Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 03:02, реферат
Проблема мира и безопасности на протяжении веков будоражило умы многих прогрессивных философов. Но, к сожалению не только политики, но и целые сообщества иногда оказывались слишком далекими от осознания необходимости сменить агрессивные методы разрешения споров. Тем не менее, по мере развития международных отношений увеличивалось число попыток обеспечить мир и безопасность во взаимоотношениях между двумя и более государств. Поэтому вопрос о международной безопасности актуален в настоящее время и является центральным в мировой политике.
Цель данной работы – изучить систему современного регулирования вопросов международной безопасности, а также структуры и механизмы, занимающие в этом деле ключевую роль.
Введение 3
Развитие института международной безопасности в период с древних времен до начала xx века. 4
Создание лиги наций. 9
Мировая политика 20-30-х годов и вторая мировая война 12
Организация объединенных наций как основной гарант международной безопасности в современном мире. 14
Роль региональных организаций в обеспечении международной безопасности 17
Новые концепции безопасности 19
Заключение. 22
Список использованной литературы:
Содержание
Введение
Развитие института международной безопасности в период с древних времен до начала xx века.
Создание лиги наций.
Мировая политика 20-30-х годов и вторая мировая война
Организация объединенных наций как основной гарант международной безопасности в современном мире.
Роль региональных организаций в обеспечении международной безопасности
Новые концепции безопасности
Заключение.
Список использованной литературы:
На протяжении всей истории человеческих цивилизаций различные общества стремились достичь лучшего будущего и процветания. При этом, желание процветать пересекалось с необходимостью сосуществования с другими группами людей, обладающими отличными традициями и говорящими на разных языках.
Наличие в пределах ограниченного географического пространства с ограниченными ресурсами различных по своему характеру культур с идентичными амбициями делало крайне сложным мирное сосуществование всех зарождающихся народностей. По мере того, как перечисленные факторы усиливались, конфликты между различными сообществами людей становились неизбежными.
Война считается наиболее древним и эффективным методом разрешения сначала межплеменных, а затем и межгосударственных споров, и осуществления внешней политики. По мере эволюции научно-технической мысли, развития методов производства и увеличения плотности населенности росла интенсивность вооруженных конфликтов и совершенствовались технологии войны. Прошедшее столетие стало свидетелем двух величайших социально-экономических и гуманитарных катастроф, вошедших в историю под названием Первая и Вторая Мировых Войн. В течении трех десятилетий десятки миллионов человек пали жертвами широкомасштабных боевых действий.
Таким образом, проблема мира и безопасности на протяжении веков будоражило умы многих прогрессивных философов. Но, к сожалению не только политики, но и целые сообщества иногда оказывались слишком далекими от осознания необходимости сменить агрессивные методы разрешения споров. Тем не менее, по мере развития международных отношений увеличивалось число попыток обеспечить мир и безопасность во взаимоотношениях между двумя и более государств. Поэтому вопрос о международной безопасности актуален в настоящее время и является центральным в мировой политике.
Цель данной работы – изучить систему современного регулирования вопросов международной безопасности, а также структуры и механизмы, занимающие в этом деле ключевую роль.
Первые государства, известные историкам, возникли в конце IV тысячелетия до н.э. в междуречье рек Тигр и Евфрат. Города-государства Месопотамии и царства Египта, также как многие другие мелкие и крупные государственные образования древности оставили большое количество материалов как для археологов и историков, так и для исследователей международных отношений и права. Эта эпоха считается точкой отсчета для обществоведов в исследовании истории международных отношений.
Документы свидетельствуют о нравственной вседозволенности в межгосударственных отношениях Древнего Мира. В ту эпоху недавно зародившееся право рассматривалось как действующее лишь внутри страны, в международных отношениях ему не отводилось никакого места. Заключаемые между различными (чаще всего двумя) государствами договоры носили зачастую локальный характер и нарушались при первой же необходимости безо всяких правовых последствий. Примером заключенных на заре цивилизаций договоров может послужить заключенный в XIII веке до н.е. договор о союзе между фараоном Египта и царем хеттов, предусматривающий оказание содействия в борьбе с внешними врагами, подавлении восстаний рабов и взаимной выдаче политических беженцев. В основном заключение договоров с иностранцами воспринималось крайне отрицательно всеми древними государствами и основным методом разрешения вопросов внешней политики считалась на протяжении всего этого времени война.
