Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 17:23, курсовая работа
Нам был предложен выбор написания курсовой работы по какой-либо стране, свой выбор я остановила на Индии, т.к. возможно мне представится случай посетить данную страну. Индия – единственная страна в мире, где культурная и религиозная традиции не прерывались с древнейших времен. Великие цивилизации древности – египетская, шумерская, древний Рим, кельты – возникали и растворялись в небытии, индийская традиция пребывала неизменной, такой она и сохранилась до сих пор.
Федеральное агентство образования
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Уральский государственный педагогический университет»
Географо-биологический факультет
Кафедра физической географии
Курсовая работа.
География туризма и рекреационные ресурсы Индии.
Исполнитель:
Студент 303 группы
Дневного отделения:
Кочурин В.Н
Руководитель:
Липухин Дмитрий Николаевич
Екатеринбург 2014
Оглавление
Нам был предложен выбор написания курсовой работы по какой-либо стране, свой выбор я остановила на Индии, т.к. возможно мне представится случай посетить данную страну. Индия – единственная страна в мире, где культурная и религиозная традиции не прерывались с древнейших времен. Великие цивилизации древности – египетская, шумерская, древний Рим, кельты – возникали и растворялись в небытии, индийская традиция пребывала неизменной, такой она и сохранилась до сих пор.
Индия поражает и удивляет на каждом шагу, возникает ощущение того, что вы оказались в другом времени или в параллельном мире. Таинственные индуистские секты со странными ритуалами, древние храмы, буддистские монастыри, потрясающие ландшафты, мягкий климат, уникальный жизненный уклад и психология индийцев – великое открытие для русского пилигрима.
Самое удивительное качество этой страны – в ней нет провинциалов. Индусам, даже живущим в глухих отдалённых деревнях, независимо от образовательного уровня, достатка, места проживания не свойственно местечковое сознание. Они все живут в ритмах Вселенной, отмечая праздниками фазы Солнца и Луны они участвуют в пульсации Галактики. Они не чувствуют себя чужими на этой Земле – они просто странствуют от одного перерождения к другому в компании с Шивой, Кришной и другими богами и символами.
Но не все так замечательно, как казалось бы, более или менее полное представление о стране, я постараюсь представить в своей работе. Мои действия в написании курсовой будут соответствовать указанному плану работы.
Два взаимосвязанных, непрерывно сменяющих друг друга процесса: затраты жизненных сил и их восстановление – являются основой жизнедеятельности любого человека.
Процесс восстановления жизненных сил человека обозначается термином рекреация, который представляет собой совокупность следующих этимологических значений: отдых и восстановление. Рекреация означает индивидуальный или коллективный вид деятельности, осуществляемый в часы досуга на основе свободного выбора, доставляющий удовлетворение и радость сам по себе и не стимулируемый извне ради какой-нибудь награды.
Обеспечивают восстановление жизненных сил человека природные и культурно-исторические рекреационные ресурсы. Природные ресурсы рекреации отличаются значительным разнообразием. Специфическими характеристиками природных комплексов являются:
○ специфические рекреационные ресурсы (теплое море, минеральные источники, горнолыжные трассы, экзотические растения и животные, уникальные геологические образования, климатические особенности и т.д.);
○ рекреационный потенциал (емкость, устойчивость, комфортность, разнообразие, привлекательность и т.д.);
○ наличие и состояние технических систем (материальной база и рекреационная инфраструктура, обеспечивающие обычную жизнедеятельность отдыхающих и обслуживающего персонала и удовлетворяющих специфические рекреационные потребности);
○ наличие квалифицированного обслуживающего персонала, который с помощью технических систем производит, собирает, сохраняет и доставляет отдыхающим комплекс услуг, удаляет отходы.
Оздоровительная деятельность состоит в разработке и осуществлении множества развлекательных, игровых, оздоровительных, досуговых программ для различных групп населения с целью восстановления сил, затраченных в процессе труда, устранение производственного напряжения, а также в необходимом повышении образовательного и духовного потенциала. Обязательно следует учитывать характер труда, его объём и уровень интенсивности, потребности людей в тех или иных видах досуговой деятельности. С точки зрения производимого на человеческий организм эффекта, рекреация – это процесс восстановления психофизического баланса человеческого организма.
