Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 14:05, курсовая работа
Картография является прикладной наукой. Именно по этому ее применение не должно ограничиваться только лишь областью сугубо географических наук. Находясь на стыки с другими дисциплинами, картография может помогать их развитию при помощи инструментов и методик характерных только для нее.
Одним из таких инструментов являются геоинформационные системы. Геоинформационные системы (ГИС) - автоматизированные информационные системы, предназначенные для обработки пространственно-временных данных, основой интеграции которых служит географическая информация. В ГИС осуществляется комплексная обработка информации - от ее сбора до хранения, обновления и представления, в связи с этим ГИС рассматривается с различных позиций.
Введение 3
1. ГИС в Бизнесе основные понятия и особенности. 5
1.1 Понятие Бизнеса 5
1.2 ГИС и бизнес 7
2.Создание ГИС 10
2.1 Общие сведения об Ижевске 10
2.2 Определение факторов влияющих на размещение
торговых точек 12
2.3 Отбор информации по интересующим факторам 16
2.3.1 Платёжеспособность населения 16
2.3.2 Количество населения 18
2.3.3 Анализ транспортной сети 19
2.4 Обозначение интересующих факторов на модели 20
2.4.1 Платежеспособность населения 20
2.4.2 Количество населения 21
2.4.3 Транспортная сеть 21
2.5 Обозначение магазинов на схеме 22
2.6 Совмещение всех слоёв в один 23
3. Анализ 24
Заключение 26
Список литературы 28
Приложение 30
Город имеет значительный
научно-технический потенциал
В Ижевске расположено много высших учебных заведений, крупнейшие из которых: ГОУ ВПО "Удмуртский государственный университет", ГОУ ВПО "Удмуртский государственный технический университет", ГОУ ВПО "Ижевская государственная сельскохозяйственная академия", ГОУ ВПО "Ижевская государственная медицинская академия", НОУ "Камский институт гуманитарных и инженерных технологий".
В Ижевске работают Театр оперы и балета, Удмуртский и Русский драматические театры, филармония, Национальный музей Удмуртской Республики, Цирк, другие крупные культурно-просветительные и зрелищные объекты. Активно функционирует развитая сеть медицинских объектов различного профиля как городского, так и республиканского значения.
С 1990-х гг. оживилась
деятельность религиозных конфессий,
восстановлены и действуют
Город делится на пять административных районов, которые формировались в процессе исторического развития города.
2.2 Определение факторов влияющих на размещение торговых точек.
Для определения факторов от которых зависит удачный выбор месторасположения магазина воспользуемся экономической теорией, в частности основами маркетинга.
В западной практике методом оценки места расположения, который чаще всего используется является комбинированный метод Берри и Парра (Berry and Parr, 1987 г.), а также Боулби, Брехени и Фута (Bowlby, Breheny and Foot, 1984 г.).
Такой комбинированный метод включает в себя 2 стадии оценки места расположения:
1). Оценка макророрасположения;
2). Оценка микрорасположения.
Показатели, которые рассматриваются на этапе оценки макрорасположения, представляют собой краткие сведения о состоянии экономики и демографической ситуации в регионе на момент исследования.
Для оценки демографической
ситуации в регионе, как правило,
рассматриваются следующие
Экономическая ситуация характеризуется следующими факторами: объем и динамика ВВП, прямые иностранные инвестиции в страну и город, который рассматривается, объем промышленного производства, инвестиции в основной капитал. Важным показателем на этом этапе является уровень и динамика розничного товарооборота в стране и в городе, поскольку он характеризует платежеспособность населения.
Оценка микрорасположения
При оценке влияния объектов инфраструктуры на будущий торговый объект, необходимо проанализировать, как соотносится посещение этих объектов с посещением торгового центра, и возможно ли привлечь за счет них потоки посетителей. С точки зрения дополнительного привлечения покупателей любой объект, пребывающий на территории, может влиять на торговый центр как позитивно, так и негативно, а также может оказывать нейтральное влияние. Например, размещение недалеко от продовольственного магазина заведения азартных игр может отпугнуть домохозяек. Промышленные предприятия могут влиять на торговый центр с точки зрения экологии, но они имеют большое количество работников - потенциальных посетителей торгового центра.
