Геополитические интересы России на Балканах

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2011 в 17:50, курсовая работа

Краткое описание

Балканский полуостров исторически был одним из важнейших геополитических регионов мира, стабильность в котором обеспечивала безопасность всего Евразийского континента. В начале XXI столетия Россия стремится преодолеть негативные последствия, связанные с крушением прежней биполярной модели мироустройства, что требует формирования ее геополитики на новых и строго научных основах.

Оглавление

Введение,………………………………………………………………………3
Глава 1: Геополитика: теоретический аспект.
1.1. Понятие геополитики как науки............................................................8
Геополитика и тенденции развития современных международных отношений.………………………………..……………………...…… 20

Геополитические проблемы и задачи России на современном этапе развития.………………………………………………………....…….25

Глава 2: Геополитическая ось Россия- Балканы:
Оценка геополитического положения Балкан ……………………..…30

Геостратегия РФ в отношении с Балканами ………………….……..38

Заключение……………………………………………………………....……51
Литература….………………………………..…………………………….….54

Файлы: 1 файл

курсовая геополитика.doc

— 362.00 Кб (Скачать)

Теряет  свою роль “сдерживающего средства”  и ядерное оружие. Б. Варюсфель  считает, что “государства-нации” сходят с международной арены: изнутри  их подтачивает неолиберализм, а снаружи – наступление мощных транснациональных компаний. “Государства-нации” не могут достаточно быстро адаптироваться к двум тенденциям: интернационализации обменов и возникновению небольших сообществ на низовом уровне (местные коллективы, ассоциации, семейные и этнические группы). Кроме того, государство теряет свою легитимность из-за неспособности справиться с социальными проблемами, такими как безработица, нищета, а также с новыми болезнями, наркоманией и т.д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.3. Геополитические проблемы и задачи России на современном этапе развития. 

Произошедшие  после распада СССР перемены в  мире существенно отразились на внутреннем положении России. В условиях новой  геополитической ситуации перед  Россией возникли новые проблемы, связанные с необходимостью решить множество актуальных и неотложных задач, имеющих геополитический, геостратегический и геоэкономический характер.

Одна  из ключевых проблем, стоящих перед  Россией – это необходимость  сохранения единства самой Российской Федерации, устранение угрозы разрушения российского пространства. Особого внимания в этом отношении заслуживает Северный Кавказ, который в последнее десятилетие превратился в зону риска. Геополитические угрозы также касаются других регионов России.

В этой ситуации особую опасность представляет усиление давления соседних стран, претендующих на части российского государства. Неоспоримым является тот факт, что при любых тенденциях развития геополитической ситуации макрорегионы - Сибирь и Дальний Восток - с их богатейшими природными ресурсами всегда будут играть для России важнейшую роль. Однако проблема состоит в освоении этих регионов, ресурсы которых некому перерабатывать, так как в Сибири и на Дальнем Востоке должно жить и работать как минимум 300 миллионов человек, а не 30, как в настоящее время. В этих условиях особую угрозу территориальному единству России представляет демографическая экспансия Китая, Северной Кореи, Вьетнама и других стран Восточной и Юго-Восточной Азии.

Особое  стратегическое значение имеют Кольский и Камчатский полуострова – единственные территории России, имеющие выход к открытым пространствам Мирового океана. Здесь базируются Северный и Тихоокеанские флоты РФ.

Сейчас  перед российской геополитикой стоит  и другая проблема - Россия и Запад. Вопрос безопасности России на Западе сводится сегодня к её отношениям с НАТО. Этот военный блок имеет большие преимущества перед Россией и в обычных вооружениях, и в стратегических. Опасность для России представляет продвижение НАТО на Восток и вступление в эту военно-политическую организацию новых членов из числа стран бывшего социалистического лагеря, граничащих непосредственно с Россией. В этих условиях наша политика должна быть направлена, прежде всего, на получение возможности влиять на механизм принятия решений НАТО, на блокирование неприемлемых для России решений этой военной организации путём создания стратегических противовесов, создания союзов и блоков типа ШОС, ОДКБ.

