Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2011 в 09:33, контрольная работа
Цель исследования. Изучить историю возникновения мусульманства. Раскрыть духовно – нравственные основы мусульманского типа культуры.
Задачи исследования. Сбор литературы. Анализ выбранной литературы. Рассмотрение истории возникновения мусульманского типа культуры, существующие обычаи и обряды мусульман. А также история появления мусульманства в России.
Введение…………………………………………………………………………………..3
1. История возникновения мусульманства……………………………………………..6
2.Ислам в современности……………………………………………………………… 8
3.Некоторые характерные черты ислама………………………………………………10
4. Россия и ислам………………………………………………………………………...14
Заключение……………………………………………………………………………….16
Список литературы……………
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1. История возникновения
мусульманства……………………………………………
2.Ислам в современности……………………………………………
3.Некоторые характерные черты ислама………………………………………………10
4. Россия и ислам…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
Введение.
Для многих из нас ислам ассоциируется с актами экстремизма, «джихадом», с нефтедолларами, униженным положением женщин в «парандже», многоженством, экзотикой сказок «Тысяча и одна ночь», судьбой английского писателя индийского происхождения С.Рушди, автора «Сатанинской поэзии», и религиозным фанатизмом. Такой набор стереотипов не способствует взаимопониманию разных народов как в самой России, так и в мире вообще. Исламская культура своеобразна и неповторима.
Актуальность темы исследования заключается в том, что в современном мире определены две тенденции, с одной стороны, поляризация Запада и Востока, христианского и исламского миров, с другой, интернационализация жизни человечества, которая, постепенно набирая силу, становится определяющим направлением современной жизни. Поэтому становится актуальной необходимость создания моста между различными полюсами современного мира, между разными конфессиями. Взаимодействие Востока и Запада дает возможность для сотрудничества, преодоления существующих противоречий, создания базы для мирного сосуществования и развития разных культур.
Актуальность темы исследования с научной точки зрения. Мусульманский тип культуры и по-прежнему изучается преимущественно историками и религиоведами и в меньшей степени философами. Соответственно, и преобладает взгляд на эту религию как на явление истории или как на явление догматическое, ограниченное духовной сферой человека и имеющее отдаленное отношение к реальной жизни. А между тем, исповедание ислама в большинстве случаев подразумевает определённый вид общественного устройства и сообразный этому образ жизни. В исламе ищет мусульманин основания своей идентичности, черпает все мотивы своих социальных действий. Таким образом, изучая ислам не только как религию, но и как вид общественного устройства, можно лучше понять мотивы поведения мусульман, политику исламских государств и, соответственно, более плодотворно вести диалог с исламским миром.
Актуальность темы исследования с практической точки зрения. Анализ сущности ислама актуален с точки зрения определения содержания мировидения и миропонимания большой части населения нашей страны, исповедующей ислам. Знание этой сущности представляется важным и актуальным для разрешения частых конфликтов и обеспечения мирного сосуществования обитателей общего «дома».
Актуальность темы исследования с авторской точки зрения состоит в том, что влияние ислама на любые процессы, происходящие в жизни отдельного города или страны в целом, становится всё более явным и ощутимым. Учитывая многонациональный состав России, проблемы нравственного возрождения, мирного сосуществования различных культур, этносов и религий приобретают особую важность. В связи с этим назревает необходимость лучше узнать и понять причины того или иного поведения соседствующих теперь повсюду с нами людей исповедующих мусульманство.
Объект исследования. Мусульманский тип культуры.
Предметом исследования является история развития ислама как одной из трех ведущих мировых религий, оказавших и оказывающих влияние на современный мир.
Цель исследования. Изучить историю возникновения мусульманства. Раскрыть духовно – нравственные основы мусульманского типа культуры.
Задачи исследования. Сбор литературы. Анализ выбранной литературы. Рассмотрение истории возникновения мусульманского типа культуры, существующие обычаи и обряды мусульман. А также история появления мусульманства в России.
