Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 11:49, курсовая работа
Под метрологией подразумевается наука об измерениях, о существующих средствах и методах, помогающих соблюсти принцип их единства, а также о способах достижения требуемой точности.
Происхождение самого термина «метрология» возводят к двум греческим словам: metron, что переводится как «мера», и logos – «учение». Бурное развитие метрологии пришлось на конец ХХ в. Оно неразрывно связано с развитием новых технологий. До этого метрология была лишь описательным научным предметом. Таким образом, можно сказать, что метрология изучает:
1) методы и средства для учета продукции по следующим показателям: длине, массе, объему, расходу и мощности;
2) измерения физических величин и технических параметров, а также свойств и состава веществ;
Метрологические службы государственных органов управления Российской Федерации и метрологические службы юридических лиц могут быть созданы в министерствах, на предприятиях, в учреждениях, зарегистрированных как юридическое лицо, с целью проведения разного рода работ по обеспечению единства и надлежащей точности измерений, для обеспечения метрологического контроля и надзора.
24. Государственная система обеспечения единства измерений
Государственная система обеспечения единства измерений создана с целью обеспечить единство измерений в пределах страны. Государственная система обеспечения единства измерений реализуется, координируется и управляется Госстандартом Российской Федерации. Госстандарт Российской Федерации является государственным органом исполнительной власти в сфере метрологии.
Система обеспечения единства измерений выполняет следующие задачи:
1) обеспечивает охрану прав и законодательно закрепленных интересов граждан;
2) обеспечивает охрану утвержденного правопорядка;
3) обеспечивает охрану экономики.
Система обеспечения единства измерений действует согласно:
1) Конституции Российской Федерации;
2) Закону РФ «Об обеспечении единства измерений»;
3) Постановлению Правительства Российской Федерации «Об организации работ по стандартизации, обеспечению единства измерений, сертификации продукции и услуг»;
4) ГОСТу С 8.000-2000 «Государственная система обеспечения единства измерений».
Главными задачами Государственной системы обеспечения единства измерений являются:
1) утверждение эффективных способов координирования деятельности в сфере обеспечения единства измерений;
2) обеспечение научно-исследовательской деятельности, направленной на разработку более точных и совершенных методик и способов воспроизведения единиц измерения физических величин и передачи их размеров от государственных эталонов рабочим средствам измерений;
3) утверждение системы единиц измерения физических величин, допускаемых к использованию;
4) установление шкал измерений, допускаемых к использованию;
5) утверждение основополагающих понятий метрологии, регламентация используемых терминов;
6) утверждение системы государственных эталонов;
7) изготовление и усовершенствование государственных эталонов;
8) утверждение методов и правил передачи размеров единиц измерения физических величин от государственных эталонов рабочим средствам измерений;
9) проведение калибровки (поверки) и сертификации средств измерений, на которые не распространяется сфера действия государственного метрологического контроля и надзора;
10) осуществление информационного освещения системы обеспечения единства измерений;
11) совершенствование государственной системы обеспечения единства измерений.
25. Государственный метрологический контроль и надзор
Государственный метрологический контроль и надзор (ГМКиН) обеспечивается Государственной метрологической службой для проверки соответствия нормам законодательной метрологии, утвержденным Законом РФ «Об обеспечении единства измерений», государственными стандартами и другими нормативными документами.
Государственный метрологический контроль и надзор распространяется на:
1) средства измерений;
2) эталоны величин;
3) методы проведения измерений;
4) качество товаров и другие объекты, утвержденные законодательной метрологией.
Область применения Государственного метрологического контроля и надзора распространяется на:
1) здравоохранение;
2) ветеринарную практику;
3) охрану окружающей среды;
4) торговлю;
5) расчеты между экономическими агентами;
6) учетные операции, осуществляемые государством;
7) обороноспособность государства;
8) геодезические работы;
9) гидрометеорологические работы;
10) банковские операции;
11) налоговые операции;
12) таможенные операции;
13) почтовые операции;
14) продукцию, поставки которой осуществляются по государственным контрактам;
15) проверку и контроль качества продукции на выполнение обязательных требований государственных стандартов Российской Федерации;
16) измерения, которые осуществляются по запросам судебных органов, прокуратуры и других государственных органов;
17) регистрацию спортивных рекордов государственного и международного масштабов.
