Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 08:58, дипломная работа
Актуальность темы исследования определяется стремительным ростом российских нефтяных компаний и их интеграцией в мировую систему нефтеобеспечения. Российские нефтяные компании были образованы в условиях перехода страны к рыночной экономике. Нефтяной комплекс Российской Федерации был реструктурирован путем объединения предприятий на основе межотраслевой интеграции по образцу функционирования зарубежных вертикально-интегрированных нефтяных компаний, в дальнейшем большинство объединений было приватизировано. В результате этого процесса вертикально-интегрированные компании заняли доминирующее положение в нефтяном комплексе России. В процессе интеграции России в мировую экономику этот опыт может быть полезен в отечественной практике с учетом реальной ситуации, сложившейся в стране.
Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1. Анализ деятельности ОАО «Газпром»……………………………………..7
1.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Газпром»……………7
1.2. Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельно-сти………………..14
Глава 2. Совершенствование развития ОАО «Газпром»…………………………..25
2.1. Недостатки действующей стратегии ОАО «Газ-пром» ……………………….25
2.2. Разработка стратегии развития ОАО «Газ-пром»……………………………...42
Заключение…………………………………………………………………………..58
Список используемой литературы………………………………………………….60
Российской
Федерации и осуществляют учёт
газопотребления и сбор денежны
Электроэнергетика
Треть потребляемого в России природного газа используется в электрогенерации. Участие Газпрома в электроэнергетическом бизнесе позволяет достичь существенного экономического эффекта за счёт оптимизации топливного баланса и рационального использования ресурсов. В ходе реформирования российской электроэнергетики Газпром консолидировал контрольные пакеты акций крупных территориальных генерирующих компаний (ТГК) и оптовых генерирующих компаний (ОГК), таких как ОАО «Мосэнерго», ОАО «ТГК-1», ОАО «ОГК-2», ОАО «ОГК-6». Кроме того, после ликвидации РАО «ЕЭС России» Газпром стал обладателем миноритарных пакетов в других электроэнергетических компаниях. Эти активы рассматриваются как нецелевые и будут использованы в обменных сделках для увеличения доли в профильных для Группы объектах электроэнергетики. Основные генерирующие активы консолидированы под управлением ООО «Газпром энергохолдинг».
Показатели производственной деятельности компаний, входящих в ОАО «Газпром» отображены в таблице 1.
Таблица 1
Показатели производственной деятельности компаний, входящих в ОАО «Газпром»
Вспомогательные виды деятельности.
Обширная
географическая рассредоточенность производственно-
Комплекс услуг по обеспечению основной производственной деятельности в Газпроме предоставляют специализированные дочерние предприятия, такие как ООО «Газпром связь» (обеспечение связи), ООО «Газпром комплектация» (материально-техническое обеспечение), ООО «Газпром торгсервис» (общественное питание и розничная торговля), ООО «Газпром авиа» (воздушный транспорт), ООО «Газпромтранс» (перевозка жидких углеводородов).
Проведем анализ финансовых результатов деятельности компании ОАО «Газпром» за 2008-2009 гг.
Таблица 2
Динамика выручки и ее составляющих в 2008-2009 гг.
2009 |
2008 |
Изменение, тыс. руб. |
Изменение % | |
Выручка, нетто, тыс. руб. |
1774979437 |
1 632 652 981 |
142 326 456 |
108,7 |
в том числе от продажи : |
||||
газ |
1 406 856 578 |
1 312 325 670 |
94 530 908 |
107,2 |
предоставление имущества в аренду |
234 452 737 |
221 602 053 |
12 850 684 |
105,8 |
продукты нефтегазопереработки |
70 043 728 |
54 686 915 |
15 356 813 |
128,1 |
услуги по организации транспортировки газа |
43 055 537 |
23 421 453 |
19 634 084 |
183,8 |
газовый конденсат |
18 886 850 |
19 355 407 |
-468 557 |
97,6 |
прочее |
1 550 785 |
1 029 183 |
521 602 |
150,7 |
услуги по организации хранения газа |
133 222 |
232 300 |
-99 078 |
57,3 |
На основании данных таблицы 2.1. можно сделать следующие выводы:
Таким образом, можно сказать, что максимальное увеличение в относительном выражении было отмечено по статье «доходы от оказания услуг по транспортировке газа» - 83,8 %; максимальное уменьшение по статье «доходы от оказания услуг по организации хранения газа» - 42,7 %.
Выручка от продажи газа увеличилась, преимущественно, за счет увеличения объемов продаж в страны дальнего зарубежья и роста цен на природный газ на основных рынках сбыта ОАО «Газпром».
