Отчет по практике в ОАО «Газпром»

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 08:58, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования определяется стремительным ростом российских нефтяных компаний и их интеграцией в мировую систему нефтеобеспечения. Российские нефтяные компании были образованы в условиях перехода страны к рыночной экономике. Нефтяной комплекс Российской Федерации был реструктурирован путем объединения предприятий на основе межотраслевой интеграции по образцу функционирования зарубежных вертикально-интегрированных нефтяных компаний, в дальнейшем большинство объединений было приватизировано. В результате этого процесса вертикально-интегрированные компании заняли доминирующее положение в нефтяном комплексе России. В процессе интеграции России в мировую экономику этот опыт может быть полезен в отечественной практике с учетом реальной ситуации, сложившейся в стране.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………….3
Глава 1. Анализ деятельности ОАО «Газпром»……………………………………..7
1.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Газпром»……………7
1.2. Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельно-сти………………..14
Глава 2. Совершенствование развития ОАО «Газпром»…………………………..25
2.1. Недостатки действующей стратегии ОАО «Газ-пром» ……………………….25
2.2. Разработка стратегии развития ОАО «Газ-пром»……………………………...42
Заключение…………………………………………………………………………..58
Список используемой литературы………………………………………………….60

Файлы: 1 файл

Отчет по преддипломной практике.doc

— 1.19 Мб (Скачать)

* Расшифровка  прочих затрат по 2009 году:

  • Командировочные расходы;
  • Подписка на периодическую и специальную литературу;
  • Охрана (в т.ч. пожарная);
  • Коммунальные платежи;
  • Реклама;
  • Юридические, консультационные и информационно-вычислительные услуги;
  • Аудиторские услуги;
  • Подготовка и переподготовка кадров;
  • Прочие.

 

В представленной таблице приведены изменения  выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг, себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг и валовой прибыли за 2008-2009 годы.

Таблица 6

 

Выручка (нетто) от продажи  товаров, продукции, работ, услуг (2)

Изме-нениe, %

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

Изме-

нениe, %(4)

Валовая прибыль (3)

Изме-

нениe, % (4)

2008

1 632 652 981

32,60%

578 525 891

36,06%

1 054 127 090

30,77%

2009

1 774 979 437

8,72%

723 781 021

22,24%

1 051 198 416

1,02%


 

Принимая  во внимание, что показатель «Валовая прибыль» является результатом от разности показателей «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг» и «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг», в качестве факторов, оказавших влияние на показатель «Валовая прибыль», рассматриваются показатели, участвующие в расчете .

Как видно  из данных таблицы, все рассматриваемые  показатели в анализируемом периоде демонстрируют устойчивую динамику к росту.

Основными факторами, влияющими на рост себестоимости  проданных товаров, продукции, работ и услуг являются ежегодное увеличение затрат на покупку природного газа, которые, как правило, связаны с увеличением объемов покупного газа, внутренних расчетных цен на газ, а также ростом цен на газ, приобретаемый Обществом у сторонних организаций на территории и за пределами Российской Федерации.

Таблица 7

Наименование показателя

2008

2009

Доля себестоимости  в выручке от продажи товаров, продукции, работ, услуг, %

35,43%

40,78%

Доля валовой прибыли  в выручке от продажи товаров, продукции, работ, услуг, %

64,57%

59,22%


 

Некоторое увеличение значения показателя «Доля себестоимости  в выручке от продажи товаров, продукции, работ, услуг» наблюдается в 2009 году, что связано, в основном, со снижением темпов роста выручки от реализации товаров, работ, услуг, а также увеличением затрат на покупку природного газа в связи с ростом внутренних расчетных цен для дочерних организаций Общества, а также ростом цены на газ, приобретаемый в Туркменистане. Следствием роста себестоимости стало снижение показателя «Доля валовой прибыли в выручке от продажи товаров, продукции, работ, услуг».

Высокая степень  корреляции между значениями показателей «Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг» и «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг» позволяет констатировать, что Обществом проводится последовательная политика по управлению затратами.

Поскольку доля выручки от реализации газа от общего объема выручки, как правило, составляет 80% и более, Общество проводит анализ факторов, оказавших влияние на размер выручки от реализации газа.

