Совершенствование навыка метания у детей старшего дошкольного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 19:18, курсовая работа

Краткое описание

Метание - естественный вид физических упражнений, широко используемый человеком с древних времен. До изобретения лука со стрелой и огнестрельного оружия охота с помощью копий, дротиков была одним из главных способов добывания пищи нашими предками. Еще в Древней Греции метание копья входило в число видов классического пятиборья. Греческие юноши соревновались в метании диска, толкании тяжелых камней. В настоящее время метание диска, молота, копья и толкание ядра входят в программу Олимпийских игр и всех комплексных соревнований по легкой атлетике.

Оглавление

Введение 3
1.Совершенствование навыка метания
1.1Формирование основного движения-метания 6
1.2Методика обучения бросанию и метанию. 10
1.3Обоснование возможности формирования 26
навыка метания через игру «Городки»
2.Диагностика навыков метания
2.1Описание и ход исследования 31
Заключение
Список использованных литературных источников

Файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 221.55 Кб (Скачать)

     Проведение  упражнений в катании, бросании и  ловле возможно в условиях группы, в ненастное время метание в цель проводится в зале. Однако для этих движений наиболее удобен участок, спортивная площадка, где можно не опасаться попасть в окно. Упражнения в метании вдаль проводятся только на участке. Особенно полезно организовывать упражнения и игры с мячами на прогулке за пределами участка, когда используются разнообразные природные материалы: еловые и сосновые шишки, каштаны, желуди, камешки, прутья-дротики и др.

     ПРИМЕРНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В МЕТАНИИ  ПО ВОЗРАСТНЫМ ГРУППАМ

Содержание упражнений для детей младшей группы (3—4 лет)

1.  Метание в горизонтальную цель двумя руками снизу и

от   груди   с   расстояния   1,5—2   м.

2.  Метание в горизонтальную цель одной рукой.

3.  Метание мяча, мешочка вдаль правой и левой рукой.

4.  Метание в вертикальную цель сверху правой и левой рукой с расстояния 1—1,5 м.

     Методические  указания. Метание в цель горизонтальную и вертикальную широко используется во второй младшей группе, причем цель отставляется от детей на 1,5—2 м, высота центра мишени 1,2 м. Воспитатель старается заинтересовать детей результатом успешного выполнения задания, показывает, что перед метанием нужно внимательно присмотреться к цели, прицелиться и бросить мяч.

     При метании вдаль воспитатель продолжает учить детей придавать мячу правильную траекторию метания, используя, как  и в предыдущей группе, в качестве ориентира натянутую между деревьями  веревку, горизонтально расположенную  ветку примерно на высоте 1,5 м. Стимулирует  попытки детей бросать энергично, предлагает добросить до пенька, лесенки, расположенных в 3—4 м от детей. Внимательно следит, чтобы метание дети выполняли как правой, так и левой рукой. К концу года дети метают вдаль на расстояние 2,5—5 м.

     Упражнения  и игры для детей 3—4 лет 

Кто дальше бросит мешочек. 5—6 детей стоят на одной стороне площадки за начерченной линией или положенной веревочкой. У каждого по четыре мяча или мешочка с песком. По сигналу воспитателя дети бросают по 2 раза правой и левой рукой, затем бегут к мячам, поднимают их и возвращаются обратно.

     Правила: бросать обязательно одной и другой рукой; бежать за мешочками только по сигналу.

Попади  в круг. Дети стоят по кругу на расстоянии 2—3 шагов от лежащего в центре большого обруча или круга (из веревки или начерченного на земле) диаметром 1—1,5 м. В руках у детей мешочки с песком или другие предметы для метания. По сигналу они бросают предметы в круг правой и левой рукой, по другому сигналу берут их из круга. Воспитатель отмечает тех, кто сумел попасть.

     Правила: бросать и брать только по сигналу; стараться по пасть в обруч; бросать одной, при повторении другой рукой.

Подбрось  повыше. Воспитатель раздает детям мячи диаметром 12—15 см и предлагает поиграть с ними, бросая вверх и стараясь поймать после броска.

     Правила: бросать сначала невысоко, чтобы суметь поймать ловить мяч, кистями рук, не прижимая к груди; если мяч упал, его можно поднять и продолжить упражнение.

Попади  в цель. Воспитатель ставит или подвешивает 2 вертикальные цели — это может быть обруч с картонным кружком посередине, щит-мишень, снежная фигура с удобным для метания предметом (лиса с колобком, заяц с корзиной). Перед целями на расстоянии 1,5—2 м обозначается полоса шириной 40 см. На ней напротив каждой цели стоят ведерки с мячами, шишками, мешочками с песком. 2—3 детей встают к ведеркам, берут предметы и метают их в цель одной и другой рукой. Собирают брошенные предметы в ведерки, выходят другие играющие.