Возникновение первых государств на Европейском континенте не внесло значительных изменений в сложившиеся традиции. В Древнем Риме, известном своим значительным вкладом в развитие внутреннего права, международного права не существовало. Международные отношения Рима не знали никаких правовых норм, т.к. это противоречило самой сущности Республики. В Риме считалось, что арбитрами международных отношений могут быть только боги, т.к. только они стоят над государствами.
Таким образом, можно прийти к выводу, что, несмотря на то, что государства Древнего Мира внесли значительный вклад в развитие международных отношений, в ту эпоху политики были далеки от разработки межгосударственных нормативно-правовых норм, призванных обеспечить стабильность в отношениях между ними.
После развала Римской империи в Западной и Центральной Европе сформировался ряд государств, между которыми велись войны и заключались различного рода союзные и мирные договоры. Однако над международными отношениями региона был установлен контроль Священной Римской империи и католической церкви, что в совокупности с нижеследующими факторами составили основные характеристики международных отношений в Европе Средних Веков:
Тем не менее, феодальные государства средневековой Европы внесли значительный вклад в развитие концепций международной безопасности. В связи с этим достаточно упомянуть организацию весомой коалиции для совершения крестовых походов под началом Римской католической церкви. Это является одним из ярких примеров претворения в жизнь концепции безопасности в Европейском масштабе. Кроме того истории известны факты неоднократного созыва съездов с участием большого числа глав государств.
На другой части Евразийского континента в средние века сложилось два других сильных государства, которые, при этом, находились в наиболее близком контакте со странами средневекового Востока. Византийская империя и Киевская Русь занимали важное место в геополитическом раскладе Евразийского континента.
Регулирование международных отношений в Византии и Руси мало чем отличалось от остальной Европы, кроме относительно более высокого уровня централизации. Одним из наиболее распространенных методов ведения внешней политики в обоих регионах являлось заключение междинастических браков, что являлось наиболее эффективным в то время средством заключения межгосударственных союзов.
Для мусульманского востока средних веков также характерна интенсивность войн между различными государствами. Между странами были нередки случаи заключения союзных и мирных договоров, которые зачастую соблюдались. В государствах не наблюдался хаос, который был присущ государствам феодальной Европы, и случаи феодальных междоусобиц носили локальный характер. Наличие централизованных государств, венцом которых стала Османская империя, предопределило ведущую роль мусульманских государств в международных отношениях средневековья.
Несмотря на некоторые особенности, во всех регионах существовали более или менее одинаковые способы и уровень регулирования межгосударственных отношений. Все регионы внесли свой вклад в формирование общепринятой практики. В средние века был накоплен определенный опыт неправого нормативного регулирования международных отношений, что впоследствии сыграло немаловажную роль в формировании классического международного права.
Что касается подходов к разрешению вопроса обеспечения международной безопасности, то соответствующие попытки носили в основном локальный характер и отражались в договорах с крайне ограниченным количеством участников. Все внимание средневековых политиков и юристов уделялось правилам ведения войны, что исключало разработку концепций безопасности путем мира.
К концу средних веков в Европе стали формироваться первые крупные национальные государства с централизованной властью, способной установить порядок. Развитие новых государственных устройств, набирающий ход научно-технический прогресс, усиливающийся процесс колонизации и возникновение задатков капиталистического метода производства все более входили в конфликт с феодальным устройством социально-экономической жизни и всевластием католической церкви.
Упрочнение независимости национальных государств привело к тому, что ранее боровшиеся друг с другом за установление власти над Европой папа и император Священной Римской Империи объединили свои усилия в борьбе за сохранение этой власти. Борьба сил старого и нового вылилась в Тридцатилетнюю Войну между католиками и протестантами. Война завершилась заключением в 1648 г. Вестфальского мира. По сути этот мирный договор был первым в истории международных отношений правовым актом, регулирующим вопрос региональной безопасности. Практически с этого момента и зародилось с нормативной точки зрения классическое международное право. Вестфальский мирный договор определил новую систему международных отношений в Европе, положил начало первой в истории международной системе, основанной на балансе сил. Такие положения договора, как нерушимость установленных границ, суверенное равноправие государств и коллективная оборона против общего противника, свидетельствует о большой важности Вестфальского соглашения в контексте развития концепций международной безопасности.
