Влияния занятий по настольному теннису на физическое развитие учащихся 8-12 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 00:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является изучение влияния занятий по настольному теннису на физическое развитие учащихся 8-12 лет.
В результате поставленной цели в курсовой работе выявлены следующие задачи:
Выявить сущность настольного тенниса как спортивной игры
Дать характеристику анатомо-физиологическим особенностям учащихся 8-12 лет
Изучить основные направления физической подготовки теннисистов
Изучить влияние занятий по настольному теннису на уровень физической подготовки учащихся.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..…….3
ГЛАВА 1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1. История развития настольного тенниса…………………………………….6
1.2 Физиологическая характеристика настольного тенниса как спортивной игры………..……………………………………………………………………10
1.3. Анатомо-физиологические особенности развития учащихся 8-12 лет….14
1.4. Основные направления физической подготовки теннисистов………………………………………………………………………18
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования
2.1.1. Анализ и обобщение научно-методической литературы………………23
2.1.2. Педагогический эксперимент……………………………………………23
2.1.3.Контрольные испытания (тестирование)……………………………….23
2.1.4. Методы математической статистики…………………………………….25
2.2. Организация исследования…………………………………………………26
Глава 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ …………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………...32
Практические рекомендации……………………………………………………34
Список использованных источников……………...……………………………35

Файлы: 1 файл

фкурсовая -физкультура -теннис.doc

— 236.50 Кб (Скачать)

В феврале 1950 года была организована Всесоюзная секция настольного тенниса, которая впоследствии стала именоваться федерацией. А  уже в ноябре 1951 года в Вильнюсе состоялось первое личное первенство СССР, в котором приняли участие 64 сильнейших мужчины и 32 женщины. Звание чемпиона СССР завоевал А. Акопян из Еревана, выигравший у москвича Ф. Душкесаса в финале 3:0. У женщин чемпионкой стала А. Миттов (Эстония), победив Б. Балайшене (Литва). В мужском парном разряде чемпионами стали литовцы В. Варякоис и В. Дзиндзиляускас, а в женском — В. Ушакова (Москва) и Ж. Торосян (Армения), в смешанном парном разряде — литовцы О. Жилевичуте и В. Дзиндзиляускас. В 1954 году мы стали членами Международной федерации настольного тенниса. С этого времени наши спортсмены начали выступать в международных состязаниях и достигли больших успехов, неоднократно завоевывая звания чемпионов мира и Европы в женских командных соревнованиях, чемпионов и призеров — в личных одиночных и парных разрядах [18, с.147].

Большие достижения на международной арене стали  возможными благодаря массовому  развитию настольного тенниса в  нашей стране. В минувшие десятилетия  настольный теннис бурно развивался. Значительно увеличился арсенал технических приемов. Например, появившийся в 1959 году топ-спин произвел настоящий переворот в настольном теннисе. Игроки, исповедующие нападающий стиль игры, обрели мощное оружие. Появилась возможность наносить удары по таким низко летящим мячам, которые до тех времен считались безнадежными. Крутая траектория полета мяча, обусловленная сильнейшим вращением, страховала игрока от ошибки, а стремительный отскок от стола приводил к тому, что достаточно стало самой незначительной ошибки при приеме топ-спина, как сразу же следовал проигрыш очка. Появление топ-спина послужило причиной ухода из большого спорта многих талантливых игроков, предпочитавших защитную тактику, не сумевших приспособиться к новому стилю игры.

Другим направлением, по которому шло развитие современного настольного тенниса, было улучшение инвентаря — в первую очередь ракеток и накладок. Иногда совершенствование инвентаря дает возможность компенсировать слабые места в техническом арсенале игрока.

