Теоретико-методологические аспекты изучения пенсионного обеспечения населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 20:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Целью курсовой работы является изучение основ формирования пенсионной системы, выявление основных тенденций в развитии пенсионного обеспечения в условиях демографических изменений.
Для достижения данных целей в рамках работы были поставлены следующие задачи:
- изучение и анализ истории, демографических факторов, влияющих на развитие пенсионного обеспечения в территориальном разрезе;
- изучение и анализ региональных особенностей пенсионного обеспечения населения;
Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает пенсионная система стран мира, Российской Федерации, Республики Башкортостан.

Файлы: 1 файл

Курсовая по географии населения Ситдиковой А.Р..docx

— 1.96 Мб (Скачать)

Сохранение занятости пенсионеров в образовании, науке, здравоохранении имеет, безусловно, свои резоны. Работа в них, в отличие, например, от работы на транспорте, в строительстве или промышленности, не сопряжена с высокими рисками утраты профессиональной способности. Здесь не предъявляется повышенных требований к состоянию физического здоровья человека. И ухудшившееся здоровье не ведет к утрате профессиональных способностей. Напротив, с возрастом накапливается багаж знаний, опыт, профессиональная компетенция. Тем не менее, сложившаяся ситуация, с точки зрения политики на рынке труда, выглядит противоречиво. Выплачивая пенсию работающим в этих областях пенсионерам, за счет ресурсов пенсионной системы удается решить проблему нехватки кадров, однако нерешенной остается проблема привлечения молодых кадров на низкооплачиваемые бюджетные места и реформирования этих отраслей.

Вместе с тем, учитывая, что уровень образования новых когорт, приближающихся к пенсионному возрасту, растет, в перспективе расширение масштабов занятости в пожилых возрастах возможно при условии реструктуризации рынка труда и увеличения на нем доли рабочих мест в сфере услуг, информационных технологий, профессий умственного труда.

                                      Составлено по: РиДМиЖ

Рис. 25 Распределение работающих пенсионеров по отраслям в 2012 году (% ответивших респондентов)

Объем предложения труда зависит не только от количества людей, предлагающих свой труд, но и от продолжительности отработанного времени. Подавляющее большинство пенсионеров работает в режиме полной рабочей недели: средняя ее продолжительность, по данным РиДМиЖ, составляла 39 часов. Тем не менее, с возрастом, как свидетельствуют и материалы обследований ОНПЗ Росстата, и данные двух волн обследования РиДМиЖ, возрастает доля занятых неполное рабочее время, и сокращается доля работающих с повышенной нагрузкой (более 45 часов в неделю). Так, например, в 2010 г. в режиме неполной ставки работали 8,2% пенсионеров и 5,6% не пенсионеров; менее 24 часов в неделю были заняты 11,4% пенсионеров и 6,6% не пенсионеров. В результате, пенсионеры работают в среднем на 4-5 часов в неделю меньше, чем не пенсионеры[24, с.204].

Характер работы почти всех занятых пенсионеров, как и не пенсионеров, связан с работой вне дома и в дневное время. Правда, нестандартные режимы труда (дома, в утреннее или вечернее время, с гибким рабочим графиком) у пенсионеров, особенно находящихся в пенсионных возрастах, встречаются не намного чаще, чем у непенсионеров, и различия эти не носят принципиального характера. По-видимому, они связаны с отмеченной ранее высокой долей занятых в науке и образовании, для которых характерен свободный график работы [11, с.145-146].

В этой связи представляется, что отсутствие на российском рынке труда достаточного числа мест с гибкой или неполной занятостью может стать серьезным барьером по существенному расширению занятости в пожилых возрастах. Во-первых, в старших возрастах ухудшающееся здоровье может выступать препятствием для занятости вне дома и в режиме полного рабочего дня. Во-вторых, полная занятость не оставляет возможности для совмещения работы и семейных обязанностей, включая, например, уход за внуками, ценность которых для пенсионеров может быть выше.

Но, несмотря на явную экономическую мотивацию к продолжению трудовой деятельности, трудовая активность пенсионеров, по понятным причинам, с возрастом снижается [19, с.234].

