Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2012 в 11:49, курсовая работа
Под метрологией подразумевается наука об измерениях, о существующих средствах и методах, помогающих соблюсти принцип их единства, а также о способах достижения требуемой точности.
Происхождение самого термина «метрология» возводят к двум греческим словам: metron, что переводится как «мера», и logos – «учение». Бурное развитие метрологии пришлось на конец ХХ в. Оно неразрывно связано с развитием новых технологий. До этого метрология была лишь описательным научным предметом. Таким образом, можно сказать, что метрология изучает:
1) методы и средства для учета продукции по следующим показателям: длине, массе, объему, расходу и мощности;
2) измерения физических величин и технических параметров, а также свойств и состава веществ;
2) способствовать выполнению воли заказчика;
3) рассматривать и утверждать Государственные стандарты и ряд других нормативных актов, в том числе: инструкции, методические указания и т. п.;
4) обеспечивать принципы единства и достоверности измерений в государстве, а также способствовать усилению и ускоренному развитию Государственной метрологической службы;
5) заниматься проведением организационных работ по непосредственному использованию Международных, региональных и национальных стандартов иных государств в качестве Государственных стандартов;
6) заниматься опубликованием и широким распространением Госстандартов в других нормативных документах;
7) заниматься подготовкой работ по международному сотрудничеству в сфере стандартизации, по качественному использованию их итогов.
30. Органы и комитеты по стандартизации
Закон Российской Федерации «О техническом регулировании» (статья 14) формулирует основные направления деятельности Национального органа Российской Федерации по стандартизации.
Согласно положениям вышеозначенного Закона в состав технических комитетов по решению вопросов стандартизации могут входить как представители научных организаций и Государственных федеральных органов исполнительной власти, так и представители различных общественных объединений и других общественных организаций, созданных предпринимателями или конечными потребителями товаров и услуг. Порядок создания и работы данных технических комитетов должен утверждаться Национальным органом по стандартизации. Государственное управление по вопросам стандартизации в РФ реализовывается Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии. За проведение мероприятий по вопросам стандартизации строительства отвечает Минстрой России. За выделенную ему часть работ по стандартизации отвечает соответственно НИИ Госстандарта.
ВНИИС отвечает за разработку «научно-технических, правовых и экономических основ стандартизации управления качеством продукции, госнадзора за внедрением и соблюдением стандартов, международного сотрудничества в области стандартизации». Разрабатывает ВНИИС и вопросы организационно-методических, научно-технических и правовых проблем, существующих в сферах стандартизации и сертификации, а также проводит научно-техническую и правовую экспертизу стандартов, осуществляет работы в рамках ISO и некоторых других Международных организаций.
ВНИИМАШ, в свою очередь, ведает вопросами стандартизации в машиностроительной отрасли и в отрасли приборостроения, ВНИИКИ – в области научно-технической терминологии, информации, метрологии и качества продукции, ГНИЦВОК – в сфере стратегического развития и разработки единообразной системы кодирования и классифицирования технико-экономической информации, кроме того – в сфере разработки и внедрения унифицированных систем документации в АСУ, ГНИЦВОК – в области принятия и использования общероссийских классификаций для информации технико-экономического направления, а также унифицированной документации.
При необходимости в министерствах РФ формируются специальные службы стандартизации, а также головные организации по стандартизации, помогающие решать ряд организационных и координационных задач. Подобные службы могут возникать и непосредственно на предприятии. Функциями их в данном случае становятся научно-исследовательские, опытно-конструкторские и ряд других работ по вопросам стандартизации, а также помощь в выполнении подобных работ другим подразделениям предприятия и создание организационно-методической и научно-технической базы для оптимальной деятельности предприятия в сфере стандартизации.
31. Технические регламенты: понятие и сущность. Применение технических регламентов
Технический регламент представляет собой некий законченный перечень основных требований, предъявляемых к одному из объектов стандартизации. Документами, способными менять данные этого перечня, могут быть лишь его изменения и дополнения. Кроме того, стоит отметить и то, что не любой документ, содержащий некоторые обязательные требования, может считаться техническим регламентом. Основной направленностью данных требований технического регламента, согласно Закону «О техническом регулировании» (глава 2), должно стать обеспечение:
1) единства измерений;
2) электромагнитной совместимости в вопросе реализации задач безопасности работы приборов и оборудования;
3) безопасности излучений;
4) взрывобезопасности;
5) биологической, пожарной, термической, механической, промышленной, химической, электрической, ядерной и радиационной безопасности.
