Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:05, курсовая работа
Картография является прикладной наукой. Именно по этому ее применение не должно ограничиваться только лишь областью сугубо географических наук. Находясь на стыки с другими дисциплинами, картография может помогать их развитию при помощи инструментов и методик характерных только для нее.
Одним из таких инструментов являются геоинформационные системы. Геоинформационные системы (ГИС) - автоматизированные информационные системы, предназначенные для обработки пространственно-временных данных, основой интеграции которых служит географическая информация. В ГИС осуществляется комплексная обработка информации - от ее сбора до хранения, обновления и представления, в связи с этим ГИС рассматривается с различных позиций.
Введение 3
1. ГИС в Бизнесе основные понятия и особенности. 5
1.1 Понятие Бизнеса 5
1.2 ГИС и бизнес 7
2.Создание ГИС 10
2.1 Общие сведения об Ижевске 10
2.2 Определение факторов влияющих на размещение
торговых точек 12
2.3 Отбор информации по интересующим факторам 16
2.3.1 Платёжеспособность населения 16
2.3.2 Количество населения 18
2.3.3 Анализ транспортной сети 19
2.4 Обозначение интересующих факторов на модели 20
2.4.1 Платежеспособность населения 20
2.4.2 Количество населения 21
2.4.3 Транспортная сеть 21
2.5 Обозначение магазинов на схеме 22
2.6 Совмещение всех слоёв в один 23
3. Анализ 24
Заключение 26
Список литературы 28
Приложение 30
На следующем этапе получившиеся данные были переведены в арквью, где каждый полигон был окрашен в соответствии с количеством проживающего в нем человек.
Поучившаяся схема дала наглядную информацию о распределении населения по территории Ижевска, что потребуется при дальнейшем анализе.
2.4.3 Транспортная сеть
Взятая за основу схема основных магистралей и с разделением их по градациям с разной нагрузкой была переведена в арквью, где каждому типу транспортной загруженности был выбран определенный символ
2.5 Обозначение магазинов на схеме.
Так как основным объектом исследований были выбраны магазины бытовой электроники, требовалось произвести сбор данных по их расположении по территории города. Была исследованы все районы города, и месторасположение магазинов отмечалось на схеме в виде точечных объектов.
Следующим шагом было распределение всех магазинов на определенные типы. За основу разбиения был взят ассортимент представленных в них товаров. Всего было выделено 4 типа магазинов.
К первому были отнесены торговые точки с наименьшим количеством, представленных в них товаров. Это мелкие магазины, торгующие, как правило, сотовыми телефонами, и не входящие в крупные торговые сети. Ко второй категории отнеслись магазины занимающиеся продажей, как телефонов так и различной мелкой аудио-видео электроникой. К третьей группе были отнесены торговые центры занимающиеся продажей практически всех типов бытовой техники и входящие в торговые сети местного масштаба. Четвертым типом были обозначены крупные торговые центры, с большими площадями торговых помещений, занимающиеся продажей всех типов бытовой техники, как правило такие торговые центры относятся к крупным торговым сетям федерального значения.
После обозначения определенной категории для каждого типа магазинов эти данные были занесены на получившуюся схему в виде индекса для каждого точечного объекта показывающего отдельный магазин. Все перечисленные действия производились в программе MapInfo.
Следующим шагом являлось перенесение получившейся схемы в арквью. Здесь производилось построение объёмной модели. Как описывалось выше, каждому магазину был присвоен определенный индекс. На основе этих индексов магазинам была присвоена «этажность», определяющаяся величиной присвоенного индекса.
В результате произведенных действий получилась объёмная схема с обозначенными по территории Ижевска торговыми точками бытовой электроники. Торговые объекты обозначены столбиками разной высоты, где высота соответствует величине магазина.
2.6 Совмещение всех слоёв в один.
После построения каждого слоя, обозначающего тот или иной фактор влияния на успешность торгового объекта их необходимо объединить на одной схеме. Для этого так же была использована программа арквью, где. после некоторой обработки и приведения их к общему виду слои были наложены друг на друга. Так же была проведена обработка уже объединенной схемы для наилучшего ее восприятия.
