Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 00:55, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение влияния занятий по настольному теннису на физическое развитие учащихся 8-12 лет.
В результате поставленной цели в курсовой работе выявлены следующие задачи:
Выявить сущность настольного тенниса как спортивной игры
Дать характеристику анатомо-физиологическим особенностям учащихся 8-12 лет
Изучить основные направления физической подготовки теннисистов
Изучить влияние занятий по настольному теннису на уровень физической подготовки учащихся.
Введение……………………………………………………………………..…….3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. История развития настольного тенниса…………………………………….6
1.2 Физиологическая характеристика настольного тенниса как спортивной игры………..……………………………………………………………………10
1.3. Анатомо-физиологические особенности развития учащихся 8-12 лет….14
1.4. Основные направления физической подготовки теннисистов………………………………………………………………………18
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования
2.1.1. Анализ и обобщение научно-методической литературы………………23
2.1.2. Педагогический эксперимент……………………………………………23
2.1.3.Контрольные испытания (тестирование)……………………………….23
2.1.4. Методы математической статистики…………………………………….25
2.2. Организация исследования…………………………………………………26
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ …………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………...32
Практические рекомендации……………………………………………………34
Список использованных источников……………...……………………………35
Характеристика качества быстроты по времени двигательной реакции сводится к прогрессивному ее укорочению.
Качество выносливости, зависящее от биоэнергетического потенциала организма и вегетативного обеспечения, в 7 лет развито слабо. Это обусловлено менее экономичным расходованием биоэнергетического потенциала, относительно быстрым достижением при двигательной активности максимальных величин сердечного ритма, дыхания, слабой переносимостью гипоксических состояний, неспособностью к образованию значительного вентиляционного и кислородного долга, возможностью быстрого наступления перенапряжжения.
В этот период дети отличаются выраженной гибкостью. Без тренировок в онтогенезе данное качество постепенно подвергается обратному развитию.
На этом этапе развития дети 8 лет имеют две ступени ловкости – ловкость в точности (1 ступень) и ловкость в точности и быстроте (2 ступень).
Использование средств физической культуры увеличивает темпы прироста физических качеств. Особенности адаптации детей первого детства к физической нагрузке связаны с высокой возбудимостью ЦНС и инервационных механизмов, управляющих соматическими и вегетативными функциями.
У учащихся охватывает возраст от 8 до 12 лет. Его начало совладает с завершением полуростового скачка (6-8 лет). В этом замедляются темпы роста, прогрессирует созревание ЦНС, в связи с чем, совершенствуются формы реагирования организма на воздействия биологической и социальной среды. Дети 8 лет проявляют полную мобилизационную готовность к словесной инструкции [5, с.61].
Начиная с 8 лет, формируется сложнокоординационный механизм управления движениями, присущий взрослому человеку. Дифференцировка двигательных нервных окончаний, прогрессирующая к 7-8 годам, совершенствование центрального механизма, программирующего движения, повышает способность к длительной динамической работе.
Параметры, характеризующие качество быстроты в период второго детства возрастают и составляют прочную основу для ее дальнейшего развития. Сокращается время двигательной реакции, время одиночного движения.
Ловкость, основу которой составляют творческие функции мозга, зависит от зрелости ЦНС, ее высшего отдела коры больших полушарий, в первую очередь лобных долей. Если ребенок в 7 лет обладает еще только двумя ступенями ловкости, то в 8 лет он имеет все ступени ловкости (ловкость в точности, в точности и быстроте, в точности и быстроте при изменяющейся ситуации).
В 8 лет увеличиваются аэробные возможности организма, отмечается прирост физической работоспособности и МПК. Величина МПК в 8 лет может достигнуть 70–73 мл/кг/мин [7, с.125].Такие величины МПК до настоящего времени наблюдались только у спортсменов высшей квалификации. Это подтверждает сведения из литературы о высокой выносливости младших школьников к физическим нагрузкам умеренной мощности (медленный бег). У большинства мальчиков 8 лет за счет специальных упражнений в течение года можно достичь прироста выносливости на 21,4%. Достаточно высокий уровень динамической выносливости не согласуется с низкой статической выносливостью в этом возрасте.
В динамике развития повышается уровень морфологического и функционального созревания сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Проявляется экономичность ЧСС и частоты дыхания. Если у детей 4-5 лет ЧСС более 95 в мин, то к 7 годам ЧСС составляет 86 в мин. Средняя величина жизненной емкости легких у мальчиков 8 лет – 1400 мл, у мальчиков 12 лет – 1440 мл [3, с.122].Острота зрения, дающая возможность видеть предмет, различать его форму, окраску, размер, а также определять расстояние, на котором он находится, у детей с момента рождения постепенно возрастает и к 8 годам составляет максимально возможное значение – 0,9-1,0 усл. ед. [5, с.62].