Рекреация – не только отдых. Рекреационная деятельность служит своеобразным «предохранительным клапаном» живого организма, это природная защитная функция человеческого организма и одновременно защитная реакция социума. Она позволяет сохранить генофонд человечества, и, прежде всего этнический генофонд.
На выбор того или иного места отдыха в первую очередь оказывают влияние природные условия: наличие водоема и леса, красивых живописных мест, а также тишина, покой, уединенность, возможность заниматься своим любимым делом – играми, рыбной ловлей и т.п. Имеет значение близость места отдыха к дому, возможность удовлетворить свои познавательные интересы, удобная транспортная связь с домом, развитие культурно-бытовой сети.
Соприкосновение отдыхающих с природой в зонах рекреации бывает двояким: с нетронутой, естественной природой и с природой, несколько видоизмененной, приспособленной для целей рекреации и приема посетителей (как введением дополнительных элементов оборудования, так и частичным изменением самих природных компонентов ландшафта – искусственные водные бассейны, реконструкция леса или новые насаждения и т.п.)
В местах концентрации отдыхающих нельзя оставить природу «в чистом» виде, так как это грозит утратой многих ее качеств. Поэтому приспособление и оборудование отдельных участков природного ландшафта для рекреации – неотъемлемая и важная часть при создании большинства рекреационных центров и зон.
Зона рекреации должна быть размещена за пределами санитарно-защитных зон промышленных предприятий, с наветренной стороны по отношению к источникам загрязнения и источникам шума.
Рекреация – деятельность человека, направленная на восстановление здоровья и трудоспособности путем отдыха вне жилища или существенное изменение стандарта поведения.
Рекреацио (лат.) – буквально «восстановление». Рекреация – (устаревшее) зал для отдыха после занятий в учебных заведениях.
Рекреационные концепции развиваются в рамках рекреалогии – междисциплинарной науки о рекреационных системах, основанной на научных принципах экологии человека. Эти принципы впервые сформулированы научным коллективом отечественной школы рекреалогии и рекреационной географии под руководством Владимира Сергеевича Преображенского. В 1992 г. многолетние научные исследования в области рекреации были обобщены в теоретической монографии «Теория рекреалогии и рекреационной географии». Среди исследователей общепризнанно определение рекреалогии как науки о процессах и методах восстановления живых сил человека.
Из всего многообразия признаков рекреации главными, определяющими ее сущность, принято считать следующие:
○ осуществляется в свободное время,
○ носит деятельный характер;
○ построена на добровольной, самодеятельной основе.
Отдых, рекреационная деятельность – это не только перемещение в приятное и удаленное место, но и поиск разнообразия. Так, люди, профессионально связанные с постоянными переездами мечтают о возможности побыть дома, в кругу семьи. Для полноценного отдыха не обязательно куда-то ехать, надо кардинально изменить привычный образ жизни. Другими словами, смена деятельности – это основа отдыха.
Рекреация – это не только познание чего-то нового, отдых, но и реакция на стресс, утомляемость. Чем более стрессовые условия жизни человека, тем больше его потребность в рекреации.
Рекреационные ресурсы – это объекты и явления природного и антропогенного происхождения какой-либо географической единицы, обладающие ценными медико-биологическими, психолого-эстетическими или научно-познавательными свойствами, используемые в целях рекреации.
Рекреация никогда не существовала сама по себе, она является продуктом социального и культурного развития человечества. Люди занимались рекреацией всегда, но конкретные особенности рекреационной деятельности изменялись с эволюцией общества. Причем, ценность рекреационной деятельности заключается не только в восстановлении сил для трудовой деятельности, но и в самом процессе отдыха.
Сейчас мы наблюдаем новый этап развития рекреационной деятельности. Для него характерно массовое стремление людей к отдыху вдали от привычных мест, стремительно развивающимися возможностями средств транспорта и сферы туристических услуг.
Рекреационные ресурсы условно можно подразделить на природные и социально-экономические (социально-культурные).
Природные ресурсы туризма классифицируют:
· по принадлежности к определённым компонентам природной среды (климатические, водные, лесные и т. д.).
· по функциональному назначению (оздоровительные, познавательные).
· по иссякаемости (иссякаемые: объекты охоты, рыбалки и неиссякаемые: солнце, морская вода).
· по возобновляемости (возобновляемые: растения, животные и не возобновляемые: лечебные грязи, памятники культуры).