Таблица 3
Данные о географическом направлении поставок природного газа ОАО «Газпром» (головная компания) на каждый из его рынков за 2008-2009 годы
Период |
Единица измерения |
Реализация газа(1,2,3) |
Итого: | ||
Россия |
Страны СНГ и Балтии |
Европа | |||
2008 |
млрд.куб.м |
338,0 |
91,9 |
150,1 |
580,0 |
тыс.руб. |
366 225 612 |
191 780 380 |
754 319 678 |
1 312 325 670 | |
2009 |
млрд.куб.м |
338,6 |
86,9 |
150,5 |
576,0 |
тыс.руб. |
426 975 003 |
230 065 851 |
749 815 724 |
1 406 856 578 | |
тыс.руб. |
193 227 183 |
73 648 200 |
290 921 419 |
557 796 802 |
(1) Без НДС, акцизов и иных аналогичных обязательных платежей.
(2) В связи
с различиями в методологии
подготовки управленческой отче
(3) Распределение
поставок газа по рынкам (географическим
сегментам) произведено исходя
из географической принадлежнос
ОАО «Газпром» осуществляет поставки природного газа в течение всего года. Однако эти поставки значительно возрастают во время отопительных сезонов, продолжительность которых по регионам России широко варьируется в зависимости от широты местоположения, климатических и погодных условий. Для удовлетворения роста зимнего потребления ОАО «Газпром» осуществляет закачку излишков газа в подземные хранилища в течение весенне-летних периодов, а отбор из них производит в зимнее время. Запасы газа в подземных хранилищах также являются гарантом обеспечения роста спроса на газ по причинам, не зависящим от погодных условий, и гарантом обеспечения обязательств по поставкам в случае серьёзного сбоя в добыче, либо аварии на магистральном трубопроводе.
Сезонная
неравномерность
Проведем анализ себестоимости.
Структура себестоимости в 2008-2009 гг.
2009 |
2008 |
Изменение, тыс. руб. |
Изменение % | |
Себестоимость проданных товаров, продукции , работ, услуг |
723781 021 |
592118000 |
131663021 |
122,2 |
в том числе проданных: |
||||
газ |
387085024 |
302627520 |
84 457 504 |
127,9 |
предоставление имущества в аренду |
231840439 |
217835780 |
14 004 659 |
106,4 |
продукты нефтегазопереработки |
40 443 948 |
26 807 059 |
13 636 889 |
150,9 |
услуги по организации транспортировки газа |
50661520 |
32305047 |
18356473 |
156,8 |
газовый конденсат |
11999269 |
10737654 |
1261615 |
111,7 |
прочее |
1672 811 |
1 658 435 |
14 76 |
100,9 |
услуги по организации хранения газа |
78 010 |
146 505 |
-68 495 |
53,2 |
В 2009 году себестоимость увеличилась на 131 663 021 тыс. руб. или на 22,2 %. Рост себестоимости был больше роста выручки, которая увеличилась на 8 %.
Рост себестоимости газа составил 84 457 504 тыс. руб. или 27,9%
По строке «Предоставление имущества в аренду» себестоимость выросла на 14 004 659 тыс. руб. или на 6,4 %.
Рост себестоимости продуктов нефтегазопереработки составил 13 636 889 тыс. руб. или 50,9 %.
По строке «услуги по организации транспортировки газа» рост составил 18 356 473 тыс. руб. или 56,8 %
Себестоимость газового конденсата выросла на 1 261 615 тыс. руб. или 11,7 %.
Себестоимость прочих услуг выросла на 14 376 тыс. руб. или 0,9 %.
Себестоимость услуг по организации хранения газа снизилась на -68 495 тыс. руб. или на 46,8 %.
Анализ структуры себестоимости показал, что в 2009 году:
Таким образом, имеют место небольшие изменения в структуре себестоимости.
Таблица 5
Структура затрат на производство и продажу продукции (работ, услуг) ОАО «Газпром» (головная компания):
Наименование статьи затрат |
2009 |
Сырье и материалы, % |
3,0 |
Приобретенные комплектующие изделия, полуфабрикаты, % |
- |
Работы и услуги производственного характера, выполненные сторонними организациями, % |
67,9 |
Топливо, % |
- |
Энергия, % |
- |
Затраты на оплату труда, % |
0,7 |
Проценты по кредитам, % |
- |
Арендная плата, % |
- |
Отчисления на социальные нужды, % |
0,1 |
Амортизация основных средств, % |
24,1 |
Налоги, включаемые в себестоимость продукции, % |
2,6 |
Прочие затраты (пояснить)*, % амортизация по нематериальным активам, % вознаграждения за рационализаторские предложения, % обязательные страховые платежи, % представительские расходы, % иное, % |
1,6 0,3 - - - 1,3 |
Итого: затраты на производство и продажу продукции (работ, услуг) (себестоимость), % |
100 |
Справочно: выручка от продажи продукции (работ, услуг), % к себестоимости |
198,1 |