Взаимоотношения с НАТО как элемент геополитики Украины

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 08:40, реферат

Краткое описание

Распад Советского Союза повлек за собой цепь необратимых политических изменений, главными из которых явилось образование на карте мира сразу нескольких независимых государств. Исходя из географического расположения, в самых выгодных условиях оказались Украина и Белоруссия. Оказавшись, что называется между странами Восточной Европы и Российской Федерацией, она получила возможность вести многовекторную взаимовыгодную политику, направленную, одновременно и на тесное сотрудничество с Соединенными Штатами Америки, и на поддержание политической и экономической связи с Российской Федерацией.

Оглавление

Введение .................................................................................................3
1. Основные направления внешней политики Украины ....................4
2. История взаимоотношений между Украиной и Североатлантическим блоком НАТО ..............................................5
3. План действия Украина-НАТО .......................................................7
4. Отношения с Российской Федерацией в условиях политической многовекторности .........................................8
Заключение ...........................................................................................10
Список использованной литературы .................................................11

Файлы: 1 файл

Реферат_Украиноведение.doc

— 82.50 Кб (Скачать)

       Документ  также определяет задачи в области  реформирования воинских структур, направления  сотрудничества Украины и НАТО, а  также вопросы финансирования совместных действий.

       Документ  состоит из многих разделов, причем, собственно военных вопросов в нем  регламентируется гораздо меньше, чем  социально-политических. Правда, конечная цель выполнения плана действий определена – «полная интеграция в евроатлантические структуры безопасности и создание стратегических рамок для существующего и будущего сотрудничества Украина-НАТО».

       В документе нет дат, конкретных сроков, которые бы определяли вступление Украина  в НАТО. Впрочем, как и нет самих  слов типа «Украина будет принята в НАТО тогда-то, при выполнении следующих условий». При этом документ содержит ряд требований, которые Киев на сегодняшний день выполнить не в состоянии. К тому же «План действий» позволяет их составителям найти причины для отказа от принятия в Альянс.

       Итак, чтобы Украина сделала попытку  войти в НАТО необходимо, во-первых: укрепить демократию и создать верховенство права, уважать права человека, принцип  распределения властей и независимости  судов, демократические выборы в  соответствие с нормами ОБСЕ, политический плюрализм, свободу слова, права национальных и этнических меньшинств.

       НАТО  дало понять Украине, что все требования к ней Киев будет решать, используя  свои собственные финансовые и промышленные ресурсы, сам же Альянс никаких обязательств перед Украиной не несет

       Для обеспечения провозглашенного пути в НАТО, Украина должна была также провести «адаптацию действующего законодательства». В девяти пунктах «политического раздела» плана изложены цели, которых будет добиваться Украина. Среди них первым стоит «упрочение демократических и избирательных институций», последним, – «обеспечение  равновесия между тремя ветвями власти».

       Среди интересных пунктов первого раздела – также тезис об «обновлении» украинской внешней политики и политики в области безопасности «с целью отражения цели Украины о полной евроатлантической интеграции». В экономическом разделе Украина «обязывается привести свое внутреннее законодательство в соответствие к правилам и процедурам, принятым на евроатлантическом пространстве». Затем идет раздел: «Принципы свободы слова и прессы», где указывается, что свободное распространение информации является краеугольным камнем для утверждения демократического государства и общества, которые руководствуются верховенством права.

       После политической информации в плане  отражаются обязательства в оборонных  вопросах, защите информации, правовые вопросы. «Механизмы имплементации» плана действий – ежегодный целевой план, где определяются конкретные шаги Украины.

       Лишь  в конце плана идут требования к военной политике Украины. Это военная реформа, стандартизация и унификация к натовским образцам военной техники и оружия, участие в совместных миротворческих операциях.

       Сотрудничество  с НАТО имеет следующие цели: координация  со структурами НАТО в Европе, повышение боеспособности украинской армии, профессиональной подготовки военных. Сотрудничество в рамках Меморандума о взаимопонимании и поддержка операций НАТО, усовершенствование систем боевого управления.  

Отношения с Российской Федерацией в условиях политической многовекторности 

       Не  смотря на резкую смену политической ориентации в последенее время, одну из ведущих ролей в становлении внешнеполитической ситуации вокруг Украины, безусловно, играет Российская Федерация. И это понятно: культурный, цивилизационный, ментальный, социальный (по данным статистических источников, большая часть населения Украины осознает себя русскими), экономический (энергетическая зависимость от РФ), наконец, исторический и даже географический факторы – все это определяет значение России в системе международных отношений, складывающейся вокруг этого государства.

       До  недавнего времени Украине удавалось  удерживать достаточно ровные отношения  с Россией и странами Запада (так  называемая политика многовекторности). Однако в последнее время это ей удается все труднее.

       Нарастающие противоречия между Западом и  новым руководством России оставляют мало шансов для Киева по-прежнему сидеть на двух стульях. Тем более что у самой Украины в последнее время резко ухудшились отношения с данными геополитическими образованиями.

