргентина (40), Австралия (36), Бразилия, Франция. Густотой сети выделяются страны Европы, особенно Бельгия. Вместе с тем имеются огромные пространства, где железнодорожное сообщение полностью отсутствует. Резко различаются страны по видам тяги, пассажиропотоку и грузообороту. Целиком электрифицированы железные дороги Швеции, Нидерландов, примерно наполовину – Италии, Болгарии, Японии, России.

По грузообороту лидируют: Россия, США, Китай, Канада, Польша.

В развитых странах наблюдается  тенденция к сокращению железнодорожной  сети, в развивающихся, наоборот –  к расширению. 

Трубопроводный  транспорт – один из самых молодых, высокопроизводительных и экономически выгодных видов транспорта по перемещению нефти, газа и продуктов их переработки. Для него характерно также относительно слабое загрязнение окружающей среды и незначительная зависимость от природных условий и условий рельефа. Наибольшей протяженностью магистральных нефте- и газопроводов отличаются США, затем с большим отрывом идет Россия, Канада, Франция, страны Ближнего Востока.

Автомобильный транспорт отличается высокой маневренностью; находится вне конкуренции в перевозках пассажиров и грузов на короткое расстояние и возможности доставлять грузы непосредственно потребителям. В то же время он сильно загрязняет окружающую среду, что является в настоящее время его серьезным недостатком и наиболее дорогой вид транспорта.

Общая протяженность автомобильных  дорог 24 млн. км (70% общей длины всех путей сообщения). Плотность автодорог  в мире 180 км на 100 кв. км территории.

Самая большая протяженность  автодорог в США, Индии, Японии, Китае, России, Франции, Канаде. Самая густая сеть автодорог в Великобритании, Франции, Германии, Италии, Японии, Испании. Крупнейшим парком автомобилей располагают  США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия.

Внутренний водный транспорт – старейший вид транспорта, относительно дешевый, но география его в значительной степени предопределена наличием судоходных рек и озер, наличием каналов и внутренних водоемов – озер, водохранилищ и т.д. Он обслуживает преимущественно внутренние потребности отдельных государств, но осуществляет и международные перевозки. Так, в Европе крупными международными речными артериями являются Рейн, Дунай, Эльба, Рона, в Северной Америке – Миссисипи, Миссури, река Святого Лаврентия и Великие озера, в Южной Америке – Амазонка, Парана, Африке – Нил, Нигер, Конго, Азии – Хуанхэ, Ганг, Инд и др. Транспортное использование рек зависит не только от природных условий, но и от уровня хозяйственного развития страны и наличия (или отсутствия) других транспортных путей. Так, в связи с неосвоенностью территорий мало используются реки Амазонка, Конго и др.  Наибольшее развитие получил в США, Китае, России, Германии, Канаде, Нидерландах, Франции.

Важную роль играют международные  речные бассейны: Дунай (12 стран), Нил, Конго, Нигер (по 9 стран), Рейн, Амазонка, Замбези (по 7 стран).

Многие речные бассейны имеют  значительно большую пропускную способность, чем крупнейшие железнодорожные магистрали: Волга, Обь, Лена, Янцзы, Енисей, Амазонка, Миссисипи и др.

В настоящее время широко используются суда типа «река-море», позволяющие  доставлять грузы от морских портов через системы рек и каналов.

Морской транспорт – один из важнейших в обслуживании внешнеэкономических связей. Он отличается огромной грузоподьемностью и дешевизной перевозок разнообразных грузов, в том числе массовых: наливных, навалочных, насыпных и др. Будучи одним из старых видов транспорта, в последние десятилетия он пережил важные технологические сдвиги: контейнеризацию, введение в эксплуатацию танкеров, судов на воздушных подушках и подводных крыльях и т.д.

Морской транспорт обеспечивает почти 80% перевозок между странами, реализуя возможности международного разделения труда. Морской транспорт  обеспечивает 98% внешнеторговых перевозок  Японии и Великобритании, 90% - всех внешнеторговых перевозок США и стран СНГ.

Морской транспорт имеет  самую низкую себестоимость. Первое место по судоходности занимает Атлантический  океан, где сформировались 3 главных  направления перевозок:

  • Европа – Северная Америка;
  • Европа – Южная Америка;
  • Африка – Европа.

В последние годы растут грузопотоки через Тихий океан (Япония, «новые индустриальные страны»).

