Теоретико-методологические аспекты изучения пенсионного обеспечения населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 20:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Целью курсовой работы является изучение основ формирования пенсионной системы, выявление основных тенденций в развитии пенсионного обеспечения в условиях демографических изменений.
Для достижения данных целей в рамках работы были поставлены следующие задачи:
- изучение и анализ истории, демографических факторов, влияющих на развитие пенсионного обеспечения в территориальном разрезе;
- изучение и анализ региональных особенностей пенсионного обеспечения населения;
Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает пенсионная система стран мира, Российской Федерации, Республики Башкортостан.

Файлы: 1 файл

Курсовая по географии населения Ситдиковой А.Р..docx

— 1.96 Мб (Скачать)

Расходы на пенсионное обеспечение в первом полугодии 2010 года в регионах Южного округа составили 171070763 рублей. Средний размер пенсий – 7073,66 рублей. Численность застрахованных в системе персонифицированного учета на 1 июля 2010 года составила 13,021 млн. человек.

Территориальные органы ПФР Южного федерального округа обеспечивают пенсиями 3,8 млн. человек. Численность получателей ЕДВ - 1,4 млн. чел.

5. Управление  в Уральском федеральном округе.

Положение об Управлении утверждено постановлением Правления ПФР №67 от 25 апреля 2001 года [29].

Уральские учреждения ПФР обслуживают 3,37 млн. человек, или 8,3% от общероссийской численности пенсионеров (рис. 31).

На 1 октября 2010 года в территориальных органах ПФР зарегистрировано 1026,8 тыс. человек, которым назначена ежемесячная денежная выплата. В целом по УрФО наблюдается устойчивый прирост получателей пенсий.

Рис. 31 Динамика численности пенсионеров Уральского федерального округа, тыс. чел.

Составлено по: www.pfrf.ru

В рамках государственной социальной помощи установлена социальная доплата к пенсии 208 тыс. пенсионерам (6,4% от общей численности пенсионеров в округе) [24, с.234].

6. Управление  в Сибирском федеральном округе.

Положение об Управлении утверждено постановлением Правления ПФР №73 от 03. 06. 2001 года [30].

Численность пенсионеров в Сибирском Федеральном округе составляет 5,37 млн. чел (рис. 32). Средний размер пенсий, начиная с 1 января 2010 года, колеблется в диапазоне от 5378 рублей (в Забайкальском крае) до 6767 (в Томской области) [22, с.248].

На территории Сибирского Федерального округа проживает 476027 получателей региональных и федеральных социальных доплат к пенсии. Объем средств, направляемых на такие доплаты, в целом по округу составляет 461 млн. руб. ежемесячно.

 

Рис.32 Динамика численности пенсионеров Сибирского федерального округа, тыс. чел.

Составлено по: www.pfrf.ru

Среднемесячная сумма доплаты на одного получателя составляет 968 рублей (в различных регионах размер суммы колеблется от 278 рублей до 1222 рублей).

 

 

7.Управление в  Дальневосточном федеральном округе.

Управление ПФР в Дальневосточном Федеральном округе создано 25 апреля 2001 года [24, с.274].

В целом численность пенсионеров на территории округа составляет 177,084 тыс. человек (рис. 33), из них 812492 проживают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. На выплату пенсий и пособий в 2010 году было направлено 91545,17 млн. рублей.

К середине 2010 года количество граждан, подавших заявления на участие в программе государственного софинансирования пенсии, составило 152037 человек, а общая сумма поступивших страховых взносов на их счета – 102,7 млн. рублей.

 

Рис.33 Динамика численности пенсионеров Дальневосточного федерального округа, тыс. чел.

Составлено по: www.pfrf.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Экономические преобразования, проводимые в России, не могут не вызывать неблагоприятных социальных последствий, тяжесть которых наиболее остро воспринимается гражданами, имеющими фиксированные доходы, прежде всего пенсионерами. В нашей стране около 37 миллионов престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца, поэтому проблема совершенствования пенсионной системы приобретает  социально-политическую значимость.