По данным и статистики, и различных обследований, она наиболее высока в возрастах от 40 до 54 лет, то есть трудоспособных. Достижение официального пенсионного возраста приводит к заметному снижению экономической активности, но наиболее резко масштабы занятости пенсионеров падают после достижения женщинами 60, а мужчинами 65 лет. У женщин этот перелом выражен особенно явно: в трудоспособных возрастах женщины работают чаще, чем мужчины. Следовательно, для значительной части женщин мы имеем дело, по сути, с отложенным выходом на пенсию: их фактический возраст выхода с рынка труда приближается к общей границе пенсионного возраста, установленной для мужчин, - 60 лет.

Согласно данным второй волны РиДМиЖ, более 60% пенсионеров, примерно половина мужчин и три четверти женщин, остаются в составе занятых в течение первого года после выхода на пенсию. Во второй год пребывания на пенсии трудовая активность мужчин остается практически неизменной (половина всех мужчин-пенсионеров с этим пенсионным стажем), тогда как пятая часть работавших женщин покидает рынок труда. По мере увеличения периода пребывания на пенсии доля занятых сокращается, причем у женщин отток из состава занятых происходит более интенсивно, чем у мужчин. Тем не менее, на протяжении первых пяти лет после выхода на пенсию женщины сохраняют более высокие уровни трудовой активности, чем мужчины (рис.26). Следовательно, различия в уровнях занятости мужчин и женщин после достижения 60 лет отчасти отражают накопленные к этому возрасту различия в продолжительности «пенсионного стажа» - то есть стажа работы в периоде, прошедшем с момента оформления пенсии. Переломным можно считать 10-летний период пребывания на пенсии, после которого происходит резкое снижение доли работающих пенсионеров.

         Составлено  по РиДМиЖ,

Рис. 26 Изменение доли занятых пенсионеров в зависимости от продолжительности пребывания на пенсии

Прекращение работы уже в статусе пенсионера, для большинства из них становится окончательным. По данным обследования РиДМиЖ были готовы начать работать 5,6% неработающих респондентов-пенсионеров, в том числе определенно хотели бы найти работу всего 1,5%. А планировали искать работу или начать собственное дело всего 3,4% неработающих пенсионеров, в том числе говорили об этом с абсолютной уверенностью – менее 1%. Не удивительно, что в трудоспособных возрастах желание вернуться на рынок труда больше. Следовательно, можно предположить, что абсолютное большинство пенсионеров, которые хотели бы работать, уже работают, и возможности расширения численности занятого населения за счет пенсионеров, особенно достигших пенсионного возраста, весьма ограничены [7, с.45-46].

Большинство работающих пенсионеров (около 60% по данным РиДМиЖ) остаются работать на том же рабочем месте, на котором они трудились до назначения пенсии. Эти результаты подтверждаются и другими исследованиями: например, по данным 9-й волны Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения (РМЭЗ, 2000), более чем у половины работающих пенсионеров стаж работы на последнем рабочем месте превышал 10 лет [9, с.248].

Доля пенсионеров, работающих на прежнем рабочем месте, выше (порядка 70%) среди пенсионеров, получающих пенсию на общих основаниях (то есть с 55/60 лет), а также среди женщин. Пенсионеры-мужчины, особенно вышедшие на пенсию досрочно, более чем в половине случаев покидают работу, которая дала им право на пенсию. Связано это, по-видимому, с тем, что мужчины чаще заняты в тех профессиях, где после выработки определенного стажа (выслуги лет) или достижения определенного возраста наступает резкое снижение производительности труда и здоровья, необходимого для осуществления этой деятельности, что влечет за собой более ранний выход на пенсию.

Одновременно пенсионеры демонстрируют довольно низкую готовность к трудовой мобильности: в 2007 году с той или иной степенью уверенности хотели бы сменить нынешнее место работы 10% занятых, в том числе около 17% - работающих пенсионеров в трудоспособных возрастах и 7% - в пенсионных. Среди не пенсионеров сменить нынешнее место работы хотел бы почти каждый четвертый (23%).

