Основы фискальной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 03:14, реферат

Краткое описание

Фиска́льная (налогово-бюдже́тная) поли́тика— правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе. Основными инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть: налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг.

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 88.21 Кб (Скачать)

     При автоматическом методе итоги бюджета  по доходам и расходам за прошлый  период переносятся в бюджет на новый  период. Этот метод применяется к  отдельным разделам и статьям  бюджета. 

     Метод мажораций и минораций основан  на статистической обработке динамического  ряда за 10—15 лет. Определяется тенденция  ряда, находится тренд, и по нему корректируют отдельные статьи доходов  и расходов бюджета. При этом тенденция  роста называется мажорацией, а уменьшения — минорацией.

     Метод непосредственной оценки основан на изучении реальной коньюктуры. При  помощи непосредственной оценки составители  бюджета пытаются определить ожидаемые  поступления в государственный  бюджет и изменение расходов бюджета.

     В последние десятилетия в практике большинства государств получило большое  развитие долгосрочное бюджетное прогнозирование  и программирование. Внешне это находит  выражение в составлении цепных и скользящих бюджетов. Цепной бюджет составляется на несколько лет вперед по правительственным программам гражданских  капиталовложений, военного строительства, разработки новых видов вооружений и т.п. По этим программам суммы автоматически  включаются в бюджеты соответствующих  лет без дополнительного утверждения.

     Скользящий  бюджет составляется по принципу пятилетних планов, т.е. бюджет первоначально составляется на пять лет и по мере составления  годовых бюджетов пятилетний бюджет передвигается на год вперед. При этом вносятся коррективы в годовые разбивки на все годы.

     В основе цепных и скользящих бюджетов, а также вообще бюджетного планирования в последние десятилетия преобладает  метод ППБ: планирование — прогнозирование  — разработка бюджета. Этот метод  основан на действии долговременных правительственных программ. При  составлении таких программ прогнозируются как величина требуемых для их решения ресурсов (не только финансовых, но материальных и трудовых), так  и ожидаемые результаты.

     Бюджетный процесс в Российской Федерации  включает в себя:

  • сводное финансовое планирование и прогнозирование;
  • составление, рассмотрение и утверждение проекта бюджета;
  • исполнение бюджета;
  • анализ и контроль исполнения бюджета.

     Функции по составлению и исполнению бюджетов закреплены за органами исполнительной власти. Рассмотрением и утверждением бюджета занимаются законодательные  органы власти.

     В соответствии с законами Правительство  РФ принимает постановление о  разработке бюджетной системы на предстоящий финансовый год (в России это календарный год). Далее организуется работа по составлению проекта бюджета: прогнозируется социально-экономическое  развитие, прорабатываются и согласовываются  основные показатели развития.

     Президент РФ корректирует представленный ему  бюджет, и после этого бюджетное  послание выносится на Федеральное  Собрание и публикуется в печати. Бюджетное послание включает в себя основные показатели социально развития РФ, сводный финансовый баланс по территории РФ, основные направления бюджетной  политики РФ, сведения о государственных  доходах на территории РФ, проект консолидированного бюджета РФ, оценку исполнения бюджетов предыдущего и текущего финансовых годов.

     При рассмотрении федерального бюджета  в первом чтении Государственная  дума обсуждает концепцию и прогноз  социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной  и налоговой политики, основные принципы взаимоотношений федерального бюджета  с бюджетами субъектов РФ. Рассматриваются  основные характеристики федерального бюджета на предстоящий год.

     При отклонении проекта федерального бюджета  в первом чтении Государственная  дума может:

  • передать законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик бюджета;
  • возвратить законопроект в Правительство РФ на доработку;
  • поставить вопрос о доверии Правительству.

     При рассмотрении проекта федерального бюджета во втором чтении Государственная  дума утверждает расходы федерального бюджета по разделам бюджетной классификации  в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного  в первом чтении.

     При обсуждении законопроекта в третьем  чтении Государственная дума обсуждает  расходы федерального бюджета по подразделам функциональной классификации, по всем уровням ведомственной классификации, федеральным целевым программам. В четвертом чтении Государственная  дума рассматривает поправки к проекту  закона о федеральном бюджете.

     Исполнение  бюджета — важнейший этап бюджетного процесса. Исполнение бюджета начинается после утверждения бюджета законодательными органами. Эта стадия бюджетного процесса включает выполнение доходной и расходной  частей бюджета. Органы исполнительной власти в процессе исполнения бюджета  могут вносить изменения в  пределах утвержденных ассигнований по статьям бюджетной классификации.

     В финансовом органе на основании показателей  бюджета составляется бюджетная  роспись доходов и расходов, которая  утверждается исполнительным органом  власти.

     Бюджетная роспись — документ, который содержит детальные показатели доходов, средств  заимствований и расходов утвержденного  бюджета в соответствии с действующей  бюджетной классификацией и направляется для сведения в органы представительной власти и контрольно-счетные органы.

     Бюджетный дефицит – это сумма, на которую  в данном году расходы бюджета  превышают его доходы. 

     Современном мире нет государства, которое в  те или иные периоды своей истории  не сталкивалось бы с бюджетными дефицитами. Однако качество дефицита может быть различным.

     • дефицит может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных  вложений в развитие экономики. В  этом случае он отражает не кризисное  течение общественных процессов, а  государственное регулирование  экономической конъюктуры, стремление обеспечить прогрессивные сдвиги в  структуре общественного производства. Еще дж.М. Кейнс обосновал возможность  допущения опережающего роста государственных  расходов над доходами на определенных этапах развития общества.

     • дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств (войн, крупных  стихийных бедствий и т.п.), когда  обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода.

     • дефицит может отражать кризисные  явления в экономике, ее развал, неэффективность  финансово-кредитных связей, неспособность  правительства держать под контролем  финансовую ситуацию в стране. В  этом случае дефицит — явление  чрезвычайно тревожное, требующее  принятие не только срочных и действенных  экономических мер (по стабилизации экономики, финансовому оздоровлению хозяйства и т.п.), но и соответствующих  политических решений.

     Причинами бюджетного дефицита могут быть:

  • низкая эффективность общественного производства, его спад;
  • нерациональная структура бюджетных расходов (крупные государственные инвестиции, огромные военные расходы и др.);
  • массовый выпуск «пустых денег»;
  • оборот «теневого» капитала в огромных масштабах;
  • неэффективный бюджетный механизм, не позволяющий государству использовать его в качестве стимула развития экономики.

     Любое государство стремится если не покрыть  полностью, то частично уменьшить дефицит  бюджета. При выработке стратегии  борьбы с бюджетным дефицитом  целесообразно руководствоваться  следующими принципами:

     • бюджетный дефицит — зло, но еще  большим злом для экономики и  финансов страны является мнимое его  устранение путем чисто математических операций, так как в этом случае вместо «лечения» экономики ее болезнь  переходит в скрытые формы, бороться с которыми гораздо труднее;

     • баланс бюджета и даже превышение бюджетных доходов над расходами  не следует рассматривать в качестве неотъемлемой черты здоровой, динамично  развивающейся экономики. Мировой  опыт убедительно показывает, что  на отдельных этапах развития общества, в условиях, специфических для  каждой страны, вполне допустим бюджетный  дефицит;

     • величина бюджетного дефицита, о чем  свидетельствует мировой опыт, не должна превышать предельно допустимого  размера, определяемого 2—3% валового национального  продукта. Наличие дефицита, превышающего предельно допустимые размеры, требует  осуществления таких мер, которые  привели бы к его быстрейшему  сокращению;

     • для преодоления бюджетного дефицита необходимо оздоровление самой экономики, так как без обеспечения динамизма  в ее развитии и реально ощутимой эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие  бы прогрессивные меры ни применялись  при этом.

     Для покрытия бюджетного дефицита могут  использоваться следующие способы:

  • государственные займы;
  • ужесточение налогообложения;
  • эмиссия денег.

     В программу конкретных мероприятий  по сокращению бюджетного дефицита следует  включить такие меры, которые, с одной  стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой — способствовали сокращению государственных расходов. Сюда относятся:

     • изменение направлений инвестирования бюджетных средств в отрасли  народного хозяйства с целью  значительного повышения финансовой отдачи от каждого бюджетного рубля;

     • более широкое использование  финансовых льгот и санкций, позволяющих  полнее учитывать специфические  условия хозяйствования и стимулирующих  рост общественного производства;

     • резкое сокращение государственного финансирования; прекращение правительственной  помощи иностранным государствам;

     • снижение военных расходов;

     • сохранение финансирования лишь важнейших  социальных программ; мораторий на принятие новых социальных программ, требующих значительного бюджетного финансирования;

     • запрещение центральному банку страны предоставлять кредиты правительственным  структурам любого уровня без надлежащего  оформления задолженности государственными ценными бумагами;

     • привлечение в страну иностранного капитала.

     Сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов  минус бюджетные излишки за этот же период образует государственный долг. Государственный долг – общая сумма дефицита, накопленная за все годы.

     Бюджетный профицит – величина превышения доходов над расходами.

     Наиболее  удачный вариант государственного бюджета – это бездефицитный  бюджет или же бюджет с профицитом, однако, на практике добиться такой  сбалансированности бюджета не всегда удается.

     Бездефицитность бюджета не означает еще «здоровья» экономики. Всегда необходимо обращать внимание на то, какой именно (государственный, региональный, муниципальный, консолидированный) бюджет исполняется с профицитом. Так, в последние годы государственный  бюджет РФ исполняется с профицитом, однако консолидированный бюджет РФ дефицитен из-за отрицательного сальдо подавляющего числа региональных и  почти всех местных бюджетов.

     Созданный в начале 2000-х в России профицит федерального бюджета при дефиците консолидированного бюджета страны вызывает у экономистов противоречивые оценки. Некоторые считают профицит не заслугой Правительства, а его  ошибкой: искусственная «накачка»  средств в федеральный бюджет посредством отъема их из региональных и местных бюджетов практически  сводит на нет возможности эффективного функционирования региональных и местных  органов власти. Защитники позиции  правительства считают, что центральное  правительство уже научилось  составлять сбалансированный бюджет, предотвращая тем самым инфляцию, в то время как дефициты местных  бюджетов связаны с низким качеством  бюджетного процесса в регионах. Поскольку  централизация финансовых ресурсов в руках органов власти всегда уменьшает финансовые возможности  хозяйствующих субъектов, мешая  им лучше оснастить производство, быстрее перейти на новые технологии и добиться тем самым более  эффективных результатов хозяйствования, то в связи с этим излишняя мобилизация  доходов в бюджет только вредит. Именно из-за этого негативного влияния  профицита бюджета на экономику  в законодательстве многих стран  присутствует правовая норма, запрещающая формировать и принимать бюджет с превышением доходов над расходами.

Информация о работе Основы фискальной политики