Отчет по практике в ОАО «Газпром»

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 08:58, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования определяется стремительным ростом российских нефтяных компаний и их интеграцией в мировую систему нефтеобеспечения. Российские нефтяные компании были образованы в условиях перехода страны к рыночной экономике. Нефтяной комплекс Российской Федерации был реструктурирован путем объединения предприятий на основе межотраслевой интеграции по образцу функционирования зарубежных вертикально-интегрированных нефтяных компаний, в дальнейшем большинство объединений было приватизировано. В результате этого процесса вертикально-интегрированные компании заняли доминирующее положение в нефтяном комплексе России. В процессе интеграции России в мировую экономику этот опыт может быть полезен в отечественной практике с учетом реальной ситуации, сложившейся в стране.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1. Анализ деятельности ОАО «Газпром»……………………………………..7
1.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Газпром»……………7
1.2. Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельно-сти………………..14
Глава 2. Совершенствование развития ОАО «Газпром»…………………………..25
2.1. Недостатки действующей стратегии ОАО «Газ-пром» ……………………….25
2.2. Разработка стратегии развития ОАО «Газ-пром»……………………………...42
Заключение…………………………………………………………………………..58
Список используемой литературы………………………………………………….60

Файлы: 1 файл

Отчет по преддипломной практике.doc

— 1.19 Мб (Скачать)

Потребность в мультинациональной стратегии возникает вследствие значительных отличий культурных, экономических и политических конкурентных условий в разных странах. Чем разнообразнее условия национальных рынков, тем весомее аргументы в пользу проведения мультинациональной стратегии, когда компания адаптирует свои стратегические подходы к ситуации на рынке отдельной страны. Компании, ориентированные на мультинациональную стратегию, выбирают одну из базовых стратегий конкуренции, внося необходимые изменения для максимального удовлетворения нужд покупателей и противостояния местным конкурентам.

Глобальная  стратегия позволяет сосредоточиться  на создании преимущества по ресурсам, издержкам и за счет дифференциации. Если различия между странами не слишком велики и можно избрать глобальную стратегию, то последняя предпочтительнее мультинациональной, поскольку объединяет усилия всех подразделений компании для создания конкурентно значимых компетенций и возможностей, не поддающихся воспроизведению конкурентами.

Стратегическая цель ОАО «Газпром» – выход на лидирующие позиции среди глобальных энергетических компаний посредством реализации тщательно выстроенной маркетинговой стратегии.

Приоритетной  задачей «Газпрома» в рамках данной стратегии является сохранение достигнутой доли на традиционных рынках (Европа), что означает безусловное выполнение существующих обязательств по поставкам газа, повышение их надежности, развитие отношений с традиционными и новыми партнерами, а также дальнейшее наращивание объемов экспорта.

К задачам «Газпрома» на европейском рынке также относится повышение эффективности реализации природного газа за счет участия в сегментах распределения газа, производства электроэнергии и выхода на конечного потребителя.

Другим важным направлением маркетинговой стратегии компании является географическая диверсификация рынков сбыта, направленная на активную экспансию и наращивание объемов поставок в первую очередь в такие регионы, как Северная Америка и АТР. В качестве ключевого фактора развития географической диверсификации рассматривается участие в СПГ-бизнесе с целью выхода на новые для «Газпрома» рынки и повышения гибкости и надежности поставок на традиционные рынки.

Новым направлением маркетинговой стратегии «Газпрома» является торговля квотами на выброс СО2. Участие в углеродном бизнесе позволит расширить продуктовый портфель компании и обеспечить синергетический эффект от операций, проводимых в различных сегментах энергетической отрасли.

Особое внимание уделяется либерализации европейского газового рынка, что создает для ОАО «Газпром» дополнительные возможности по повышению эффективности продаж газа за счет участия в распределении и маркетировании газа, снижения числа посредников, оптимизации газового портфеля и хеджирования рыночных рисков.

2.2. Разработка стратегии развития ОАО ГАЗПРОМ

 

Финансовая  стратегия.

В декабре 2008 г. Совет директоров ОАО «Газпром»  одобрил основные принципы финансовой стратегии, проводимой ОАО «Газпром»  для обеспечения стабильного финансового состояния Общества в условиях нарастания кризисных явлений на мировых финансовых рынках.

В 2009 г. Правлением ОАО «Газпром» в соответствии с данным решением обеспечена реализация ряда мероприятий.