Таким образом, условно модель трудового поведения российских пенсионеров можно описать следующим образом: работа до тех пор, пока позволяют силы и здоровье, часто – на том же рабочем месте, что и до выхода на пенсию, выход с рынка труда – безвозвратный. Поскольку, по данным статистики, средняя продолжительность поиска работы увеличивается с возрастом, можно предположить, что отчасти эта модель связана с барьерами, с которыми сталкиваются пенсионеры при поиске новой работы. Барьеры могут быть как отражением существующих представлений о меньшей производительности труда пожилых работников, так и объективно более низкими показателями их человеческого капитала[3, с.63].

 

2.3 Региональные особенности деятельности ПФР.

 

Пенсионный Фонд Российской Федерации был образован 22 декабря 1990 года Постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Денежные средства ПФР не входят в состав федерального бюджета, других бюджетов и фондов и не подлежат изъятию на другие цели. Создание Пенсионного фонда Российской Федерации стало точкой отсчета в решении одной из важнейших задач по реформированию социальной сферы России – перехода от государственного пенсионного обеспечения к обязательному пенсионному страхованию. С 1990 года ПФР является государственным страховщиком по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации (табл. 5).

 

 

Таблица 5

Основные показатели, характеризующие деятельность Пенсионного фонда Российской Федерации, млн. руб.

 

 

1998

2000

2002

2007

2010

Поступление

166714

431281

699871

1946817

4610084

в т.ч. страховые взносы налоговых платежей

149102

379259

642328

1016897

1929016

Безвозмездные поступления из федерального бюджета

14905

26800

48491

919879

2648397

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование для финансирования трудовой пенсии

-

-

-

1004874

1884510

Страховые взносы в виде фиксированного платежа для финансирования трудовой пенсии

-

-

-

5051

5946

Расходование

167022

341056

789621

1786457

4249235

В т.ч. на финансирование выплат населению, пенсий, пособий

160450

331257

661730

1704138

4058112


Составлено по: www.pfrf.ru

В течение 2010 года ПФР обеспечил выплату пенсий в полном объеме. Сбоев в выплате пенсий не было ни в одном субъекте Российской Федерации [24, с.274].

Способ доставки пенсии каждый получатель пенсии выбирает самостоятельно. По заявлению пенсионера ПФР осуществляет перевод сумм пенсии доставочной организации. В 2010 году доставка пенсии 50% пенсионеров осуществлялась через организации федеральной почтовой связи, 41% - через кредитные организации, 9% - через альтернативные доставочные организации (табл. 6). В 2010 году территориальные органы ПФР вынесли 2983343 решения о назначении пенсий, в том числе 386047 решений о назначении пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Кроме того вынесено 13748077 распоряжений о перерасчете размеров пенсий, не считая распоряжений об индексации размеров пенсий в соответствии с законодательством.

В целом в 2010 году Пенсионный фонд Российской Федерации направил на выплату пенсий свыше 3,7 трлн. рублей больше, чем в 2009 году. При этом расходы ПФР на выплату трудовых пенсий составили 3,4 трлн. рублей, что на 1 трлн. рублей больше, чем в 2009 году. Главными факторами увеличения расходов ПФР на пенсионное обеспечение стали индексация размера пенсий граждан и валоризация пенсионных прав старшего поколения.

Таблица 6

Численность пенсионеров, получающих пенсии через Пенсионный фонд Российской Федерации, тыс. чел.

 

2000

2005

2007

2010

Численность пенсионеров всего

Всего пенсионеров, в т.ч.

38432

38315

38467

39706

По старости

29705

29395

30026

32462

По инвалидности

4551

4332

4070

2703

По случаю потери кормильца

2547

2740

2175

1456

Социальных пенсий

1613

1819

2161

2762

Пенсий федеральных государственных гражданских служащих

16

27

35

49

В т.ч. численность работающих пенсионеров

Все пенсионеры, в т.ч.

6486

7821

10198

12380

По старости

5510

6846

9180

11345

По инвалидности

815

830

937

831

По случаю потери кормильца

78

28

13

10

Социальных пенсий

80

56

62

79

Пенсий федеральных государственных гражданских служащих

3

5

6

13

Информация о работе Теоретико-методологические аспекты изучения пенсионного обеспечения населения