Социально-экономические ресурсы включают:
· культурно-исторические объекты (памятники и памятные места, музеи, архитектурные ансамбли).
· культурно-исторические явления (этнографические, религиозные).
· экономические (финансовые, инфраструктурные, трудовые).
Природные рекреационные ресурсы - объекты и явления природы, которые можно использовать в целях отдыха, туризма и лечения. Как видно из определения, этот вид ресурсов выделяется не по особенностям происхождения, а по характеру использования. Главными формами таких ресурсов являются «зеленые зоны» вокруг больших городов, заповедники, национальные парки. Эти территории особенно подвержены воздействию человеческого общества и требуют к себе особого внимания и охраны. Заповедниками считается природная территория (или акватория), полностью исключенная из хозяйственного использования для охраны и изучения природного комплекса в целом. Одной из основных задач заповедников является сохранение природных ландшафтов, типичных или уникальных для данной территории. Более либеральной формой охраняемых территорий является заказник, где постоянно или временно запрещены только отдельные виды хозяйственной деятельности. Обычно он создается для охраны одного или многих видов животных или растений: запрещаются сбор растений, охота, лов рыбы на несколько лет или на определенный сезон, разные для разных видов животных и растений. Следующим видом охраняемой территории является национальные парки. В мировой практике широко используется организации таких территорий, где на мало нарушенных ландшафтах сочетаются задачи охраны природы и контролируемого отдыха, чаще всего познавательного туризма. Обычно в национальных парках есть уникальные природные и другие объекты. В некоторых допускается ведение сельского хозяйства для местных нужд. Первый в мире Йеллоустонский национальный парк был создан в США в 1872 г. Крупнейшие по площади национальные парки расположены в Гренландии, Бостване. Канаде, Монголии и на Аляске. Всего в мире насчитывается более 2,5 тыс. крупных заповедников, резервантов, природных и национальных парков. Они занимают площадь свыше 4 млн. км, или 2,7% земной суши.
В настоящее время наряду с рассматриваемыми территориями начали выделять памятники природы, под которыми понимают достопримечательные участки территории или акватории с охраняемым ландшафтом (озеро, пойма, роща редких деревьев и т.д.) или отдельный охраняемый природный объект (водопад, пещера, уникальное дерево и т.д.).
В комплексе рекреационных ресурсов особое место занимают культурно-исторические ресурсы, представляющие собой наследие прошлых эпох общественного развития. Они служат предпосылкой для организации культурно-познавательных видов рекреационных занятий, на этой основе оптимизируют рекреационную деятельность в целом, выполняя достаточно серьезные воспитательные функции. Образуемые культурно-историческими объектами пространства в известной мере определяют локализацию рекреационных потоков и направления экскурсионных маршрутов.
Культурно-исторические объекты подразделяются на материальные и духовные. Материальные охватывают совокупность средств производства и других материальных ценностей общества на каждой исторической стадии его развития, а духовные - совокупность достижений общества в образовании, науке, искусстве, литературе, в организации государственной и общественной жизни, в труде и быте.
Фактически не все наследие прошлого относится к культурно-историческим ресурсам. К ним принято причислять только те культурно-исторические объекты, которые научными методами исследованы и оценены как имеющие общественное значение и могут быть использованы при существующих технических и материальных возможностях для удовлетворения рекреационных потребностей некоторого множества людей в течение определенного времени.
Среди культурно-исторических объектов ведущая роль принадлежит памятникам истории и культуры, которые отличаются наибольшей привлекательностью и на этой основе служат главным средством удовлетворения потребностей познавательно-культурной рекреации. В зависимости от их основных признаков памятники истории и культуры подразделяются на 5 основных видов: истории, археологии, градостроительства и архитектуры, искусства, документальные памятники.
Памятники истории. К ним могут быть отнесены здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с важнейшими историческими событиями в жизни народа, а также с развитием науки и техники, культуры и быта народов, с жизнью выдающихся людей государства.
Памятники археологии. Это городища, курганы, остатки древних поселений, укреплений, производств, каналов, дорог, древние места захоронений, каменные изваяния, наскальные изображения, старинные предметы, участки исторического культурного слоя древних населенных пунктов.
Информация о работе География туризма и рекреационные ресурсы Индии