Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 20:15, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Целью курсовой работы является изучение основ формирования пенсионной системы, выявление основных тенденций в развитии пенсионного обеспечения в условиях демографических изменений.
Для достижения данных целей в рамках работы были поставлены следующие задачи:
- изучение и анализ истории, демографических факторов, влияющих на развитие пенсионного обеспечения в территориальном разрезе;
- изучение и анализ региональных особенностей пенсионного обеспечения населения;
Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает пенсионная система стран мира, Российской Федерации, Республики Башкортостан.
Сохранение занятости пенсионеров в образовании, науке, здравоохранении имеет, безусловно, свои резоны. Работа в них, в отличие, например, от работы на транспорте, в строительстве или промышленности, не сопряжена с высокими рисками утраты профессиональной способности. Здесь не предъявляется повышенных требований к состоянию физического здоровья человека. И ухудшившееся здоровье не ведет к утрате профессиональных способностей. Напротив, с возрастом накапливается багаж знаний, опыт, профессиональная компетенция. Тем не менее, сложившаяся ситуация, с точки зрения политики на рынке труда, выглядит противоречиво. Выплачивая пенсию работающим в этих областях пенсионерам, за счет ресурсов пенсионной системы удается решить проблему нехватки кадров, однако нерешенной остается проблема привлечения молодых кадров на низкооплачиваемые бюджетные места и реформирования этих отраслей.
Вместе с тем, учитывая, что уровень образования новых когорт, приближающихся к пенсионному возрасту, растет, в перспективе расширение масштабов занятости в пожилых возрастах возможно при условии реструктуризации рынка труда и увеличения на нем доли рабочих мест в сфере услуг, информационных технологий, профессий умственного труда.
Составлено по: РиДМиЖ
Рис. 25 Распределение работающих пенсионеров по отраслям в 2012 году (% ответивших респондентов)
Объем предложения труда зависит не только от количества людей, предлагающих свой труд, но и от продолжительности отработанного времени. Подавляющее большинство пенсионеров работает в режиме полной рабочей недели: средняя ее продолжительность, по данным РиДМиЖ, составляла 39 часов. Тем не менее, с возрастом, как свидетельствуют и материалы обследований ОНПЗ Росстата, и данные двух волн обследования РиДМиЖ, возрастает доля занятых неполное рабочее время, и сокращается доля работающих с повышенной нагрузкой (более 45 часов в неделю). Так, например, в 2010 г. в режиме неполной ставки работали 8,2% пенсионеров и 5,6% не пенсионеров; менее 24 часов в неделю были заняты 11,4% пенсионеров и 6,6% не пенсионеров. В результате, пенсионеры работают в среднем на 4-5 часов в неделю меньше, чем не пенсионеры[24, с.204].
Характер работы почти всех занятых пенсионеров, как и не пенсионеров, связан с работой вне дома и в дневное время. Правда, нестандартные режимы труда (дома, в утреннее или вечернее время, с гибким рабочим графиком) у пенсионеров, особенно находящихся в пенсионных возрастах, встречаются не намного чаще, чем у непенсионеров, и различия эти не носят принципиального характера. По-видимому, они связаны с отмеченной ранее высокой долей занятых в науке и образовании, для которых характерен свободный график работы [11, с.145-146].
В этой связи представляется, что отсутствие на российском рынке труда достаточного числа мест с гибкой или неполной занятостью может стать серьезным барьером по существенному расширению занятости в пожилых возрастах. Во-первых, в старших возрастах ухудшающееся здоровье может выступать препятствием для занятости вне дома и в режиме полного рабочего дня. Во-вторых, полная занятость не оставляет возможности для совмещения работы и семейных обязанностей, включая, например, уход за внуками, ценность которых для пенсионеров может быть выше.
Но, несмотря на явную экономическую мотивацию к продолжению трудовой деятельности, трудовая активность пенсионеров, по понятным причинам, с возрастом снижается [19, с.234].