В настоящее время сфера пенсионного обеспечения характеризуется наличием большого числа острых проблем, требующих неотложного решения. Существующая пенсионная система является обременительной для экономики и в то же время не обеспечивает даже минимальные потребности значительных по численности слоев населения, охваченных пенсионным обеспечением. Основными ее недостатками являются:

-финансовая нестабильность;

-слабая дифференциация  пенсионного обеспечения в зависимости  от трудового вклада;

-отсутствие социально-справедливого  механизма повышения размеров  пенсий в связи с ростом  стоимости жизни.

На сегодняшний день увеличивается пенсионная нагрузка на государственный бюджет, что подталкивает государство к постепенному переходу от распределительной системы пенсионного обеспечения к накопительной, что в свою очередь возможно лишь при увеличении пенсионного возраста, либо отказе от многих льгот или увеличения взносов в Пенсионный Фонд.

Для дальнейшего развития пенсионного обеспечения, на мой взгляд, следует реализовать следующий комплекс мер:

- реформирование накопительной части трудовой пенсии путем предоставления застрахованным лицам права выбора дальнейшего способа ее формирования либо перехода на добровольной основе в НПФ, либо возврата средств и распределительную составляющую;

- учет при формировании  пенсионных прав и исчислении  трудовой пенсии продолжительности  стажа застрахованного лица, влияния  демографической и макроэкономической  ситуации;

- повышение требований  к продолжительности страхового  стажа для обеспечения коэффициента  замещения на уровне международных  норм;

- стимулирование продолжения  трудовой деятельности после  достижения общеустановленного  пенсионного возраста;

Совокупность данных мер позволит обеспечить и поддерживать долгосрочную финансовую устойчивость пенсионной системы.

