Средства физической культуры и их влияние на организм

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2013 в 15:10, курсовая работа

Краткое описание

За короткий исторический период (каких-нибудь полвека) доля тяжелого мускульного труда в процессе производства сократилась почти в 200 раз! Это привело к нарушению генетической программы человеческого организма и «запустило» в действие цепную реакцию гипокинетического синдрома. Появился целый «букет» так называемых болезней цивилизации, связанных с серьезными нарушениями обмена веществ и деятельности центральной нервной системы: атеросклероз и ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, ожирение и диабет, остеохондроз, неврастения и др. Так, за последние 10—15 лет смертность в результате болезней системы кровообращения снизилась: в Японии — почти на 40 %, в Австралии — на 32, в США и Канаде — на 28, во Франции — на 22, «Финляндии — на 20, в Англии — на 16 и в ФРГ — на 12 % [16, с. 23].

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. Формы физических упражнений …………………………………………….4
2. Характеристика видов и средств оздоровительной физической культуры………………………………………………………………………….9
2.1. Характеристика видов физической культуры с преимущественным использованием ациклических упражнений…………10
2.2. Виды физической культуры с преимущественным использованием циклических упражнений…………………………………..15
3. Влияние средств физической культуры и спорта на функциональные возможности организма человека…………………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………31

Файлы: 1 файл

3973 Средства физкультуры и их влияние на организм.docx

— 522.90 Кб (Скачать)

С возрастом ухудшаются и  возможности дыхательной системы. Жизненная ёмкость лёгких (ЖЕЛ) начиная  с 35-летнего возраста за год снижается  в среднем на 7,5 мл на 1 м2  поверхности  тела. Отмечено также снижение вентиляционной способности лёгких – уменьшение максимальной вентиляции лёгких. Хотя эти изменения не лимитируют аэробные возможности организма, однако они  приводят к уменьшению жизненного индекса (отношение ЖЕЛ к массе тела, выраженное в мл/кг), который может  прогнозировать продолжительность  жизни.

Существенно изменяются и  обменные процессы: уменьшается толерантность  к глюкозе, повышается содержание общего холестерина и триглицеридов  в крови, это характерно для развития атеросклероза (хроническое сердечно-сосудистое заболевание), ухудшается состояние  опорно-двигательного аппарата: происходит разрежение костной ткани (остеопороз) вследствие потери солей кальция. Недостаточная двигательная активность и недостаток кальция в пище усугубляют эти изменения [2, с. 51-54].

Адекватная физическая тренировка, занятия оздоровительной физической культурой способны в значительной степени приостановить возрастные изменения различных функций. В  любом возрасте с помощью тренировки можно повысить аэробные возможности  и уровень выносливости – показателей  биологического возраста организма  и его жизнеспособности.

Например, у хорошо тренированных  бегунов среднего возраста максимально  возможная ЧСС примерно на 10 уд/мин  больше, чем у неподготовленных.

 Однако необходимо  отметить и вероятность негативного  влияния чрезмерных физических  нагрузок на организм.

При всей полезности физических упражнений, использование предельных физических нагрузок, необходимых в  большом спорте для достижения «пика» спортивной формы, нередко приводит к противоположному эффекту –  угнетению иммунитета и повышению  восприимчивости к инфекционным заболеваниям.

Аналогичный отрицательный  эффект может быть получен и при  занятиях массовой физической культурой  с чрезмерным увеличением нагрузки.

Считается, что увеличение ЧСС в покое на 15 уд/мин повышает риск внезапной смерти от инфаркта на 70%, такая же закономерность наблюдается  и при мышечной деятельности [18, с. 121].

Поэтому очень важно при  занятиях физическими упражнениями учитывать уровень физического  состояния и подготовленности человека.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

Новым направлением в оздоровительной  физической культуре является количественный подход к оценке состояния здоровья (К. Купер, Н. М. Амосов), который обеспечивает дифференцирование тренировочных нагрузок, соблюдение принципа индивидуализации. В этом отношении большое значение приобретает разработка современных методов экспрес-диагностики УФС что позволит в короткие сроки провести массовое обследование (скрининг) населения. Его цель — выявление контингентов, находящихся в зоне повышенного риска  и разработка для них соответствующих тренировочных программ.

Специалистам в области  физической культуры не следует забывать о том, что состояние здоровья определяется преимущественно величиной аэробных возможностей, повышение которых до необходимого уровня возможно лишь за счет выполнения циклических упражнений, направленных на развитие выносливости.

Основу любой оздоровительной программы должна составлять тренировка на выносливость, (быстрая ходьба, бег, лыжные и велосипедные походы), обеспечивающая повышение уровня МПК. Ациклические же упражнения, способствующие повышению уровня силовой выносливости и гибкости, могут лишь дополнять ее — в противном случае все усилия по профилактике атеросклероза и сердечнососудистых заболеваний  окажутся напрасными.

Утренняя гигиеническая  гимнастика, упражнения в течение  учебного дня, и самостоятельные  тренировочные занятия являются основными формами физическими  упражнениями.

