Экономическая география и регионалистика

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2012 в 04:11, курс лекций

Краткое описание

1. Общая экономико-географическая характеристика регионов мира:
• Экономико-географическая характеристика стран зарубежной Европы.
• Экономико-географическая характеристика стран Латинской Америки.
• Экономико-географическая характеристика стран Африки.
• Экономико-географическая характеристика стран зарубежной Азии (по отношению к странам СНГ).
• Экономико-географическая характеристика США.
• Экономико-географическая характеристика Китая.
• Экономико-географическая характеристика Бразилии.

Файлы: 1 файл

экономическая география и регионалистика.docx

— 361.64 Кб (Скачать)

Малые цветные  металлы: сурьма, ртуть, висмут, кадмий и др.

Легирующие цветные  металлы: вольфрам, молибден, кобальт и др.

Благородные цветные  металлы: золото, серебро, платина.

Запасами и  добычей золота наиболее широко известны ЮАР, Россия, США, Канада, Австралия, Китай, Узбекистан и др.

Редкие и рассеянные цветные  металлы: литий, германий, селен, цикорий, галлий и др.

Страны мира резко различаются  по основным показателям развития цветной  металлургии, в частности, по сырьевой обеспеченности, уровню и масштабам  ее развития, сложности отраслевой структуры, экспортной направленности и т.д. Отметим группу стран, богатых  большинством видов цветных металлов  и производящих в крупных масштабах почти все виды цветных металлов (США, Россия, Китай, Канада, Австралия, ЮАР). Видное место в отрасли занимает группа стран, выделяющихся огромными запасами, крупными масштабами добычи, производством и экспортом какого-то одного или даже нескольких видов цветных металлов (Чили, Конго, Казахстан, Бразилия, Малайзия, Замбия и др.). Велика роль в развитии цветной металлургии мира групп стран, как правило, бедных ресурсами цветных металлов, но характеризующихся высоким уровнем развития разнообразных отраслей на базе импортного сырья (Япония, Германия, Корея, Великобритания и др.).

Выводы

Размещение предприятий  цветной металлургии складывается под воздействием многих природных  и экономических факторов.

Ныне цветная металлургия  производит более 70 различных металлов, причем около 96% веса производимых металлов приходится на алюминий, медь, цинк и  свинец.

Для цветной металлургии  экономически развитых стран выделяют ряд характерных черт: невысокая  степень обеспеченности сырьем; более  полная структура отрасли (в том  числе выплавка редких и стратегически  важных металлов – титана, кобальта, тантала, германия); преобладание в  структуре производственного цикла  средних и верхних стадий производства. Меньшее значение в размещении предприятий  имеет сырьевой фактор, преобладают  транспортно-энергетический, потребительский.

Главные районы концентрации ресурсов и добычи сырья для производства цветных металлов  среди промышленно-развитых стран – Канада, Австралия, ЮАР, Россия. Цветная металлургия большинства развитых стран работает на импортном сырье.

Развивается эта отрасль  и в развивающихся странах, где  сосредоточена большая часть  мировых запасов руд цветных  металлов. Однако доля этих стран в  производстве и потреблении существенно  ниже. Выделяется лишь доля развивающихся  стран в производстве олова (более 4/5), но и основные запасы сосредоточены  в Малайзии, Индонезии, Бразилии, Таиланде, Боливии.

В развивающихся странах, по сравнению с промышленно развитыми  странами, заметно преобладание нижних стадий производства (первичный и  черновой металл) и энергосырьевой направленности в размещении предприятий цветной металлургии. За последние годы в развивающихся странах выросло производство почти всех цветных металлов. Это связано, в первую очередь, с отсутствием в этих странах природоохранного регулирования (экологически «грязные» производства). 

Дело в том, что цветная  металлургия относится к группе отраслей, оказывающих негативное влияние  на все компоненты природной среды, и к одному из самых «грязных»  производств.

Вопросы для проверки знаний

  1. Каковы основные факторы, влияющие на размещение предприятий цветной металлургии?
  2. В каких странах мира сосредоточено основные месторождения руд цветных металлов – алюминиевых, медных, оловянных?
  3. Почему Канада и Норвегия имеют большую выплавку алюминия, не обладая собственными ресурсами бокситов?

Машиностроение: отраслевая структура, основные факторы  размещения

Машиностроение – главная  отрасль обрабатывающей промышленности мира. На него приходится более 1/стоимости промышленной продукции мира (в экономически высокоразвитых странах до 35-40%) и более 1/всех занятых в данной отрасли. Практически нет сфер жизнедеятельности человека, где бы не  использовалась продукция машиностроения. Она отражает уровень научно-технического прогресса и обороноспособности страны, определяет развитие других отраслей хозяйства.