Также в технический регламент могут включаться некоторые другие требования, правила и формы. Например, к первым относятся требования:
1) обеспечивающие названные ранее виды безопасности;
2) способствующие поддержанию принципа единства измерений;
3) особые требования к терминологии, упаковке, этикеткам и маркировкам, а также к правилам их нанесения.
Из положений вышеназванного Закона вытекают следующие основные цели принятия технических регламентов:
1) защита жизни или здоровья людей, а также имущества юридических и физических лиц или имущества, находящегося в муниципальной и государственной собственности;
2) охрана окружающей среды, здоровья и жизни животных и растений;
3) предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
32. Субъекты технических регламентов
Как правило, принято делить субъекты технического регулирования на несколько обособленных категорий:
1) бизнес;
2) потребители;
3) государственные органы;
4) контролирующие органы.
Основным направлением деятельности для них должно стать обеспечения безопасности и защиты прав потребителей в вопросе их экологической безопасности и защиты от любых техногенных катастроф. Для обеспечения оптимального решения поставленных перед государством задач при Экономическом управлении президента РФ были сформированы Экспертные советы, занимающиеся разработкой общих и специальных технических регламентов. По форме в содержание технического регламента должны входить такие сведения, как: перечень товаров, процессов их создания, хранения, транспортировки, использования, реализации и утилизации, в отношении коих и вырабатываются вышеозначенные требования; кроме того, формулируются общие правила идентификации всех объектов, подлежащих техническому регулированию для решения вопросов применения технического регламента.
Также в технический регламент могут включаться другие сведения, например:
1) правила и формы оценки соответствия, определяемые с учетом степени риска;
2) предельные сроки оценки соответствия для каждого объекта технического регулирования;
3) обязательные требования к упаковке, маркировке и этикеткам, терминологии, а также необходимые правила их нанесения. Согласно Закону «О техническом регулировании» не включенные в технические регламенты требования не носят обязательный характер. Также технический регламент может включать требования к характеристикам товаров, процессам их производства, применения, хранения, транспортировки, реализации и утилизации, но не может включать какие-либо требования в отношении конструктивных особенностей товара, кроме ситуаций, когда из-за отсутствия таких требований к конструкции существует возможность возникновения рисков нанесения вреда. Исходя из этого положения, технические регламенты могут включать в список требований специальные требования к маркировке, этикеткам, упаковке и терминологии, а также к правилам их нанесения, что в будущем поможет увеличить степень защищенности отдельных групп граждан, как, например: дети, несовершеннолетние, беременные женщины, кормящие матери, инвалиды, пенсионеры.
33. Порядок разработки и принятия технического регламента.
Изменение и отмена технического регламента
Порядок разработки, принятия, изменения и отмены технического регламента подробно рассматривается в ст. 9 главы 2 Закона «О техническом регулировании». Перед созданием проекта технического регламента нужно четко сформулировать следующие понятия:
1) объект, под который, собственно говоря, и будет создаваться технический регламент;
2) цели разработки данного регламента;
3) перечень основных требований, предъявляемых к объекту;
4) перечень обязательных требований к объекту, установленных на территории Российской Федерации;
5) перечень Международных стандартов, предъявляющих свои требования к объекту.
Далее вышеназванный нормативный акт очень четко формулирует основные моменты разработки проекта технического регламента.
Формулируются этапы разработки технических регламентов, которые включают в себя:
1 этап: сбор заявок на разработку технического регламента;
2 этап: организационная стадия, на которой вся работа по организации проекта проводится Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии;
3 этап: проект технического регламента в первой редакции необходимо привести в соответствие с сегодняшней законодательной базой, а также с между
33б народными правилами и нормами и Национальными стандартами зарубежных стран;
4 этап: происходит опубликование уведомления о разработке технического регламента в одном из печатных изданий Федерального органа исполнительной власти по вопросам технического регулирования.
