Исторические города Испании – синтез мусульманской и европейской культур

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2015 в 09:45, контрольная работа

Краткое описание

Пристального внимания заслуживает проблема межкультурных взаимодействий, поскольку глубокий анализ культуры, ее аспектов, структуры, механизмов функционирования не представляется возможным без рассмотрения подобных коммуникаций.
Культура охватывает все стороны жизни общества, в том числе и его духовную жизнь, то есть ту сферу, где создаются, сохраняются и накапливаются ценности, знания, нормы и исторический опыт.

Оглавление

Введение……………….…………………………………………………………………3
1. Исторические города Испании – синтез мусульманской и европейской культур..5
Заключение……………………..……………………………………………………….22
Список литературы………………………………..……………………………………24

Файлы: 1 файл

Копия 23.docx

— 54.95 Кб (Скачать)

С древних времен рядом с мечетью воздвигался минарет. Его происхождение восходит к ряду прообразов: сторожевой или сигнальной башне, маяку. Практическое значение минарета связано с публичным призывом правоверных на молитву, который выполняет специальный служащий мечети - муэдзин. Минарет объединяет мечеть с пространством окружающего мира, простором неба, с тесно обступающей городской застройкой. В восточном городе вертикали этих башен, то исчезая из поля зрения, то вновь появляясь, играют роль главных ориентиров. В различных мусульманских центрах были созданы оригинальные и несхожие между собой формы минаретов. К числу древнейших памятников принадлежат квадратные в плане минареты Сирии, которые произошли от колоколен сирийских христианских церквей, в свою очередь наследовавших традиции эллинистических и римских башенных сооружений. Тип квадратного минарета утвердился в странах Северной Африки и в Испании. На Ближнем и Среднем Востоке господствующей стала круглая, слегка сужающаяся кверху форма минарета.

С развитием мусульманской архитектуры связано формирование таких эстетических понятий-символов, как: «джамал» - божественная, совершенная красота, это купол мечети; «джалал» - божественное величие, это минареты; «сифат» - божественное имя, это письмена на внешних стенах мечети.

С захватом монголами в 1258 г. Багдада завершается золотой век арабо-мусульманской культуры. С этого времени на первый план выступают относительно самостоятельные региональные культуры - собственно арабская, иранская, турецкая, мусульманская культура в Индии и др. В начале XVI в. арабский мир был поглощен Османской империей. Но достижения средневековой арабо-мусульманской культуры свидетельствуют о её значительном вкладе в сокровищницу мировой культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Испания - страна с древней историей. На ее территории сохранились многочисленные архитектурные памятники: остатки древнегреческих, карфагенских и римских поселений.

Восемь веков Испания была под властью арабов. Они оставили глубокий след в жизни испанского народа - в языке, культуре, архитектуре.

В последнее время политическая роль ислама на мировой арене резко возросла. Сегодня почти во всех странах Западной Европы есть мусульманские диаспоры,  которые пытаются влиять на формирование и реализацию государственной политики стран, в которых они проживают .  Иногда столкновение интересов европейцев и мусульман приводило к конфликтам, поэтому в последнее десятилетие отношение к исламу со стороны большинства европейцев стало  крайне негативным . В настоящее время немногие  знают о том, что взаимоотношения западноевропейской и мусульманской культур имеют давнюю  историю и очень плодотворные результаты. Для того чтобы лучше понять социально-политические процессы, происходящие сегодня в Западной Европе, следует проследить, хотя бы очень коротко, историю взаимовлияния западноевропейской и арабо-мусульманской культур, сопровождавшуюся формированием мусульманского населения в Западной Европе.

К моменту проникновения в Европу в начале VIII в., мусульманская культура уже не была однородной: это был синтез различных культур. В развитие мусульманской культуры активно включились персы, греки, тюрки, евреи, берберы и другие народы, для которых арабский язык стал родным. Каждый из завоеванных народов неизмеримо обогатил арабскую культуру, превратив ее в мусульманскую. Исламизация Европы началась в 710 году, когда берберский военачальник Тарик ибн Зияд (ум. в 720 г.) высадился с небольшим войском в 500 человек на юге Испании. Это место впоследствии  назвали Джебель ат-Тарик в честь полководца (отсюда – Гибралтар). Арабы и берберы, за которыми закрепилось собирательное название мавры, за 10 лет завоевали почти всю Испанию (ал-Андалус), Сицилию, Мальту и часть Италии (3). Продвижение мавров на север смог остановить только  франкский майордом Карл Мартелл (ок.688 – 741) из рода Каролингов  в 733 г.

 Арабы относительно  мирно распространяли ислам в  Европе, не столь активно, как  на Востоке. Ислам никогда не  навязывался насильно никому, прежде  всего по политическим соображениям: учитывая огромную территорию  халифата и множество завоеванных  народов, насильственная исламизация  означала бы гибель молодого  мусульманского государства. Более того, ислам очень миролюбиво относился к христианам и иудеям, считая их «людьми Писания», т.е. равными себе. Правовые нормы халифата позволяли легально исповедовать другую религию, однако следовало платить особый налог – джизью .

Значение мусульманской Испании велико: она «вписала одну из самых ярких страниц в историю средневековой Европы. Влияние мусульманской культуры через Прованс распространилось в другие европейские страны, породив новую поэзию и новую культуру».

Кроме торговых контактов между Западной Европой и Ближним Востоком продолжали развиваться религиозные связи. В основном они сводились к работе христианских миссионерских организаций и дипломатических представительств западных стран в этом регионе. Миссионерство в то время было важнейшей составляющей внешней политики европейских стран; позже в этот процесс активно включились и США. Особенно сильны были религиозные связи с Европой в Сирии (включавшей в себя в те времена также Ливан и Палестину), где проживало много арабов-христиан маронитского толка, на которых оказывала влияние римская католическая церковь .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1. География туризма: Учебник / Под ред. А.Ю. Александрова. - 3-e изд., испр., (Гриф) .-Ростов н/Д.:КноРус ,2013 .-592 с.

2. Лукьянова Н.С. География туризма : туристские регионы мира и России. Практикум : учеб. пособие. - М.: КНОРУС, 2010. - 168 с. М-во обр. Рос. Фед.

3. Города мира / ред.группа: Л.Садовская, Т.Евсеева, А.Мартынова. - М.:  Мир энциклопедий: Аванта+, Астрель, 2010. - 216 с.: ил. - (Самые красивые и знаменитые).

4. Васильев Л. С. История религий Востока. М., 2011.

2. Грюнебаум  фон Г. Э. Классический ислам. М., 2010.

3. Каптерова Т. П., Виноградова Н. А. Искусство средневекового Востока. М., 2014.

4.  Крачковский И.Ю. Арабская культура в Испании. М.- Л., 2013.

5. Мец А. Мусульманский Ренессанс. М., 2010

6. Очерки истории арабской культуры (V - XV вв.). М., 2011.

7. Уотт У.М., Какиа П. Мусульманская Испания. М., ГРВЛ, 2012.


Информация о работе Исторические города Испании – синтез мусульманской и европейской культур