Российско-американские отношения в обозримом будущем  будут занимать одно из приоритетных мест в нашей внешней политике. Это связано не только с вопросами двустороннего взаимодействия как экономического (торговля, инвестиции, обмен технологиями), так и военного (поддержание паритета ядерных вооружений) характера, но и со стремлением США придать системе международных отношений однополярный характер, играть доминирующую роль в решении глобальных и региональных проблем. Соединенные Штаты занимают доминирующие позиции в ключевых международных финансовых и экономических организациях - "Большой восьмерке", Организации экономического сотрудничества и развития, Международном валютном фонде, Всемирном банке, Всемирной торговой организации.

У Америки  больше нет равного по силе геополитического соперника. И всё же Россия остаётся единственной страной, без согласия которой США не могут бесконтрольно диктовать свою волю всему миру.

В результате, постоянно сохраняется угроза возникновения  кризиса в российско-американских отношениях. Роль единственной сверхдержавы требует такой концентрации ресурсов и политической воли, которой Соединенные Штаты не обладают. Сейчас многое зависит от реалистичности политики США. Если США изберут курс на приспособление к реалиям многополярного мира, то в этой системе международных отношений Россия - важный партнер Соединенных Штатов. Это позволяет надеяться, что удастся не допустить разрастания расхождений и возврата к конфронтации, а, в конечном счете, обеспечить позитивное взаимодействие на основе национальных интересов обеих держав.

Однако  Россия не должна строить иллюзий  относительно действительных намерений США. Актуальнейшей задачей отечественной науки и практики является разработка концепции военной политики и стратегии Российской Федерации, соответствующих вызовам ХХI века.

Военная политика обычно определяется как деятельность специальных общественных институтов в направлении достижения основополагающих государственных интересов. В содержательном плане эта политика представляет единство двух сторон — внутренней и внешней. Внутренняя сторона военной политики включает круг проблем, относящихся к подготовки средств для ведения вооруженной борьбы в интересах разрешения межклассовых, межнациональных и других противоречий внутри страны. 21

Внешняя политика охватывает круг проблем, связанных  с использованием военной силы в  политических целях во взаимоотношениях с другими государствами, а также для содействия или противодействия некоторым социальным силам внутри других государств.

К внешним  задачам военной политики РФ можно  отнести:

- органическое  включение России в Евразийское  экономическое пространство: на Востоке - расширение сотрудничества и интеграции в рамках ШОС (Шанхайской организации сотрудничества) и ОДКБ (Организация Договора Коллективной Безопасности); на Западе – всестороннее развитие внешнеэкономических связей с Европейским Союзом и более активное включение в общеевропейское международное разделение труда с обязательным преодолением «синдрома сырьевого придатка» и ориентация на экспорт высококачественной отечественной продукции и высоких технологий;

- укрепление  геоэкономических позиций России по всей пограничной дуге нестабильности;

- реализация  функций форпоста, противостоящего  внешним угрозам (терроризму и  шовинистическому национализму);

- отстаивание  государственных интересов России  в сопредельных с Кавказом  регионах мира: Закавказье, Среднем и Ближнем Востоке;

- урегулирование  режима пользования рыбными запасами  Каспийского моря странами Прикаспия,  а также политико-правовое разрешение  приграничных противоречий между  странами Дальневосточного региона  и преодоление широкомасштабного браконьерства, наносящего серьезный ущерб экономике России и порождающего угрозу безопасности в акватории Российских территориальных вод морей Тихоокеанского бассейна;

- укрепление  сотрудничества стран Черноморского  бассейна;

- разработка  серьезных мер по регулированию неконтролируемых в настоящее время миграционных потоков, обеспечивающих демографическую экспансию стран – соседей в Россию;

- оптимизация  схем прокладки транзитно-магистральных  межнациональных трубопроводов  и транспортных коридоров;

- нейтрализация  религиозно-экстремистского вектора  усиливающегося влияния исламского  фактора на всей территории  России.

Среди внутренних задач военной политики РФ выделяются:

- геоэкономическая  стабилизация всех регионов России  и обеспечение условий их бездотационного социально-экономического роста;

- преодоление  конфликтных ситуаций, возникающих  на почве межнациональных, конфессиональных, межэтнических разногласий на  территории РФ;

- урегулирование  проблем беженцев из зон конфликтов  и обустройство их в местах поселения;

- предотвращение  техногенно-природных катастроф;

- обеспечение  защиты населения России (особенно  конфликтогенных регионов) от угрозы террористических актов;

Итак, на данный момент нельзя судить о России, как о стране, обреченной на поражение или полный успех в геополитическом плане. В настоящее время Россия демонстрирует отрицательную геополитическую динамику. Однако, при условии разработки грамотной концепции геополитической безопасности Российского государства и проведении рациональной и последовательной политики государственной власти в этой сфере для России вполне реальна позитивная геополитическая динамика. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      2. Геополитическая ось Россия- Балканы. 