Методология исследования. Для решения поставленной цели в работе были использованы следующие методы : основу составляют методы сбора информации: выборка, анализ документов, наблюдение, они позволили рассмотреть подробно теоретически, что из себя представляет мусульманский тип культуры. В меньшей степени были использованы методы анализа и интерпретации данных, получение обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций, они помогли сделать выводы по работе, для написания введения и заключения.
Структура работы. Работа состоит из:
Введения, в котором изложена актуальность темы исследования с различных точек зрения, объект исследования и предмет, а также поставленны цели и задачи, которые решаются в работе. Какие использовались методы в написании работы.
Заключение. Дана краткая характеристика всей работе. Сделаны выводы.
1. История возникновения мусульманства.
Возникнув в начале VII века нашей эры в
Аравии, ислам является последней из мировых
религий. 1Сложившаяся на стыке древних
европейской и ближневосточной цивилизаций,
впитавшая в себя элементы христианства
и иудаизма, греческой философии и римского
права, административной структуры древнеперсидских
империй и мистико-метафизических спекуляций
индуизма и буддизма эта религиозная система
оказалась сложным итогом многостороннего
синтеза. Основой этого синтеза были бедуинская
арабская культура, арабский этнос и его
очень слабо развитая государственность2.
На обширной территории Ближнего Востока
арабы из небольшой и не очень развитой
группы семистских племен именно в результате
исламизации превратились в многочисленную
этнокультурную общность с мощной политической
структурой и высокоразвитой цивилизацией.
Быстрыми темпами складывающаяся арабо-исламская
религиозно-культурная традиция подчиняла
себе завоеванные страны и народы, большая
часть которых, включая и древние центры
мировой цивилизации, была не только исламизирована,
но и ассимилирована арабами. Образно
говоря, арабо-исламская волна за короткий
срок захлестнула огромное количество
соседний с Аравией и отдаленных от нее
стран и практически растворила в себе
многие обитавшие там этносы, подчас имевшие
древние собственные традиции.
Все эти влияния придали развивавшейся
быстрыми темпами арабо-исламской культуре
весьма мощные потенции для дальнейшего
развития. Они создали основу для того,
чтобы средневековая арабо-мусульманская
культура стала на некоторое время во
главе мировой цивилизации. В средние
века европейская культура вступила в
полосу заметного упадка. И хотя и в это
время христианизированная европейская
культура как в католической Западной
Европе, так и в православной Византии
продолжала существовать и развиваться,
блестящий расцвет арабо-исламской цивилизации
затмевал ее.
Успехи и достижения арабской культуры
воздействовали на многие страны, в числе
которых были и культурные центры средневековой
Европы. Это проявилось в математике (арабскими
называются заимствованные арабами из
Индии цифры, которыми мы пользуемся),
в химии, в философии. Через мусульманскую
Испанию (Кордовский халифат), бывшую в
VIII-XII вв, видным центром развития арабо-исламской
культуры, европейские университеты знакомились
с работами таких мыслителей, как Авиценна,
Аверроэс, аль-Газали.
Особняком в последующей истории исламской
мысли стоит фигура Ибн Хальдуна, разностороннего
мыслителя, сопоставимого с гигантами
европейского Ренессанса, его современниками.
Он выдвинул концепцию закономерного
прогресса человеческого общества от
низшей стадии до наивысшей через преобразование
производительной деятельности людей,
развитие производства, эволюции неорганического
и органического мира.
Позже, в связи с распадом Кордофского
халифата в Испании и общим упадком арабской
государственности и цивилизации, уровень
развития арабской культуры, ее влияние
на другие народы стали падать. С XVIII века
развитие капитализма в Европе быстро
преобразовывало все сферы жизни общества,
в исламском мире наблюдались тенденции
обратного порядка. Мусульманское общество
становилось слабее, шла на убыль его культурная
активность, сужались интеллектуальные
горизонты, теряла силу центральная власть
и усиливалось влияние родовой системы.
