Основы фискальной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 03:14, реферат

Краткое описание

Фиска́льная (налогово-бюдже́тная) поли́тика— правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе. Основными инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть: налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг.

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 88.21 Кб (Скачать)

     • расходы на управление.

     Структура государственных расходов, т.е. соотношение  между перечисленными группами расходов в бюджете государства, не одинакова  в разных странах и даже в одной  стране в разные периоды ее развития. Структура расходов меняется под  влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Эти факторы могут быть экономическими, военными, социальными, политическими и т.п. У ведущих  капиталистических стран (кроме  Японии) доля военных расходов (по всем источникам) доходит до 30% бюджета. Постоянную тенденцию к росту имеют расходы  на управление страной. Тенденцию к  возрастанию имеют и затраты, связанные с проникновением на рынки  других стран.

     Перечисленные группы расходов определены по предметному  признаку. Но государственные расходы  можно классифицировать и по другим признакам.

     По  роли в воспроизводственном процессе государственные расходы делятся  на три группы:

     • расходы на сферу материального  производства;

     • расходы на непроизводственную сферу;

     • расходы на создание госрезервов.

     По  целевому назначению государственные  расходы делятся:

     • на капитальные затраты — затраты  на расширенное воспроизводство  и реконструкцию (основная доля этих расходов направляется на исследования в области новых технологий и  создание опытных образцов техники);

     • текущие затраты государства  — расходы на управление, военные  расходы, расходы на пенсии и пособия  и т.д.;

     • затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов.

     По  экономическому содержанию государственные  расходы делятся на следующие  виды: заработная плата; стипендии; пенсии и пособия; медикаменты; питание; канцелярские расходы; расходы на приобретение мебели; расходы на текущий и капитальный  ремонт и т.д.

     По  территориальному признаку расходы  делятся на общегосударственные, расходы  субъектов федерации и местные  расходы.

     По  источникам государственные расходы  делятся на четыре группы:

  • бюджетные ассигнования;
  • расходы за счет резервных и страховых фондов;
  • кредитные источники финансирования;
  • самофинансирование.

     К группе расходов на социально-культурные нужды относятся: расходы на просвещение (школьное, дошкольное образование); расходы  на здравоохранение; расходы на науку; расходы на библиотеки, содержание архитектурных памятников, национальных парков и заповедников; расходы на социальное страхование (медицинское  страхование, выплата пенсий и пособий, пособия по безработице и т.п.); расходы иммиграционной службы; расходы  по участию в международных акциях социально-культурного назначения; расходы на поддержку спорта и  туризма.

     Приведенный перечень не является исчерпывающим. К  тому же размеры отдельных статей расходов и их роль в бюджете страны могут существенно отличаться как  по странам, так и в динамике. Появление  каждой из этих статей в составе  расходов бюджета связано с экономической  историей конкретного государства.

     В конституциях многих государств затраты  на школьное и дошкольное образование, как и расходы на здравоохранение, являются неотъемлемым правом граждан. И это следствие естественного  развития общества. Современная наука  и технология (как и вооружение) требуют не просто грамотного рабочего, а специалиста с высоким уровнем подготовки. А если общество не может обойтись без таких работников, оно обязано их готовить, чтобы обеспечить непрерывный воспроизводственный процесс.

     Финансирование  школьного и дошкольного образования  переложено на местные бюджеты. Однако через существующие в большинстве  стран льготы в налогообложении  значительный удельный вес в источниках покрытия затрат школ занимают попечительские фонды и финансирование из различных  общественных фондов. Отчисление на просвещение  или здравоохранение, как правило, исключается из налогооблагаемого  дохода физических и юридических  лиц.

     Ограниченность  бюджетных ресурсов приводит к все  большему привлечению на нужды образования  внебюджетных средств. Можно назвать  всеобщей тенденцию возрастания  роли внебюджетных ресурсов для организации  первичного общего образования. Эта  тенденция сопутствует росту  доходов населения.

