Международное управление безопасностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 03:02, реферат

Краткое описание

Проблема мира и безопасности на протяжении веков будоражило умы многих прогрессивных философов. Но, к сожалению не только политики, но и целые сообщества иногда оказывались слишком далекими от осознания необходимости сменить агрессивные методы разрешения споров. Тем не менее, по мере развития международных отношений увеличивалось число попыток обеспечить мир и безопасность во взаимоотношениях между двумя и более государств. Поэтому вопрос о международной безопасности актуален в настоящее время и является центральным в мировой политике.
Цель данной работы – изучить систему современного регулирования вопросов международной безопасности, а также структуры и механизмы, занимающие в этом деле ключевую роль.

Оглавление

Введение 3
Развитие института международной безопасности в период с древних времен до начала xx века. 4
Создание лиги наций. 9
Мировая политика 20-30-х годов и вторая мировая война 12
Организация объединенных наций как основной гарант международной безопасности в современном мире. 14
Роль региональных организаций в обеспечении международной безопасности 17
Новые концепции безопасности 19
Заключение. 22
Список использованной литературы:

Файлы: 1 файл

рефер по глобалистике.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

2.           Развитие дружественных отношений между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов;

3.           Осуществление международного сотрудничества в разрешении международных проблем, экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свобода.

Устав ООН построен на следующих принципах:

1.              Принцип суверенного равенства: государства юридически равны; каждое государство пользуется правами, присущими полному суверенитету; каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств; территориальная целостность и политическая независимость государства неприкосновенны; каждое государство имеет право свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы; каждое государство обязано выполнять полностью и добросовестно свои международные обязательства и жить в мире с другими государствами.

2.              Принцип добросовестного выполнения международно-правовых обязательств

3.              Принцип мирного разрешения международных споров является одним из самых важных с точки зрения обеспечения международной безопасности. Согласно этому принципу, государства обязаны разрешать международные спора исключительно мирными способами.

4.              Принцип неприменения силы

5.              Принцип уважения прав человека занимает одно из ключевых мест в обеспечении международной безопасности.

6.              Принцип невмешательства не дает организации права на вмешательство в дела, которые по существу входят во внутреннюю компетенцию любого государства, и не требует от государств–членов представлять такие дела на разрешение в порядке Устава.

7.              Принцип территориальной целостности

8.              Принцип нерушимости границуважение существующих границ – необходимое условие мирных отношений между государствами.

9.              Принцип равноправия и самоопределения народов: межгосударственные отношения должны осуществляться с учетом того, что все народы равноправны и каждый из них имеет право распоряжаться своей судьбой.

10.          Принцип сотрудничества: поддержание мира и безопасности; всеобщее уважение прав человека; осуществление международных отношений в экономической, социальной, культурной, технической и торговой областях в соответствии с принципами суверенного равенства и невмешательства; сотрудничество с ООН и принятие мер, предусмотренных ее Уставом; содействие экономическому росту во всем мире, особенно в развивающихся странах.

Генеральная ассамблея ООН - обладает широкими полномочиями. В соответствии с Уставом она может обсуждать любые вопросы или дела, в том числе относящиеся к полномочиям и функциям любого из органов ООН, и, за исключением ст.12, давать рекомендации членам ООН и (или) Совету Безопасности ООН по любым таким вопросам и делам. Генеральная Ассамблея ООН уполномочена рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания международного мира и безопасности, в том числе принципы, определяющие разоружение и регулирование вооружений, и предлагать в отношении этих принципов рекомендации.

