Теоретико-методологические аспекты изучения пенсионного обеспечения населения

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2014 в 20:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель и задачи исследования. Целью курсовой работы является изучение основ формирования пенсионной системы, выявление основных тенденций в развитии пенсионного обеспечения в условиях демографических изменений.
Для достижения данных целей в рамках работы были поставлены следующие задачи:
- изучение и анализ истории, демографических факторов, влияющих на развитие пенсионного обеспечения в территориальном разрезе;
- изучение и анализ региональных особенностей пенсионного обеспечения населения;
Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступает пенсионная система стран мира, Российской Федерации, Республики Башкортостан.

Файлы: 1 файл

Курсовая по географии населения Ситдиковой А.Р..docx

— 1.96 Мб (Скачать)

Федеральным законом «О государственных пенсиях» установлен и верхний предел размера пенсии, назначенной за счет выплат из федерального пенсионного фонда, т.е. максимальный размер пенсии с учетом компенсационных выплат в связи с ростом потребительских цен, получение которой гарантировано государством на условиях, предусмотренных пенсионным законодательством [43, с.78].

Среднемесячный размер пенсии определяется как отношение общей суммы назначенных месячных пенсий всем пенсионерам, состоящим на учете в органах социальной защиты, к их численности.

Материальное положение пенсионеров оценивается по таким показателям, как соотношение минимальной, средней и максимальной месячной пенсии с прожиточным минимумом пенсионера; уровень и динамика реального размера пенсии (с учетом индекса потребительских цен); соотношение размера пенсии со средним размером начисленной заработной платы; уровень фактического потребления продуктов, товаров и услуг[16, с.657].

 

1.3   Проблемы пенсионного обеспечения в России

 

Социальная политика государства реализуется  через систему социальной защиты, важным элементом которой является социальное страхование. Пенсионный фонд относится к числу фондов общественного страхования, накопление которых происходит при непосредственном участии застрахованных граждан. Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) - это крупнейший централизованный внебюджетный  фонд. Средства ПФР формируются за счет страховых платежей предприятий и учреждений всех форм собственности, зависящих от фонда оплаты труда и от законодательно утвержденной ставки страховых платежей. В настоящее время она равна 26%  для большинства организаций [8, с.59].  

В последние годы выплата государственных пенсий становится одной из главных  проблем в  России. Ставка взносов  у нас -  чуть ли не самая высокая  среди развитых стран, чего не скажешь о размере пенсий. Их уровень будет снижаться, а Пенсионный фонд будет испытывать дефицит, который в 2011 году составил 875 млрд. рублей. На покрытие выпадающих доходов в связи с сохранением льгот по уплате страховых взносов отдельными категориями страхователей из федерального бюджета поступило  69,5 млрд. рублей. Причиной роста дефицита в 2012 году по сравнению с 2011 годом является рост на 500 тысяч человек количества пенсионеров, в том числе за счет перехода на трудовую пенсию военных пенсионеров. Дефицит ПФР увеличивают расходы на досрочно назначаемые пенсии по старости в связи с работой на вредных и опасных производствах [14, с.11].

В нашей стране  действует механизм персонифицированных отчислений в этот фонд, размер которых зависит от индивидуальной  заработной платы работника. В среднем минимальный размер пенсии  составляет 5157 рублей. Прожиточный минимум пенсионера составляет 4 633 руб. 20 коп.  Размер трудовых пенсий в России в 2012 году увеличился до 9 тыс. 200 рублей после двух индексаций страховой части пенсии: индексация трудовых пенсий с 1 февраля 2012 года на 7% и 1 апреля 2012 года на 2,4%; на 6% увеличился размер ЕДВ с 1 апреля 2012 года; произошла индексация социальных пенсий и пенсий по государственному пенсионному  обеспечению на 14,1% с 1 апреля 2012 года [4, с.51].

При сегодняшних высоких ценах на коммунальные услуги прожить на пенсию, составляющую 5000 практически невозможно. Получается, пенсионеры в России должны прожить на 2000 рублей в месяц, на эти деньги они должны покупать продукты питания и хоть какую-то одежду. Они практически ничего не могут себе позволить, хотя многие из них до этого получали заработную плату выше среднего уровня. Получается замкнутый круг. И в связи с этим, многие пенсионеры вынуждены выходить на работу. Продолжение работы после выхода на пенсию для многих пенсионеров по-прежнему – вопрос не личных пристрастий, а жизненная необходимость.

На сегодняшний день в России на 128 работающих приходится 100 пенсионеров, и дисбаланс будет только увеличиваться.  на каждого пенсионера будет приходится лишь по одному работающему. По прогнозам к 2030г.,  если не менять правила выхода на пенсию, соотношение работающих и пенсионеров упадет примерно до соотношения 1:1. В идеале оно должно составлять 4:1.