     По  экономическому содержанию среди расходов на просвещение преобладают расходы  на зарплату, приобретение оборудования и мебели, расходы на строительство  и содержание школьных зданий.

     По  общим принципам организации  расходы на здравоохранение аналогичны затратам на просвещение. Ведущие страны вынуждены тратить значительные ресурсы на профилактику заболеваний  и исследовательские работы в  области медицины. Среди затрат на здравоохранение преобладают затраты  на медикаменты, перевязочные средства и белье, на зарплату персонала, питание  больных, приобретение оборудования, мебели, строительство и содержание зданий и сооружений.

     В развитых странах наблюдается тенденция  сокращения контингента, имеющего право  на бесплатные медицинские услуги. Основная часть населения получает доступ к медицинским услугам  через систему социального и  медицинского страхования.

     В настоящее время характерной  особенностью системы социального  страхования большинства стран  является долевое участие в создании фондов социального страхования  самих работников, предпринимателей и государства, т.е. три источника  образования. Соотношение этих источников может быть совершенно разным, но сегодня  это наиболее рациональная система  создания таких фондов. Расходы на социальное страхование включают в  себя достаточно большой перечень:

  • пенсии;
  • пособия по временной нетрудоспособности;
  • оплату лечения в стационаре;
  • пособия по беременности и уходу за ребенком;
  • пособия многодетным семьям;
  • льготы по налогам и возврату ссуд за второго и т.д. ребенка (в Китае действуют обратные правила);
  • пособия по безработице;
  • расходы на профориентацию;
  • расходы на прием, размещение и обучение иммигрантов;
  • расходы на содержание домов престарелых;
  • расходы на лечение и содержание инвалидов и т.д.

     Часть этих расходов финансируется из федерального бюджета, часть — за счет бюджетов субъектов федерации и местных  бюджетов.

     Современная система расходов государства на народное хозяйство и поддержку  экономики имеет длинную историю. В докапиталистических формациях  за счет государственного имущества  формировалась значительная часть  доходов государства. Уже на рабовладельческой  стадии развития государство располагало  большими земельными и лесными угодьями: шахтами, солеварнями, верфями и  т.д. Государство являлось крупнейшим рабовладельцем. Собственность государства  пополнялась в захватнических войнах.

     С развитием капитализма государство  берет на себя расходы по организации  важнейших отраслей инфраструктуры: железных дорог, почты, телеграфа, горных отраслей. Эти отрасли, непосредственно не создающие продукцию, но необходимые для функционирования всей экономики, требуют крупных единовременных вложений, имеют низкую рентабельность, окупаются за длительный период времени. Но общество не может обойтись без продукции и услуг этих отраслей, поэтому расходы по их обслуживанию берет на себя государство.

     Расходы государства на экономику являются постоянной статьей расходов. Как  бы значительны ни были колебания  государственных расходов на экономику  в пределах отдельной страны, общая  тенденция этих расходов объясняется  их назначением создавать наиболее благоприятные условия для частнопредпринимательской  деятельности. В настоящее время  участие государства в хозяйственной  деятельности осуществляется следующими путями:

     • финансирование отраслей инфраструктуры;

     • финансирование новых отраслей, имеющих  стратегическое назначение: атомной  промышленности, освоение космоса, некоторых  отраслей химической промышленности и  т.п. Эти отрасли обычно требуют  больших разовых вложений и не гарантируют прибыли;

     • финансирование убыточных отраслей. К таким отраслям относится добыча каменного угля и некоторые другие отрасли добывающей промышленности. Во многих странах эти отрасли  национализированы;

     • финансирование отраслей, требующих  больших первоначальных вложений и  имеющих длительный срок окупаемости (например, строительство гидростанций);

     • финансирование сельского хозяйства  и малодоходных отраслей, имеющих  важное значение для развития других отраслей;

     • финансирование научно-исследовательских  работ фундаментального и поискового характера. Участие государства  в этих затратах вызвано рисковым характером научных изысканий.

