Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 03:14, реферат
Фиска́льная (налогово-бюдже́тная) поли́тика— правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе. Основными инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть: налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг.
Основы фискальной
политики
1.1
Фискальная политика и её роль
в государственном
Фиска́льная (налогово-бюдже́тная) поли́тика— правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе. Основными инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть: налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг.
Таким
образом, фискальную политику сводят не
только к решению задач финансового
обеспечения текущей
Налогово-бюджетная политика находит выражение в законах и других нормативных актах. Она влияет на уровень национального дохода, и следовательно, на уровень цен.
Фискальная политика, проводимая государством, должна отвечать общественным целям:
Для более точного рассмотрения фискальной политики, нужно сначала понять, что такое государственный бюджет.
Государственный бюджет — важнейший финансовый «документ» страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.
В ряде стран помимо федерального бюджета существуют еще и внебюджетные фонды социальной сферы. В РФ к внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования ,Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Налогово-бюджетная политика является весьма важным инструментом в сглаживании инфляции и при поддержании на должном уровне занятости населения. Её принято разделять на два типа:
Сознательное
манипулирование
Дискреционная политика бывает двух видов - фискальная экспансия и фискальная рестрикция.
НФП
– это автоматическое изменение
в уровне налоговых поступлений,
не зависимых от принятия решений
правительством. Ведь законодательный
орган определяет только ставки налогов,
а не размер налоговых поступлений.
Она определяет автоматическое увеличение
или уменьшение чистых налоговых
поступлений в госбюджет в
периоды роста или уменьшения
ВНП, которые оказывают
Применяются два основных метода финансирования дефицита: займы у населения посредством пропажи ценных бумаг и эмиссия денег.
Недискреционная
фискальная политика обусловлена тем,
что в определенной степени изменения
в относительных уровнях
Государство определяет нормативы государственных расходов и величину налоговых ставок, но не сами налоговые поступления. Последние изменяются и при неизменной налоговой ставке.
Использование
возможностей правительства расходовать
средства государственного бюджета
и взимать налоги составляет фискальную
политику государства (от лат. Fiscus- государственная
казна).
Другими словами, при сбалансированном бюджете фискальная политика должна быть направлена в сторону дефицита федерального бюджета в период спада. И наоборот, если в экономике имеет место вызванная избыточным спросом инфляция, — это сдерживающая фискальная политика. Сдерживающая фискальная политика включает уменьшение государственных расходов или увеличение налогов либо сочетание того и другого. Фискальная политика должна ориентироваться на положительное сальдо федерального бюджета, если перед экономикой стоит проблема контроля над инфляцией.
В экономической теории существуют различные точки зрения на методы проведения фискальной политики.
Центральная
идея кейнсианской теории заключается
в том, что налоги являются главным
рычагом регулирования
Согласно
теории монетаризма (М. Фридмен, Ф. Кейган,
А. Мельтцер, Ф. Хайек — 1970—1980-е гг.)
налоги наряду с другими компонентами
воздействуют на денежное обращение, через
них изымается излишнее количество
денег. Тем самым уменьшаются
неблагоприятные факторы
Теория
экономики предложения (А. Лаффер, М.
Фелдстайн, дж. Гилдер, М. Эванс — 1970—1980-е
гг.), в большей степени, чем две
предыдущие, рассматривает налоги как
один из важных факторов экономического
развития и регулирования экономики.
В соответствии с этой теорией
снижение налогового гнета приводит
к бурному росту
На кривой Лаффера отмечают следующие критические точки:
• ставка налога равна нулю: поступлений в бюджет нет;
• ставка налога равна 100%: поступлений в бюджет нет (в легальной экономике никто не работает, все уходят в «теневую экономику»).
При всех остальных значениях r налогоплательщики будут платить налоги, а государство — их получать;
• точка А: при определенном значении rª достигается максимум поступлений налогов в бюджет, а rª считается оптимальным уровнем ставки налога, Та — максимальная сумма налоговых поступлений в бюджет.
Если
ставка налога будет увеличиваться
по сравнению с rª то произойдет
не увеличение, а уменьшение суммы
налоговых поступлений в
Итак,
суть «эффекта Лаффера» заключается
в следующем: если экономика находится
справа от точки А (например, в точке
В), то уменьшение уровня налогообложения
до оптимального (rª ) В краткосрочный
период приведет к временному сокращению
поступлений в бюджет, а в долгосрочном
периоде — к их увеличению, поскольку
возрастут стимулы к трудовой
и предпринимательской
Иными словами, если ставки завышены, то подрываются стимулы к нововведениям, снижается экономическая активность, часть предпринимателей уходит в «теневую экономику».
Таким
образом, сокращение налогов вызывает
рост национального производства и
дохода, что в свою очередь не
только не уменьшает налоговые
1.2
Расходы и налоги.
Их цели и значения
Структура расходов. Структура государственных расходов и их доля в валовом национальном продукте зависят от множества причин: этапа общественного развития государственного устройства, внешней и внутренней политики государства, общего уровня экономики, уровня благосостояния населения, размера государственного сектора в экономике, традиций.
Нельзя
сопоставлять расходы феодального
государства и современного. Чем
шире функции государства, тем больше
необходимо ресурсов для их реализации.
Если на первых порах государственные
расходы состояли в основном из затрат
на дружину, военные походы, то постепенно
с расширением функций
Таким образом, государственные расходы, во-первых, вызваны самим фактом наличия государства. Во-вторых, государственные расходы служат воспроизводству экономических и социальных отношений, существующих в конкретном государстве в конкретное время. В-третьих, основным источником образования государственных расходов выступают налоги, представляющие вычеты из заработков и доходов. В-четвертых, в основной массе государственные расходы являются непроизводительными, поскольку они являются долей национального дохода, выбывающей из воспроизводственного процесса.
Государственные расходы делятся на четыре основные группы:
• расходы на социально-культурные нужды;
• расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;
• военные расходы;