По данным и статистики, и различных обследований, она наиболее высока в возрастах от 40 до 54 лет, то есть трудоспособных. Достижение официального пенсионного возраста приводит к заметному снижению экономической активности, но наиболее резко масштабы занятости пенсионеров падают после достижения женщинами 60, а мужчинами 65 лет. У женщин этот перелом выражен особенно явно: в трудоспособных возрастах женщины работают чаще, чем мужчины. Следовательно, для значительной части женщин мы имеем дело, по сути, с отложенным выходом на пенсию: их фактический возраст выхода с рынка труда приближается к общей границе пенсионного возраста, установленной для мужчин, - 60 лет.
Согласно данным второй волны РиДМиЖ, более 60% пенсионеров, примерно половина мужчин и три четверти женщин, остаются в составе занятых в течение первого года после выхода на пенсию. Во второй год пребывания на пенсии трудовая активность мужчин остается практически неизменной (половина всех мужчин-пенсионеров с этим пенсионным стажем), тогда как пятая часть работавших женщин покидает рынок труда. По мере увеличения периода пребывания на пенсии доля занятых сокращается, причем у женщин отток из состава занятых происходит более интенсивно, чем у мужчин. Тем не менее, на протяжении первых пяти лет после выхода на пенсию женщины сохраняют более высокие уровни трудовой активности, чем мужчины (рис.26). Следовательно, различия в уровнях занятости мужчин и женщин после достижения 60 лет отчасти отражают накопленные к этому возрасту различия в продолжительности «пенсионного стажа» - то есть стажа работы в периоде, прошедшем с момента оформления пенсии. Переломным можно считать 10-летний период пребывания на пенсии, после которого происходит резкое снижение доли работающих пенсионеров.
Составлено по РиДМиЖ,
Рис. 26 Изменение доли занятых пенсионеров в зависимости от продолжительности пребывания на пенсии
Прекращение работы уже в статусе пенсионера, для большинства из них становится окончательным. По данным обследования РиДМиЖ были готовы начать работать 5,6% неработающих респондентов-пенсионеров, в том числе определенно хотели бы найти работу всего 1,5%. А планировали искать работу или начать собственное дело всего 3,4% неработающих пенсионеров, в том числе говорили об этом с абсолютной уверенностью – менее 1%. Не удивительно, что в трудоспособных возрастах желание вернуться на рынок труда больше. Следовательно, можно предположить, что абсолютное большинство пенсионеров, которые хотели бы работать, уже работают, и возможности расширения численности занятого населения за счет пенсионеров, особенно достигших пенсионного возраста, весьма ограничены [7, с.45-46].
Большинство работающих пенсионеров (около 60% по данным РиДМиЖ) остаются работать на том же рабочем месте, на котором они трудились до назначения пенсии. Эти результаты подтверждаются и другими исследованиями: например, по данным 9-й волны Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ, 2000), более чем у половины работающих пенсионеров стаж работы на последнем рабочем месте превышал 10 лет [9, с.248].
Доля пенсионеров, работающих на прежнем рабочем месте, выше (порядка 70%) среди пенсионеров, получающих пенсию на общих основаниях (то есть с 55/60 лет), а также среди женщин. Пенсионеры-мужчины, особенно вышедшие на пенсию досрочно, более чем в половине случаев покидают работу, которая дала им право на пенсию. Связано это, по-видимому, с тем, что мужчины чаще заняты в тех профессиях, где после выработки определенного стажа (выслуги лет) или достижения определенного возраста наступает резкое снижение производительности труда и здоровья, необходимого для осуществления этой деятельности, что влечет за собой более ранний выход на пенсию.
Одновременно пенсионеры демонстрируют довольно низкую готовность к трудовой мобильности: в 2007 году с той или иной степенью уверенности хотели бы сменить нынешнее место работы 10% занятых, в том числе около 17% - работающих пенсионеров в трудоспособных возрастах и 7% - в пенсионных. Среди не пенсионеров сменить нынешнее место работы хотел бы почти каждый четвертый (23%).
Таким образом, условно модель трудового поведения российских пенсионеров можно описать следующим образом: работа до тех пор, пока позволяют силы и здоровье, часто – на том же рабочем месте, что и до выхода на пенсию, выход с рынка труда – безвозвратный. Поскольку, по данным статистики, средняя продолжительность поиска работы увеличивается с возрастом, можно предположить, что отчасти эта модель связана с барьерами, с которыми сталкиваются пенсионеры при поиске новой работы. Барьеры могут быть как отражением существующих представлений о меньшей производительности труда пожилых работников, так и объективно более низкими показателями их человеческого капитала[3, с.63].