Разработка  и корректировка проекта бюджета

На основе анализа снижения прогнозируемого  спроса на газ в России и Европе принято решение о переносе сроков ввода в эксплуатацию некоторых объектов добычи газа и соответствующем сокращении капитальных вложений, в частности решено сдвинуть сроки ввода в эксплуатацию первых пусковых комплексов Бованенковского месторождения и системы магистральных газопроводов Бованенково – Ухта с III кв. 2011 г. на III кв. 2012 г.

В рамках расчетов бюджета (финансового плана) с учетом определения приоритетных проектов в программе капитальных вложений в сентябре 2009 г. внесены изменения в инвестиционную программу ОАО «Газпром»  на 2009 г. Сокращение капитальных вложений составило 30 % по сравнению с первоначальным планом.

Система централизованного  управления ликвидностью

В рамках создания системы централизованного управления ликвидностью к единому внутригрупповому  денежному пулу были подключены 41 дочерняя компания и 14 филиалов ОАО «Газпром», что позволило:

создать мультибанковскую мультивалютную систему мониторинга  и управления денежными потоками Группы Газпром с единым центром консолидации оперативной информации;

аккумулировать  около 25 млрд руб. средств льготного  кредитования;

достигнуть 40 % прироста финансового результата от размещения временно свободных денежных средств Группы Газпром.

Управление  оборотным капиталом

Для оптимизации оборотного капитала:

применены меры по снижению объемов авансовой оплаты материально-технических ресурсов (МТР), в частности прекращена авансовая оплата МТР, кроме МТР длительного срока изготовления;

введена практика обязательного проведения конкурса для вынесения заключений по вопросу закупок продукции (работ, услуг);

проведены мероприятия  по унификации используемого оборудования с целью снижения стоимости строительства путем применения оборудования с оптимальным соотношением цены и технических характеристик.

Проведенные мероприятия позволили сократить  оборачиваемость кредиторской задолженности заказчиков до 2–3 месяцев, а по отдельным контрагентам – до 1 месяца. В целом проведенная работа по оптимизации оборотного капитала позволила вернуть в 2009 г. в оборот компании более 30 млрд руб.

Управление  долгом

В 2009 г. привлечение  внешнего долгосрочного финансирования для нужд дочерних обществ осуществлялось ОАО «Газпром» централизованно. В целях диверсификации источников финансирования и оперативного управления краткосрочной ликвидностью в 2009 г. была зарегистрирована Программа европейских коммерческих бумаг, в рамках которой были привлечены 1,2 млрд долл. В конце 2009 г. на фоне снижения процентных ставок на рынках заимствований достигнуты договоренности с рядом кредиторов о снижении процентной ставки по обязательствам ОАО «Газпром». Несмотря на значительное ухудшение конъюнктуры рынка энергоносителей, в 2009 г. кредитные рейтинги ОАО «Газпром» оставались на инвестиционном уровне.

Управление  финансовыми рисками

В 2009 г. была разработана  стратегия управления валютными  рисками с использованием других (помимо форвардных операций) инструментов финансового хеджирования. Обеспечено взаимодействие ОАО «Газпром»  по вопросам организации системы управления рисками с крупнейшими дочерними компаниями Группы: ОАО «Газпром нефть», ООО «Межрегионгаз», ООО «Газпром экспорт», а также ООО «Газпром комплектация».

Мероприятия по реализации основных направлений  антикризисной финансовой стратегии в 2009 г. позволили обеспечить достаточный денежный поток, ликвидность и выполнение графика финансирования основных проектов, сохранить высокий уровень эффективности и рентабельность основной деятельности.

Реализация  основных принципов финансовой стратегии  в условиях мирового финансового кризиса продолжена Правлением ОАО «Газпром» в 2010 г.

Экспортная  стратегия

Первоначально для создания эффективной экспортной стратегии необходимо оценить потребность зарубежных стран в российском газе и определить ту долю рынка, которую в перспективе сможет занять российский газ в международной торговле.

Принципиальная  схема формирования прогноза экспортных поставок российского газа представлена на рис. 4.

На первом этапе прогноза спроса на российский газ определяется потребность в новых поставках газа по каждой стране, которая рассчитывается исходя из минимальных и максимальных уровней показателей добычи и потребления газа, наличия экспортных/импортных контрактов и возможного их продления на перспективу. При определении показателей добычи и потребления газа на перспективу в зарубежных странах используются данные, публикуемые в различных источниках: Международное энергетическое агентство, Департамент энергетической информации США, Кэмбриджская ассоциация энергетических исследований (CERA) и др.

На втором этапе прогноза спроса на российский газ на зарубежных рынках проводится факторный анализ макроэкономических показателей по странам – целевым рынкам российского экспорта с учетом ранжирования факторов по пятибалльной шкале.

