Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2011 в 19:18, курсовая работа
Метание - естественный вид физических упражнений, широко используемый человеком с древних времен. До изобретения лука со стрелой и огнестрельного оружия охота с помощью копий, дротиков была одним из главных способов добывания пищи нашими предками. Еще в Древней Греции метание копья входило в число видов классического пятиборья. Греческие юноши соревновались в метании диска, толкании тяжелых камней. В настоящее время метание диска, молота, копья и толкание ядра входят в программу Олимпийских игр и всех комплексных соревнований по легкой атлетике.
Введение 3
1.Совершенствование навыка метания
1.1Формирование основного движения-метания 6
1.2Методика обучения бросанию и метанию. 10
1.3Обоснование возможности формирования 26
навыка метания через игру «Городки»
2.Диагностика навыков метания
2.1Описание и ход исследования 31
Заключение
Список использованных литературных источников
1.2Методика обучения бросанию и метанию.
Существует понятие "школа мяча", раскрытое еще П.Ф.Лесгафтом (1952), и содержащее систему упражнений в подбрасывании, ловле, отбивании мяча, как малого, так и большого. Для детей дошкольного возраста из «школы мяча» можно выделить следующие виды упражнений:
1.
Упражнения для тактильной
2.
Подбрасывание и ловля. Как
правило, дети, подбросив мяч убирают
руки в стороны, поэтому
На что нужно обратить внимание:
Первый момент - дети подбрасывают мяч и смотрят не на него, а на взрослого, ожидая реакции. Одобрить, и обратить внимание на необходимость следить за мячом - в противном случае поймать невозможно.
Второй момент - дети поначалу бросают невысоко. Нужно научиться бросать мяч повыше.
После этого переходим к броску с хлопком, двумя, тремя и т.д. Условие – обязательно поймать мяч, не дав ему упасть на пол. Следующие упражнения в ударах мяч в пол и ловле его после отскока. Далее бросать мяч в стену и ловить от стены (не давать упасть на пол).
Выполнять бросок двумя руками в цель - лучше в вертикальную, а не в высокую взрослую баскетбольную корзину. Для детей определен стандарт - высота баскетбольного кольца 1,8 м, но при необходимости можно опустить ниже – на 1,6 метра. Это вполне нормальная высота. Если такого кольца нет - лучше бросать в вертикальную цель. Бросок должен производиться не из-под кольца, а с расстояния 2-4 м.
Дальше разнообразные ведения, отбивания, перебрасывания с обязательным акцентом внимания на точность выполнения действий.
Третий момент - отдельно нужно отметить метание малого мяча в цель и на дальность. В силу особенностей детского мышления понятие "на дальность" нужно заменить - добросить до дерева (столба, куста, забора, через реку, футбольное поле и т.д.) [3].
Мяч как основной, наиболее удобный для бросания и метания предмет должен постоянно находиться в свободном распоряжении детей. Воспитатель показывает, что с мячом можно выполнять разнообразные действия, помогает ребятам приобрести собственный двигательный опыт, умение обращаться с мячом: держать его в двух или одной руке, обхватывая пальцами, отталкивать, катать, бросать. После многочисленных упражнений появляется своеобразное «чувство мяча». Дома взрослые должны чаще предоставлять ребенку возможность играть с мячом. Хорошо подвесить большой надувной мяч на высоте поднятых вверх рук ребенка и предложить отталкивать мяч одновременно обеими руками. Детей третьего года жизни воспитатель объединяет уже в подгруппы по трое-пятеро и играет с ними. Небольшие игровые подгруппы дают возможность педагогу активизировать всех детей, уделить каждому необходимое внимание с учетом его индивидуальных двигательных умений. Воспитатель чаще играет с вновь поступившим ребенком, не имеющим навыка действий с мячом.
В каждой возрастной группе мячи должны быть разных размеров — от маленьких (резиновых и теннисных) до больших надувных. Упражнения с ними приучают детей без лишнего напряжения владеть разным хватом мяча: маленький мяч плотно обхватывать пальцами одной руки, в действиях с большим мячом пальцы обеих рук расставляются пошире.
Метание в цель (горизонтальную и вертикальную) выполняется мячами резиновыми или теннисными, мешочками с песком, шишками, снежками. Горизонтальной целью может служить ящик, пенек, корзина, вертикальной — щит с нарисованным кругом, обруч, большой мяч, дерево и т. п. В зависимости от характера цели, веса и величины метаемого снаряда выбирается способ метания. Большой мяч в корзину или лежащий на земле обруч бросают двумя руками снизу, маленький мяч или шишку— одной рукой. В вертикально расположенную цель чаще бросают небольшой снаряд одной рукой. При этом младшие дети охотнее пользуются способом метания согнутой рукой от плеча, старшие чаще бросают из-за головы.