Решению пенсионных проблем могут помочь следующие действия:

  • создание и развитие региональных накопительных пенсионных систем как эффективной технологии пенсионного обеспечения граждан, которые должны послужить, с одной стороны, улучшению качества жизни пенсионеров в ближайшей перспективе, а с другой - способствовать социально-экономическому развитию регионов путем инвестирования  на эти цели сформированных в них ресурсов;
  • предоставление налоговых льгот и иных форм стимулирования для добровольных корпоративных пенсионных программ, а также упорядочение их правового регулирования;
  • модернизация страховой составляющей пенсионной системы с учетом потребностей различных возрастных групп пенсионеров и стимулирования добровольного более позднего выхода на пенсию.

Обсуждаемая сегодня проблема повышения пенсионного возраста выхода на пенсию - реальная возможность решить проблемы дефицита ПФР. Но в нашей стране подобные меры невозможны по двум причинам: во-первых, они непопулярны среди населения с социально-политической точки зрения; во- вторых, в тех странах, где порог пенсионного возраста выше, чем в России, совсем другие стандарты медицинского обслуживания и уровень жизни, в целом, гораздо выше. В российских условиях реализовать эту меру можно только в совокупности с весьма существенным пакетом экономических реформ. Но в связи с тем, что реформы в стране продвигаются достаточно медленно, осуществить предложенные изменения в ближайшей перспективе вряд ли удастся. В настоящее время государство должно четко определить уровень гарантий и ответственности, которые оно может взять на себя в процессе пенсионного обеспечения граждан, создав условия для формирования их пенсионных накоплений как с участием работодателей, так и самих граждан [20, с.251-263].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2  Региональные особенности формирования возрастной группы лиц старше пенсионного возраста

2.1 Региональные особенности лиц старше пенсионного возраста

 

Начиная с 2000 года в России людей в возрасте старше трудоспособного больше, чем тех, кто еще не достиг трудоспособного возраста, - на начало 2010 года на 22,9 миллиона детей в возрасте до 16 лет приходилось 30,7 миллиона лиц пенсионного возраста.

Долговременные тенденции снижения рождаемости и увеличения продолжительности жизни приводят к старению населения - увеличению в нем доли пожилых и старых людей. Согласно классификации ООН, население считается старым, если удельный вес возрастной группы 65 лет и старше в нем превышает 7%. По оценке Федеральной службы государственной статистики (Росстата), на начало 2010 года к этой возрастной категории относилось 12,9% постоянного населения России против 9,9% на начало 1990 года [31, с.311].

Начиная с 2000 года численность населения старше трудоспособного возраста (женщины 55 лет и старше, мужчины 60 лет и старше) в России впервые за всю ее историю стала превышать численность населения моложе трудоспособного возраста (до 15 лет включительно). Причем из-за того, что в начале текущего десятилетия в пенсионный возраст вступали малочисленные поколения рожденных в годы Великой Отечественной войны, численность старшей возрастной группы населения в абсолютном выражении понемногу сокращалась, однако снижение численности населения младших возрастов, обусловленное резким падением рождаемости в 90-е годы, было гораздо более стремительным: за 2000-2006 годы число россиян пенсионного возраста уменьшилась на 1,3 миллиона человек, или на 4,2%, а число детей и подростков в возрасте до 16 лет - на 7,6 миллиона человек, или на 24,5%. Численность населения в возрасте до 16 лет сокращалась на протяжении 18 лет – с 36,1 миллиона человек на начало 1990 года (24,5% в общей численности населения) до 22,5 миллиона человек (15,8%) на начало 2008 года. В 2008 году в результате продолжающегося роста числа родившихся численность этой возрастной группы увеличилась на 44 тысячи, или на 0,2%, а в 2009 году - на 313 тысяч, или на 1,4% [23, с.8].

К началу 2010 года население старше трудоспособного возраста составило 30,7 миллиона человек, что на 7,8 миллиона человек, или на 25,6% больше населения моложе трудоспособного возраста (рис. 5). Доля этих возрастных групп в общей численности населения составила, соответственно, 21,6% и 16,1%. Одновременно с этим до 2006 года росла абсолютная и относительная численность населения трудоспособного возраста – до 90,3 миллиона человек, или 63,3%. С 2007 года начало сокращение численности населения в трудоспособном возрасте: в 2008 году - на 0,4 миллиона человек, или на 0,5%, в 2009 году - на 0,9 миллиона человек, или на 1,0%, составив к началу 2010 года 88,4  миллиона человек, или 62,3%.