Основные  факторы, оказывающие значимое воздействие  на результирующий показатель (размер выручки от реализации газа в текущем году), используемые в модели - физический объем поставок, цены на поставляемый газ и динамика валютного курса.

Удельный  вес каждого фактора определяется непосредственно в ходе анализа.

Каждый из рассматриваемых факторов может оказывать различное как по направлению, так и по значимости воздействие на изменение выручки от реализации газа, а их суммарное воздействие в итоге определяет изменение размера выручки от реализации газа в текущем году.

Таблица 8

Факторы, оказавшие влияние на рост выручки от реализации газа (основная деятельность)

Год

Фактор влияния на размер выручки Общества по сравнению с предыдущем финансовым годом

Степень влияния фактора  в %% в оценке ОАО «Газпром»(1)

2009/2008

Объемы поставок

-6

Цена реализации

171

Динамика валютного  курса

-65


 

Отрицательное значение фактора по динамике валютного  курса отражает укрепление рубля  по отношению к доллару США  и ЕВРО.

Отрицательное значение фактора по объему поставок отражает сокращение объема поставок природного газа на основные рынки сбыта из-за аномально теплой погоды в январе-марте 2009 года.

Проведем  анализ прибыли ОАО «Газпром».

Таблица 9

Динамика  прибыли и расходов в 2008-2009 гг.

 

2009

2008

Изменение, тыс. руб.

Изменение, %

Валовая прибыль

1 051 198 416

1 040 534 981

10 663 435

101,0

Коммерческие расходы

540 917 840

518 675 487

22 242 353

104,3

Управленческие расходы

23 678 150

17 856 671

5 821 479

132,6

Прибыль (убыток) от продаж

486 602 426

504 002 823

-17 400 397

96,5

Прочие доходы и расходы

   

0

 

Проценты к получению 

13 046 491

3 446 856

9 599 635

378,5

Проценты к уплате

53 551 252

40 113 371

13 437 881

133,5

Доходы от участия в других организациях

44 696 539

30 916 289

13 780 250

144,6

Прочие доходы

2 105 342 710

1 510 000 738

595 341 972

139,4

Прочие расходы

2 075 739 210

1 512 929 853

562 809 357

137,2


В 2009 году валовая  прибыль компании увеличилась на 10 663 435 тыс. руб., или на 1 %.

Коммерческие  расходы увеличились на 22 242 353 тыс. руб. или на 4,3 %.

Управленческие  расходы увеличились на 5 821 479 тыс. руб.и или на 32,6 %.

Прибыль от продаж снизилась на -17 400 397 тыс. руб. или на 3,5 %.

Анализ структуры  прочих доходов и расходов показал, что:

    • Проценты к получению выросли на 9 599 635 тыс. руб. или на 278 %.
    • Проценты к уплате выросли на 13 437 881 тыс. руб. или на 33,5 %;
    • Доходы от участия в других организациях выросли на 13 780 250 тыс. руб. или на 44,6 %;
    • Прочие доходы выросли на 595 341 972 тыс. руб. или на 39,4 %;
    • Прочие расходы увеличились на 562 809 357 тыс. руб. или на 37,2 %.

Проведем  анализ прибыли до налогообложения.

Таблица 10

Анализ прибыли до налогообложения

 

2009

2008

Изменение, тыс. руб.

Изменение, %

Прибыль (убыток) до налогообложения

520397704

495323482

25 074 222

105,0621913

Отложенные налоговые  активы

1 652 240

126 565

1 525 675

1305,447794

Отложенные налоговые  обязательства

38 825 560

19 508 654

19 316 906

199,0171131

Текущий налог на прибыль 

122668035

131915177

-9 247 142

92,99008483

Прочие расходы из прибыли

106799

93019

13 780

114,8141777

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

360449550

343680067

16 769 483

104,8793877


 

Таким образом, в 2009 году прибыль до налогообложения  выросла на 25 074 222 тыс. руб. или на 5 % по сравнению с 2008 годом.

Отложенные  налоговые активы выросли на 1 525 675 тыс. руб. (более чем в 10 раз).

Отложенные  налоговые обязательства выросли  на 19 316 906 тыс. руб. или на 99 %.

Текущий налог  на прибыль снизился на -9 247 142 тыс. руб. или на 7 %.

Прочие расходы  из прибыли выросли на 13 780 тыс. руб. или на 14 %.

