Основы фискальной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 03:14, реферат

Краткое описание

Фиска́льная (налогово-бюдже́тная) поли́тика— правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе. Основными инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть: налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг.

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 88.21 Кб (Скачать)

     Естественно, что на первом этапе такое снижение должно распространяться только на предприятия, которые не имели перед бюджетом просроченной задолженности (например, в течение одного—двух кварталов), остальные же следует облагать по ранее действовавшим ставкам. Важно, чтобы эти (другие) предприятия получили возможность платить налоги по пониженным ставкам непосредственно после  уплаты просроченной налоговой задолженности, а особо крупные предприятия  — после подписания с фискальными  органами договора о реструктуризации долгов. Для преодоления бюрократизма и волокиты необходимо установить жесткий  срок проведения соответствующих проверок (с момента подачи предприятием заявления  о реструктуризации).

     Необходимо  преодолеть понимание региональной политики как инструмента сглаживания  различий в уровнях развития отдельных  районов главным образом путем  трансфертов из Федерального фонда  финансовой поддержки регионов. Это  тем более важно, что практика регионального развития в период рыночных реформ довольно убедительно  продемонстрировала низкую эффективность  подобной перераспределительной линии. При выработке и реализации нового курса следует учитывать: помимо естественных оснований межрегиональной  дифференциации ее уровень определяется эффективностью работы самих регионов по организации функционирования социальной сферы, созданию институциональных  условий приложения труда и капитала и регулированию воспроизводства  ресурсов развития.

     Основная  задача региональных органов государственной  власти и управления (причем задача специфическая, реализация которой  не только в ходе нынешней экономической  реформы, но и в плановой советской  системе фактически исключительно  относилась к прерогативе регионов) — обеспечение эффективного функционирования и развития на соответствующих территориях  социальной сферы; именно от успехов  и неудач в этой области во многом зависит оценка населением качества государственного управления и регулирования. Выполнение отмеченной задачи во многом определяется наличием солидарной ответственности  региональной и федеральной власти, а также бизнеса, функционирующего на соответствующей территории. Хотя поддержание и развитие социальной сферы является прерогативой региональных органов власти и управления, именно федеральная власть ответственна за достижение и воспроизводство в  каждом субъекте Федерации некоторых  общих стандартов уровня и качества жизни. Свою долю ответственности за это несет и бизнес, функционирующий  в каждом данном регионе и заинтересованный в социальной стабильности как элементе нормального предпринимательского и инвестиционного климата.

     Важнейшими  задачами государственного и муниципального управления на субфедеральном уровне являются, далее, организация воспроизводства  трудовых, капитальных, природных, информационных и иных ресурсов (равно как и  процессов взаимодействия между  ними), а также создание институциональных  условий для эффективного предпринимательства. Решение первой из названных задач  предполагает солидарные действия региональных и муниципальных органов власти и управления, с одной стороны, и функционирующих на данной территории корпоративных структур, — с другой; в то же время последние обязаны  делить с первыми ответственность  за состояние и развитие социальной сферы. Что касается деятельности региональных органов власти и управления по созданию и совершенствованию институциональных  условий приложения труда и капитала на соответствующей территории, то она должна быть организована в рамках эффективной процедуры согласования с институциональной деятельностью  федеральной власти.

     В настоящее время социальный, институциональный  и воспроизводственный аспекты  деятельности региональных и местных  органов власти и управления в  значительной степени затеняются необъятным перечнем текущих задач, среди которых: оживление производства (что в  нормальной рыночной экономике составляет прерогативу корпоративного управления); устранение кризиса платежей (являющееся прямой обязанностью федеральных денежных властей); «затыкание дыр» в снабжении; поддержание достойного уровня пенсионного  обеспечения и регулярности выплаты  пенсий; обеспечение нормального  функционирования ряда федеральных  структур на территории (включая предприятия  ВПК, воинские подразделения, правоохранительные структуры, и пр.); и т.п. Такое положение  вполне объяснимо в условиях переходного  периода, но не снимает с территорий ответственности за развитие и поддержание  стабильности социальной сферы и  ресурсного потенциала. А это требует  нормализации долгосрочного аспекта  деятельности территориальных администраций, отделение его в идейном, организационном  и финансовом отношениях от их текущей  работы. Названная проблема не нова и допускает широкий спектр решений  — вплоть до создания в центре и  на местах специальных органов, ответственных  за долгосрочное развитие. 
Учитывая вышеуказанные компоненты региональной экономической политики, она как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Федерации, не должна концентрироваться исключительно на проблемах спасения отдельных (как правило, депрессивных) регионов, Важнейшей задачей является стимулирование «локомотивных регионов» или «регионов с предпосылками ускоренного экономического развития». Региональная государственная политика обязана стимулировать использование регионами реальных и возможных сравнительных преимуществ для наращивания экономического потенциала и улучшения социальных условий на соответствующей территории.