Составлено по: www.pfrf.ru

Рис. 5 Распределение населения России по основным возрастным группам, 1989-2031 годы,  миллионов человек и % от общей численности населения

(ТСВ - трудоспособный возраст: с 16 до-59 лет для мужчин, с 16 до 54 лет  для женщин)

 

 

Изменения в возрастном составе населения существенным образом отразились на динамике показателя демографической нагрузки - соотношения численности населения нетрудоспособного возраста (детей в возрасте 0-15 лет и населения в возрасте старше трудоспособного) и трудоспособного возраста. До 2007 года она снижалась – до 578 человек нетрудоспособного возраста на 1000 человек трудоспособного возраста (в том числе 252 человек моложе трудоспособного возраста и 326 человек старше трудоспособного возраста) против 771 на начало 1993 года (422 и 349, соответственно). С 2007 года она стала возрастать, увеличившись к началу 2010 года до 606 человек (в том числе 259 человек моложе трудоспособного возраста и 347 человек старше трудоспособного возраста на 1000 человек трудоспособного возраста). По расчетам Росстата, коэффициент демографической нагрузки продолжит возрастать, увеличившись к началу 2024 года, согласно среднему варианту прогноза, до 828 (331 и 497). Затем его значение будет снижаться за счет уменьшения нагрузки детьми – до 815 к началу 2030 года (294 и 524).

Обратный коэффициент, показывающий, сколько лиц трудоспособного возраста приходится на 1 человека старше трудоспособного возраста (коэффициент потенциальной демографической поддержки) после увеличения до 3,1 в 2006 году начнет быстро снижаться и, при реализации сценария среднего варианта прогноза, опустится до 1,9 в 2030 году (рис. 9). Число занятых в экономике в расчете на одного пенсионера заметно ниже, поскольку не все люди трудоспособного возраста экономически заняты: кто-то экономически неактивен (учится, растит и воспитывает детей, ведет домашнее хозяйство, живет на ренту, нетрудоспособен по каким-то прчинам и т.д.), а кто-то не может найти себе работу или иное доходное занятие. Вместе с тем, число пенсионеров превышает численность населения старше трудоспособного возраста (кто-то имеет право на досрочное назначение пенсии, определенные виды пенсионного обеспечения не связаны с возрастом получателя пенсии). В итоге, число экономически занятых в расчете на одного пенсионера снизилось с 2,08 в 1992 году до 1,66 в 1998 году, а затем стало понемногу повышаться – до 1,77.

Составлено по: www.pfrf.ru

Рис. 9 Коэффициенты потенциальной поддержки населения старших возрастов, 1989-2031 годы, число лиц трудоспособного возраста на 1 человека старше трудоспособного возраста и число занятых в экономике на 1 фактического пенсионера

 

Из-за более высокой смертности мужчин, по сравнению с женщинами, процесс старения в разной степени охватил мужское и женское население. Если мужчины в возрасте 60 лет и старше составляли на начало 2010 года 13,0% от общего числа мужчин, 65 лет и старше - 8,7%, 75 лет и старше – 5,4%, то среди женщин, соответственно, - 21,8%, 16,5% и 7,4%. Поэтому среди населения пенсионного возраста преобладают женщины: в возрасте 60 лет и старше их в 1,94 раза больше, чем мужчин, в возрасте 75 лет – в 2,8 раза [28, с.89-92].

Возрастно-половая пирамида наглядно демонстрирует, какое влияние оказывают демографические «волны» на изменение численности отдельных возрастных контингентов. Сейчас представители наиболее многолюдных поколений, родившихся в конце 1950-х годов, все ближе приближаются к пенсионному возрасту, быстро увеличивая численность населения старше трудоспособного возраста и пенсионеров. За ними следуют менее многочисленные когорты родившихся во второй половине 1960- годов, что приведет, при прочих равных условиях, к некоторому сокращению численности населения старше трудоспособного возраста и пенсионеров.

 

                       Составлено по: demoscope.ru

Рис. 10. Распределение по полу и возрасту городского (красный контур) и сельского населения (зеленый контур) России 30 лет и старше, на начало 2010 года, тысяч человек

 

Коэффициент пенсионной нагрузки – показатель, равный отношению количества получателей трудовой пенсии (по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца) к количеству занятых (рис. 11).

 

 

                               Коэффициент нагрузки пожилым и

                               Коэффициент пенсионной нагрузки трудовые пенсионеры

                   Коэффициент пенсионной нагрузки трудовые и социальные пенсионеры

                      Составлено по: demoscope.ru

Рис.11 Коэффициент демографической нагрузки лиц старше пенсионного возраста

Из рис. 11 видно, что коэффициент пенсионной нагрузки, учитывающий, наряду с получателями трудовой пенсии, получателей социальной пенсии, очень близок к коэффициенту, отражающему только трудовую пенсию.

Для определения влияния на коэффициент пенсионной нагрузки количества досрочных пенсионеров, для базового демографического сценария и неизменного пенсионного возраста были рассчитаны коэффициенты пенсионной нагрузки для следующих вариантов:

  • сохранение современной численности досрочных пенсионеров (в процентах от соответствующих половозрастных групп);
  • постепенное снижение количества (процента) досрочных пенсионеров в соответствии с действующим законодательством;
  • полное отсутствие досрочных пенсионеров.

Информация о работе Теоретико-методологические аспекты изучения пенсионного обеспечения населения