В Законе Российской Федерации установлено три вида государственного метрологического контроля и три вида государственного метрологического надзора.
Виды государственного метрологического контроля:
1) определение типа средств измерений;
2) поверка средств измерений;
3) лицензирование юридических и физических лиц, занимающихся производством и ремонтом средств измерений.
Виды государственного метрологического надзора:
1) за изготовлением, состоянием и эксплуатацией средств измерений, аттестованными методами выполнения измерений, эталонами единиц физических величин, выполнением метрологических правил и норм;
2) за количеством товаров, которые отчуждаются в процессе торговых операций;
3) за количеством товаров, расфасованных в упаковки любого вида, в процессе их фасовки и продажи.
26. Основные понятия технического регулирования
Основным нормативным документом, дающим определение и толкование технического регулирования, является Закон «О техническом регулировании».
В этом нормативном документе приводится перечень основных понятий, необходимых для оптимального технического регулирования:
1) аккредитация;
2) безопасность товара, процессов производства, хранения, использования, перевозки, реализации и утилизации;
3) ветеринарно-санитарные и фитосанитарные меры;
4) декларирование соответствия;
5) декларация о соответствии;
6) заявитель, который представляет собой некое физическое или юридическое лицо;
7) знак обращения на рынке, под которым понимается обозначение, служащее для снабжения потребителей информацией о степени соответствия выпускаемого на рынок товара требованиям технических регламентов;
8) знак соответствия, представляющий собой обозначение, служащее для информирования потребителей какого-либо товара на предмет его соответствия требованиям сертификационной системы или национальному стандарту;
9) идентификация продукции, которая подразумевает под собой выявление характеристик тождественности товара его существенным признакам;
10) контроль (надзор) над следованием требований разнообразных технических регламентов;
11) Международный стандарт;
12) национальный стандарт;
13) орган по сертификации;
14) оценка соответствия;
15) подтверждение соответствия;
16) продукция как результат деятельности;
17) риск как возможность нанесения вреда жизни и здоровью людей;
18) сертификация;
19) сертификат соответствия, представленный в виде документа, удостоверяющего соответствие объекта требованиям стандартов, технических регламентов и условиям договоров;
20) система сертификации;
21) стандарт, представляющий собой некий документ, в котором устанавливаются характеристики товара, правила и характеристики процессов его производства, хранения, использования, перевозки, реализации и утилизации;
22) стандартизация;
23) техническое регулирование;
24) технический регламент;
25) форма подтверждения соответствия как определенный порядок документального удостоверения.
27. Основные принципы технического регулирования
Закон РФ «О техническом регулировании» формулирует и основные принципы технического регулирования. К ним относятся следующие:
1) принцип использования единых правил и установление требований к товарам, процессам их производства, хранения, перевозки, использования, реализации и утилизации, в том числе выполнение различных работ и оказание услуг населению;
2) принцип соответствия технического регулирования степени развитости национальной экономики, а также степени становления материально-технической базы и развития науки и техники;
3) принцип независимости от продавцов, производителей, приобретателей и исполнителей. Иными словами, органы по аккредитации и сертификации должны быть независимы в административном, организационном, финансовом, экономическом смыслах;
4) должна быть установлена единообразная система правил получения аккредитации;
5) должна иметься единая система правил и методов исследований, измерений и испытаний при реализации процедур оценки соответствия;
6) должен осуществляться принцип единства использования требований различных технических регламентов в условиях независимости, особенности и вида проводимой сделки; то есть технический регламент имеет статус обязательного для всех юридических и физических лиц на территории Российской Федерации, независимо от возникающих между ними в процессе ведения хозяйственной деятельности взаимоотношений. Основным направлением использования технических регламентов являются договорные взаимоотношения;
7) принцип неприемлемости какого-либо ограничения конкуренции при проведении мероприятий, связанных с получением аккредитации и сертификатов, что можно толковать, как поддержание здоровой конкуренции между претендентами на аккредитацию в качестве сертификационных органов, а также в качестве испытательных лабораторий, а в последствии – и повышение их работоспособности и производительности за счет повышения конкурентоспособности в сфере предоставления услуг сертификации;
8) принцип недопустимости совмещения в одном лице исполнителя полномочий сертификационного органа и надзорного или контрольного Государственного органа;
9) принцип непозволительности совмещения каким-либо одним органом полномочных обязанностей и органа по аккредитации, и органа по сертификации;
10) принцип недопустимости внебюджетного финансирования Государственного органа по вопросам контроля и надзора за соблюдением требований технических регламентов.