В метании надо обращать внимание на чередование бросков правой и левой рукой — это важно для гармоничного развития обеих рук, для профилактики появления нарушений осанки. Маленьким детям воспитатель помогает взять мяч или другой предмет указанной рукой, иногда даже вкладывает его в руку малыша и направляет затем его движение. Старшие дети должны точно выполнять указания, какой рукой бросить предмет.
При метании в цель способом «из-за спины через плечо» в соответствии с расстоянием до нее и характером мишени изменяются амплитуда и сила броска: чем ближе цель, тем меньше амплитуда замаха, тем меньше и перенос тяжести тела на сзади стоящую ногу (замах неполный, укороченный).
Метание способом «прямой рукой сверху» применяется при перебрасывании мяча через волейбольную сетку. Исходное положение: ноги немного шире плеч, правая отставлена назад, правая рука с мешочком вдоль туловища или полусогнута перед грудью, туловище вполоборота вправо, тяжесть тела равномерно распределена на обе йоги. Левая рука опущена вдоль туловища.
Прицеливаясь, ребенок поднимает правую руку вперед-вверх, туловище наклоняет слегка вперед, тяжесть тела переносит на левую ногу, левую руку отводит вниз-назад.
При замахе правая рука сначала проносится вниз-назад, затем вниз-вперед-вверх до отказа. Тяжесть тела переносится на правую ногу, потом на обе ноги и, наконец, снова на правую ногу, причем обе ноги сгибаются в колене, и метатель прогибается в пояснице.
При броске туловище и ноги выпрямляются в направлении вверх-вперед. Рука, почти прямая, продвигаясь вверх-вперед, кистью выбрасывает мешочек. Тяжесть тела переносится на левую ногу. Для сохранения равновесия правая нога приставляется к левой.
Метание «прямой рукой снизу» применяется для попадания в горизонтальную цель, при бросании мяча друг другу или в стенку, при перебрасывании мяча через волейбольную сетку.
Исходное положение: ноги чуть шире плеч, правая отставлена назад; правая рука, полусогнутая в локте, перед грудью или вдоль туловища, которое следует повернуть вполоборота вправо; тяжесть тела распределена равномерно на обе ноги, взгляд обращен вперед.
При прицеливании туловище наклоняется вперед; тяжесть тела переносится на левую ногу; правая, выпрямляясь, ставится на носок; правая рука с мешочком сгибается в локте, поднимается вперед-вверх до уровня глаз ребенка, левая слегка отводится вниз-назад.
При замахе правая рука с мешочком идет назад до отказа; одновременно правая нога отставляется назад и сгибается в колене, причем на нее переносится тяжесть тела; туловище слегка наклоняется вперед, левая нога выпрямляется; левая рука выносится вперед.
При
броске выпрямляются ноги и туловище;
правая рука, почти прямая, проносится
в направлении вниз-вперед-
Метание «прямой рукой сбоку» применяется при бросании мяча в кегли, при сбивании городков, при бросании камешков в воду, чтобы они прыгали по ее поверхности.
Исходное положение: ноги немного шире плеч, правая отставлена назад, правая рука с мешочком вдоль туловища; тяжесть тела равномерно распределена на обе ноги.
Прицеливаясь, ребенок выносит правую руку вперед-вверх на уровень своих глаз; тяжесть тела переносит на левую ногу, левую руку слегка отводит вниз-назад.
При замахе туловище отклоняется; правая рука отводится назад до отказа, тяжесть тела переносится на правую ногу, согнутую в колене, левая рука идет вперед-вправо.
При броске правая нога выпрямляется, туловище поворачивается влево-вперед, правая рука движется вперед-влево и кистью выбрасывает предмет. Левая рука отводится вниз-назад. Тяжесть тела переносится на левую ногу. Для сохранения равновесия правая нога приставляется к левой.
Упражнения проводятся со всеми детьми одновременно - бросив мешочек, они бегут за ним и встают около него Воспитатель отмечает, кто лучше и дальше всех бросил.
При обучении метанию в цель, кроме нарисованных кругов, используется обруч, который кладется на пол или подвешивается на разной высоте. При закреплении навыков метания в цель используются игры серсо, кольцеброс и др. Детей старшего возраста полезно учить попадать в движущуюся цель. Для этого к санкам (тележке) прикрепляют мишень. Воспитатель (или ребенок) везет санки, а дети пытаются попасть в цель. Для закрепления навыков метания в движущуюся цель проводятся игры «Зайцы и охотники», «Ловишки с мячом».
С возрастом у детей развивается интерес и к количественным результатам своих занятий. Попав в цель на близком расстоянии, они отходят дальше и снова пытаются попасть в нее или кладут кружочки и стремятся попасть в те, которые расположены подальше от начальной черты (1, 3, 5, 10 м).
