Международное управление безопасностью

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 03:02, реферат

Краткое описание

Проблема мира и безопасности на протяжении веков будоражило умы многих прогрессивных философов. Но, к сожалению не только политики, но и целые сообщества иногда оказывались слишком далекими от осознания необходимости сменить агрессивные методы разрешения споров. Тем не менее, по мере развития международных отношений увеличивалось число попыток обеспечить мир и безопасность во взаимоотношениях между двумя и более государств. Поэтому вопрос о международной безопасности актуален в настоящее время и является центральным в мировой политике.
Цель данной работы – изучить систему современного регулирования вопросов международной безопасности, а также структуры и механизмы, занимающие в этом деле ключевую роль.

Оглавление

Введение 3
Развитие института международной безопасности в период с древних времен до начала xx века. 4
Создание лиги наций. 9
Мировая политика 20-30-х годов и вторая мировая война 12
Организация объединенных наций как основной гарант международной безопасности в современном мире. 14
Роль региональных организаций в обеспечении международной безопасности 17
Новые концепции безопасности 19
Заключение. 22
Список использованной литературы:

Файлы: 1 файл

рефер по глобалистике.doc

— 140.50 Кб (Скачать)

Создание Лиги Наций.

К концу XIX века завершился раздел мира между колониальными державами. Мир был разделен на колонии, полуколонии и зависимые государства, которым были навязаны кабальные договоры. Некоторые формально зависимые государства (например Китай) были разделены на сферы влияния, а другие (например Османская империя и Иран) находились в полной экономической зависимости и находились на гране политической дезинтеграции. По признанию самих европейских и американских юристов, международное право, и то не в полной мере, применялось исключительно в отношении христианских стран Европы и Америки. В колониях, если даже какие-то нормы находили свое применение, то в сильно модифицированном варианте.

С другой стороны, завершившийся раздел мира на колонии между ведущими державами той эпохи привел к накаливанию международно-политической обстановки в самой Европе. Новообразовавшиеся и получившие несправедливую в их понимании долю территорий страны желали большего и к концу XIX века стало ощутимым дыхание приближающейся «большой войны». Набирала обороты гонка вооружений и усиливалась интенсивность дипломатических трений между ведущими колониальными державами. С другой стороны проводилась интенсивная кодификация законов войны, которая нашла свое логическое завершение во второй Гаагской конференции 1907 г.

Таким образом, в рассматриваемый период международное право представляло широкие возможности для применения силы, а война считалась законным средством политики. В значительной степени международное право на стыке двух столетий представляло собой право войны, которая не заставила себя долго ждать.

В 1891 г. был создан тройственный союз между Германией, Австро-Венгрией и Италией (позже Италия вышла из него и ее место заняла Османская империя), в противовес которому в начале XX века была сформирована Антанта. Локальные войны как между колониальными державами, так и с покоренными странами принимали все более широкий характер и противостояние между двумя блоками достигло апогея во второй декаде прошлого века. В результате разразилась первая мировая война, которая унесла с собой жизни многих миллионов людей и стала эпохальным событием, переменившим расклад сил на геополитической арене мира. Начавшись в 1914 г. война завершилась в ноябре 1918 г. победой стран Антанты. Впоследствии в Версале был заключен мирный договор, установивший новую международную систему, основанную на новых реалиях международной политики.

Ужасы и лишения Первой мировой войны, длившейся без малого четыре года и унесшей более 10 миллионов человеческих жизней, вызвали соответствующую реакцию. С одной стороны, в 1917 г. в России произошла Октябрьская революция большевиков, которая в корне изменила политическую систему государства. Успех Российской революции привел к широкому развитию аналогичных движений во всех остальных странах Европы и в США. С другой стороны возникла необходимость в формировании качественно новой системы регулирования международных отношений, могущей эффективно поддерживать международную безопасность в послевоенный период. Во многих странах мира  возникли широкие общественные движения, требующие внести коренные изменения в механизм управления международными отношениями. Международное политическое мышление стало осознавать новое положение вещей, при котором нормальное функционирование международной и национальных систем может быть обеспечено лишь совместными усилиями государств. Появилась задача организовать достаточно эффективное управление системой международных отношений. Все эти факторы сыграли немаловажную роль в том, что в 1919 г. державы-победительницы решили создать Лигу Наций и приняли ее уставной документ – Статут. Таким образом была учреждена первая всеобщая политическая организация призванная обеспечить мир и сотрудничество между государствами.

Статут Лиги Наций обладал следующими характерными чертами:

1.        В документе было уделено внимание роли международно-правового регулирования международных отношений. Международное право было признано важным для развития сотрудничества и для обеспечения мира. В Статуте было указано, что предписания международного права признаются «отныне действительным правилом поведения правительства». 