Появились накладки, состоящие из двух слоев — губки и резины, которые получили название «сэндвич». Применение таких накладок расширило техниче Ђ которые следует освоить прежде всего, относят срезку слева, срезку справа, накат слева и накат справа. А для того чтобы можно было играть на счет, обязательно нужно научиться выполнять подачи. Человек, освоивший игру в настольный теннис в 50-х годах, может быть, возразит, что обучение нужно начинать с толчка — самого простого удара. Но инвентарь и техника игры с тех пор ушли настолько далеко, что сегодня просто отбивать мяч, как бы толкая его перед собой, уже недостаточно. Во-первых, такая техника не даст вам возможности выигрывать, а во-вторых, это «не смотрится». Самый легкий для освоения удар — срезка слева.

 

1.2.Физиологическая характеристика настольного тенниса как спортивной игры

 

Одни люди занимаются настольным теннисом, чтобы добиться высоких спортивных результатов, другие, а таких большинство, чтобы приятно  отдохнуть и укрепить здоровье. Поэтому  небезынтересно будет познакомиться с результатами изучения тренировочного и оздоровительного эффекта от занятий настольным теннисом. Если упражнения следуют одно за другим и тренировочные занятия проводятся изо дня в день, то возникает кумулятивный тренировочный эффект - повышается физическая тренированность [12, с.67].

Срочный тренировочный  эффект обычно оценивают по трем показателем: частоте сердечных сокращений, потреблению  кислорода и концентрации молочной кислоты в крови. Такие исследования проведены не только во время занятий различными видами спорта, но и при выполнении повседневной мышечной работы в быту и на производстве. Так вот по срочному тренировочному эффекту настольный теннис находится между теннисом и плаванием брасом. Но это очень приблизительная оценка. На деле все сложнее, потому что в отличие от циклических движений (ходьба, бег и т.д.) игра в настольный теннис состоит из ряда разнообразных движений. За теннисным столом человек выполняет подачи, разнообразные удары по мячу и передвижения, зачастую требующие акробатической ловкости. Кроме того, эпизоды игровой деятельности перемежаются с паузами отдыха, во время которых игрок ходит за мячом. Конечно, спортсмен эту часть игровой нагрузки может не учитывать, но для нетренированного человека и она имеет значение. Ведь только за время одной партии игрок выполняет 15-20 подач, от 60 до 150 ударов, 15-20 раз ходит и наклоняется за мячом. Для сравнения вспомним, что во Всесоюзном физкультурном   комплексе   ГТО   в   объем   недельной   (!)   двигательной активности рекомендовалось включать, в зависимости от возраста и пола 35 до 120 наклонов.

Таким образом, игра в настольный теннис вызывает значительный тренировочный эффект. Он особенно велик, когда партии следуют одна другой. По данным шведских исследователей частота пульса высококвалифицированных теннисистов, к концу первой партии достигав 152 уд/мин, к концу второй партии - 165, а в конце третьей приближается 200 уд/мин. И может превосходить максимальную частоту пульса зарегистрированную у тех же спортсменов, выполнявших изнурительную работу на велоэргометре [9, с.154].

Ну а кумулятивный тренировочный эффект! Как растут физические «кондиции» у человека, регулярно занимающегося настольным теннисом?

Об уровне физической подготовленности принято судить и  оценивать по выносливости, силе, быстроте, ловкости и гибкости.

По ловкости и быстроте теннисисты превосходят  людей того же возраста, не занимающихся настольным теннисом. Это и понятно: ведь ловкостью называют точность быстрых  движений. Так где же развивать  ловкость, как не в настольном теннисе, где темп игры варьирует от 30 до 120 уд/мин, а скорость движения руки с ракеткой достигает 40 км/ч. Скорость полета мяча при выполнении завершающего удара достигает 170 - 180 км/ч, а начальная скорость полета может достигать 200 км/ч, и при этом мяч должен точно попадать в нужную точку.