     К расходам на подготовку к войне относятся  затраты на содержание, обучение и  материальное обеспечение армии  и резервов, расходы на моральную  подготовку к войне, на военную пропаганду, расходы на производство вооружений, на финансирование инфра структуры  стратегического назначения, на подготовку хозяйства страны к войне, расходы  на военные исследования.

     В мирное время в производстве вооружения, обмундирования, питания и других потребностей армии занято от 10 до 30% населения страны. Военные заказы дают жизнь многим производствам  и доходы миллионам людей, занятым  на таких предприятиях. Именно по этой причине многие экономисты отстаивают необходимость военных расходов. В то же время доказано, что деньги, вложенные в мирные отрасли народного  хозяйства, в пять раз более производительны, чем затраты военных отраслей.

     Государственные расходы на управление включают в  себя затраты на содержание законодательных  органов и правительств субъектов  федерации, местных органов власти и управления, органов правопорядка, органов судопроизводства и прокуратуры.

     Сущность  и природа налогов. Основным источником покрытия государственных расходов являются налоги, сущность и природа  которых раскрывается в различных  моделях по строения налоговых систем, или налоговых теориях.

     Налоги  — принудительные сборы, взимаемые  с населения на известной территории, на установленных законом основаниях, в целях покрытия общих потребностей государства (Советская финансовая энциклопедия).

     Принципы  налогообложения. В налоговой сфере  применяются базовые идеи и положения, которые называются принципами налогообложения. Экономические принципы налогообложения  впервые были сформулированы А. Смитом. В настоящее время они претерпели некоторые изменения и могут  быть кратко охарактеризованы следующим  образом:

     Принцип справедливости — каждый должен принимать  участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам  и возможностям. Методологической основой  является прогрессивное налогообложение: кто получает больше благ от государства, тот должен больше платить налогов;

     Принцип соразмерности — баланс интересов  налогоплательщика и государственного бюджета. Этот принцип характеризуется  кривой Лаффера, показывающей зависимость  налоговой базы от изменения ставок налога, а также зависимость бюджетных  доходов от налогового бремени;

     Принцип учета интересов налогоплательщиков — простота исчисления и уплаты налога; раскрывается через:

  • принцип определенности (сумма, способ и время платежа должны быть точно известны налогоплательщику);
  • принцип удобства (налог взимается в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика);
  • принцип экономичности (эффективности) — необходимость сокращения издержек государства от взимания налога. Сумма сборов по отдельному налогу должна превышать (причем примерно в два раза) затраты на его обслуживание.
  • Со временем к этому перечню австрийский экономист А.Г.Г. Вагнер добавил следующие принципы:
  • достаточность (обеспечение покрытия расходов государства налоговыми поступлениями в данный и последующие периоды);
  • правильный выбор источников налогообложения;
  • выявление способов избавления от уплаты налогов (имеется в виду законных);
  • влияние налогов на плательщиков;
  • общность (охват всех слоев населения обложением налогами);
  • прогрессивность (рост величины налога с ростом доходов плательщика);
  • освобождение от уплаты налогов части населения, получающей минимальные доходы.
  • 1.3 Механизм действия фискальной политики
  • Фискальную политику в зависимости от механизмов ее реагирования на изменение экономической ситуации подразделяют на две части. Первая — это так называемая дискреционная политика, которая проводится по усмотрению правительства и на основе его решений. Вторая — это политика так называемых встроенных стабилизаторов, т.е. тех механизмов, которые работают в режиме саморегулирования и независимо от принимаемых решений сами реагируют на изменение положения в экономике.
  • Важным компонентом фискальной политики является дискреционная политика. Дискреционная политика включает следующие составляющие:
  • • государственную программу занятости;
  • • различные социальные программы;
  • • изменение налоговых ставок.
  • Государственная программа занятости является одной из мер в борьбе с безработицей и стабилизацией экономики. Осуществляется эта программа обычно за счет средств государства и местных органов власти.
  • Правительство всегда должно иметь стратегическую и четкую программу в области занятости, чтобы ее активно использовать в условиях спада экономики, когда люди теряют работу.
  • Особенно важны эти программы для поддержания занятости среди молодежи, которая в данных условиях испытывает на себе первые удары. Программы занятости обычно носят довольно гибкий характер, поскольку они могут весьма оперативно разворачиваться и сворачиваться. Весьма эффективны они потому, что в отличие от программ общественных работ требуют меньше затрат и могут применяться местными властями на каком-либо локальном рынке.
  • Расходы на социальные программы включают в себя выплаты пенсий, различные программы помощи малоимущим слоям населения, расходы на образование, медицину и т.д. Эти программы позволяют стабилизировать экономическое развитие, когда сокращаются доходы населения и обостряется нужда. Главный недостаток всех этих программ заключается в том, что они вводятся в условиях спада и их тяжело отменить, когда экономика находится на подъеме.
  • Изменение налоговых ставок с этой точки зрения является более эффективным инструментом в стремлении стабилизировать экономику. Так, снижение ставок подоходного налога в условиях кратковременного спада может удержать доходы от сокращения, предотвращая тем самым нарастание кризисов, увеличивая потребительские расходы.
  • Другая составляющая фискальной политики — политика автоматических (встроенных) стабилизаторов. Под автоматическими, или встроенными, стабилизаторами понимается экономический механизм, который автоматически (без вмешательства государства) реагирует на изменение экономической ситуации.
  • К основным встроенным стабилизаторам относится изменение налоговых поступлений в различные периоды экономического цикла. Сумма налогов зависит от величины доходов. Поэтому в период быстрого роста ВНП (в период подъема) налоговые поступления автоматически возрастают (при прогрессивной ставке налогообложения и за счет расширения налогооблагаемой базы), что обеспечивает снижение покупательной способности населения и сдерживание экономического роста. И наоборот, в период экономического спада сумма изъятия части доходов с помощью налогов уменьшается, т.е. происходит постепенное увеличение покупательной способности, что формирует эффективный спрос и сдерживает спад. Иными словами, прогрессивное налогообложение в период инфляционного роста приводит к потере покупательной способности, и наоборот, в период замедления экономического роста обеспечивает минимальную потерю покупательной способности. Кроме того, в период экономического подъема автоматический рост налоговых поступлений формирует тенденцию к сокращению или ликвидации бюджетного дефицита и появлению возможного бюджетного профицита, что в свою очередь содействует уменьшению возможной инфляции.
  • К встроенным стабилизаторам относятся и система пособий по безработице, социальные выплаты, программы по поддержанию малоимущих слоев населения и т.п., препятствующие резкому сокращению совокупного спроса даже в период экономического спада. В период подъема выплата различных пособий уменьшается, что сдерживает совокупный спрос.
  • Современные тенденции налоговой политики в России:
  • • сокращение числа налогов путем их укрупнения;
  • • облегчение налогового бремени производителей продукции;
  • • развитие налогового федерализма, т.е. установление долей поступления доходов от каждого налога в бюджет разных уровней;
  • • сохранение высокой доли косвенных налогов в доходах федерального бюджета, снижение доли прямых налогов, прежде всего налога на прибыль;
  • • в структуре акцизов увеличение акцизов.
  • Все средства, которые собираются путем налогообложения идут в бюджет государства. При помощи бюджета, государство решает проблемы общества.
  • Бюджетный процесс представляет регламентированную деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.
  • Государственный бюджет обычно составляется на год. Однако бюджет может составляться и на более продолжительный период. Срок, на который составляется бюджет, называется бюджетным периодом (годом). Бюджетный год не всегда совпадает с календарным годом.
  • Составлением проекта бюджета занимается обычно министерство финансов. Отличительной особенностью бюджетов большинства стран является их ориентировочный характер, поскольку вся хозяйственная жизнь подчинена законам рынка, т.е. если достаточно точно можно определить величину расходов, то поступления в бюджет зависят от сложившихся фактических доходов предпринимателей, рабочих, служащих, государственных предприятий.
  • При исчислении доходов и расходов бюджета применяются три метода:
  • • автоматический;
  • • метод мажораций и минораций;
  • • метод непосредственной оценки.

Информация о работе Основы фискальной политики