     Экономическая политика в целом требует двухуровневого структурирования. С одной стороны, это должна быть в значительной мере политика самих региональных властей, стержень которой — деятельность, направленная на воспроизводство и  взаимодействие ресурсов на территории и на институциональное обеспечение  преимущества каждого конкретного  региона в плане предпринимательского (включая инвестиционный) климата. Успех такой деятельности способен относительно быстро улучшить этот климат в стране в целом, что в определенной перспективе создаст предпосылки для смещения центра тяжести региональной политики в сферу государственных финансовых трансфертов как уже вполне рациональной линии.

     С другой стороны, это должна быть политика федерального центра. Его роль —  создание таких общероссийских институциональных  условий, которые бы не исключали, а, напротив, способствовали эффективному развитию региональной инициативы по наращиванию территориального потенциала и в отношении институционального строительства. Другая важнейшая задача федерального центра — обеспечение  эффективного использования финансовых трансфертов для подавления наиболее острых проявлений дифференциации доходов  и коммунальных удорожаний по отдельным  регионам (транспортные и энергетические тарифы, сельскохозяйственные дотации, и др.).

     Вместе  с тем существует ряд проблем, которые не могут быть эффективно решены усилиями только федерального центра или самих по себе субъектов  Федерации (их объединений). Это экологические  вызовы, обеспечение экономической  безопасности регионов и хозяйственных  зон, энергетические и продовольственные  неурядицы, инновационные прорывы  и перестройка структуры производства, а также развитие магистральной  инфраструктуры. Наличие перечисленных  проблем (помимо традиционных задач  обеспечения обороноспособности и  реализации единого внешнеполитического  курса) определяет необходимость проведения единой согласованной экономической  политики федерального центра и субъектов  Федерации. В основе такой интегрированной  политики должны лежать регулярная разработка и обнародование приоритетов  экономического развития и его программирование в региональном аспекте. Особое значение в условиях восстановления экономики  роста приобретает реинтеграция экономического пространства России. Экономическая политика федерального центра должна быть согласована с  усилиями субъектов Федерации в  направлении конструирования эффективных  межрегиональных взаимодействий. Это  требует сосредоточения усилий государства  на поддержании экономических связей между экономическими агентами, расположенными в различных регионах страны, прежде всего в сферах энергетики, топливоснабжения, транспорта и связи.

     Еще одна принципиальная линия регионализации общегосударственной экономической  политики — регулирование внешнеэкономической  деятельности. Эффективный для России в целом курс на импортозамещение как одно из условий экономического роста существенно корректируется применительно к отдельным территориям. В частности, для приграничных регионов, а также тех, где сконцентрировано производство продукции, занимающей монопольное (или близкое к нему) положение  на мировых отраслевых рынках, равно  как и для регионов традиционной экспортной специализации, наиболее эффективная  политика — стимулирование экспорта (при, разумеется, полном использовании  наличного потенциала импортозамещения).

     Объединение регулирующих усилий федерального центра и субъектов Федерации предполагает эффективную организацию перераспределения  компетенции и ответственности  за экономическое и, главное, за социальное развитие между общероссийским и  региональным уровнями государственной  власти. До сих пор передача ответственности  на уровень субъектов Федерации  не сопровождалась адекватной по масштабам  и структуре передачей ресурсов и полномочий. Одновременно происходило  постоянное изменение пропорций  распределения доходов между  федеральным и региональным уровнями в пользу первого. Подобная тенденция  в перераспределении доходов  чревата гипертрофированной концентрацией  функций экономической политики и социальных обязательств на собственно федеральном уровне. В этом случае достижение устойчивого экономического роста и эффективное поддержание  социальных стандартов в региональном аспекте, скорее всего, будут исключены, а возможности самих регионов по эффективному управлению социальными  процессами, увеличению ресурсного потенциала и по созданию институциональных  условий, нацеленных на максимальное использование  сравнительных преимуществ отдельных  регионов, станут использоваться все  в меньшей степени. Настоятельная  задача — изменение пропорций  распределения доходов. Считая установление новых пропорций распределения  доходов в 2001г. делом решенным, необходимо хотя бы принятие такого порядка, при котором дополнительные доходы регионов (сверх плановых доходов 2001г., взятых в качестве базы), полученные ими в результате проведения собственной экономической политики, распределялись бы между федеральным и соответствующим региональным бюджетами в пропорции 30:70. Такой порядок следовало бы сохранить до 2005—2007 гг., после чего вернуться к проблеме рационализации пропорции распределения бюджетных доходов.

