Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 03:14, реферат
Фиска́льная (налогово-бюдже́тная) поли́тика— правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе. Основными инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть: налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг.
При автоматическом методе итоги бюджета по доходам и расходам за прошлый период переносятся в бюджет на новый период. Этот метод применяется к отдельным разделам и статьям бюджета.
Метод мажораций и минораций основан на статистической обработке динамического ряда за 10—15 лет. Определяется тенденция ряда, находится тренд, и по нему корректируют отдельные статьи доходов и расходов бюджета. При этом тенденция роста называется мажорацией, а уменьшения — минорацией.
Метод непосредственной оценки основан на изучении реальной коньюктуры. При помощи непосредственной оценки составители бюджета пытаются определить ожидаемые поступления в государственный бюджет и изменение расходов бюджета.
     В 
последние десятилетия в 
Скользящий бюджет составляется по принципу пятилетних планов, т.е. бюджет первоначально составляется на пять лет и по мере составления годовых бюджетов пятилетний бюджет передвигается на год вперед. При этом вносятся коррективы в годовые разбивки на все годы.
     В 
основе цепных и скользящих бюджетов, 
а также вообще бюджетного планирования 
в последние десятилетия 
Бюджетный процесс в Российской Федерации включает в себя:
Функции по составлению и исполнению бюджетов закреплены за органами исполнительной власти. Рассмотрением и утверждением бюджета занимаются законодательные органы власти.
     В 
соответствии с законами Правительство 
РФ принимает постановление о 
разработке бюджетной системы на 
предстоящий финансовый год (в России 
это календарный год). Далее организуется 
работа по составлению проекта бюджета: 
прогнозируется социально-экономическое 
развитие, прорабатываются и 
Президент РФ корректирует представленный ему бюджет, и после этого бюджетное послание выносится на Федеральное Собрание и публикуется в печати. Бюджетное послание включает в себя основные показатели социально развития РФ, сводный финансовый баланс по территории РФ, основные направления бюджетной политики РФ, сведения о государственных доходах на территории РФ, проект консолидированного бюджета РФ, оценку исполнения бюджетов предыдущего и текущего финансовых годов.
При рассмотрении федерального бюджета в первом чтении Государственная дума обсуждает концепцию и прогноз социально-экономического развития РФ, основные направления бюджетной и налоговой политики, основные принципы взаимоотношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ. Рассматриваются основные характеристики федерального бюджета на предстоящий год.
При отклонении проекта федерального бюджета в первом чтении Государственная дума может:
При рассмотрении проекта федерального бюджета во втором чтении Государственная дума утверждает расходы федерального бюджета по разделам бюджетной классификации в пределах общего объема расходов федерального бюджета, утвержденного в первом чтении.
     При 
обсуждении законопроекта в третьем 
чтении Государственная дума обсуждает 
расходы федерального бюджета по 
подразделам функциональной классификации, 
по всем уровням ведомственной 
     Исполнение 
бюджета — важнейший этап бюджетного 
процесса. Исполнение бюджета начинается 
после утверждения бюджета 
В финансовом органе на основании показателей бюджета составляется бюджетная роспись доходов и расходов, которая утверждается исполнительным органом власти.
Бюджетная роспись — документ, который содержит детальные показатели доходов, средств заимствований и расходов утвержденного бюджета в соответствии с действующей бюджетной классификацией и направляется для сведения в органы представительной власти и контрольно-счетные органы.
Бюджетный дефицит – это сумма, на которую в данном году расходы бюджета превышают его доходы.
Современном мире нет государства, которое в те или иные периоды своей истории не сталкивалось бы с бюджетными дефицитами. Однако качество дефицита может быть различным.
     • 
дефицит может быть связан с необходимостью 
осуществления крупных 
• дефициты возникают в результате чрезвычайных обстоятельств (войн, крупных стихийных бедствий и т.п.), когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода.
     • 
дефицит может отражать кризисные 
явления в экономике, ее развал, неэффективность 
финансово-кредитных связей, неспособность 
правительства держать под 
Причинами бюджетного дефицита могут быть:
     Любое 
государство стремится если не покрыть 
полностью, то частично уменьшить дефицит 
бюджета. При выработке стратегии 
борьбы с бюджетным дефицитом 
целесообразно 
• бюджетный дефицит — зло, но еще большим злом для экономики и финансов страны является мнимое его устранение путем чисто математических операций, так как в этом случае вместо «лечения» экономики ее болезнь переходит в скрытые формы, бороться с которыми гораздо труднее;
     • 
баланс бюджета и даже превышение 
бюджетных доходов над 
     • 
величина бюджетного дефицита, о чем 
свидетельствует мировой опыт, не 
должна превышать предельно 
     • 
для преодоления бюджетного дефицита 
необходимо оздоровление самой экономики, 
так как без обеспечения 
Для покрытия бюджетного дефицита могут использоваться следующие способы:
В программу конкретных мероприятий по сокращению бюджетного дефицита следует включить такие меры, которые, с одной стороны, стимулировали бы приток денежных средств в бюджетный фонд страны, а с другой — способствовали сокращению государственных расходов. Сюда относятся:
     • 
изменение направлений 
• более широкое использование финансовых льгот и санкций, позволяющих полнее учитывать специфические условия хозяйствования и стимулирующих рост общественного производства;
• резкое сокращение государственного финансирования; прекращение правительственной помощи иностранным государствам;
• снижение военных расходов;
     • 
сохранение финансирования лишь важнейших 
социальных программ; мораторий на 
принятие новых социальных программ, 
требующих значительного 
     • 
запрещение центральному банку страны 
предоставлять кредиты 
• привлечение в страну иностранного капитала.
Сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов минус бюджетные излишки за этот же период образует государственный долг. Государственный долг – общая сумма дефицита, накопленная за все годы.
Бюджетный профицит – величина превышения доходов над расходами.
     Наиболее 
удачный вариант 
Бездефицитность бюджета не означает еще «здоровья» экономики. Всегда необходимо обращать внимание на то, какой именно (государственный, региональный, муниципальный, консолидированный) бюджет исполняется с профицитом. Так, в последние годы государственный бюджет РФ исполняется с профицитом, однако консолидированный бюджет РФ дефицитен из-за отрицательного сальдо подавляющего числа региональных и почти всех местных бюджетов.
     Созданный 
в начале 2000-х в России профицит 
федерального бюджета при дефиците 
консолидированного бюджета страны 
вызывает у экономистов противоречивые 
оценки. Некоторые считают профицит 
не заслугой Правительства, а его 
ошибкой: искусственная «накачка» 
средств в федеральный бюджет 
посредством отъема их из региональных 
и местных бюджетов практически 
сводит на нет возможности эффективного 
функционирования региональных и местных 
органов власти. Защитники позиции 
правительства считают, что центральное 
правительство уже научилось 
составлять сбалансированный бюджет, 
предотвращая тем самым инфляцию, 
в то время как дефициты местных 
бюджетов связаны с низким качеством 
бюджетного процесса в регионах. Поскольку 
централизация финансовых ресурсов 
в руках органов власти всегда 
уменьшает финансовые возможности 
хозяйствующих субъектов, мешая 
им лучше оснастить производство, 
быстрее перейти на новые технологии 
и добиться тем самым более 
эффективных результатов