     Правила: метать по сигналу той рукой, какой укажет воспитатель; собирать предметы после того, как все произвели метание; выполнять метание, не выходя за пределы полосы,

Содержание  упражнений для детей  средней группы (4—5 лет)

1.  Метание вдаль правой и левой рукой (к концу года на 1асстояние не менее 3,5—6,5 м).

2.  Метание в горизонтальную цель с расстояния 2—2,5 м правой и левой рукой.

3.  Метание в вертикальную цель (высота центра мишени ,5 м) с расстояния 1,5—2 м правой и левой рукой.

4.  Бросание мяча о стену и ловля (в индивидуальных играх).

     Методические  указания. У детей средней группы улучшается координация движений, умение придать силу броску. Это позволяет воспитателю уточнить некоторые элементы техники: стоять надо по направлению броска, ноги расставить; при броске от груди несколько отклониться назад и, распрямляя одновременно обе руки, выпрямиться и толкнуть мяч вперед; при броске из-за головы руки с мячом отвести назад за голову, слегка прогнуться в пояснице, затем быстрым движением выпрямить туловище и руки, послать мяч вперед-вверх.

     Воспитатель объясняет и показывает детям  правильную позу при метании, обращает их внимание на исходное положение, хотя и не добивается непременного выполнения всех указаний. При метании правой рукой назад слегка отставляется правая нога, и туловище слегка поворачивается также вправо. При метании левой рукой соответственно меняется и исходное положение. Воспитатель одобряет тех, кто правильно, без остановки выполняет замах и бросок.

     Педагог должен поощрять самостоятельные попытки детей овладеть метанием, создает для этого необходимые условия на участке, на прогулке, в лесу, на лугу, у водоема. Предлагает интересные задания и игры — «кто бросит выше дерева», « Попадет в мяч».

     По  сравнению с предыдущей группой увеличивается расстояние до цели — 2—2,5 м, а при метании вдаль к концу года дети должны бросать мяч на расстояние не менее 3,5 м «слабой» рукой и на расстояние 6,5 м «сильной» рукой. Надо отметить, что среди детей всегда есть те, которые дальше бросают левой рукой, хотя могут рисовать, есть, лепить правой.

Упражнения  и игры для детей 4—5 лет

Брось дальше. Несколько детей встают у линии. Им предлагается бросить мяч как можно дальше. Если даны большие мячи, дети бросают их обеими руками от груди или из-за головы. Маленькие мячи бросают поочередно правой и левой рукой. Отмечается тот, кто сумел бросить мяч дальше других.

Скользкая цель. На площадке ставят невысокий стол или используют широкий пень с ровной поверхностью. Играющие встают вокруг на расстоянии 2—2,5 м. В руках у них мешочки с песком. По очереди бросают мешочки на стол так, чтобы они не упали, а остались лежать на нем.

     Правила: бросать мешочек способом снизу; за удачный бросок начисляется очко.

Попади  в мяч. Посередине снежной площадки на линии два волейбольных мяча. На другой стороне площадки обозначена черта. Двое детей, взяв по 2—3 снежка, стараются попасть в мяч и закатить его дальше, за черту. Выигрывает сделавший первым.

     Правила: бросать в мяч можно любым способом; если снежок после броска остался цел, его можно использовать снова.

Содержание  упражнений для детей старшей группы (5—6 лет)

1.  Метание в горизонтальную цель снизу правой и левой рукой с расстояния 3—4 м.

2.  Метание в вертикальную цель (центр которой на высоте 2 м от земли) правой и левой рукой.

3.  Метание вдаль предметов разного веса (мячи, мешочки, шишки, прутики и др.) правой и левой рукой.

     Методические  указания. Как правило, упражнения с мячами выполняются всеми детьми одновременно (бросание вверх, о землю,  ловля, отбивание), половиной группы (катание, перебрасывание, метание вдаль)  или колоннами  (метание в цель).

     В метании вдаль и в цель воспитатель  объясняет, каким должно быть исходное положение: одна нога выносится вперед, носок другой ноги развернут в сторону. Замах дети пытаются выполнить круговым маховым движением руки сначала вниз, затем назад до полного ее выпрямления, активным выносом над плечом вперед-вверх. Такое слитно выполняемое движение вначале удается немногим детям, чаще мальчикам. Надо показать детям правильный хват мяча: три пальца размещены сзади мяча, а мизинец и большой палец поддерживают мяч сбоку.

Упражнения  и игры для детей 5—6 лет

Сбей  городок.   На  площадке  чертят линию длиной 6 м, перпендикулярно к ней еще три короткие лиши (длиной 3 м). Через каждые 50 см на коротких линиях делают небольшие отметки (чертой). В конце этих линий ставят городки. Трое играющих с мячами становятся в начале линий (напротив городков) и катят мяч. Тот, кто собьет мячом городок, переставляет его на одну отметку ближе к себе. Выигрывает тот, кто первым переставит городок ближе к себе.