Таким образом, чистая прибыль компании увеличилась на 16 769 483 тыс. руб. или на 4,8 % по сравнению с 2008 годом.

 

Проведем анализ различных  коэффициентов рентабельности.

Таблица 11

Расчет коэффициентов рентабельности предприятия

В таблице 12 представлены рассчитанные согласно формулам, приведенным в табл. 11 коэффициенты рентабельности.

Таблица 12

Расчет коэффициентов рентабельности ОАО «Газпром» за 2008-2009 гг.

 

2008

2009

Изменение, %

Общая рентабельность

0,30

0,29

96,6

Рентабельность продаж

0,31

0,27

88,8

Рентабельность собственного капитала

0,09

0,10

113,5

Экономическая рентабельность

0,10

0,11

114,7

Фондорентабельность

0,13

0,14

110,8

Рентабельность основной деятельности

0,88

0,72

81,8


Можно сделать  следующие выводы:

    • Коэффициент общей рентабельности и рентабельности продаж в 2009 году снизились на 3,4 % и 1,2 % соответственно;
    • Коэффициент рентабельности собственного капитала увеличился на 13,5%;
    • Коэффициент экономической рентабельности увеличился на 14,7 %;
    • Коэффициент фондорентабельности увеличился на 10,8 %;
    • Коэффициент рентабельности основной деятельности снизился на 18,2 %.

За анализируемый  период ОАО «Газпром» получило прибыль  как от продаж, так и в целом от финансово-хозяйственной деятельности, что и обусловило положительные значения всех представленных в таблице показателей рентабельности.

В 2009 году организация  по обычным видам деятельности получила прибыль в размере 27 копеек с каждого рубля выручки от реализации. Тем не менее, имеет место отрицательная динамика рентабельности продаж по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. (-4 коп.).

Эффективность использования собственного капитала увеличилась, что подтверждает рост коэффициента рентабельности с 0,09 в 2008 году до 0,1 в 2009 году.

Таким образом, проведенный анализ результатов  финансово-хозяйственной деятельности показал, что в 2009 году по сравнению  с 2008 выручка компании, прибыль до налогообложения и чистая прибыль выросли.

Рентабельность  продаж в 2009 году была положительна, однако наблюдается отрицательная динамика данного показателя по сравнению с 2008 годом.

Глава 2. Совершенствование развития ОАО «Газпром»

2.1. Недостатки действующей стратегии ОАО «Газпром» 

 

По мере того как корпорация развивается, конкурирует  и наращивает свои ресурсы, растет ее размер, усложняется структура, возрастает число организационных уровней и звеньев. Стратегия развития коррелирует со стратегическим управлением, функциональное назначение которого заключается, с одной стороны, в долгосрочном определении направления развития корпорации во внешней среде, касающегося сферы, средств и форм ее деятельности, системы взаимоотношений внутри нее, с другой – в обосновании перспективного развития корпорации – участника газового рынка, направленного на достижение стоящих перед ней стратегических целей и задач. Корпоративная, деловая, функциональная и оперативная стратегии, составляя целое, используются ОАО «Газпром», ключевой проблемой которого выступает поздний выход на рынок.

Стратегическое  видение газовой корпорации мы определяем как совокупность экономических отношений контрагентов газового рынка, направленных на реализацию стратегических сценариев развития топливно-энергетического комплекса на основе миссии каждой компании. Миссию газовой корпорации, на наш взгляд, целесообразно трактовать как экономические отношения внутри и вне транснациональной корпорации газового комплекса, складывающиеся по поводу стратегического развития, ключевых принципов работы, ее ценностных ориентиров и их гармонизации в соответствии с направлениями деятельности и конфигурацией движения газовой компании на географических и товарных мировых рынках с учетом энергетической безопасности и международной конкурентоспособности как внешнеэкономических приоритетов страны. Стратегия конкуренции представляет собой набор методик и инициатив, направленных на привлечение и удовлетворение клиентов, противостояние конкурентам и укрепление позиции на рынке. На наш взгляд, понятие конкурентной стратегии ýже, чем понятие деловой стратегии, поскольку последняя, кроме методики определения уровня и силы конкуренции, включает действия и планы руководства для решения всего спектра стратегических задач.

Информация о работе Отчет по практике в ОАО «Газпром»