 
Современная геополитическая ситуация на Балканах есть результат длительной эволюции. Развал СФРЮ стал закономерным явлением. Даже современные балканские границы носят нестабильный характер и будут еще не раз меняться. На основании знания течения эволюции этого и сопредельных регионов можно весьма уверенно прогнозировать, что на обозримую перспективу основные геополитические изменения будут связаны с дальнейшим преобразованием государства Югославия в его современных границах.  
 
По сути, все территории, непосредственной связи Сербии с остальным миром, являются геополитическими кандидатами на выход из-под ее контроля. Югославия может развалиться еще на некоторое количество государств и государственных образований типа "Республики Косово". В соответствии с представлениями о балканизации и в частности "плавающей точке" балканских конфликтов, можно уверенно прогнозировать поочередную активизацию проблем с такими периферийными регионами современного государства Югославия как Черногория, Воеводина и Косово. Логическое завершение развала СФРЮ есть становление не пяти, а скорее шести новых государств. Черногория - на текущий момент все еще не реализованная потенциальная возможность нового балканского государства. 
 
Существенно, что в отношении Косово и Воеводины геополитические изменения скорее не пойдут далее превращения этих краев в неуправляемые Белградом периферийные территории с самозванными правительствами и фактической автономией.  
 
Итогом текущего балканского кризиса должны стать не только политические изменения в этом регионе. Итогом должны стать и серьезные изменения в области научного познания. Справедливо или нет, но вместе с советским государством в 1991 году исчезли и многие советские научные стандарты. Прошло около десяти лет и выяснилось, что западные научные стандарты стоят немного больше. Срок западным научным построениям истек в 1999 году.  
 

    1. Оценка  геополитического положения Балкан

 
 
Если рассматривать положение Балкан, то этот регион с давних времен являлся, выражаясь в геополитических терминах, Римландом, береговой зоной, где происходил интенсивный диалог культур и цивилизаций.

Общие понятия, которыми Балканы представлены в европейской исторической памяти, формировались давно. Современные  события лишь усилили негативный образ региона, сложившийся еще  во времена распада Оттоманской  империи. Балканы — "пороховая бочка", "балканизация" как синоним крайней раздробленности с уничижительным оттенком — стали составной частью политической терминологии. Публицисты и политические деятели использовали понятие "Балканы", желая обозначить нечто иное, противоположное Западу по обычаям, культуре, жизненному уровню, полагая, что балканские страны имеют низкую политическую культуру, разобщены и конфликтуют друг с другом, что они не способны самостоятельно решать существенные проблемы региона, в котором они расположены. 22

Такая трактовка понятия "Балканы" вновь  распространилась в мире после завершения холодной войны. Поводом послужила  череда кровавых войн на территории бывшей Югославии. Войны привели к усилению информационного потока, направленного на освещение балканской проблематики. Не прекращаются попытки авторов публикаций выяснить суть балканского синдрома: из-за чего реально существующие национальные, политические и экономические проблемы решаются силой оружия, кто они — главные действующие лица югославского кризиса, что эти события означают для Балкан, Европы и всего мира?

Было  написано много эмоциональных, предвзятых работ, некоторые из которых выражали прежде всего моральное осуждение  происходящего, однако вся эта активность средств массовой информации и публицистов не разъяснила сути событий. С каждым новым извержением балканского вулкана начинаются новые, в основном безрезультатные поиски ответов на старые балканские вопросы. Последние события в Косово усилили всеобщее замешательство, и трезвый анализ балканских противоречий стал еще большей редкостью.

Данная  курсовая работа не претендует на то, чтобы осветить всю балканскую специфику в области международных отношений. Мы рассмотрим лишь некоторый исторический опыта и определенные сведения о регионе, что может помочь в постижении современных балканских проблем.

Информация о работе Геополитические интересы России на Балканах