       Если  отношения с Россией ухудшались из-за откровенно прозападного курса  украинской дипломатии, воровства энергоносителей  и неплатежей за них (а также прямого  обмана со стороны Киева по ряду других позиций), то Запад недоволен засильем в Украине местных и российских групп влияния, которые серьезно ограничивают возможность западного бизнеса развивать свою деятельность в Украине.

       В настоящий момент наблюдается повышение  активности руководства России на «украинском направлении». В ходе своих встреч с украинскими лидерами президент России Владимир Путин неоднократно прозрачно намекал, что двух стратегических партнеров в лице России и США у одной страны быть не может и в конце концов придется выбирать кого-то одного. Так как в настоящий момент наиболее болезненная для Украины проблема – это взаимоотношения с Россией по газу и прочим энергоносителям, Украине не может не реагировать на подобные высказывания.

       В то же время, политика Запада относительно Украины сейчас как раз находится в определенном застое. Отчасти это связано с неопределенностью с выбором основных направлений внешней политики США, возглавляемых новым президентом Бараком Обамой, от которых будет напрямую зависеть и общая политика Запада. К тому же, в условиях мирового кризиса, на борьбу с которым, очевидно, и направит свои основные усилия администрация Обамы, объем действий в направлении Украины может резко сократиться.

       Таким образом, сегодня политика многовекторности Украины переживает глубокий кризис. Решение о том в какую сторону двигаться дальше, Киеву, возможно, потребуется принять уже в ближайшее время.

 

       

Заключение 

       В целом, следует сказать, что, в сложившейся  сегодня в Украине внутриполитической ситуации, Российская Федерация имеет все шансы повлиять на переориентацию вектора международной активности в сторону, противоположную проНАТОвским устремлениям украинского правительства. Вопрос, таким образом, состоит только в том, сумеет ли российский МИД воспользоваться представившимися возможностями. Ответ на него – далеко не очевиден.

       Украина обладает промежуточным, "окраинным" геополитическим положением между  европейской, переднеазиатской, российской геополитическими «суперструктурными» платами. В этом – ее постоянная геополитическая «несамодостаточность», которая во времени отнюдь не исчезает. Это исторический и геополитический факт. Удел подобных стран, зон, регионов – поиск своего места в мире за счет максимально точного геополитического маневра, точной оценки собственных целей и возможностей их достижения. И в итоге это часто выбор «меньшего из зол», ориентация на партнерство с тем, со стороны кого исходит наименьшая угроза собственному существованию, образу жизни, системе ценностей.

       Исторически сложилось так, что Украина постоянно  находилась под влиянием различных культур, течений, политик, интересов различных государств; в результате чего сформировались особые этнические и культурные особенности, свой язык, традиции, но они недостаточны для появления фактора уникальности, способствующего образованию единой нации, самостоятельного государства как политической силы.

       У Украины нет достаточного опыта  для создания своего государства, кроме  того, разноречивая ориентация территорий, их специфика не позволяют создать  государство, по крайней мере, в существующих территориальных рамках.

       Участие в блоке НАТО может привести к  серьезному конфликту с Россией  – историческим партнером Украины  на политической арене, связанным с  Украиной и мощными хозяйственными связями. Это может вызвать не только внешний, но и внутренний конфликт, так как на территории Украины более 25% населения составляют русские, а 80% – русскоязычны и имеют родственные и иные близкие связи с населением РФ.

       На  мой взгляд, возможное членство в блоке НАТО не является усилением государственного суверенитета, напротив – подобный шаг послужит укреплению зависимости Украины от другого мощного государства, абсолютно отличного по своим историко-культурным особенностям от Украины – США.

 

       

Список  использованной литературы

    1. Дергачев А. Украина в современных геополитических преобразованиях// Полис №3, 1998.
    2. Корнилов Д. Геополитика Украины: многовекторность и ее кризис, 2008
    3. Корнилов Д., Манекин Р. Украина в системе международных отношений,2007
    4. Стрекаль О.В., Гончаренко О.М.  Региональные направления и

      особенности геополитической стратегии и внешней политики Украины, 2003.

    1. Интернет-ресурс – Кабмин сосредоточился на ЕС и НАТО. Режим электронного доступа: http://www.utro.ua
    2. Интернет-ресурс – Комментарий к Североатлантическому договору. Режим электронного доступа: http://www.eulaw.edu.ru/documents/legislation
    3. Интернет-ресурс – Обнародован план действий Украина-НАТО Режим электронного доступа: http://www.zaistinu.ru/ukraine/press
    4. Интернет-ресурс – Отношения между НАТО и Украиной. Режим электронного доступа: http://www.nato.int/issues/nato-ukraine
    5. Интернет-ресурс. Политическая жизнь Украины. Режим электронного доступа: http://www.politic.donetck.ua
    6. Интернет-ресурс – Россия-Украина. Режим электронного доступа: http://www.ln.mid.ru
    7. Интернет-ресурс – Украина и Европейский Союз. Режим электронного доступа: http://eu-ukraine.kharkov.ua

Информация о работе Взаимоотношения с НАТО как элемент геополитики Украины