Это породило колониальную зависимость
исламских стран от христианского Запада,
отрезанность от современной культуры
вплоть до послевоенного национального
возрождения, поставившего в число первоочередных
проблему веротерпимости. И именно в этом
смысле следует говорить об огромном влиянии
арабо-исламской культуры (богословие,
этика, обычаи, нормы семейной жизни и
т.п.) на все те страны и народы, где распространен
ислам.
Попытки модернизировать, изменить ислам
начинаются в XIX-XX веках. Они являлись следствием
влияния европейской, христианской цивилизации.
Начался период «Нахда» (Возвышения), где
главную роль играли реформаторы мусульманской
идеологии, шариадского законодательства
и судопроизводства афганец Джемаль–ад-Дин
аль-Афган, египтянин Мухаммед Абдо, индеец
Мухаммед Икбал. Все они стремились возродить
былое могущество арабской нации на основе
соединения достижения западной и восточной
культур.
Движение за модернизацию ислама с рационалистических
позиций постепенно распространялось,
особенно в первой половине XX в. Несмотря
на яростное сопротивление со стороны
защитников незыблемости ислама, реформы
с начала XX в. следовали повсюду одна за
другой. Коран и ислам примирялись с жизнью:
проповеди-хутбы и решения–фетвы начинали
транслироваться по радио, причем на языке
слушателей. Устаревшие нормы шариата
то здесь, то там решительно пересматривались
и отходили на задний план под нажимом
более современного заимствованного у
европейцев судопроизводства.
Пример наиболее радикальных реформ в
этом направлении показала Турция, где
после кемалистской революции суды шариата
потеряли свое былое значение, уступив
место санкционированным государством
конституционным нормам, основанным на
принятых в Европе юридических принципах.
Резко изменилось положение женщины, которая
освобождалась от затворничества и включалась
в активную общественную жизнь. В ряде
наиболее передовых стран, как, например,
в Турции, в законодательном порядке была
введена моногамия. Была резко упрощена
обрядность ислама, облегчились условия
поста, женщин начали допускать к мечети.
Наконец, в отдельных странах ( и в той
же Турции) мусульманство со всеми его
религиозными обрядами и нормами было
даже отдельно от государства, деятельность
которого стала иметь сугубо светский
характер.
С 50-х годов процесс модернизации ислама
стал проявлять себя в наиболее развитых
арабских странах – в Египте, Сирии, Ираке.
В этих государствах встал вопрос о реформах,
направленных на ограничение собственности,
национализацию крупных предприятий,
предоставления всем, включая женщин,
широких прав и свобод.
Попытки согласовать нормы ислама с радикальными
преобразованиями еще более усилились
в 70-е годы XX века, чему способствовало
резкое усиление экономических и политических
позиций некоторых ведущих исламских
стран в связи с проблемой нефти. Превращение
этих стран во влиятельную силу в современном
мире по-новому поставило вопрос об исламе.
Ислам, пожалуй, наиболее сильная из религий
мира. Духовная жизнь в исламских странах
не только всегда была под контролем ислама
– она просто протекала в рамках ислама.
И хотя мусульманские мыслители свободно
оперировали философскими категориями,
не имевшими ничего общего с ним, - все
равно ислам был тем фундаментом, на котором
стояли и от которого отталкивались правоверные.
Вписавшись в современную структуру, даже
в меру признав авторитет науки, ислам
продолжает давить на поступательное
развитие общества своими тысячелетними
традициями.
2. Ислам в современности.
Люди из других стран, с которыми мы встречаемся,
живут в соответствии со своей системой
ценностей и выражают свои мысли на языках,
являющихся носителями другой цивилизации,
нюансы которых нам порой непонятны. Наше
общение с этими людьми обычно остается
поверхностным, мы судим о них на основании
собственных культурных стереотипов и
подчас плохо понимаем особенности их
социальной, экономической и политической
жизни. И среди важнейших факторов, определяющих
лицо цивилизации, нельзя забывать о религии.
