Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 03:14, реферат
Фиска́льная (налогово-бюдже́тная) поли́тика— правительственная политика, один из основных методов вмешательства государства в экономику с целью уменьшения колебаний бизнес-циклов и обеспечения стабильной экономической системы в краткосрочной перспективе. Основными инструментами фискальной политики являются доходы и расходы государственного бюджета, то есть: налоги, трансферты и государственные закупки товаров и услуг.
Если
профицит бюджета обнаружится в
процессе исполнения бюджета, то и здесь
его наличие не может быть оценено
однозначно положительно. Профицит бюджета,
возникающий в результате более
экономного и эффективного использования
бюджетных средств при 100%-ном
финансировании предусмотренных по
бюджету расходов, — явление положительное.
Однако, если более высокие доходы
бюджета были получены лишь в результате
выгодно сложившейся
Глава 2.
Фискальная политика
в государстве
2.1
Эффективность фискальной
политики
Эффективность фискальной политики во многом зависит от скорости реакции правительства на изменения в экономике.
В
данной связи существует несколько
препятствий, которые снижают степень
эффективности применяемой
Во-первых, это так называемый «разрыв восприятия», под которым подразумевается промежуток времени между началом спада или инфляции и тем моментом, когда происходит осознание этих тенденций. Очень трудно предсказать будущий характер экономической активности. Хотя и существуют некоторые показатели, позволяющие прогнозировать экономические изменения, все же довольно трудно точно «рассмотреть» их. Порой проходит несколько месяцев, прежде чем инфляция или спад, набравшие силу в этот период, проявятся в соответствующей статистике и будут осознаны.
Во-вторых, существует так называемый «административный разрыв». Колеса демократического управления крутятся довольно медленно. Обычно значительный промежуток времени отделяет момент, когда приходит понимание необходимости фискальных мер, от того момента, когда эти меры на самом деле принимаются. У правительства иногда уходит так много времени на корректировку фискальной политики, что экономическая ситуация успевает полностью измениться и предлагаемые меры становятся совершенно неуместными.
В-третьих, существует разрыв между тем моментом, когда правительство принимает решение о фискальных мерах, и временем, когда эти меры начнут оказывать воздействие на производство, занятость и уровень цен. Если ставки налогов можно изменить довольно быстро, то фактическое осуществление государственных расходов на общественные работы требует длительного планирования и еще более продолжительного строительства соответствующих объектов. Поэтому такие расходы приносят весьма сомнительную пользу в качестве средства преодоления коротких спадов в 6-18 месяцев.
Из-за проблем подобного рода дискреционная фискальная политика все в большей степени ориентируется на изменение налогов.
Фискальная политика формируется на политической арене, и это во многом затрудняет их применение для стабилизации экономики.
Как
известно, экономическая стабильность
– это не единственная цель государственной
политики в области расходов и
налогообложения. Правительство занимается
и такими вопросами как обеспечение
населения общественными
В политических интересах бюджетный дефицит порой преподносится как нечто весьма привлекательное, а бюджетный излишек, напротив, воспринимается довольно болезненно. Это значит, что в обществе в какой-то момент может возникнуть политическая предрасположенность к дефициту, т.е. в фискальной политике может возобладать пристрастие к стимулирующим фискальным мерам. Снижение налогов очень популярно в политическом плане, так же как и наращивание государственных расходов, особенно если избирательные округа конкретных политиков получают от этого выигрыш. Повышение же налогов обычно вызывает недовольство избирателей, да и сворачивание государственных расходов довольно рискованная мера для политиков.