Период XVI-XVII веков считается временем зарождения и развития классического международного права. После завершения тридцатилетней войны, в условиях, когда ни католическая церковь, ни Священная Римская империя не могли более диктовать нормы для отношений между государствами, возникла проблема определения средств регулирования отношений между равно суверенными странами Европы. В таких условиях родилась идея перенести удачный опыт правового регулирования внутри государств на их отношения друг с другом. Как на внутригосударственном, так и на международном уровне в этих целях было прежде всего использовано римское право. В основе римского права лежало равноправие частных лиц, а международного – равноправие стран.
Важным регулятором межгосударственных отношений продолжали оставаться нормы аристократической морали, которые рассматривались как межличностные связи правителей-соверенов, которые единолично олицетворяли и представляли все государство.
Таким образом, к концу XVIII века в Европе сложилась ситуация, когда развивался процесс придания международным обычаям и нормам правового статуса, но государства зачастую их не придерживались и во внешних сношениях исходили исключительно из национальных интересов.
1789 г. известен как год взятия Бастилии. Эта дата явилась переломной как в социально-политическом так и международно-правовом отношении. Наиболее прогрессивные взгляды на международные отношения и право того времени известны как идеи Великой Французской революции. Революция заменила суверенитет монарха верховной властью нации, что имело важное значение для утверждения международно-правовой субъектности государства. В известной декларации Аббата Грегуара провозглашался принцип равноправия государств, независимо от существующего в них строя и политического значения. Провозглашалось, что договоры должны соблюдаться. Вместе с тем было провозглашено, что договоры, заключенные между тиранами, не могут связывать суверенитет народа. Французской революцией были сформулированы новые основы права войны, согласно которым была допустима лишь война оборонительная, война в защиту попранных прав. Согласно другому принципу, врагом во время войны могло быть только государство, а не люди. Отсюда – требование гуманного отношения с пленными, неприкосновенность частной собственности, уважение прав мирного населения.
Будучи весьма прогрессивным явлением, новая конституционная система, провозглашенная во Франции, тем не менее, продержалась недолго. Наполеоновские завоевания положили конец провозглашенным гуманным принципам и всей системе Европейской безопасности, создавшейся в результате Вестфальского мирного договора. Россия, Австрия и Пруссия, боровшиеся против империи Наполеона, поначалу выражали приверженность принципам Французской революции, касающимся справедливости, невмешательства и даже самоопределения. Тем не менее после победы они от них полностью отреклись, что и нашло свое отражении в Акте о Священном Союзе. Подписанный в 1815 г. в Вене, этот Акт основывался на принципе легитимности, согласно которому, только законная династия была вправе занимать престол. При этом, заключившие договор страны присвоили себе право вмешиваться во внутренние дела суверенных государств. Таким образом, в Европе был создан союз международных жандармов.
Вместе с вышеперечисленными негативными сторонами новой системы безопасности в Европе, было принято также немало позитивных с международно-правовой точки зрения документов (документы о свободе торгового судоходства по международным рекам, о запрещении негроторговли, о рангах дипломатических представителей).
На другом континенте в 1776 г. после многолетней войны с Англией, свою независимость провозгласили часть ее североамериканских колоний и образовалось государство Соединенных Штатов Америки. Декларация Независимости 1776 г. провозгласила право народа занять независимое положение, «на которое ему дают право естественное и божеские законы». В результате освободительной войны на Североамериканском континенте сформировалось очередное национальное государство, которому было предписано сыграть в дальнейшем одну из ключевых ролей в мировой политике.
Таким образом, ближе к середине XIX столетия в Европе сформировалась международная система, основанная на предписаниях Венского Акта. Эта система с некоторыми изменениями сохранилась вплоть до первой мировой войны.
Середина XIX века ознаменовалась несколькими эпохальными событиями, сыгравшими большую роль в развитии международных отношений. Отгремела вторая коммуна во Франции, в результате гражданской войны полностью сформировалось целостное государство США, окончательно ослабла Османская империя, достигли пика своего могущества Российская и Австро-венгерская империи. С другой стороны в Западной Европе сформировалось еще одно мощное государство – Бисмарк добился объединения Германии и последняя стала активным членом международных отношений.
На международно-правовой арене также произошло несколько нововведений: в 1874 г. был подписан акт об учреждении Всемирного Почтового союза, в 1875 г. принимается конвенция о Телеграфном союзе и в 1890 г. заключается многосторонняя железнодорожная конвенция. Таким образом, принимает широкий размах правовое регулирование международных экономических отношений. К сожалению, этого невозможно сказать о регулировании политических отношений, которое в большинстве случаев оставалось фикцией. Механизм действия договоров в этой области был исключительно политическим, а право было широко диспозитивным.