Феномен религии занимает очень важное
место в жизни человечества и оказал глубокое
влияние на культуру всех народов.
Трудно найти религию, которая бы так моделировала
общество, как ислам. Очень часто достаточно
посмотреть несколько кадров фильма, чтобы
понять, что страна, в которой он снят,
- мусульманская: это и одежда мужчин и
женщин, и минарет мечети, и арабское письмо,
и множество признаков, не оставляющих
места сомнениям3.
Печать ислама на обществе объясняется
тем, что это тотальная религия, которая
затрагивает все моменты личной и общественной
жизни. С этой точки зрения ислам можно
сравнить с христианством того периода,
когда законы и нравы ориентировались
исключительно на вероучение церкви. Сегодня
все мусульманские страны ориентируются
на ислам, даже если между ними существуют
значительные различия в трактовке того,
что они берут за образец.
Ислам дает народам чувство принадлежности
к одной общине, которая объединяет верующих,
несмотря на различия их культур.
Чтобы принять ислам, необходимо выполнить
простые формальности: вступающий очищается
путем омовения (например, принимает душ)
и произносит со всей искренностью фразу,
выражающую символ веры, которая называется
«шахада».
Однако выйти из ислама намного труднее.
По Корану, тот, кто отрекается от ислама,
заслуживает смерти. По-видимому известный
стих из Корана: «Нет принуждения в отношении
религии» - означает лишь то, что нельзя
насильно обращать неверных. Но это не
значит, что немасульманин в стране ислама
является таким же гражданином, как другие.
Иногда ему более или менее заметно дают
почувствовать аномальный и прискорбный
характер его положения4.
Ситуация значительно меняется в зависимости
от страны. В Северной Африке (Марокко
и Тунисе), принципы непринуждения строго
соблюдаются. В ваххабитских странах (Саудовская
Аравия и Катар), наоборот, не может быть
и речи о том, чтобы допустить наличие
церкви или синагоги. Нетерпимость доходит
до запрета рождественской еды в ресторанах.
3. Некоторые характерные признаки ислама.
Ислам
характеризуется большой простотой принципов:
Бог, единый и всемогущий, ниспослал людям
текст- Коран, который Он передал с помощью
человека по имени Магомет.
Признать всемогущество Бога – значит
повиноваться его воле. Смысл слова «ислам»-
«повиновение». Повиновение Богу заключается
в том, чтобы повиноваться Его слову, то
есть строго соблюдать предписания Корана.
Наиболее фундаментальные из этих предписаний
- «пять столпов ислама»: символ веры (шахада),
молитва пять раз в день, пост, милостыня
(закят) и паломничество (хадж). Однако
благочестивый мусульманин должен хорошо
знать весь Коран, так как вся его общественная
и частная жизнь должна соотносится с
ним. Коран рекомендует верующим рассказывать
его всякий раз, когда это возможно. Тысячи
верующих знают его наизусть от корки
до корки. Если прибегнуть к юридическому
сравнению, Коран - это закон, исходящий
от высшей власти, а хадисы - юриспруденция,
то есть метод трактовки закона.
Верование мусульман касается всего, что
написано в Коране.
Как и другие религии ислам не призывает
к активному социальному переустройству.
Напротив, он учит смирению и послушанию.
Частная собственность священна – на
этот счет указания Корана строги и недвусмысленны,
а законы шариата строго карают преступников
(вору отрубают кисть правой руки).