По отраслевому составу  машиностроение – самая сложная отрасль. Она состоит из более чем 70 отраслей.  С точки зрения выпускаемой продукции, особенностей размещения производства и технологических процессов выделяют следующие отрасли машиностроения:

  1. Тяжелое машиностроение (металлоемкое производство, тяготеющее к источникам сырья): оборудование для предприятий металлургического, топливно-энергетического, горно-химического комплекса. Характеризуются большим потреблением металла и имеют следующие технологические процессы: отливка, обработка и сборка крупногабаритных деталей, узлов, агрегатов. Входят следующие подотрасли: металлургическое машиностроение, горное, подъемно-транспортное, тепловозостроение, вагоностроение, дизелестроение, котлостроение, турбостроение, атомное, полиграфическое, энергетическое машиностроение и др.
  2. Станкоинструментальное машиностроение (металлоемкое, тяготеющее к источникам сырья и потребления): производство металлорежущих станков, кузнечно-прессового деревообрабатывающего оборудования и т.п.
  3. Приборостроение (не большая энерго- и материалоемкость, но требующая высококвалифицированного интеллектуального труда): производство электронной техники, ЭВМ, систем автоматизации  управления технологическими процессами, информационных систем и т.п.
  4. Радиотехническое машиностроение: производство товаров народного потребления (потребительский фактор).
  5. Авиационное и ракетно-космическое машиностроение (тяготение к крупным научно-техническим центрам и высококвалифицированным кадрам).
  6. Транспортное машиностроение (автомобилестроение, судостроение и др.).
  7. Сельскохозяйственное машиностроение.
  8. Оборонный комплекс.

В зависимости от технологии производства выделяются:

  • трудоемкое и наукоемкое машиностроение, требующее больших затрат труда, высокой квалификации работников, постоянного внедрения научных достижений (приборостроение, производство вычислительной техники, радиоэлектроника, роботостроение и другие новейшие отрасли);
  • металлоемкое машиностроение, требующее больших затрат металла, так называемое «тяжелое машиностроение» (тракторостроение, производство кузнечно-прессового оборудования, энергетическое машиностроение и пр.).

В структуре мирового машиностроения по стоимости продукции особенно выделяются 2 отрасли – транспортное машиностроение, в первую очередь  автомобилестроение, и электронное  производство. Здесь неоспоримыми лидерами являются США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Италия. Видное место  занимают также новые индустриальные страны, Китай, Россия, отдельные из малых высокоразвитых европейских  государств.

Факторы размещения производства для разных отраслей машиностроения различны. Среди основных можно выделить:

  • фактор трудоемкости;
  • фактор наукоемкости;
  • сырьевой фактор;
  • потребительский фактор;
  • транспортный фактор; фактор территориальной концентрации.

В соответствии с этим отрасли  «тяжелого машиностроения» находятся  в районах, где расположены предприятия  черной металлургии (северо-восток США, Рурский район в Германии, Уральский  район в России, Верхняя Силезия  в Польше и др.). Они ориентируются  преимущественно на сырьевую базу. Точное машиностроение, а также транспортное машиностроение концентрируется в  больших городах и агломерациях, научных центрах. Здесь же в соответствии с потребительским фактором сосредоточено  производство бытовой техники. Сельскохозяйственное машиностроение – на потребителя (крупные  сельскохозяйственные регионы) и т.д.

В целом же наиболее рациональным размещение машиностроения становится тогда, когда источники сырья, места  производства и потребления совпадают  и дополняются развитыми научно-исследовательской базой и квалифицированными кадрами.

Различия стран по уровню развития машиностроения крайне велики. Более 90% машиностроительной продукции  производят развитые страны. Безусловными лидерами в производстве являются: страны «Большой семерки», Россия, Китай. Масштабами производства и объемами экспорта машиностроительной продукции  особенно выделяются 3 крупнейших района, представленные экономически высокоразвитыми странами: Северная Америка, Западная Европа и Восточная и Юго-Восточная Азия во главе с Японией. Производя фактически все виды машиностроительной продукции, страны этих регионов особенно доминируют в производстве и экспорте продукции новейших высокотехнологичных и наукоемких отраслей. Крупным регионом производства выступали и страны Восточной Европы, однако, в переходный период построения рыночных отношений, их роль, особенно стран СНГ, заметно снизилась.

Среди развивающихся стран  только  в новых индустриальных странах, с крупным экономическим потенциалом: Бразилии, Мексике, Индии, Аргентине машиностроение достигло достаточно высокого уровня и представлено нередко филиалами фирм высокоразвитых стран. В целом отставание развивающихся стран в этой отрасли еще очень велико. Низка и доля продукции машиностроения в структуре всей промышленности – она не превышает 20%, тогда как в развитых странах она составляет 30-40%. Во многих развивающихся странах машиностроение представлено ремонтными мастерскими и предприятиями по изготовлению простейшего инвентаря.