Совет Безопасности ООН - главный постоянно действующий политический орган ООН, на который, согласно Уставу ООН, возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Совет наделен широкими полномочиями в деле мирного урегулирования международных споров, недопущения военных столкновений между государствами, пресечения актов агрессии и других нарушений мира и восстановления международного мира. Для оказания давления на государство, действия которого, создают угрозу международному миру или представляют собой нарушение мира, Совет может решить и потребовать от членов ООН применения мер, не связанных с использованием вооруженных сил, например, таких как полный или частичный перерыв экономических отношений, железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, телеграфных, радио- и других средств сообщения, а также разрыв дипломатических отношений. Если такие меры будут сочтены Советом недостаточными, он уполномочен предпринимать действия, связанные с использованием воздушных, морских и сухопутных вооруженных сил. Эти действия могут включать в себя демонстрацию, блокаду, операции вооруженных сил членов ООН. Совет вносит рекомендации о приеме государств в члены ООН, об исключении членов ООН, систематически нарушающих принципы Устава ООН, о приостановлении осуществления прав и привилегий, принадлежащих члену ООН, если против этого члена он предпринимает действия превентивного или принудительного характера. Совет дает рекомендации Генеральной Ассамблеи ООН относительно назначения Генерального секретаря ООН, выбирает вместе с ней членов Международного Суда ООН и может принять меры для исполнения решения этого Суда, которое то или иное государство отказалось выполнить. Согласно уставу, Совет может принимать помимо рекомендаций юридически обязательные решения, выполнение которых обеспечивается принудительной силой всех государств - членов ООН. За все время существования ООН не было практически ни одного важного международного события, ставившего под угрозу мир и безопасность народов или вызывающего споры и разногласия между государствами, на которые бы не обращалось внимание Совета, причем значительное число их стало предметом рассмотрения на заседаниях Совета Безопасности.

Роль региональных организаций в обеспечении международной безопасности

 

VIII Глава Устава ООН гласит о региональных соглашениях и органах для решения вопросов, касающихся вопросов поддержания мира и безопасности на региональном уровне. Главным условием легитимности этих органов с международно-правовой точки зрения является совместимость их деятельности с целями и принципами ООН. В разрешении международных споров Совет Безопасности действует в тесном сотрудничестве с региональными организациями, пользуется их поддержкой в осуществлении своих невоенных и военных миссий. С другой стороны, региональные организации не могут предпринимать вооруженных действий без наличия санкции со стороны Совета Безопасности, за исключением случаев, подпадающих под категорию коллективной самообороны.

К числу региональных организаций можно отнести такие структуры, как Организация Американских Государств (ОАГ), Организация Африканского Единства (ОАЕ), Лига Арабских Государств (ЛАГ), Содружество Независимых Государств (СНГ) и др. Все эти организации предусматривают обязанность государств-членов сотрудничать в области поддержания мира и безопасности.

С точки зрения особенностей регулирования вопросов международной безопасности региональными организациями интересно рассмотреть пример Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).

Концепция ОБСЕ в области безопасности получила развитие в принятом в 1994 г. Кодексе поведения по военно-политическим аспектам безопасности. Кодекс разработал следующие положения:

         Было подчеркнуто утверждение о том, что безопасность неделима, т.е. безопасность каждого государства неразрывно связана с безопасностью остальных. Участники обязались не укреплять свою безопасность за счет безопасности других.

         Была подчеркнута роль коллективной безопасности в рамках организации. Участники обязались немедленно консультироваться с государством, нуждающимся в помощи при осуществлении своего права на индивидуальную или коллективную безопасность.

         Был утвержден принцип, согласно которому вооруженные силы страны-участника должны поддерживаться на уровне, необходимом для осуществления индивидуальной или коллективной безопасности.

         Были подтверждены обязательства в области контроля, разоружения и усиления мер доверия и безопасности.

         Было принято обязательство стран не поддерживать и не терпеть силы, находящиеся вне контроля конституционной власти определенной страны.

С каждым годом все растет активность ОБСЕ в урегулировании локальных конфликтов, происходящих в регионе. Акты ОБСЕ свидетельствуют о больших возможностях региональных организаций в деле поддержания мира и международной безопасности. Развитие деятельности этой организации и повышение ее эффективности может привести к уменьшению роли военно-политических союзов в Европе.

Новые концепции безопасности

Международная безопасность рассматривалась в теории и практике международных отношений как отсутствие непосредственной военной угрозы. В таком традиционном понимании международной безопасности акцентируются два момента, во многом взаимоисключающие друг друга. Первый связан с физическим выживанием государства и его правом и возможностью вести себя в международной системе, руководствуясь прежде всего своим суверенитетом. На практике это стимулирует сильного государства к нарушению международной безопасности в пользу собственных интересов. Второй момент – гарантированное поддержание мира в отношениях между государствами в пределах некого политического пространства. При этом не ставится вопрос о том, на какой объективной основе кроме стремления участников будет поддерживаться мир и как он может быть гарантирован на протяжении длительного времени.[1]

Исследователи международных отношений 1990-х годов встали на путь поиска новых концепций безопасности, что было связано с изменившимися условиями мировой политики после окончания Холодной войны и развала социалистического блока. Таким образом, были сформулированы три новые концепции безопасности, которые будут по отдельности рассмотрены в этом разделе нашей работы. Возможно, применение хороших сторон всех этих концепций, может помочь в совершенствовании международно-правовой системы безопасности современного периода.