Настольный  теннис совершенствует не только быстроту движений, но и скорость простой  и сложной реакции, реакции прогнозирования, развивает оперативное мышление, а также концентрацию и переключение внимания. Скорость реакции на движущийся объект у играющих в настольный теннис выше, чем у незанимающихся. Нередко эти качества помогают в различных жизненных ситуациях. Так, теннисист может поймать на лету падающую со стола чашку, быстро отскочить от летящего в него предмета и т.д. Не случайно игру в настольный теннис используют в качестве специального тренировочного средства при подготовке космонавтов, операторов, вратарей хоккейной команды, боксеров и др. специалистов, которые должны суметь точно отреагировать на неожиданную ситуацию в экстремальных условиях.

Что касается силы, то это физическое качество многолико. Вряд ли настольный теннис позволит значительно  увеличить так называемую статическую  силу (атлеты-штангисты). Хотя известно, что поперечник мышц «игровой» руки (в которой находится ракетка) у мастеров настольного тенниса в среднем на 7,3% больше, чем мышечный поперечник другой руки [15, с.110].

Иное дело взрывная сила. По этому показателю теннисисты превосходят нетренированных людей  и тех, кто занимается видами спорта, требующими в основном силы и выносливости.

Теперь о  гибкости. Гибкость - одно из важных качеств, без которого невозможно выполнять  ударные движения. Ведь сила удара  в определенной мере зависит от замаха, и поэтому чем больше будет  амплитуда движения, тем более энергичен удар. Игра в настольный теннис способствует развитию и поддержанию высокой подвижности в таких суставах, как плечевой, локтевой, лучезапястный, тазобедренный, а также в сочленениях позвоночного столба. Высокий уровень гибкости, который позволяет поддерживать игра, является важным показателем физического развития и состояния здоровья.

И, наконец о выносливости игроков в настольный теннис. Как известно, это физическое качество неоднородно. Упрощенно говоря, можно различать выносливость к длительной физической работе и спортивную выносливость. Занятия настольным теннисом способствуют развитию «специальной игровой» и особенно скоростной выносливости, т.к. теннисисту, как уже говорилось, приходится многократно выполнять удары с высокой скоростью. Выносливость зависит от энергетического потенциала человека. Откуда же берется энергия, обеспечивающая работу более чем 600 мышц?

Непосредственным  источником энергии мышечного сокращения служит аденозинтрифосфорная кислота (АТФ). Ее запаса в мышцах хватает всего на полсекунды, поэтому одновременно с расходованием идет и восстановление АТФ за счет энергии, высвобождаемой в результате биохимических превращений трех типов. Отсюда представления о трех источниках энергии, получивших название фосфагенный, лактацидный и окислительный. Первым включается фосфагенный источник. Он разряжается очень быстро - за 5 - 10 с на 90 - 95%. Для использования оставшихся 5 -10% исходного энергетического запаса требуются значительные волевые усилия. Вслед за фосфагенным в процесс энергетического обеспечения включается лактацидный источник энергии. Он примерно втрое слабее фосфагенного. Зато емкость его вдвое больше, а запас исчерпывается только к концу 2 мин непрерывной работы [13, с.74].

По мере расходования запаса лактацидного источника в мышцах и крови накапливается молочная кислота (лактат). Чем выше концентрация лактата, тем_ сильнее утомление. Чтобы преодолеть эти ощущения, требуется волевое усилие. Физически тренированные люди легче переносят высокую концентрацию лактата и связанные с нею сдвиги кислотно-щелочного равновесия.

После первых 2 мин. работы постепенно усиливаются  сердечная деятельность и кровоток, отчего возрастает потребление кислорода, и таким образом растут затраты  окислительного источника энергии. Примерно через 30 сек. от начала работы потребление кислорода достигает половины возможного предела, а к концу 3-й мин. приближается к максимальному уровню потребления кислорода (МПК).

Из сказанного ясно, что выносливость определяется прежде всего мощностью окислительного аэробного и емкостью бескислородных (анаэробных) источников энергообеспечения. Но не даром этот вид спорта считается аэробным. По величине МПК спортсмены, занимающиеся настольным теннисом, не уступают волейболистам. А вот емкость лактацидного источника энергии у них сравнительно не высока - ниже, чем у гимнастов.