     Правила: катать мяч, придерживаясь своей линии; если сбил чужой городок, должен поставить его на место.

Попади  в цель. Связываются четыре обруча (в виде цветка). Их кладут в центре круга, за чертой которого встают дети. Каждый по очереди бросает в обруч мяч, шишку, каштан. Попадание в центр между связанными обручами дает три очка, а во все обручи — по одному. Выигрывает тот, кто первым наберет условленное количество очков.

     Правила: бросать предметы по очереди любым способом: снизу, от плеча.

Мяч водящему. Дети распределяются на 2—3 равные подгруппы и строятся в колонны. Расстояние между колоннами 3—4 шага. Перед колоннами проводится линия. На расстоянии чертится вторая линия, параллельная первой. В тяжелой подгруппе выбирают водящего, который становится напротив колонны за второй чертой. По сигналу водящие бросают мячи впереди стоящим в своих колоннах. Поймав мяч, играющий бросает его обратно, а сам встает в конец колонны. Выигрывает колонна, быстрее закончившая переброску мяча.

  Правила: мяч бросать двумя руками снизу, не заходя за черту; уронивший мяч сам его поднимает; не сумевшему поймать водящий бросает еще раз.

Брось — догони. Начертить две линии на расстоянии 20м одна от другой. Стоя за первой линией, все играющие бросают вдаль мешочки с песком. Каждый подходит к своему мешочку, берет его и на сигнал «марш» бежит за вторую линию на другую сторону площадки.

     Правила: бросать установленным способом   (снизу или сверху); выигрывает первый перебежавший за линию.

Подвижная мишень. К игрушечным машинам прикрепляют мишени из фанеры или плотного картона (рис. 18). В соответствии с числом мишеней играющие встают на расстоянии 2—3 м от мишеней. Бросает каждый своим мячом в цель, стараясь откатить машину подальше. После 8—10 бросков игра заканчивается. Выигрывает тот, чья машина откатилась дальше от исходной линии.          

     Правила: бросать мяч не выходя за исходную линию; догоняя мяч, не мешать друг другу; брать только свой мяч.

Сбей  мяч. На одной стороне площадки проводится черта, от нее ставят 3—4 табуретки (или ящики) на расстоянии 1 м друг от друга. На каждую табуретку кладут кольцо от серсо, а от него большой мяч. На расстоянии 2 м проводится одна черта, а на расстоянии 3 м — вторая черта. Играющие распределяются на 3—4 подгруппы и строятся у второй черты в колонны лицом к мячу. Каждой колонне даются два мешочка одного цвета (играющие должны запомнить цвет своих мешочков). По сигналу «сбей мяч» стоящие в колоннах первыми бросают правой рукой; мешочек в свой мяч, а затем с ближней черты — второй мешочек левой рукой. После этого бегут за мешочками и передают их следующим, а сами встают в конец колонны. За каждый удачный бросок (попадание в мяч) играющий получает флажок того же цвета, что и мешочки. Выигрывает та колонна, которая получит больше флажков.    

     Правила: бросать из-за черты по сигналу[1]. 

Вывод: Е.Н. Вавилова в методике при обучении различных способов метания, необходимо следить за тем, чтобы дети выполняли упражнение обеими руками, дабы препятствовать появлению нарушения осанки.

      Воспитатель должен контролировать количество бросков  правой и левой рукой. Если метание  левой рукой освоено плохо, то именно с метания левой рукой  следует начинать обучение.

      Воспитатель должен сам правильно показать детям  движение с соблюдением всех основных требований техники.

1.3Обоснование  возможности формирования  навыка метания через спортивную игру «Городки»

     По  утверждению отечественных педагогов  Е.Н. Водовозовой, П.Ф. Каптерева, П.Ф. Лесгафта, Е.А. Покровского, К.Д. Ушинского, народные подвижные игры являются эффективным  средством физического воспитания. Подвижная игра представляет собой  первую, доступную для дошкольников форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение навыка движений (А.В. Запорожец). Игра городки  представляет большую ценность с  точки зрения пополнения духовной и  физической культуры личности, передачи жизненно-важных умений и навыков, воспитания нравственности, уважения к народным традициям и обычаям[2].

     Во  время игры «Городки» дети стараются как можно быстрее выбить фигуры. Вследствие этого, у них лучше развиваются мышцы плечевого пояса(основные группы мышц), укрепляются суставы и связки, а это в свою очередь способствует формированию навыка метания. Так же во время игры необходимо четко выбивать фигуры, удерживать равновесие. Все это способствует развитию у детей глазомера и ловкости, гибкости. Следовательно, качество метания будет выше у тех детей, которые умеют играть в спортивную игру «Городки». Так же с помощью этой игры у детей совершенствуется такой способ метания как: прямой рукой сбоку.

Информация о работе Совершенствование навыка метания у детей старшего дошкольного возраста