2.        Была поставлена задача «установить господство справедливости и добросовестно соблюдать все налагаемыми договорами обязательства во взаимных отношениях организованных народов». Таким образом, Статут Лиги Наций отвел ключевую роль договорам в обеспечении международной безопасности и объявил необходимым соблюдение договорных обязательств.

3.        Статут Лиги Наций впервые отнес международно-правовые споры к числу вопросов, подлежащих третейскому или судебному разрешению. В соответствии со Статутом в 1922 г. была учреждена Постоянная палата международного правосудия – первый постоянный международный суд.

4.        Мирное разрешение международных споров: Первично Статут Лиги Наций не содержал предписаний, касающихся недопустимости разрешения международных споров посредством военных действий. В 1924 г. под давлением пацифистов организацией был принят Протокол о мирном разрешении споров, в котором агрессивная война объявлялась международным преступлением и давалось определение агрессии. К сожалению протокол так и не вступил в силу. Взамен в 1928 г. был заключен многосторонний Договор об отказе от войны в качестве орудия национальной политики. Статья II данного договора гласила: «Стороны признают, что урегулирование или разрешение всех могущих возникнуть между ними споров или конфликтов, …должно всегда изыскиваться только в мирных средствах».  

Наряду со своей значимостью с точки зрения развития международного права, Лига Наций и Версальская система в целом имели целый ряд недостатков, которые подготовили почву для развязывание в последующем Второй мировой войны:

1.            Статут Лиги Наций так и не поставил применение вооруженной силы в международных отношениях вне закона.

2.            Еще более укрепилась и практически узаконилась колониальная система, при которой ни одна из зависимых от метрополий стран не имела возможность участвовать в международных отношениях. Согласно новой системе, Лигой Наций выдавались временные полномочия на управление колониями, что было нацелено лишь на смягчение противоречий в этой области.

3.            В Лигу Наций не были включены две сильные страны – СССР и Германия, что негативно сказалось на эффективности и общей дееспособности организации. Этот фактор еще более накалял обстановку на международно-политической арене.

Таким образом, организация Лиги Наций была несомненным шагом вперед на пути становления современного международного права, но, в то же время сформировавшаяся международная организация сделала недостаточно для полного обеспечения международного мира и справедливости. Как и накануне первой мировой войны, Лига Наций и другие международно-правовые договоры использовались ведущими странами мира как ширма и практика нередко противоречила декларируемым намерениям, о чем подробнее будет рассказано в следующем разделе.


Мировая политика 20-30-х годов и Вторая мировая война

 

В результате заключения в Париже в 1919 г. Версальского договора, а также заключения в 1922 г. в Вашингтоне серии договоров по Азиатско-Тихоокеанскому региону, в мире была заложена международная система, основанная на новом балансе сил. Несмотря на декларируемое желание установить справедливый мир, страны-победительницы на практике не стремились создать истинно демократические отношения с побеждёнными государствами. Все трудности послевоенного устройства легли на побеждённые народы.

На практике не была реализована основная задача, преследуемая при создании Лиги Наций – отказ от войны при разрешении международных споров. Политическая изолированность привела к сближению СССР и Германии, между которыми в 1922 г. был подписан Раппальский договор о сотрудничестве. Процесс сближения двух стран сыграл немалую роль в последующих действиях США и Англии, которые в дальнейшем стали открыто поддерживать Германию. В 1923 г. министром иностранных дел Англии О. Чемберленом был разработан документ, предполагающий новое отношение к Германии с учётом того, что она сможет сыграть роль в борьбе против СССР, который рано или поздно атакует Европу. Сторонники этой политики стремились вовлечь Германию в качестве активного участника международных отношений, дать ей свободу действий, ввести в постоянные члены Лиги Наций и снять все ограничения в военной сфере.

В этой области позиции Англии и США входили в конфликт с интересами Франции, которая стремилась к полному ослаблению Германии. В связи с этими противоречиями между отношения между тремя странами похолодели. Версальская система обеспечивала Франции лидирующую позицию в Европе, что несомненно входило в противоречие с желанием союзников по Антанте и последние также стремились в дальнейшем использовать Германию. В результате к 1932 г. Германия получила от Англии и США 32 млрд. золотых марок в виде экономической помощи.

Локарнская конференция, проведенная в 1925 г. и нацеленная на укрепление Версальской системы, ознаменовала начало военно-политической реабилитации Германии и ослабления позиций Франции в международном масштабе. В результате конференции Германия стала полноправным членом Лиги Наций.

С начала 30-х годов в мире стала ожесточаться политическая ситуация. В эти годы мир стал катиться ко второй мировой войне. Женевская конференция по разоружению, прошедшая в 1932 г. показала, что ведущие страны мира вовсе не собирались взять на себя серьезные обязательства по разоружению. В результате преобладающих реваншистских настроений, в 1933 г. в Германии к власти приходит фашистская партия, которая берет курс на восстановление справедливости и решение всех спорных вопросов посредством военных действий.