Утренняя гигиеническая гимнастика ускоряет приведение организма в работоспособное состояние, она усиливает ток крови и лимфы во всех частях тела и учащает дыхание, что активизирует обмен веществ и быстро удаляет продукты распада, накопившиеся за ночь. Систематическое выполнение зарядки улучшает кровообращение, укрепляет сердечнососудистую, нервную и дыхательную системы, улучшает деятельность пищеварительных органов, способствует более продуктивной деятельности коры головного мозга.

При выполнении упражнений в течение учебного дня необходимо обращать внимание на соблюдение основных методических и гигиенических правил: перед тем как выполнить упражнение, сделать небольшую разминку; следить за тем, чтобы места, где выполняются упражнения, соответствовали требованиям гигиены, и т. д.

Самостоятельные тренировочные занятия можно проводить индивидуально или в группе из 3—5 человек и более. Групповая тренировка более эффективна, чем индивидуальная. Заниматься рекомендуется 3—4 раза в неделю по 1 —1,5 часа. Каждое самостоятельное тренировочное занятие состоит из 3 частей: подготовительная часть (разминка); основная и заключительная часть.

Тренировочные занятия должны носить комплексный характер, т. е. способствовать развитию всего комплекса физических качеств, а также укреплению здоровья и повышению общей работоспособности организма.

Рассмотренные в данной работе формы оздоровительной физической культуры (с использованием ациклических упражнений) не способствуют существенному росту функциональных возможностей системы кровообращения и уровня физической работоспособности, а значит, не имеют решающего значения в качестве оздоровительных программ.

 Ведущая роль в этом отношении принадлежит циклическим упражнениям, обеспечивающим развитие аэробных возможностей и общей выносливости.

Именно для циклических  упражнений, направленных на развитие общей выносливости, характерны важнейшие морфофункциональные -изменения систем кровообращения и дыхания: повышение сократительной и «насосной» функции сердца, улучшение утилизации миокардом кислорода и т. д. Различия отдельных видов циклических упражнений, связанные с особенностями структуры двигательного акта и техникой его выполнения, не имеют принципиального значения для достижения профилактического и оздоровительного эффекта.

Знание особенностей влияния  на организм различных видов циклических  упражнений позволяет правильно выбрать оздоровительные программы в зависимости от состояния здоровья, возраста и уровня физической подготовленности. Для более разностороннего влияния на организм, исключения монотонности занятий и адаптации к привычной физической нагрузке в течение многолетних тренировок целесообразно временное переключение с одного вида циклических упражнений на другой или же использование их в сочетании. Так, например, любители лыж в зимнее время могут полностью переключаться на данный вид спорта (включая участие в соревнованиях), а летом обязательно использовать регулярные беговые тренировки. Только круглогодичные занятия оздоровительной физкультурой могут быть эффективны для профилактики атеросклероза и ИБС.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Величковский Б.Т. Здоровье человека и окружающая среда. – М.: Новая школа, 2009. – 240 с.
  2. Гласс Дж. Жить до 180 лет/ Дж. Гласс. – М.: Физкультура и спорт, 2008. – 93 с.
  3. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр Академия, 2008. – 288 с.
  4. Годик М.А. Методология: Учебник для институтов физической культуры/ М.А. Годик. – М.: Физкультура и спорт, 2007. – 312 с.
  5. Головин В.А., Масляков В.А., Физическое воспитание. – М.: Высш. школа, 2009. – 391 с.
  6. Евсеев Ю.И. – Физическая культура. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 384 с.
  7. Железняк Ю.Д., Петров В.К. Основы научной методической деятельности в физической культуре и спорте: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Издательский центр Академия, 2008. – 264 с.
  8. Качашкин В.М. Методика физического воспитания: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных. - М.: Просвещение, 2007. – 304 с.
  9. Лукьяненко В.П. Физическая культура: основы знаний: Учебное пособие. - Ставрополь: Изд-во СГУ. – 2005. – 224 с.
  10. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры. – М.: ФиС, 2008. – 210 с.
  11. Масеев А.П., Мельников С.Б. Методика физического воспитания с основами теории: Учеб. пособие для  студентов ин-тов и учащихся пед. уч-щ. – М.: Просвещение, 2011. – 167 с.
  12. Мильнер Е.Г. Формула жизни: Методико-биологические основы оздоровительной физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 2009. – 112 с.
  13. Мищенко В.П. Физиология человека. – М.: Физкультура и спорт. – 2009. – 588 с.
  14. Скрипалев В.С. Стадион в квартире/В.С. Скрипалев. – М.: Физкультура и спорт, 2007. – 216 с.
  15. Холодов Ж.К. Теория и методики физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский центр Академия, 2007. – 480 с.
  16. Чайковский А.М., Шенкман А.Б Искусство быть здоровым. – М.: Физкультура и спорт, 2008. – 167 с.
  17. Чешихина В.В. Физическая культура и здоровый образ жизни: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГСУ Союз, 2008. – 250 с.
  18. Чикин С.Я. Сколько жить человеку? – М.: Здоровье, 2005. – 144 с.

 

 

19.10.12.

                                                                                                                                                  


Информация о работе Средства физической культуры и их влияние на организм