Оздоровительный и психотерапевтический эффект от занятий  настольным теннисом как раз и  объясняется прежде всего его  аэробной сущностью. Известно, что тяжелые  физические нагрузки могут принести не только пользу, но и вред. Здесь и риск перенапряжения сердца, и заболевания позвоночника и многие другие столь же малоприятные сюрпризы.

Прав академик Н.М. Амосов: тому, кто хочет всегда чувствовать себя бодрым и здоровым, нужна не сила (и добавим - не быстрота), а необходимо слаженное взаимодействие всех жизненно важных систем организма, которое лучше всего проявляется через выносливость. Основа же ее - хорошо функционирующий механизм кислородного обеспечения. Н.М. Амосову вторят и другие видные специалисты по оздоровительной физкультуре - К. Кунер, Гиллюр и другие. Аэробные упражнения должны выполняться не из-под палки, ас удовольствием, они должны подымать настроение. Есть ведь и такая точка зрения, что сами по себе оздоровительные упражнения не вызывают значительных физиологических сдвигов в организме. Но они положительно влияют на центральную нервную систему, которая начинает более четко координировать работу физиологических систем. Благодаря этому улучшается самочувствие, повышается работоспособность [11, с.74].

 

1.3.Анатомо-физиологические особенности развития учащихся 8-12 лет

 

При проведении начального отбора детей 8-12 лет для занятий спортивными играми необходимо учитывать физиологические особенности развития организма ребенка в этом возрасте.

Весь жизненный  цикл (после рождения человека) делится  на отдельные возрастные периоды, каждый из которых характеризуется своими специфическими особенностями организма - функциональными, биохимическими, морфологическими и психологическими.

Возрастная периодизация основана на комплексе признаков: размеры тела и отдельных органов, их масса, окостенение скелета (костный возраст), прорезывание зубов (зубной возраст), развитие желез внутренней секреции, степень полового созревания (баллы полового развития), развитие мышечной силы и пр. С учетом количественных и качественных изменений в организме различают возрастные периоды [5, с.59].

В этот период у детей продолжается созревание ЦНС. В этом возрасте имеет место абсолютное преобладание роли первой сигнальной системы в высшей нервной деятельности, объектом мышления может быть лишь то, что они видят, слышат, могут потрогать руками. Роль второй сигнальной системы возрастает постепенно, формирование отвлеченного словесного мышления происходит на протяжении многих лет. Характер взаимодействия сигнальных систем, т. е. степень функционального превали­рования той или другой сигнальной системы на различных этапах развития деятельности мозга ребенка определяет особенности протекания у него познавательных процессов. В диапазоне от 8 до 12 лет заметно увеличивается мобилизационная готовность к словесной инструкции [3, с.115].

В 8 лет ускоренные темпы развития корковой части двигательного анализатора создают оптимальные условия для формирования и шлифовки двигательных навыков. Совершенствование морфологических характеристик структурных элементов двигательного аппарата сочетается в период первого детства с развитием индивидуального сенсомоторного профиля, который отражает особенности функциональной организации парной деятельности полушарий головного мозга. Дети в этом возрасте четко разделяются на правшей (15%), левшей (1%), смешанного профиля (84%, из которых 63% – «скрытые» левши).

Развитие физических качеств – силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости коррелирует с общим ростом и развитием организма, морфологическим и функциональным созреванием ЦНС, опорно-двигательного аппарата и вегетативных систем. В связи с дифференцировкой двигательных нервных окончаний в мышцах к 8 годам, улучшаются процессы внутримышечной координации, что способствует повышению силовых проявлений [6, с.92].

Информация о работе Влияния занятий по настольному теннису на физическое развитие учащихся 8-12 лет