Детей дошкольного возраста учат метать мяч двумя руками «снизу», «от груди», «от плеча», «сбоку», «из-за головы».
Способ двумя руками «снизу» применяется при бросании мяча через сетку, друг другу. Исходное положение: ноги чуть шире плеч или правая отставлена назад. При прицеливании обе руки с мячом поднимаются вперед-вверх, тяжесть тела переносится на левую ногу. При замахе руки с мячом опускаются вниз и подводятся к правой ноге. Тяжесть тела переносится на правую полусогнутую ногу, туловище наклоняется вперед, левая нога выпрямляется. При броске туловище и ноги выпрямляются, руки выносятся вперед, правая нога приставляется к левой.
К способу двумя руками «от груди» прибегают, когда нужно бросить мяч друг другу, в стенку и т. д. Исходное положение: ноги на ширине плеч, руки с мячом перед грудью. При прицеливании туловище наклоняется слегка вперед-вниз, руки с мячом выносятся немного вперед, тяжесть тела переносится на впереди стоящую ногу. При замахе туловище и руки с мячом отклоняются на-(ад, тяжесть тела переносится на сзади стоящую ногу. При броске туловище и нога выпрямляются, руки, тоже выпрямляясь, бросают мяч; тяжесть тела переносится на левую ногу; правая нога приставляется к левой.
Метание способом «из-за головы» применяется при бросании мяча в обруч и кольцо, через веревку или сетку. Исходное положение: ноги на ширине плеч; руки подняты вверх и согнуты так, чтобы мяч находился за головой. При замахе туловище и руки отклоняются назад, ноги сгибаются в коленях; тяжесть тела перекосится на сзади стоящую ногу. При броске ребенок выпрямляет туловище и ноги, поднимается на носки, руки вытягивает вперед-вверх и делает бросок.
Способом двумя руками «сбоку» бросают мяч друг другу. Исходное положение: правая нога отставлена назад, руки с мячом отведены назад-вправо. При замахе руки с мячом отводятся назад до отказа, тяжесть тела переносится на правую ногу. При броске тяжесть тела переносится на левую ногу, мяч выбрасывается движением туловища и рук вперед.
Организация упражнений в метании проходит следующим образом: справа (слева) от метающего стоят ведерки или коробки с равным числом мячей или мешочков (2—3 в каждом), которые ребенок берет правой (левой) рукой. Однако и в этом случае некоторые дети берут мяч правильно, но потом перекладывают его в более привычную к метанию руку. Обычно это чаще встречается у детей, умеющих уверенно метать и уже определивших «сильнейшую» руку (она может быть как правой, так и левой). Воспитателю надо внимательно контролировать количество бросков правой и левой рукой. Если в группе большинство детей плохо освоили метание левой рукой, то именно с метания левой рукой надо начинать обучение.
Метание вдаль не требует такой точности, глазомера, как метание в цель. Движения детей здесь более свободные, размашистые, энергичные. Малыши, так же как и при метании в цель, чаще метают предмет движением руки от плеча, предварительно согнув руку и не выпрямляя ее при броске. Часто бросок, хотя и резкий, направляется вниз, и предмет падает близко от ребенка (в пределах 0,5—1 м). Детей надо обучить правильному метанию вперед-вверх. По такой траектории мяч улетит далеко. Без зрительного ориентира дети с трудом понимают, как это выполнить. Поэтому воспитатель предлагает перебросить мяч через куст, ветку дерева или подвешивает веревку несколько выше поднятой руки ребенка. Младшие дети располагаются на расстоянии 1 м от веревки, старшие отходят дальше, примерно на 2—3 м. Сам воспитатель должен правильно показать детям движение с соблюдением всех основных требований техники или для показа подготовить ребенка, умеющего хорошо метать.
Метание вдаль выполняется разными способами: от плеча, из-за спины через плечо с предварительным замахом, снизу, сверху, сбоку.
Вдаль метают мячи, мешочки с песком, шишки, снежки; у водоема дети с увлечением бросают в воду мелкие камешки «кто дальше»; в лесу, на лугу используют длинные травинки, метая их, как копье. Мягкие и мелкие предметы — мячи, желуди, каштаны — можно метать снизу с заданием «кто бросит выше». Вырезанные из картона круги метают способом сбоку, напоминающим метание диска.
Мячи должны быть разнообразными: маленькие резиновые или теннисные диаметром 5—6 см, средних размеров диаметром 8—12 см, большие мячи диаметром 18—20 см. Для некоторых упражнений и игр используются надувные мячи, старшим детям необходимы волейбольные и набивные мячи весом до 1 кг. Мячи должны хорошо отскакивать от земли или стены. Хранят запасные мячи в прохладном помещении, в группах мячи размещают вдали от отопительных приборов.
Информация о работе Совершенствование навыка метания у детей старшего дошкольного возраста