Некоторые
экономисты утверждают, что преследуемая
политиками цель – это вовсе не
защита интересов национальной экономики,
а скорее собственное переизбрание
на новый срок. Отдельные экономисты
даже высказывают предположение
о существовании политического
делового цикла, т.е. цикла, имеющего политическое
происхождение. Они утверждают, что
политические деятели могут манипулировать
фискальной политикой ради получения
максимальной поддержки со стороны
избирателей, даже если их фискальные
решения оказывают
Даже при тех обстоятельствах, что в реальной экономике существуют некоторые моменты, снижающие эффективность фискальной политики, ее применение позволяет в той или иной мере сгладить колебания экономических циклов. Положительный эффект от применения фискальной политики может быть достигнут только если у штурвала находятся профессиональные специалисты – асы своего дела.
По мнению большинства предпринимателей и экономистов, один из главных факторов, сдерживающих в России рост производственной активности, - нерациональная фискальная политика, проводимая государством на протяжении практически всех 90-х годов. Считается, что то налоговое бремя, которое установило государство, было явно чрезмерным и не позволяло производственным структурам вести нормальную экономическую деятельность. Такой фискальный нажим повлек за собой целый ряд негативных явлений.
Во-первых, оказалась скованной предпринимательская активность.
Во-вторых, многие затратные отрасли, наиболее важные и приоритетные с общегосударственных позиций, автоматически отсеклись от прибыльных сфер деятельности и начали постепенно стагнировать, в результате произошла своеобразная структурная деградация российской экономики.
В-третьих, нестерпимый налоговый пресс, стимулируя уклонение от налогов и развитие теневого сектора экономики, обострил бюджетные проблемы страны.
В
сложившихся условиях актуализируются
задачи оценки эффективности действующей
системы фискального
2.2
Реализация фискальной
политики в России.
Отношения
в бюджетно-налоговой сфере —
еще один ключевой элемент финансовой
системы современной России. Без
полноценного решения проблемы сбора
налогов и пополнения государственного
бюджета переход на траекторию быстрого
экономического роста практически неосуществим.
За несколько последних лет выкристаллизовались
следующие основные диспропорции между
доходами экономики и налоговыми поступлениями:
уравень налогового бремени реального
сектора (исключая экспортноориентированные
сектора) не позволяет финансировать даже
простое воспроизводство; значительная
часть экономики («теневой» сектор, сфера
обращения и финансовый сектор) фактически
выведены из-под налогообложения; общая
величина недоимок и неуплаченных санкций
превысила все мыслимые пределы. Устранение
вышеназванных диспропорций требует мер
по снижению налогового бремени для производителей,
упорядочению налоговых поступлений и
расходов государства.
Основной
принцип достижения сбалансированного
и ориентированного на экономический
рост бюджета — опережающий рост
бюджетных доходов при
Другие
важные пополнения доходной части бюджета
— доходы от реализации государством
своей собственности (что предполагает
эффективное управление последней),
рентные доходы от использования
природных богатств России, а также
повышенные ставки налогообложения
приобретаемых предметов
Императив
бюджетной политики — достижение
сбалансированности между реализацией
социальных обязательств государственной
власти и ее возможностями мобилизовывать
финансовые ресурсы как на федеральном,
так и на региональном уровнях. Чтобы
реально оценивать потенциал
государства по выполнению своих
обязательств, следует четко представлять
себе положение дел в бюджетной
сфере. В настоящее время
Перспективы
дальнейшего существенного
Нужны такие ставки по основным налогам и обязательным платежам, которые не подрывали бы собственную финансовую базу предприятий реального сектора для расширенного воспроизводства. Приблизительные оценки таких ставок поступлений (в бюджеты всех уровней): по НДС — не выше 10%; по налогу на прибыль — не выше 20; по всем видам социальных отчислений (пенсионный фонд, фонд занятости, фонды социального и медицинского страхования) — не выше 25% налогооблагаемой базы. При этом в случае инвестирования прибыли в основной и оборотный капиталы льготы по налогу должны сводить его ставку к нулю. Такой режим налогообложения целесообразно ввести на период не менее двух лет. Фактически речь идет о том уровне налогового бремени, который можно считать нормальным исходя из стратегии долгосрочного социально-экономического развития страны.