Особенностью машиностроения развитых стран, по сравнению с развивающимися, является наиболее полная структура  машиностроительного производства и увеличение доли электротехники; высокое качество и конкурентоспособность  продукции; отсюда - высокая  экспортность и большой удельный вес машиностроительной продукции в общей стоимости экспорта (Япония – 64%, США, Германия – 48%, Швеция – 44%, Канада – 42%).

В развитых странах преобладает  станкостроение, тяжелое машиностроение, производство оборудования. Лидерами станкостроения являются Германия, Япония, США, Италия, Швейцария. На всю группу развивающихся стран приходится всего 6% выпуска продукции станкостроения (по стоимости), включая выпуск станков  в Корее, Индии, Бразилии. Полный профиль  изделий тяжелого машиностроения выпускают  США, СНГ, Германия, Япония, Великобритания.

В электротехнической промышленности быстро выдвинулась электронная  индустрия. Выделяются две подотрасли электронной промышленности: военно-промышленная (в экономически развитых странах) и бытовая электроника (преимущественно в развивающихся странах, где имеется большое количество дешевых рабочих рук при относительно высоком уровне квалификации). Бытовая электронная техника, изготовленная в Гонконге, Корее, Тайване, Малайзии, Сингапуре («желтая сборка») экспортируется  даже в развитые страны.

Крупнейшей отраслью машиностроения стало автомобилестроение. За 50 лет  выпуск автомобилей увеличился в 5 раз. При этом 70% приходится на легковые автомобили. Ведущими странами по их производству и экспорту являются Япония, опередившая «родину автомобилей» США, Германия, Франция, Испания, Италия, Великобритания, Россия, Корея. Среди развивающихся стран можно выделить Бразилию, Аргентину, Индию.

В развивающихся странах  интенсивно развивается судостроение и производство подвижного железнодорожного состава. Локомотивы выпускают Индия, Бразилия, Аргентина, Турция. Среди производителей вагонов выделяются Мексика, Египет, Иран, Таиланд, Чили, Колумбия. В мировом судостроении из 20 ведущих государств почти 1/3 – развивающиеся страны. А Корея вышла на 2 место в мире (вслед за Японией), обогнав Германию. Далее следуют Бразилия, Тайвань, Индия, Аргентина, Мексика. Это связано также с дешевизной труда.

В промышленно развитых странах, где сосредоточено около 9/10 мощностей  машиностроения и более 9/10 объема НИОКР (научно-исследовательских и  опытно-конструкторских работ), в машиностроении внедряются гибкие автоматизированные производства и системы автоматизированного проектирования, основными компонентами которых являются станки с числовым программным управлением, ЭВМ м специальные транспортные системы. В производстве оборудования для этих систем главную роль играют Япония и США, значительно слабее позиция стран Западной Европы. В начале 90-х годов 50-60% всех промышленных роботов производилась в Японии. США стали крупнейшим в мире производителем и поставщиком систем автоматизированного проектирования и управления производством, обеспечивая ими около 80% мирового рынка. В Западной Европе в борьбе за рынок микроэлектроники объединили усилие известные фирмы «Филипс» (Голландия) и «Сименс» (Германия).

В целом же по уровню развития машиностроения, степени сложности  его отраслевой структуры и месту  на мировом рынке все страны мира можно подразделить на несколько  групп:

  • обладающие полной номенклатурой или малосущественными пропусками в структуре машиностроения, выделяющиеся высоким уровнем развития отрасли и масштабами экспорта ее продукции: США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия;
  • достигшие высокого уровня развития и экспортности продукции отдельных отраслей машиностроения – Швеция, Бельгия, Швейцария, Чехия, Корея, Сингапур, Тайвань и др.;
  • имеющие крупные масштабы машиностроительного производства, полную или сложную структуру отрасли, но работающие в основном на внутренний рынок – Россия, Китай, Индия, Бразилия, Польша, Украина, Канада и др.;
  • машиностроение получило развитие, но представлено в основном традиционными, несложными отраслями и не имеющими существенного экспортного значения; это многие латиноамериканские, бывшие социалистические и азиатские страны;
  • располагающие зачаточным машиностроением или с преимущественно ремонтно-сборочными предприятиями – большинство слаборазвитых стран мира.

Выводы

Машиностроение – главная  базовая отрасль мирового промышленного  производства, показатель уровня промышленного  развития.

В целом роль отдельных  регионов мира в размещении и развитии машиностроения такова: на страны Северной Америки приходится более 30% мирового машиностроительного производства, на страны Западной Европы – 25-30%, на страны Восточной и Юго-Восточной Азии – около 20%.

Информация о работе Экономическая география и регионалистика