Как и Библия, Коран призывает человека
трудиться – этим в первую очередь он
обеспечит себе царство небесное. Человек
должен быть скромен и терпелив, мужественно
сносить все невзгоды этого мира и уповать
на спасение в загробной жизни. Единые
и отличительные признаки мусульманства
и христианства можно представить следующим
образом:
Мусульманство | Христианство |
Основные источники религии: | |
Коран | Библия |
Аллах: | Бог: |
“Я создал людей, чтобы они мне поклонялись”. | “Я создал людей, чтобы они меня любили”. |
Он один, высочайшее существо, ему нет равных никого и нигде. | |
Одинаково соблюдают заповеди (правила) - рамадан, пост. | |
Основатель: | |
Пророк Мухаммед | Сын божий Иисус Христос |
Обращаются к душе человека | |
Осуждают социальное неравенство. | |
Представление образа рая: | |
Отдых, наслаждение, покой | Общение с богом, соединение с Христом |
Почитают Иисуса Христа - как одного из пророков. | |
Отсутствует
идеал человеческого |
---\\-- |
Культура: | |
Чисто местный специальный характер, в основном остается без развития. | Дало много
мировых известных |
В Коране зафиксированы
и определенные права женщины – как гражданские,
так и имущественные. Так, женщину, в том
числе и рабыню, нельзя лишить ее ребенка,
если последний нуждается в ее уходе.
5Практически это означает, что до семи
лет ребенок при любых условиях остается
с матерью, в дальнейшем он может быть
взят отцом, но не безоговорочно, не при
любых обстоятельствах. За женщиной признаются
определенные права при разделе имущества,
наследовании, разводе.
Кроме запретов, обращенных к женщине,
Коран налагает ряд ограничений на всех
правоверных. Так, мусульманам запрещается
употреблять вино, и в этом запрете есть
своя логика: пьяный не может совершать
намаз, ибо молитву нельзя начинать нечистым,
к числу которых всегда относились и пьяные.
Хотя этот запрет соблюдался не очень
строго, он все же оказывал свое воздействие
и является регулирующей нормой и по сей
день. Существуют и пищевые запреты: мусульмане
не должны есть свинину, употреблять в
пищу кровь и падаль. Запрещены также азартные
игры: азарт сжигает человека и отвлекает
его от обязанностей, в том числе и от обязанностей
пятикратной молитвы.
К числу запретов относится изображение
людей и даже животных. И хотя в живописи
он соблюдался не очень строго (в шиитском
Иране существовало высокое искусство
миниатюры с изображением небольших фигурок
людей и животных), он оказал свое влияние
на характер исламского искусства, где
живопись и особенно скульптура почти
всецело вытеснены архитектурой и орнаментом.
Зато архитектура и орнамент достигли
высокого развития: мавзолей Тадж-Махал,
многие знаменитые мечети – подлинные
шедевры мировой культуры.
Некоторые положения
Корана, несомненно, прогрессивные для
арабского общества VIIв., сегодня кажутся
анахронизмом, по крайней мере для человека
западной культуры. Например, Коран регламентирует
отношения между хозяином и рабом и допускает
применения закона возмездия. Что касается
правил в отношении женщин, то они задуманы
для защиты ее в обществе, в котором господствует
мужчина, и кажутся отсталыми, если рассматривать
их с точки зрения равноправия мужчины
и женщины.
Строгое соблюдение Корана в нынешнюю
эпоху неизбежно вступает в противоречие
с современным развитием нравов. Однако
ислам признает, что Коран не регламентирует
все детали жизни в обществе: то, что не
запрещено или не рекомендуется, оставляется
на свободное суждение каждого. Следовательно,
по аналогии с вредом алкоголя может, например,
осуждаться потребление наркотиков. Подобные
неизбежные толкования могли бы привести
к современному прочтению всего Корана,
к чему мусульманский мир, по-видимому,
еще не готов6.