По тоннажу морского флота  лидируют следующие страны: Либерия, Панама, Япония, Норвегия, США, Греция, Кипр, Россия. Лидерство Либерии, Панамы, Кипра объясняется тем, что под их «дешевыми флагами» плавают суда высокоразвитых стран с целью экономии на зарплате, налогах и др. Среди универсальных морских портов с наиболее крупным грузооборотом выделяются Роттердам, Гамбург, Гданьск, Иокогама, Бомбей, Бангкок, Сингапур, Александрия, Монреаль, Новороссийск и др.

Важное место для морского транспорта имеют морские каналы и проливы (Суэцкий и Панамский  каналы), проливы – Ла-Манш, Гибралтарский,  Малаккский, Босфор.

Первое место в перевозках по морям и океанам занимают нефть  и нефтепродукты (особенно крупные  грузопотоки формируются  в Персидском заливе).

Воздушный – самый молодой и динамичный – это наиболее скоростной, но дорогостоящий вид транспорта. Он обеспечивает международную перевозку пассажиров и грузов на большие расстояния. Преимуществами воздушного транспорта заключаются в скорости, мобильности, возможности обеспечения связи с труднодоступными районами и т.д.

По размерам пассажирооборота выделяются страны: США, Россия, Япония, Великобритания, Канада, Франция, Германия. В наиболее развитых странах сложилась  густая сеть авиалиний. Крупнейший воздушный  самолетный парк сконцентрирован в  США, на втором месте – Россия, далее  – Канада, Франция, Австралия и  Германия.

Крупнейшие аэропорты  мира – Чикаго, Даллас, Лос-Анджелес, Атланта, Лондон (Хитроу). Всего в мире 34 крупных аэропорта, причем половина из них – в США, 8 – в Европе.

Главные направления  воздушных трасс:

  • Европа – Северная Америка;
  • Европа – Южная Америка;
  • Европа – Ближний Восток;
  • Европа – Южная и Юго-Восточная Азия и Австралия;
  • Европа – Африка;
  • США – Восточная и Юго-Восточная Азия и Австралия;
  • США – Южная Америка.

Выводы

Транспорт – одна из важнейших  отраслей экономики любой страны, кровеносная система в механизме  мирового хозяйства, обеспечивающая производственные связи и осуществляющая перевозки  грузов и пассажиров. Он составляет основу внутригосударственного и международного разделения труда.

В структуре транспортного  комплекса выделяют следующие группы отраслей:

  • сухопутный (железнодорожный, трубопроводный, автомобильный);
  • водный (внутренний водный и морской);
  • воздушный.

Они существенно отличаются между собой по времени возникновения, назначению, грузоподъемности, трудоемкости, скорости, себестоимости, степени зависимости  от природных условий и т.д.

Транспорт промышленно развитых государств имеет сложную структуру  и представлен всеми видами, включая  электронный (линии электропередач). Особенно высоким уровнем развития транспорта отличаются США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Канада и др.

В развивающихся странах  транспортная сеть отражает территориальную  структуру хозяйства – соединяет  районы добычи минерального сырья  или районы плантационного хозяйства и порты (экспортная ориентация экономики). Во многих из них до сих пор используются старые виды транспорта: вьючный, гужевой. Технический уровень современных видов транспорта сильно уступает развитым странам. В некоторых из них полностью отсутствует железнодорожный транспорт (Афганистан, Непал, Бутан и др.).

В мировом грузообороте и  в пассажирском резко выделяется один, главный вид транспорта: в  грузообороте – морской транспорт, в пассажирообороте – автомобильный.

Происходит также изменение  структуры перевозок между отдельными вилами транспорта: в грузообороте соотношение между железнодорожным  и его главным конкурентом  – автомобильным транспортом  изменилось с 4:1 до 2:1. Растет доля трубопроводного  транспорта и снижается роль внутреннего  водного. В пассажирообороте воздушный  транспорт приближается к уровню железнодорожного по объему перевозок.

Будучи одним из важнейших  факторов размещения производства в  прошлом, транспорт и в современную  эпоху продолжает оказывать исключительно  важное влияние на развитие и размещение производительных сил отдельных  стран и мира в целом. В этом же направлении сказывается воздействие  технологического прорыва в сфере  коммуникаций – бурное развитие телефонной, радиорелейной, стекловолоконной, спутниковой  связи, телексов, телефаксов, сети Internet и т.д.

Вопросы для проверки знаний

Информация о работе Экономическая география и регионалистика