28. Правовые основы
Согласно положениям Закона «О техническом регулировании» законодательство РФ состоит из данного Федерального закона, а также из ряда других нормативных актов, принимаемых в соответствии с существующим уже на данный момент законодательством РФ по данному вопросу. При этом фиксируется главенство Международных законов над данным российским законодательством в случае возникновения противоречий в урегулировании какого-либо вопроса.
Особое место в Законе отводится вопросам, посвященным стандартизации, ее принципам и целям. Формулируются полномочия Национального органа по стандартизации и технических комитетов по стандартизации, определяются правила разработки и утверждения организационных и национальных стандартов. В связи с переменами, постоянно происходящими в экономической жизни новой России, старая система Государственной стандартизации и обязательной сертификации пришла в негодность и требовала скорейшего изменения и реформирования. А среди новых процессов в экономике можно назвать такие, как: смена собственников большинства нынешних организаций, предприятий и фирм, формирование достаточно свободного рынка в сфере товаропроизводства, использование новых рыночных принципов регулирования производственной деятельности, внедрение ноу-хау, выход многих предприятий на мировой рынок.
К этим правовым нормам, в первую очередь, относятся принятые в рамках деятельности Всемирной торговой организации (ВТО) многосторонние торговые соглашения. Едва ли не главным условием вхождения России во ВТО считается соответствие основным принципам технического регулирования, сформулированным в следующих документах: «Соглашение по техническим барьерам в торговле», «Соглашение по применению санитарных и фитосанитарных мер» и «Кодекс добросовестной практики».
На решение тех же вопросов преодоления технических барьеров направлен Кодекс добросовестной практики, формулирующий процедуры оценки соответствия и стандартов. Главное внимание здесь должно обращаться на тот момент, чтобы данные процедуры не становились слишком затратными и ограничительными, что необходимо для проведения оценки соответствия товаров требованиям и стандартам страны-импортера. В связи с этим Федеральное законодательство РФ о техническом регламентировании нацелено на создание двухуровневой системы нормативных документов. А это, во-первых, технические регламенты, в которых обозначены обязательные для всех требования, и, во-вторых, добровольные стандарты.
29. Положения Государственной системы технического регулирования и стандартизации
Свод правил и положений, содержащих порядок проведения работ по стандартизации РФ и касающихся фактически всех основных отраслей народного хозяйства страны, независимо от уровня управления, именуется Государственной системой стандартизации или ГСС. Основными правовыми документами, регламентирующими данную систему, является ряд Межгосударственных и Государственных уставов, как раз и содержащих основные правила, регулирующие вопросы организации и проведения работ по стандартизации. Для этой цели был организован специализированный орган под названием «Международный совет по стандартизации, метрологии и сертификации», основные задачи которого определяются следующими положениями:
1) предоставление проектов межгосударственных стандартов на утверждение;
2) выборка перспективных направлений в сфере стандартизации;
3) рассмотрение и принятие основных направлений в сфере стандартизации и метрологии, расходов на их проведение.
Также к органам службы стандартизации относятся организации, учреждения, объединения и подразделения, основная составляющая деятельности которых лежит в области проведения непосредственно работ по стандартизации или в области выполнения определенных функций по стандартизации.
Государственная стандартизация призвана решать ряд следующих вопросов и задач:
1) вести разработку Государственных стандартов, содержащих основополагающие и общетехнические требования, а также требования по регулированию вопросов безопасности трудовой деятельности, защиты окружающей среды, совместимости и взаимозаменяемости;