При рассмотрении данного вопроса я пришла к выводу, что законодательное обеспечение пенсий в РФ имеет довольно сложную и разветвленную систему, но к сожалению не всегда эффективную, и еще не один год потребуется чтобы сбалансировать данную систему привести ее в равновесие, заставить работать.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Аракчеев В.С. Пенсионное право России. – М.: Юридический центр Пресс, 2011. – 349 с.
  2. Беликова Т., Минаева Л. Пенсия. Расчет и порядок оформления. – С-Пб: Питер, 2011. - 52с.
  3. Борисенко Н.Ю. Пенсионное обеспечение: Учебник. – М.: Дашков и К., 2009. – 573 с.
  4. Бродский Г. М. Право и экономика пенсионного обеспечения. – С-Пб, 2006. – 324 с.
  5. Воронин Ю.В. Как рассчитать свою пенсию. – М., 2010 - 50 с.
  6. Гайдар Е.Т. Становление и кризис системы социальной защиты в современном мире. Статья вторая // Вестник Европы.-2004.- 13 июля -№ 65.
  7. Демографический ежегодник России: стат. спр./Комитет гос. статистики Российской Федерации. – Москва, 2011 г.
  8. Жарко Н.В. Билет из прошлого//Я работаю в ПФР. - 2010г. - №6, - С.4.
  9. Заботкина А.Н. Пенсия с «довеском»// Финансовый контроль. – 2010. - №10(207), - С.100 – 104.
  10. Ковалева М.А. Валоризация – это..?// Российская газета. – 2010. – 3 апреля. - №5055(231). - С.4.
  11. Котликофф Л., Бернс С. Пенсионная система перед бурей. Пер с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2005. – 455 с.
  12. Кузнецов А.В., Ордин О.В., Пенсионная реформа в России, модель общего равновесия. – М.: Изд-во РПЭИ, 2010. – 432 с.
  13. Курс социально – экономической статистики./Под ред.Соколина В.Л.,Назарова М.Г.,Ефимовой М.Р. – М.: Финстатинформ, 2009. – 973 с.
  14. Куценко В.В. Пенсионное обеспечение в России: История, состояние, перспективы: Текст лекций.– Новосибирск, 2010. – 103 с.
  15. Морозова С.В.Финансовые характеристики исполнения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2010 г.//Пенсия. – 2011. - №6 (141) – с.17 – 22.
  16. Панджер Х. Финансовая экономика с приложениями к инвестированию, страхованию и пенсионному делу. Пер. с англ.– М.:Альпина Паблишер, 2005 – 550 с.
  17. Пенсионная реформа в России: причины, содержание, перспективы / Под ред. М.Э. Дмитриева, Д.Я. Травина. – М.: Гардарики, 2003 – 350 с.
  18. Пенсионный Фонд Российской Федерации. 15 лет служения народу.- М.: Эксмо, 2005. – 20 с.
  19. Пенсионный Фонд Российской Федерации. 20 лет внимания и заботы о Вас и миллионах жителей России. – М.: Эксмо, 2010. - 12с.
  20. Пенсионный Фонд Российской Федерации.20 лет./Под ред. Макушева А.А. – Можайск: «Можайский полиграфический комбинат», 2010 г. – 464 с.
  21. Пенсионный Фонд Российской Федерации. Годовой отчет деятельности. 2010г. – М.:Парад. - 80с.
  22. Петров К.С. Твоя будущая пенсия. – М., 2010. – 35 с.
  23. Позаботиться о себе//Финансовый контроль. – 2011. - №10(83).- С. 116 - 118
  24. Постановление Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» от 22.12.1990 г.
  25. Постановление Правления ПФР №118 от 9.12. 2000 .
  26. Постановление Правления ПФР №69.от 25.04.2001 .
  27. Постановление Правления ПФР от 09.04.2001.
  28. Постановление Правления ПФР от 16 сентября 2010 г. №235п «О внесении изменений в структуру исполнительной дирекции ПФР»
  29. Постановление Правления ПФР №67 от 25.04 2001.
  30. Постановление Правления ПФР №73 от 03. 06. 2001.
  31. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 марта 2002 г. №141 «О некоторых вопросах реализации Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
  32. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. - 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2008. — 495 с.
  33. Салин В.П., Шпаковская Е.П. Социально-экономическая статистика: Учебник. - М.: Юрист, 2009. – 846 c. 
  34. Соловьев А.К. Актуарное обоснование вариантов развития пенсионной системы//Пенсия. - 2010. - №5 (128) – С.33 – 38.
  35. Социальная работа: учебник/Под ред. В И. Курбатова, - Ростов н /Д: «Феникс», 2000. – 254 с.
  36. Социальная энциклопедия / ред.кол.: А.П. Горкин, Н.Г.Карелова, Е.Д. Катульский и др. - М.: Большая российская энциклопедия, 2007. – 300 с.
  37. Уайтхауз Э.Пенсионная панорама. Пенсионные системы 53 стран. Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2009. – 224 с.
  38. Указ Президента РФ от 13 мая 2000 года №849 «О Полномочном представителе Президента России в Южном федеральном округе»
  39. ФЗ № 166 от 15.12.2001 «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»
  40. ФЗ №167 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»
  41. ФЗ № 75 от 07.05.1998 «О негосударственных пенсионных фондах»
  42. ФЗ № 173 от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»
  43. Федоров Л.В. Пенсионный Фонд Российской Федерации: Учебник. – М.: Дашков и К., 2010. – 396 с.
  44. Холостова Е.И.Генезис социальной работы в России: Учебное пособие. – М.: Дашков и К., 2010. – 412 с.
  45. Экономическая статистика: Учебник /Под ред. Ю.Н. Иванова. - М.: ИНФРА-М, 2002. – 697 c.
  46. Чижик Л.И. Совершенствование организации работы по пенсионному обеспечению населения.//Пенсия. - 2011. - №5(140). - с .33 – 37.
  47. www.pfrf.ru
  48. www.gks.ru
  49. www.bashstat.ru
  50. www.consultant.ru
  51. www.oecd.ru
  52. www.demoscope.ru

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Теоретико-методологические аспекты изучения пенсионного обеспечения населения