У учащихся 8 лет средний показатель высоты вертикального прыжка с места– 30 см; время отталкивания при вертикальном прыжке – 352 мс; прыжок в длину с места – 116 см; отжимание из упора лежа – 8-10 раз. Средний показатель в теппинг-тесте – максимально частое движение кистью за 10 секунд – 55 раз [1, с.77].
При проведении тренировочного процесса у детей 8-12 лет, по мнению Алфимова Н. Н. и Клиорина А. И. необходимо учитывать:
В период детства ребенок осваивает примерно 90% общего объема двигательных навыков, приобретаемых в жизни. В период интенсивного развития двигательного анализатора в коре мозга в 8-12 лет двигательные навыки усваиваются быстро. Чем большим объемом движений он овладевает в этот период, тем легче осваиваются элементы технического мастерства в избранной специализации.
1.4. Основные направления физической подготовки теннисистов
Достижение результатов для занимающихся настольным теннисом, немыслимо без всестороннего физического развития, которое осуществляется в круглогодичном учебном цикле и направлено на последовательное приспособление организма к интенсивным нагрузкам и совершенствование морально-волевых качеств студента-спортсмена.
Для всестороннего физического развития теннисиста используются общеразвивающие упражнение, специальные упражнения и дополнительные виды спорта: лёгкая атлетика (бег на короткие дистанции, старты, прыжки), конькобежный спорт, гимнастика и др. Все эти физические упражнения включаются в занятия, в подготовительную его часть, с учётом состояния здоровья, индивидуальных качеств и состояния физической и спортивно-технической подготовленности на данный период [17, с.12].
Под влиянием упражнений
укрепляется и развивается
Следует помнить, что для достижения результатов в физическом развитии необходимо постепенное повышение объёма и интенсивности упражнений.
Особое значение для игрока в настольный теннис имеют общеразвивающие и специальные физические упражнения. Ими надо заниматься систематически. Только многократное повторение специальных упражнений (имитационные упражнения, упражнения на велоколесе, упражнения с отягощениями и т.д.) даёт положительный результат в процессе обучения теннисиста. В этой связи предлагаем основные направления и рекомендации по развитию физических качеств, необходимых теннисисту.
Развитие силы. Развивая силу мышц у теннисистов, необходимо учитывать специфику этой игры, требующей ловкости, быстроты и выносливости. Поэтому излишнее увлечение упражнениями, развивающими собственно силу, может лишить движения эластичности, притупить остроту чувства мяча. Упражнения должны быть разнообразными и равномерно развивающими все группы мышц. Упражнения, развивающие силу, следует чередовать с упражнениями, способствующими развитию гибкости, эластичности и координации движений.
Развитие быстроты. Чрезвычайно важным физическим качеством в настольном теннисе является быстрота реакции. В игре теннисист должен быстро оценивать обстановку, быстро реагировать, стартовать, быстро делать замах, быстро двигаться, быстро менять направление перемещений и т.д.
Мяч, посланный соперником, находится в воздухе 0,3-0,5 секунд. За это короткое время спортсмен должен определить скорость его полета, точку отскока, характер вращения мяча и с учетом расположения соперника быстро рассчитать свои возможности и предпринять соответствующее действие. Только при наличии быстроты реакции можно в сложной и быстро меняющейся обстановке встречи использовать благоприятные моменты, захватить инициативу и добиться победы.
Хорошим дополнением к специальным занятиям служат игры ("крутиловка" вчетвером или втроем), различные виды бега на скорость (старты по 30 м, челночный бег, эстафета с теннисным мячом и т.д.). Однако решающее значение для развития быстроты имеет игра в настольный теннис, особенно повторение упражнений с максимальной скоростью. Между упражнениями теннисисту нужно отдыхать, чтобы повторять их, не снижая быстроты. Такие упражнения должны быть непродолжительным, но частыми [20, с.154].
Развивая быстроту движения, одновременно следует воспитывать мгновенную реакцию на зрительные восприятия, применяя упражнения, в которых сигналы подаются не звуком, а различными движениями.
Развитие ловкости. Ловкость-это умение легко, быстро и эффективно совершать самые разнообразные движения, пользуясь арсеналом технических приемов и способов игры. Теннисист должен свободно владеть своим телом, чтобы выполнять серии ударов из разных положений на большом расстоянии от стола, делать быстрые броски на укороченные мячи, иногда преодолевая расстояния в 4-5 м. и отражая мяч, посылать его в наиболее уязвимое место противника. Этот поток сложных технических приёмов игры требует экономных, ловких движений.