Неоднозначное влияние на торговлю могут оказывать места отдыха на природе (парки, пляжи), поскольку их посещение зависит от погодных условий и сезонности. Места развлечений, спортивные, зрелищные или культурные центры не всегда обеспечивают покупателями торговые центры большой площади. Часть потребителей после массовых мероприятий не желают тратить много времени на посещение торгового центра.
В то же время, родители, которые сопровождают детей в спортивные и культурные учреждения ценят возможность сделать покупки, пока ребенок пребывает на занятиях. Присутствие большого количества детских образовательных учреждений влияет на торговлю в районе. Это позволяет спрогнозировать, что данный район будет привлекать большое количество покупателей. Можно сказать, что именно детские учреждения будут определять тенденции развития торговли на ближайшую перспективу.
Размещение в непосредственной близости от торгового объекта конечных остановок общественного транспорта и маршрутных такси имеет позитивное влияние. Однако, заполнение общественного транспорта в часы пик только посетителями торгового центра может вызвать недовольство жителей района. Иногда открытие большого торгового комплекса влечет за собой изменение графика движения транспорта или организацию дополнительного маршрутного такси, которое курсирует по оптимальному маршруту для посетителей центра.
Исходя из данных теории, из всех факторов оказывающих влияние на успешность магазина, для создания модели были выбраны 3 фактора, имеющие основное значение. Это – так называемая платёжеспособность населения, количество населения в данном районе города и развитие транспортной сети.
Эти факторы являются определяющими, так как обосновывают прибыльность того или иного торгового объекта. Так чем больше платёжеспособного населения проживает в прямой близости магазина, тем больше вероятность что его посетят люди способные сделать в нем покупки. Говоря о факторе количества населения можно сказать, что при наличии одинакового относительного процента людей готовых купить товар в каждом районе, в густонаселенном районе таких людей будет больше чем в районе где проживает меньшее количество людей, а значит и вероятность что такой человек посетит магазин будет выше.
Транспортная доступность определяет то количество патенциальных покупателей которые могут приехать в магазин из других районов. Этот фактор актуален для всех территорий, но особенно для районов где проживает не так много населения, и тех где оно не обладает большой платёжеспособностью.
2.3 Отбор информации по интересующим факторам.
Для построения модели, необходима определенная информации, по которой можно судить о том или ином факторе. Все выбранные показатели находятся в разных областях, поэтому и сбор данных для их характеристики будет достаточно разным.
2.3.1 Платёжеспособность населения
За последнее десятилетие наша страна стала рыночной экономикой. Для нее характерны определенные законы и алгоритмы. Так стоимость товаров определяется не государством, а в результате соотношений предложения и спроса. То есть цена товара имеет величину определенную рынком.
Для определения платёжеспособности населения по территории города было принято решение основываться на распределением стоимости жилья по территории Ижевска. Это решение можно обосновать тем, что в районе с дорогим жильём с большей вероятностью проживает население с большей платёжеспособностью нежели в районе с дешёвым жильём. Так как все таки богатые люди предпочитают жить в дорогих домах. И соответственно в районе с дешевым жильём проживают люди обладающие меньшим доходом и соответственно меньшей платёжеспособностью. Конечно могут быть и исключения, такие как – пенсионеры получившие квартиры в советский период в районе в котором на данный период жильё пользуется большим спросом и соответственно имеет большую цену.
Сбор информации о ценах на жильё так же имеет свои особенности. Так как рынок недвижимости не является централизованным, как например, рынок ценных бумаг, информация о сделках и их ценах не становится моментально доступной сразу всем участникам рынка. Одна из специфических особенностей рынка недвижимости состоит в дефицитности и адекватности рыночной информации, что обусловлено географическим разделением рынка с локализацией спроса и предложения, нерегулярным получением информации продавцом и покупателями по мере потребности в ней, а также тем фактом, что многие сделки осуществляются исходя из соображений, не связанных с ценой.