Концепция кооперативной безопасности делится на два основных направления, которые называются  «гроцианской» и «кантианской» концепциями. Гроцианская концепция больше апеллирует к международным институтам и правовым нормам. Её сторонники считают, меры, направленные на достижение кооперативной безопасности, должны формироваться скорее на основе согласия, чем навязываться силой, а сама система кооперативной безопасности должна исходить из таких предпосылок, которые могли бы восприниматься широкой общественностью как легитимные. «Кантианская» концепция настаивает на универсальности моральных норм и соблюдении прав личности как основном критерии безопасности. Сторонники этой концепции придерживаются мнения о неэффективности ООН и убеждены в том, что в условиях изменившейся среды безопасности необходимо действовать не на основе действующих международно-правовых норм и принципов, а исходя из защиты гуманитарных ценностей и идеалов. Её последователи обосновывают право стран - участников системы кооперативной безопасности на «гуманитарное вмешательство», т.е. на применение силы за пределами этой системы. Главным инструментом достижения безопасности по кантианской модели считается НАТО.

Концепция человеческой безопасности, разработанная во второй половине 90-х годов прошедшего столетия, очень близка по своей сути кантианской концепции кооперативной безопасности. По мнению одного из основоположников этой концепции, министра иностранных дел Канады Ллойда Эскуорти, безопасность индивидов имеет в настоящее время тенденцию к снижению, особенно по причине растущего числа внутренних конфликтов. Главной идеей концепции человеческой безопасности является опровержение гипотезы, согласно которой безопасность индивидов вытекает из безопасности государств. Л. Эскуорти предлагается шесть компонентов концепции:

1.                       Когда обстоятельства это оправдывают, необходимо вмешиваться во имя защиты человеческой безопасности. Подобное вмешательство может включать в себя использование силовых методов, включая санкции и военное вмешательство, как это имело место в операциях НАТО в Косово.

2.                       Необходимо оценить совершенно определенным образом человеческие издержки стратегий, преследующих цель продвижения безопасности государств и безопасность международную.

3.                       Политика безопасности должна быть тесно интегрирована в стратегию поддержки прав человека, демократии и развития.

4.                       Из-за транснациональной природы проблем, угрожающих безопасности личности, инициативы в этой сфере должны быть обращены ко всей гамме акторов, включая государства, многосторонние организации и группы гражданского общества.

5.                       Для эффективности системы человеческой безопасности необходимо обеспечить высокий уровень координации действий всех вовлеченных сторон.

6.                       Важное место в деле обеспечения человеческой безопасности стоит уделить неправительственным организациям, которые проявляют активность в деле защиты прав индивидов и могут сыграть важную роль в реализации концепции.

Все эти моменты являются отличительными свойствами концепции человеческой безопасности, которая основывается на противопоставлении безопасности индивида и государства.

Теория демократического мира основана на предположении, что моногенные международные системы с однородными по своей идеологии, социально-экономическим условиям и уровню демократии участниками, менее склонны к конфронтациям, нежели гетерогенные. Эта теория в определенной степени близка социалистической концепции безопасности, согласно которой войны между социалистическими странами невозможны. Как и социалистическая концепция, теория демократического мира придерживается мнения о том, что, конфликты имеющие место  между демократическими государствами связаны с тем, что эти государства недостаточно демократичны.

Сторонники теории демократического мира, возникшей в США, придерживаются следующих принципов достижения желаемой системы международной безопасности:

-         победа над нищетой;

-         расширение взаимопонимания между народами;

-         насаждение общечеловеческих ценностей;

-         способствование демократическим переменам в странах;

-         заострение внимания на стремлении меньшинств к самоопределению;

Информация о работе Международное управление безопасностью