Строительство мечетей
в исламе всегда считалось богоугодным
делом. Средств на это не жалели, так что
мечети, особенно в городах, столицах,
представляют собой нередко великолепные
сооружения. Мечети обычно используются
не только для богослужений, проповедей
и молитв, но также и в качестве своеобразного
местного культурного центра, места собраний
правоверных во всех случаях жизни. В мечети
всегда решались текущие дела, производился
сбор милостыни и пожертвований, принимались
различные решения, требовавшие участия
большого количества местных жителей.
Еще одна важная функция мечети – организация
обучения подрастающего поколения. Образование
в исламских странах всегда было религиозным
и находилось под попечительством местных
духовных властей. Имам и мулла данной
мечети были одновременно учителями в
мектебе, т.е. школе при мечети, куда принимали
учиться мальчиков школьного возраста.
При наиболее известных мечетях в больших
городах существовали и медресе, где духовники
различных рангов обучали будущих специалистов
по исламу, богословов и законоведов, всей
мудрости ислама.
Успешно окончившие исламские школы и
университеты становились в ряды знатоков
ислама, его истории, догматов, священных
текстов. Все эти знатоки и деятели ислама
были призваны руководить жизнью и делами
правоверных, направлять и поучать их,
помогать им общаться с Аллахом, выполнять
важнейшие предписанные исламом обряды.
Главная цель этого повседневного руководства
– обеспечение неукоснительного соблюдения
всех тех предписаний и обрядов, которые
по заповедям Корана и нормам шариата
обязательны для мусульман.
Обряды. Один из основных обрядов –
суннат, т.е. обрезание. Мальчиков примерно
в семилетнем возрасте, когда они считались
уже выходящими из-под материнской опеки,
подвергали этой операции, корни которой
восходят, видимо, к обрядам инициации
древних. В исламе обряд обрезания служитрода
символом религиозной принадлежности
и считается обязательным. Этот обряд
символизирует взросление ребенка, переход
его в новое «взрослое» состояние. После
обрезания мальчик более уже не возвращается
на женскую половину дома: его отделяют
от сестер и приобщают к мужчинам семьи.
Как и другие обряды, сопровождается праздником,
на который съезжается множество родственников
с подарками по случаю торжества.
Еще один важный семейный обряд в жизни
мусульманина – свадьба. Молодых обычно
венчает один из служителей ислама, который,
совершая церемонию, чаще всего читает
четвертую суру Корана, где излагаются
основные положения ислама о месте, правах
и обязанностях женщины в семье и обществе.
Совершающий обряд имам или мулла от имени
ислама как бы скрепляет союз молодых,
превращая его в официально признанный
и имеющий силу закона брак.
Торжественно, со специальными ритуальными
обрядами отмечается в семье мусульманина
и рождение ребенка, особенно сына. И наконец,
последний из серии обрядов, сопутствующих
мусульманину на протяжении всей его жизни,
- похороны. Этот обряд совершается обычно
в день смерти и исполняется с участием
духовных лиц, читающих заупокойные молитвы
из Корана.
Кроме этих важных обрядов, существует
и много других. Все они практикуются достаточно
широко, как, например, обычай выплаты
калыма за невесту – деньгами или отработкой
в хозяйстве будущего тестя, что также
уходит корнями в древние традиции семитских
племен7.
Как правило, все
семейные обряды мусульман сопровождаются
праздниками. Однако кроме семейных праздников
существуют и общие, касающиеся всех и
продолжающиеся подчас по нескольку дней.
Один из таких всеобщих религиозных праздников
– ураза-байрам, праздник разговенья,
приходящийся на первый день месяца шавваль
после месячного поста в рамазане. Этот
праздник длится три дня, на протяжении
которых каждый из правоверных отчитывается
за месяц поста – насколько тщательно
он соблюдал предписания, изучал текст
Корана, умиротворял свою душу и укрощал
страсти, раздавал милостыню и т.д. Курбан-байрам.
Другой большой мусульманский праздник
на 70-й день после окончания поста. Это
– курбан-байрам, великий праздник жертвоприношения.
