Основы фискальной политики

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 03:14, реферат

Краткое описание

Фиска́льная (налогово-бюдже́тная) поли́тика— правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе. Основными инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть: налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг.

Файлы: 1 файл

kursovaya.docx

— 88.21 Кб (Скачать)

       Основы фискальной  политики 

     1.1 Фискальная политика и её роль  в государственном регулировании

Фиска́льная (налогово-бюдже́тная) поли́тика— правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе. Основными инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть: налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг.

Таким  образом, фискальную политику сводят не только  к решению задач финансового  обеспечения текущей деятельности государства, но и рассматривают  как важнейший инструмент   стабилизации  экономического развития  и процветания государства и  его граждан.

Налогово-бюджетная  политика находит выражение в  законах и других нормативных  актах. Она влияет на уровень национального  дохода, и следовательно, на уровень  цен.

Фискальная  политика, проводимая государством,  должна отвечать общественным  целям:

  • - сглаживанию колебаний экономического цикла
  • -стабилизация темпов экономического роста
  • - достижению высокого уровня занятости
  • -достижению умеренных темпов инфляции

Для  более точного рассмотрения фискальной политики,  нужно сначала   понять, что такое государственный бюджет.

Государственный бюджет — важнейший финансовый «документ» страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

В ряде стран помимо федерального бюджета  существуют еще и внебюджетные фонды  социальной сферы. В РФ к внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования ,Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Налогово-бюджетная  политика является весьма важным инструментом  в сглаживании инфляции и при  поддержании  на должном уровне занятости  населения.  Её принято разделять  на два типа:

  • Дискреционная (гибкая) фискальная политика

Сознательное  манипулирование законодательной  властью , налогообложением и государственными расходами с целью воздействия  на уровень экономической активности. Оказывает влияние на  изменение  объема производства, занятости, уровня цен и  ускорение экономического роста. Законодательные органы действую целенаправленно, принимая соответствующие законы , касающиеся объема  государственных расходов, ставок налогообложения, введение новых налогов и т.п. В дискреционную политику  входят: Государственная программа занятости ,различные социальные программы ,изменение налоговых ставок.

Дискреционная политика бывает двух видов  - фискальная экспансия и фискальная рестрикция.

  • Фискальная политика, направленная на  стимулирование хозяйственной жизни  увеличение совокупного спроса, государственных расходов  и снижением налогов, называется фискальной экспансией, или стимулирующей политикой. Она направлена на сглаживание цикличности экономики и обеспечение экономического роста, но рост государственных расходов и возникновения дефицита госбюджета могут породить инфляцию.
  • Другой вид  фискальной политики, направленный на ограничение экономического бума и применяемый, для борьбы с инфляцией,  называется фискальной рестрикцией, или ограничительной политикой. Она предполагает  понижение государственных расходов  и повышение налогов, что позволяет снизить вызванную бумом инфляцию  из-за падения темпов экономического роста, но вызывает рост безработицы. При увеличении государственных расходов возникает «эффект вытеснения», заключающийся в инвестиционной конкуренции   между государством и частным сектором, ведущий к перераспределению факторов производства в пользу государства. Такая политика может оказаться эффективной, если правительство просчитывает ее влияние на  уровень и динамику  национального производства.
  • Недискреционная (автоматическая) фискальная политика.

     НФП – это автоматическое изменение  в уровне налоговых поступлений, не зависимых от принятия решений  правительством. Ведь законодательный  орган определяет только ставки налогов, а не размер  налоговых поступлений. Она  определяет автоматическое увеличение или уменьшение  чистых налоговых  поступлений в госбюджет в  периоды роста или уменьшения ВНП, которые оказывают стабилизирующее  действие на экономику. Их цель  заключается  в увязке  ставок налогов  с величиной получаемого дохода. Проведение дискреционной фискальной политики требует осуществления мер по сбалансированию госбюджета, которое предполагает:

  1. финансирование дефицитов;
  2. ликвидацию бюджетных излишков.

     Применяются два основных метода финансирования дефицита: займы у населения посредством  пропажи ценных бумаг и эмиссия  денег.

     Недискреционная фискальная политика обусловлена тем, что в определенной степени изменения  в относительных уровнях государственных  расходов и налогов осуществляются автоматически. В данном случае налоги и трансферты выступают как автоматические встроенные стабилизаторы экономики - амортизаторы циклических колебаний, не требующие сознательного государственного вмешательства. Встроенная стабильность - это механизм действия автоматических стабилизаторов.

     Государство определяет нормативы государственных  расходов и величину налоговых ставок, но не сами налоговые поступления. Последние  изменяются и при неизменной налоговой  ставке.

     Использование возможностей правительства расходовать  средства государственного бюджета  и взимать налоги составляет фискальную политику государства (от лат. Fiscus- государственная казна). 

     Другими словами, при сбалансированном бюджете  фискальная политика должна быть направлена в сторону дефицита федерального бюджета в период спада. И наоборот, если в экономике имеет место  вызванная избыточным спросом инфляция, — это сдерживающая фискальная политика. Сдерживающая фискальная политика включает уменьшение государственных расходов или увеличение налогов либо сочетание  того и другого. Фискальная политика должна ориентироваться на положительное  сальдо федерального бюджета, если перед  экономикой стоит проблема контроля над инфляцией.