На основе анализа тенденций изменения спроса на газ в зарубежных странах, можно выделить факторы, влияющие на потребление газа в зарубежных странах.

 

Рис. 4. Схема  формирования прогноза экспортных поставок российского газа (определение потенциальной рыночной доли)

Первоочередными являются макроэкономические факторы, которые представляют собой сводные показатели объемов производства и потребления, доходов и расходов, структуры, эффективности, уровня благосостояния, экспорта и импорта, темпов экономического роста и др.

Кроме макроэкономических, при формировании сценариев учитываются производственные факторы, а также конкурентные поставки газа, наличие заключенных контрактов с альтернативными поставщиками, возможности их продления.

На третьем  этапе прогноза спроса на российский газ определяется темп роста потребности в российском газе для рынка конкретной страны с учетом особенностей данного сценария и удельного веса каждого фактора. Далее определяются возможные приросты поставок газа по различным сценариям с учетом коэффициента и минимальной или максимальной потребности в новых поставках по странам по годам прогнозного периода.

На четвертом  этапе прогноза определяется значение спроса на российский газ по годам прогнозного периода по различным сценариям, как сумма фактического значения экспортных поставок на целевые рынки и приростов по каждому году, сформированных с учетом конкретного сценария.

Многошаговые  прогнозные расчеты вызваны необходимостью более обоснованного прогнозирования развития экспорта российского газа для принятия более взвешенных стратегических решений.

Основные  результаты, получаемые при использовании  данной методики, заключаются в следующем:

  • методика определяет диапазон рыночной ниши – минимальный и максимальный уровень спроса на газ, исходя из различных сценариев развития факторов внутренней и внешней среды бизнеса, позволяет систематизировать работу с зарубежными компаниями и объективно дать оценку стратегическим целевым ориентирам на том или ином рынке;
  • методика позволяет выявить страны с высоким уровнем необеспеченного существующими контрактами потенциального перспективного спроса на газ, а также страны с избыточным уровнем поставляемого по контрактам газа;
  • методика дает количественные оценки для выработки управленческих решений в области экспортной политики.

Помимо методики оценки потенциальной рыночной доли, для разработки конкурентоспособной стратегии использовался метод netback (или метод расчета встречной цены от конечной цены у потребителя к цене производителя).

Определение доли рынка и конкурентоспособных  цен является одним из главных составляющих при разработке конкурентоспособной стратегии нефтегазовой компании.

Газпром считает, что добыча невозобновляемых природных  ресурсов целесообразна в том случае, если необходимость их использования подтверждена реальными потребностями экономик тех стран, где находятся потребители. Наиболее надёжным критерием в этом вопросе является готовность потребителей заключать сделки.

Именно поэтому  Газпром неоднократно заявлял, что  «газ не будет добыт, пока он не продан». Компания всегда работала в соответствии с реальными запросами рынка, её стремление к рациональному использованию природных ресурсов отвечает целям устойчивого развития.

В этом ключ к  пониманию позиции Компании: в  будущем отрасли есть место не только новациям, но и уже зарекомендовавшим себя формам ведения бизнеса, в том числе долгосрочным контрактам.

На сегодняшний  день портфель подписанных долгосрочных контрактов гарантирует продажу около 3 трлн м3 газа в страны дальнего зарубежья.

Система долгосрочных контрактов с ценовой привязкой к корзине нефтепродуктов была разработана задолго до того, как Россия (в начале 70-х гг. ещё СССР) стала крупным поставщиком природного газа в Западную Европу.

Долгосрочные  контракты заключаются на следующих  условиях:

- формула цены учитывает изменение цен на нефтепродукты за предшествующие 6–9 месяцев;

- одностороннее прекращение контрактов невозможно, за исключением случаев продолжительных форс-мажорных обстоятельств;

- условие  «бери  или  плати»,  распространяющееся на значительные контрактные объёмы и предусматривающее частичную оплату покупателем объёмов газа, которые были отобраны в течение года, меньше зафиксированного в контракте минимального годового количества. Впоследствии это количество может быть отобрано с соответствующей доплатой после отбора минимального годового объёма, предусмотренного контрактом в соответствующем году поставки.

Таким образом, Газпром работает по правилам европейского рынка, которые и прежде, и сейчас помогают решать ряд проблем организации взаимодействия между поставщиком и потребителем.

Для всех компаний одной из главных проблем, которые, прежде всего, решают долгосрочные контракты, является вопрос о возвратности инвестиций в добычу и транспортировку газа.

Информация о работе Отчет по практике в ОАО «Газпром»