Нельзя также полностью решить проблему недостатка информации, даже покупая услуги профессиональных консультантов, так как особые индивидуальные характеристики каждого объекта затрудняют точную классификацию. Хотя и существуют условные идентификационные категории объектов, в каждой категории индивидуальные объекты имеют только им присущие характеристики. К тому же некоторые позиции сделок являются коммерческой тайной. Любая оценка всегда носит элемент субъективности, а обоснованность ее определяется в основном уровнем профессиональной квалификации оценщика.
В данной работе в качестве источника информации о ценах используется газета «Из рук в руки». Так как цены на жилье значительно меняются с течением времени, было решено брать объявления за максимально короткий период. (октябрь-ноябрь 2008 г.).
Для получения более точных результатов было принято решения собирать данные о стоимости двухкомнатных квартир по всему городу. В результате удалось собрать базу данных из 200 объявлений, представляющую собой Excel-таблицу. По каждому объявлению собирались следующие данные:
- адрес квартиры (улица и номер дома);
- район города, в котором находится дом;
- общая площадь квартиры
- цена квартиры в рублях
- стоимость одного квадратного метра
2.3.2 Количество населения.
Как уже говорилось количество населения проживающего в районе размещения магазина оказывает непосредственное влияние на его прибыльность.
Для построения модели, при идеальных условиях, требуется знать количество населения на как можно более дробных участках территории города. Это нужно для обеспечения наибольшей точности дальнейшего анализа.
Идеальным вариантом для построения модели является получение информации о количестве проживающих человек в каждом доме. В этом случае появляется возможность построения наиболее точной карты плотности населения – в виде изолиний количества населения.
В данной работе были использованы данные 2004 года о проживающем населении в двадцати микрорайонах Ижевска. Информация была занесена в Excel-таблицу.
2.3.3 Анализ транспортной сети.
Транспортная доступность определяющая количество потенциальных покупателей способных приехать в торговый объект из других районов основывается на развитости транспортной сети в районе этого объекта. Транспортная сеть представляет собой ряд улиц разной величины и соответственно загруженности.
За основу была взята схема с выделением основных магистралей и с разделением их по градациям с разной нагрузкой.
2.4 Обозначение интересующих факторов на модели.
2.4.1 Платежеспособность населения.
Как уже говорилось информация о платежеспособности населения основывается на данных о стоимости квартир. Данные эти были собраны в виде электронной таблицы, где основными показателями для построения модели являются адрес квартиры и стоимость в ней одного квадратного метра площади. При занесении этих данных на схему адрес определяет пространственные координаты обозначаемой квартиры. Стоимость же является координатой «Z» по которой в последствии будут строится изолинии платежеспособности населения.
Данный размещаются на схеме в виде точечных объектов при помощи программы MapInfo. На каждую точку водится информации о стоимости в ней одного квадратного метра жилья. В результате получается информационное поле по данным которого возможно построение изолиний платёжеспособности населения.
Следующим шагом будет построение горизонталей с использованием программы ArcView 3.2. Для этого потребовалась конвертация файла MapInfo в shapе-формат, используемый в ArcView 3.2.
В арквью производим построение изолиний при помощи модуля 3D Analist. Построенные изолинии сглаживаем и приводим к более плавному виду.
По полученным изолиниям с помощью того же арквью строим объемную модель.
Полученный псевдорельеф отображает платёжеспособность населения в том или ином районе. Так на возвышенностях платежеспособность максимальная, а в понижениях минимальная.
2.4.2 Количество населения.
При нанесении на схему данных о количестве населения использовалось условное деление города на 20 основных микрорайонов. Ижевск был разбит на 20 полигонов, соответствующих каждому микрорайону. Каждому полигоны было присвоено значение соответствующие количеству проживающего там населения.