Общая ловкость развивается путём занятий различными видами спорта: теннисом, баскетболом, хоккеем, гимнастикой, акробатикой и подвижными играми.
Специальная ловкость лучше всего вырабатывается в результате тренировок у стола с разными партнёрами, обладающими атакующей и защитной техникой. Тренировки, посвящённые развитию ловкости, должны быть насыщены разнообразными вариантами технических приёмов. Чем больше выполняется выпадов, бросков и различных передвижений у стола, тем продуктивнее тренировка. Для увеличения числа движений иногда рекомендуется поочерёдно выполнять левый удар с правой и с левой стороны стола и правый (также с одной и другой стороны). Такие переходы в промежутках между ударами повышают специальную ловкость.
Комплексные упражнения для развития быстроты и ловкости
-бег и скользящие прыжки с быстрой сменой направления ;
-выпады из различных положений;
-упражнения со скакалкой - 1 минута;
-бег по ступенькам лестницы;
-бег на месте с высоким подниманием бедра;
-бег с ускорением;
-челночный бег;
-переменный бег ( 30 м -быстро, 30 м -медленно);
-передвижение боком скачками;
-имитация подставки слева и удар справа (30''- серия, интервал 1', три серии);
- в положении сидя, замах рукой, имитация удара по мячу с поворотом туловища (4р х 30'');
- прыжки в стороны (ширина 2,5 м, цикл 30'', по 5 циклов);
- переступание боком (цикл 20 м за 25''по 1-3 цикла);
- перемещения у стола в стойке слева и справа, имитируя удар по мячу ( серия 1 минута, 2-3 серии);
-быстрые движения рукой (имитация удара по мячу) без нагрузки или с нагрузкой 0,5-1кг (цикл 20'', по 8-10 циклов);
-быстрое сгибание или разгибание предплечья, вращения предплечья внутрь и наружу [19, с.147].
Развитие выносливости. Значение выносливости в настольном теннисе огромно. Очень часто игроки, владеющие хорошей техникой и недостаточной выносливостью, блестяще выигрывали первые партии, а во второй половине встречи теряли точность удара, у них ослабевало внимание, нарушалось нормальное дыхание, увеличивалась потливость.
В каждом соревновании нагрузка имеет свои особенности. Она бывает продолжительной или кратковременной, но всегда очень интенсивной. Это зависит от года обучения игре в настольный теннис, уровня спортивно-технической подготовленности, веса, пола и т.д. В среднем каждая встреча длится от 15 до 20 минут.
Принято различать общую и специальную выносливость. Под общей выносливостью следует понимать способность организма к длительной работе, а под специальной, или скоростной выносливостью, способность в течение определенного времени выполнять работу с наибольшей интенсивностью.
Большое значение имеет, и умение спортсмена соразмерять свои мышечные усилия и расслаблять мышцы после удара. Это предохранит мышцы от быстрого утомления.
Общая выносливость
лучше всего развивается
Игра в настольный теннис требует эластичности мышц всего тела, и особенно туловища и игровой руки. Играя в быстром темпе, теннисистам часто приходится отражать удары, не сходя с места, делая повороты и наклоны туловища [11, с.77].
Развитие гибкости. Гибкость развивается с помощью упражнений на растягивание, маховых движений, специальных гимнастических упражнений для плеча, локтя, кисти и пальцев. Выполнять их следует очень осторожно, так как чрезмерная нагрузка может привести к разрыву мышц и связок.
Гибкость развивается медленно, постепенно. Сохранение этого качества на должном уровне требует регулярной тренировки.
Спортивная форма. Спортивная форма - подготовленность организма к выполнению наивысшей спортивной нагрузки для данного индивидуума. Хорошая форма достигается путём систематической, специальной и всесторонней физической подготовки. Теннисист, находящийся в хорошей спортивной форме, энергичен и полон желания много тренироваться. Организм такого теннисиста быстрее входит в работу, меньше утомляется, и силы его быстрее восстанавливаются.
При проведении учебных занятий следует, независимо от времени года, проводить одно-два занятия в месяц на воздухе. Для чего используются пешие и лыжные прогулки, кроссы, подвижные и спортивные игры.
Правильная постановка дыхания - важнейшая часть физической подготовки каждого теннисиста. Дышать следует возможно ровнее и глубже, темп дыхания должен соответствовать темпу движений. Вдох лучше всего делать в момент замаха, а выдох в момент удара по мячу. Вдох производится преимущественно при выпрямлении, а выдох- при наклонах, поворотах и группировке. При правильной работе дыхательного аппарата развивается выносливость спортсмена, и легче преодолевается нервное напряжение.
Информация о работе Влияния занятий по настольному теннису на физическое развитие учащихся 8-12 лет