2.3 Региональные особенности деятельности ПФР.
Пенсионный Фонд Российской Федерации был образован 22 декабря 1990 года Постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Денежные средства ПФР не входят в состав федерального бюджета, других бюджетов и фондов и не подлежат изъятию на другие цели. Создание Пенсионного фонда Российской Федерации стало точкой отсчета в решении одной из важнейших задач по реформированию социальной сферы России – перехода от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию. С 1990 года ПФР является государственным страховщиком по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации (табл. 5).
Таблица 5
Основные показатели, характеризующие деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации, млн. руб.
1998 |
2000 |
2002 |
2007 |
2010 | |
Поступление |
166714 |
431281 |
699871 |
1946817 |
4610084 |
в т.ч. страховые взносы налоговых платежей |
149102 |
379259 |
642328 |
1016897 |
1929016 |
Безвозмездные поступления из федерального бюджета |
14905 |
26800 |
48491 |
919879 |
2648397 |
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование для финансирования трудовой пенсии |
- |
- |
- |
1004874 |
1884510 |
Страховые взносы в виде фиксированного платежа для финансирования трудовой пенсии |
- |
- |
- |
5051 |
5946 |
Расходование |
167022 |
341056 |
789621 |
1786457 |
4249235 |
В т.ч. на финансирование выплат населению, пенсий, пособий |
160450 |
331257 |
661730 |
1704138 |
4058112 |
Составлено по: www.pfrf.ru
В течение 2010 года ПФР обеспечил выплату пенсий в полном объеме. Сбоев в выплате пенсий не было ни в одном субъекте Российской Федерации [24, с.274].
Способ доставки пенсии каждый получатель пенсии выбирает самостоятельно. По заявлению пенсионера ПФР осуществляет перевод сумм пенсии доставочной организации. В 2010 году доставка пенсии 50% пенсионеров осуществлялась через организации федеральной почтовой связи, 41% - через кредитные организации, 9% - через альтернативные доставочные организации (табл. 6). В 2010 году территориальные органы ПФР вынесли 2983343 решения о назначении пенсий, в том числе 386047 решений о назначении пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Кроме того вынесено 13748077 распоряжений о перерасчете размеров пенсий, не считая распоряжений об индексации размеров пенсий в соответствии с законодательством.
В целом в 2010 году Пенсионный фонд Российской Федерации направил на выплату пенсий свыше 3,7 трлн. рублей больше, чем в 2009 году. При этом расходы ПФР на выплату трудовых пенсий составили 3,4 трлн. рублей, что на 1 трлн. рублей больше, чем в 2009 году. Главными факторами увеличения расходов ПФР на пенсионное обеспечение стали индексация размера пенсий граждан и валоризация пенсионных прав старшего поколения.
Таблица 6
Численность пенсионеров, получающих пенсии через Пенсионный фонд Российской Федерации, тыс. чел.
2000 |
2005 |
2007 |
2010 | |
Численность пенсионеров всего | ||||
Всего пенсионеров, в т.ч. |
38432 |
38315 |
38467 |
39706 |
По старости |
29705 |
29395 |
30026 |
32462 |
По инвалидности |
4551 |
4332 |
4070 |
2703 |
По случаю потери кормильца |
2547 |
2740 |
2175 |
1456 |
Социальных пенсий |
1613 |
1819 |
2161 |
2762 |
Пенсий федеральных государственных гражданских служащих |
16 |
27 |
35 |
49 |
В т.ч. численность работающих пенсионеров | ||||
Все пенсионеры, в т.ч. |
6486 |
7821 |
10198 |
12380 |
По старости |
5510 |
6846 |
9180 |
11345 |
По инвалидности |
815 |
830 |
937 |
831 |
По случаю потери кормильца |
78 |
28 |
13 |
10 |
Социальных пенсий |
80 |
56 |
62 |
79 |
Пенсий федеральных государственных гражданских служащих |
3 |
5 |
6 |
13 |
Информация о работе Теоретико-методологические аспекты изучения пенсионного обеспечения населения