Совершающие хадж обычно прибывают в Мекку
именно в дни этого праздника, когда они
и приносят свои жертвы Аллаху в священном
городе мусульман. Еще один праздник приходится
на 27-й день месяца рамазана, т.е. на конец
поста. В честь этого праздника обильные
пиршества не устраиваются – все-таки
пост. Мусульмане в этот день усиленно
молятся, обращаясь к Аллаху и читая Коран;
они полагают, что ежегодно в этот день
решается судьба каждого человека на год
вперед.
4. Россия и ислам.
Восточные славяне,
предки русских, столкнулись с исламом,
согласно историческим данным, не позднее
начала IX века в походах на Волжскую Булгарию.
Последующее знакомство было связано
с периодом подчинения Руси Золотой Орде,
породившего стойкий стереотип басурмана
«мусульманина», ибо население Орды было
преимущественно мусульманским, с сохранением
язычества, шаманизма. При этом ислам проявлял
значительную веротерпимость: при хане
Берке, первым принявшим в Орде ислам,
была основана и православная епископия,
ставился вопрос о желании татар креститься,
православной церкви был пожалован ряд
привилегий. Мечетей же в русских землях,
по мнению В.Г. Садура, не ставилось до
XV века.
Завоевание Казани, репрессии против исламского
духовенства и аристократии, мусульман
иных сословий, не желавших принимать
крещение, породили враждебность взаимоотношений,
выразившееся и в широком участии «басурман»
в восстании Емельяна Пугачева, обещавшего
им свободу вероисповедания. Реформы Петра
I сказались на положении мусульман только
в форме новой волны попыток их просвещения,
ставшего, однако, их неявной христианизацией,
перешедшей потом в явную: в Казанскую
духовную академию в 1723 году дополнительно
к 36 русским учащимся были приняты 14 новокрещенных
татар. При Анне Иоановне в 1740 году была
создана Контора новокрещенских дел, печально
прославившаяся массовыми разрушениями
мечетей. Только благодаря политике Екатерины
и решению Святейшего Синода о терпимости
всех вероисповеданий в 1773 году в Уфе был
создан муфтиат, другие мероприятия подобного
рода способствовали уничтожению вековых
стереотипов, особенно проявившихся в
XIX веке в возникновении реформаторского
движения – джадидизма.
Джадидизм стал пропагандировать идеи
снятия различий между сунитами и шиитами,
включения мусульманских народов в общеевропейский
прогресс, который виделся в связи с вхождением
в состав России. Ортодоксальному духовенству
джадидизм казался пособничеством русским
в их стремлении разрушить ислам, заменой
законов правоверных на «законы неверных».
В годы советского правления арестовывались
люди не только за обвинение в национализме,
но иногда и за отказ перехода с арабской
письменности на латиницу. Только в 40-е
годы воссоздаются Духовные управления
четырех централизованных мусульманских
организаций СССР: Уфа, Ташкент, Махачкала
и Баку8.
Политика перестройки привела к кардинальному
изменению положения мусульман в новой
России, и на первый план вышли проблемы
культурного взаимопонимания, преодоления
стереотипов и формирования терпимости
и взаимоуважения народов с христианской,
исламской и буддийской культурными традициями.
Ислам создал уникальную цивилизацию,
отличную от российского и западно-европейского,
христианского вообще социального мироотношения.
Требуются значительные интеллектуальные
и волевые усилия, чтобы не попасться на
легкость признания непохожести, а, следовательно,
как нередко бывает, и «неправильности»,
«ложности» иного отношения к миру, чтобы
понять и принять иную культуру не как
враждебную, а как иное самого себя, как
другой вариант бесконечного множества
проявлений человеческой природы. Для
понимания нужны и интуиция, и стремление
видеть красоту мира, и любовь к миру и
человеку каждый человек потенциально
шире, чем рамки той цивилизации, а общечеловеческая
культура богаче и разнообразнее культуры
любой цивилизации.