     В экономической теории существуют различные  точки зрения на методы проведения фискальной политики.

     Центральная идея кейнсианской теории заключается  в том, что налоги являются главным  рычагом регулирования экономики  и одним из слагаемых ее развития. Поэтому дж. М. Кейнс рассматривал сокращение налогов как основной фактор роста совокупного спроса и, соответственно, роста реального  ВНП.

     Согласно  теории монетаризма (М. Фридмен, Ф. Кейган, А. Мельтцер, Ф. Хайек — 1970—1980-е гг.) налоги наряду с другими компонентами воздействуют на денежное обращение, через  них изымается излишнее количество денег. Тем самым уменьшаются  неблагоприятные факторы развития экономики.

     Теория  экономики предложения (А. Лаффер, М. Фелдстайн, дж. Гилдер, М. Эванс — 1970—1980-е  гг.), в большей степени, чем две  предыдущие, рассматривает налоги как  один из важных факторов экономического развития и регулирования экономики. В соответствии с этой теорией  снижение налогового гнета приводит к бурному росту предпринимательской  и инвестиционной деятельности. В  рамках данной теории американский экономист  А. Лаффер установил математическую зависимость дохода бюджета от уровня налоговых ставок.

     На  кривой Лаффера отмечают следующие  критические точки:

     • ставка налога равна нулю: поступлений  в бюджет нет;

     • ставка налога равна 100%: поступлений  в бюджет нет (в легальной экономике  никто не работает, все уходят в  «теневую экономику»).

     При всех остальных значениях r налогоплательщики будут платить налоги, а государство — их получать;

     • точка А: при определенном значении rª  достигается максимум поступлений налогов в бюджет, а  rª  считается оптимальным уровнем ставки налога, Та — максимальная сумма налоговых поступлений в бюджет.

     Если  ставка налога будет увеличиваться  по сравнению с rª  то произойдет не увеличение, а уменьшение суммы  налоговых поступлений в бюджет, т.е. при  гb > ra, Тb< Та поскольку при больших ставках налога снижаются стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности.

     Итак, суть «эффекта Лаффера» заключается  в следующем: если экономика находится  справа от точки А (например, в точке  В), то уменьшение уровня налогообложения  до оптимального (rª ) В краткосрочный  период приведет к временному сокращению поступлений в бюджет, а в долгосрочном периоде — к их увеличению, поскольку  возрастут стимулы к трудовой и предпринимательской деятельности, произойдет переход из «теневой»  в легальную экономику.

     Иными словами, если ставки завышены, то подрываются  стимулы к нововведениям, снижается  экономическая активность, часть  предпринимателей уходит в «теневую экономику».

     Таким образом, сокращение налогов вызывает рост национального производства и  дохода, что в свою очередь не только не уменьшает налоговые поступления  в бюджет и не вызывает бюджетного дефицита, но при более низких ставках  налогов обеспечивает рост поступлений  в бюджет за счет расширения налоговой  базы (в соответствии с «эффектом  Лаффера»).

     1.2 Расходы и налоги. Их цели и значения 

     Структура расходов. Структура государственных  расходов и их доля в валовом национальном продукте зависят от множества причин: этапа общественного развития государственного устройства, внешней и внутренней политики государства, общего уровня экономики, уровня благосостояния населения, размера  государственного сектора в экономике, традиций.

     Нельзя  сопоставлять расходы феодального  государства и современного. Чем  шире функции государства, тем больше необходимо ресурсов для их реализации. Если на первых порах государственные  расходы состояли в основном из затрат на дружину, военные походы, то постепенно с расширением функций государства  меняется структура расходов. Появляются расходы на строительство крепостей, дорог, портов. Возрастают расходы на управление. С ростом научно-технического прогресса растут расходы государства  на просвещение и науку. Под влиянием рабочего движения и с целью сохранения существующей системы государство  начинает финансировать социальную сферу. Широкие слои трудящихся имеют  определенные льготы от деятельности правительства. Но в целом расходы  на государство всегда являются дополнительным бременем для трудящихся. На нужды  государства мы платим налог со своих  доходов. В большинстве стран  население платит налоги, считая, что  услуги государства по охране страны, безопасности граждан, услуги по социальному  страхованию требуют возмещения с их стороны. К тому же к неплательщикам налогов государство применяет  довольно жесткие меры.

     Таким образом, государственные расходы, во-первых, вызваны самим фактом наличия государства. Во-вторых, государственные  расходы служат воспроизводству  экономических и социальных отношений, существующих в конкретном государстве  в конкретное время. В-третьих, основным источником образования государственных  расходов выступают налоги, представляющие вычеты из заработков и доходов. В-четвертых, в основной массе государственные  расходы являются непроизводительными, поскольку они являются долей  национального дохода, выбывающей из воспроизводственного процесса.

     Государственные расходы делятся на четыре основные группы:

     • расходы на социально-культурные нужды;

     • расходы на народное хозяйство и  поддержку экономики;

     • военные расходы;

Информация о работе Основы фискальной политики