5 этап: публичное обсуждение проекта;
6 этап: получение отзывов на проект;
7 этап: анализ полученных отзывов;
8 этап: доработка проекта с внесением изменений, учитывающих полученные письменные замечания заинтересованных лиц;
9 этап: проведение публичного обсуждение проекта технического регламента;
10 этап: принятие проекта в первом чтении;
11 этап: составление списка полученных письменных замечаний с обязательным кратким изложением сути данных замечаний, а также результатов их обсуждения;
12 этап: проведение экспертизы готового проекта технического регламента в комиссии экспертов по техническому регулированию;
13 этап: принятие готового и переработанного проекта во втором чтении.
34. История развития стандартизации
Одним из основополагающих и рубежных событий в истории стандартизации является основание Международного бюро мер и весов, а также Международная метрическая конвенция, подписанная в 1895 г. послами 19 государств.
В России одним из первых стандартов можно назвать кружала, т. е. калибры для пушечных ядер, утвержденные Иваном Грозным. Петр I очень много внимания уделял моментам, связанным с внешней торговлей. Он стремился поднять авторитет России, как экспортера товаров высокого качества.
Первый государственный орган, отвечающий за стандартизацию,– Комитет по стандартизации при Совете Труда и Обороны – был создан в 1925 г. Комитет руководил ведомствами, занимающимися стандартизацией, а также вводил в обращение утвержденные стандарты. Основной категорией стандартов был общесоюзный стандарт – ОСТ.
Но в 1940 г. порядок разработки стандартов был изменен: вместо наркоматов был организован Всесоюзный комитет по стандартизации, и ОСТы заменили ГОСТами – Государственными общесоюзными стандартами.
В 1968 г. произошло довольно значимое событие в истории стандартизации – принято Постановление Совета Министров СССР «Об улучшении работы по стандартизации в стране». На основе этого Постановления впервые появилась Государственная система стандартизации (ГСС). Всего было утверждено 4 категории стандартов:
1) ГОСТ – Государственный стандарт СССР;
2) РСТ – республиканский стандарт;
3) ОСТ – отраслевой стандарт; 4) СТП – стандарт предприятия.
В 1985 г. вышло Постановление Совета Министров СССР «Об организации работы по стандартизации», в котором была определена основная задача стандартизации – создание определенного набора нормативно-технической документации с целью четко обозначить набор стандартов качества продукции, ее производства и использования.
В 1990 г. вышло Постановление Совета Министров СССР «О совершенствовании организации работы по стандартизации», которое должно было отвечать требованиям переходной экономики.
Распад СССР поставил перед стандартизацией новую задачу, а именно: согласование политики стандартизации на территории СНГ. 13 марта 1992 г. страны СНГ подписали Соглашение о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации.
Еще одно достойное внимания событие – принятие в 1993 г. Закона РФ «О стандартизации».
В 1992-2001 гг. направление развития стандартизации определялось в соответствии с Соглашением, принятым в 1992 г.
В 2002-2003 г. направление работ по стандартизации определялось Законом «О техническом регулировании».
35. Стандартизация: сущность, задачи, элементы
Сущность стандартизации состоит в составлении и утверждении как рекомендуемых, так и обязательных норм и характеристик для многократного использования, направленного на обеспечение надлежащего качества товаров и услуг, повышение их конкурентоспособности в сферах обращения продукции, а также обеспечение безопасности труда. Стандартизация устанавливает оптимальную степень упорядоченности в определенных сферах производства и обращения продукции с помощью утвержденных норм и положений.
Главными задачами стандартизации являются:
1) обеспечение соответствия товаров и услуг нормам и правилам безопасности для жизни и здоровья потребителя, собственности физических, юридических лиц, государственной собственности, экологии, окружающей среды, в частности, безопасности животных и растений;
2) обеспечение безопасности объектов, для которых существует возможность возникновения различного рода чрезвычайных ситуаций;
3) содействие научно-техническому прогрессу;
4) обеспечение конкурентоспособности продукции и услуг;
5) экономичное использование всех видов ресурсов;
6) совместимость и взаимозаменяемость продукции;
7) единая система измерений.
Результатом стандартизации является, в первую очередь, нормативный документ.
Нормативный документ – документ, в котором утверждаются общие нормы, правила и характеристики для продукции, работ или услуг
Стандарт – нормативный документ, утвержденный соответствующим органом, в котором утверж-даются общие принципы, нормы и характеристики для продукции, работ или услуг, причем данные правила устанавливаются для добровольного многократного использования.
Технические условия – документ, который утверждает основные технические требования к продукции, работам и услугам.
Областью стандартизации называют систему связанных между собой объектов стандартизации.