3. Анализ
После проведения всех необходимых технических операций мы получаем готовую модель, на которой отображены все заданные факторы влияющие на успешность размещения торговой точки.
В первую очередь здесь нужно отметить схему отображающую платёжеспособность населения. Она показана в виде трехмерного псевдорельефа, где возвышенности соответствуют областям с предполагаемо большей платёжеспособностью и соответственно понижения областям с меньшей. Анализируя видимую информацию отметим, что основные области повышенной платежеспособности находятся в Центральном районе, районе городка Металлургов и очагами в некоторых жилых районах города.
Накладывая на эту схему данные о количестве населения можно увидеть, что население по территории Ижевска проживает неравномерно. Основными районами концентрации являются опять-таки Центральный район и район городка Металлургов, так же по количеству населения выделяется район старого аэропорта с примыкающим к нему Восточным поселком. Сопоставив данные о населении мы видим, что как раз зоны наибольшей платёжеспособности расположены в областях с наибольшей концентрацией населения. Это говорит о привлекательности этих областей для проживания, и как следствие больших требованиях необходимых человеку для проживания в этом районе.
Подключив к уже увиденной информации слой обозначающий размещения магазинов и слой показывающий транспортную сеть мы уже можем провести анализ размещения магазинов по территории Ижевска.
Здесь мы видим, что наибольшая плотность размещения магазинов наблюдается в центральном районе – то есть в районе с наибольшим количеством населения и наибольшей платёжеспособностью населения. Помимо этого можно отметить, что все без исключения магазины находятся в непосредственной близости от транспортных путей. Это наблюдается как в центральном районе так и во всех других.
Оценивая размещение магазинов в других районах следует отметить, что магазины электроники есть в каждом районе и как отмечалось выше они располагаются вблизи магистралей, причем как правило самых крупных в этом районе. Находятся эти магазины в густонаселенных районах с большой платёжеспособностью, либо на границе с ними.
Что касается величины магазинов, здесь прослеживается следующая тенденция. В периферийных районах расположено по одному крупному торговому центру. В центральном же районе, располагается несколько магазинов но более мелких. Это можно объяснить выбранной стратегией развития предпринимателей в связи с соотношением возможной выгоды и величиной вложений в размещение магазина в центре, то есть эффективность окупаемости маленького магазина в центре больше чем крупного торгового центра. В отдаленных же районах, перспективнее создание крупного торгового центра.
В целом, созданная модель показала структуру размещения предприятий торговли бытовой электроникой по территории Ижевска и дала представление о влияние основных социально-экономических факторов на месторасположение магазинов.
Заключение
В ходе выполнения курсовой работы была создана ГИС показывающая распределение магазинов бытовой электроники по территории г.Ижевска и отражающая основные факторы влияющие на их месторасположение, тем самым была достигнута основная цель работы – продемонстрировать возможности применения ГИС в экономической деятельности.
Для достижения данной цели были выполнены следующие задачи:
Полученная в результате модель подтвердила теоретические догадки о влиянии взятых факторов на распределение магазинов по территории города.
Так, были сделаны выводы, что магазины электроники тяготеют к районам с большой численностью и повышенной платёжеспособность населения. Это объясняется тем, что в этих областях складывается гораздо более благоприятная обстановка для успешного развития продаж и получения прибыли. Находятся они как правило не далеко от больших магистралей, что говорит о том что такие магазины рассчитаны не только на обеспечение жителей конкретно того района где они находятся, но и на покупателей приезжающих из других частей города.
Что же касается величины магазинов, и зависимости этого показателя от месторасположения, то был сделан вывод, что в центральных районах расположено относительно большое количество магазинов не большой величины, тогда как в каждом периферийном районе имеется по одному достаточно крупному торговому центру, который обеспечивает как всех жителей данного района так и приезжающих покупателей.
Учитывая полученную информацию можно сделать выводу об основных тенденциях будущего развития магазинов. Основными регионами где возможно размещение новых предприятий торговля являются периферийные районы, где ощущается недостаток предприятий торговли. Центральные же районы перегружены такими магазинами и дальнейшее развитие их в этих районах должно иметь качественный характер.
Список литературы
Приложение