На другом конце Евразийского континента Япония начинает проявлять все более ярко выраженную агрессивность. В Японии был сформулирован меморандум Танаки (министр иностранных дел Японии) — план завоевания мира Японией, и первым шагом на пути к японской гегемонии в мире были захват Манчжурии и Монголии. Протест со стороны Лиги Наций привел к тому, что Япония вышла из состава организации и отказалась подчиняться ее резолюциям. 

Несмотря на явные предпосылки того, что подобное развитие событий на международной арене приведут к широкомасштабным военным действиям, Англия и США не прекращают проводить свою политику умиротворения Германии и ее союзников в надежде на то, что они сыграют большую роль в борьбе против коммунизма. Именно по этим причинам эти страны не реагируют на первые агрессивные шаги Германии, заключавшиеся в введении всеобщей военной повинности в 1935 г. и оккупацию Рейнской демилитаризованной зоны в 1936 г. 

Во второй половине 30-х годов формируется союз между Германией, Италией и Японией, которые выйдя из состава Лиги Наций, отклоняют все положений Версальского и Вашингтонских договоров. В 1938 г. между Германией, Францией и Англией заключается Мюнхенское соглашение, которое предопределяет судьбу Чехословакии, которая впоследствии оккупируется со стороны Германии.

Таким образом, к концу 30-х годов в мире складывается крайне напряженная политическая ситуация. 1 сентября 1939 г. нападением Германии на Польшу развязывается Вторая мировая война. На следующий день Англия и Франция объявляют Германии войну. Мир вновь делится на две коалиции; Германия, Италия и Япония выходят из Лиги Наций. В 1940 г. Германия нападает на Францию, а годом позже начинается война между СССР и Германией. Нападение Японии на Перл Харбор 12 декабря 1941 г. втягивает  в мировую войну США.

Ведущиеся на трех фронтах интенсивные военные действия повлекли за собой огромные страдания и нанесли несоизмеримый ущерб мировой экономике и культуре. Ответственность за развязывание мировой войны лежит как на государствах-агрессорах, так и на США, СССР, Англии и Франции, которые в течении долгих лет проявляли крайнюю недальновидность и применяли двойные стандарты как в отношении Германии с ее союзниками, так и в отношениях друг с другом. Заблаговременные и четко скоординированные действия будущих союзников по антигитлеровской коалиции дали бы возможность избежать более 50 миллионов жертв и колоссальных разрушений, которые причинила Вторая мировая война.

 

 

 

 

Организация Объединенных Наций как основной гарант международной безопасности в современном мире.

В отличие от довоенного времени, в период Второй мировой войны было налажено интенсивное сотрудничество держав антигитлеровской коалиции. Именно на совещаниях между главами и другими представителями СССР, Англии и США разрабатывались стратегические направления действий в период войны и после завершения военных действий. Именно на этих встречах было принято решение о создании сильной международной организации, призванной обеспечить мир и стабильность в послевоенном мире.

Важным этапом на пути создания Организации Объединенных Наций (ООН) стала конференция союзных держав  в Москве в 1943 году.

В декларации от 30 октября 1943 года подписанной представителями СССР, США, Великобритании и Китая, эти державы провозгласили, что «они признают необходимость учреждения  в возможно короткий срок всеобщей международной организации для поддержания международного мира и безопасности, основанной на принципе суверенного равенства всех миролюбивых государств, членами которой могут быть все такие государства - большие и малые».

Особенностью этой организации следует назвать ярко выраженный политический характер, проявляющийся в ориентации на вопросы мира, безопасности, и предельно широкую компетенцию во всех сферах межгосударственного сотрудничества. Эти характеристики не были свойственны прежним межправительственным организациям.

Конференция в Сан-Франциско, проходившая с 25 апреля по 26 июня 1945 года, завершилась принятием учредительных документов Организации Объединенных Наций. 24 октября 1945 года после передачи на хранение пятью постоянными членами Совета Безопасности и большинством других государств ратификационных грамот Устав ООН вошел в силу.

Появление новой международной организации, с созданием которой связывались ожидания прочного мира, давало надежду и на развитие сотрудничества всех государств в вопросах экономического и социального развития.

Статья 1 Главы I Устава ООН «Цели и Принципы» определила следующие основные цели для новой международно-правовой системы:

1.           Поддерживание международного мира и безопасности посредством принятия коллективных мер по предотвращению и устранению угрозы миру и подавлению актов агрессии «в согласии с принципами справедливости и международного права». Данная цель предусматривает также коллективные действия по улаживанию или разрешению «международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира»;

Информация о работе Международное управление безопасностью