     Благодаря всем усилиям государства в преодолении  бюджетного дефицита, в России образовался  пофицит бюджета. Пофицит федерального бюджета России в январе-мае 2007 года составил 782,4 миллиарда рублей (52,1% от показателя, предусмотренного федеральным  законом «О федеральном бюджете  на 2007 год»). Об этом свидетельствует  информация Федеральной службы государственной  статистики (Росстат), подготовленная на основании данных Федерального казначейства. По структуре профицита федерального бюджета в январе-мае 2007 года 744,1 миллиарда рублей приходилось на внутреннее финансирование, а 38,3 миллиарда  рублей - на внешнее финансирование. Общая сумма доходов федерального бюджета первый пять месяцев 2007 года равнялась 2 триллионам 510,6 миллиарда  рублей – 36% от суммы, утвержденной законом  на год. Общая сумма расходов федерального бюджета за 5 месяцев текущего года составила 1 триллион 728,2 миллиарда  рублей – 31,6% от объема расходов, утвержденного  законом на год, сообщается на сайте Федеральной службы государственной статистики. Процентные платежи (обслуживание государственного долга) в январе-мае 2007 года составили 52,2 миллиарда рублей. Их удельный вес в общем объеме произведенных расходов федерального бюджета равнялся 3%. Доходы консолидированного бюджета России в январе-мае 2007 года, по данным Росстата, составили 4 триллиона 526,1 миллиарда рублей, расходы – 3 триллиона 284,9 миллиарда рублей, профицит – 1 триллион 241,2 миллиарда рублей.

     В связи с профицитом правительство  России решило ослабить налоговое бремя. И не смотря на это, почему-то большинство  россиян не знают о налоговой  амнистии. Больше половины россиян (58 процентов) ничего не слышали о проведении налоговой  амнистии. Еще 33 процента что-то слышали  о ней, но подробностей не знают. Только шесть процентов уверены, что знают об амнистии достаточно. Об этом свидетельствуют данные опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Больше трети респондентов считают, что налоговая амнистия не будет успешной. 27 процентов россиян имеют противоположную точку зрения, а 35 процентов - затруднились оценить результаты амнистии. Больше четверти всех опрошенных считают, что налоговая амнистия направлена на всех, кто скрывает свои доходы. Еще 18 процентов полагают, что она направлена на чиновников, а 17 процентов - на предпринимателей. Опрос ВЦИОМ проводился 3-4 ноября 2007 года в 153 населенных пунктах. Всего было опрошено 1579 человек. Налоговая амнистия в России продлится до 31 декабря 2007 года. Она позволяет россиянам заплатить 13-процентный налог с доходов, полученных до 1 января 2007 года. Добровольная выплата снимет ответственность перед налоговыми органами за те доходы, с которых ранее налог уплачен не был. Кроме того, расход и доходы в России в последнее время резко выросли. По данным Минфина, в октябре доходы, и расходы федерального бюджета резко выросли. Расходы выросли до 638 миллиардов рублей, что почти в 1,6 раза выше, чем в среднем за предыдущие девять месяцев. При этом доходы в октябре составили 1,1 триллиона рублей. Ну и конечно все большая часть расходов переносится на конец года. В этом году на четвертый квартал по плану Минфина придется 39 процентов всех расходов на 2007 год. Эти цифры не включают в себя принятых Госдумой поправок в бюджет, предусматривающих увеличение расходов на триллион рублей, которые пойдут на социальные нужды и капитализацию институтов развития. Эти расходы перейдут на 2008 год. Эксперты объясняют резкий рост доходов бюджета в октябре поступлением в бюджет 579,8 миллиарда рублей от реализации активов “ЮКОСа”. Без этой суммы доходы октября составили бы 520 миллиардов рублей, что даже ниже обычных среднемесячных показателей. Аналитики опасаются, что когда средства бюджета, которые правительству придется тратить в конце года, попадут на рынок, то это негативно повлияет на уровень инфляции в стране. Российские  власти намеревались по итогам текущего года удержать инфляцию на уровне восьми процентов, однако за десять месяцев 2007 года цены в России выросли на 9,3 процента. И так же члены парламентского собрания приняли в первом чтении бюджет Союзного государства России и Белоруссии на 2008 год, передает РИА Новости. По словам госсекретаря Союзного государства Павла Бородина доходы бюджета в 2008 году составят 4 миллиарда 61 миллион рублей и вырастут примерно на 10 процентов. Из них 2,64 миллиарда внесет Россия, а 1,42 миллиарда - Белоруссия. Второе и третье чтения назначены на 14 ноября. Всего бюджет будет финансировать 38 программ, это на две больше, чем в 2007 году. Треть бюджета будет направлена на промышленные и энергетические программы, 13 процентов будет потрачено на военно-техническое сотрудничество, правоохранение и безопасность государства, 23,5 - на социальную политику и здравоохранение. На себя чиновники потратят 7,8 процента бюджета. Власти Союзного государства также зарезервировали средства под 7-10 новых программ, которые утвердят только в будущем году. В рамках этих программ предполагается обустраивать границу Союзного государства, бороться с преступностью и сближать законодательство двух стран. 

Информация о работе Основы фискальной политики