Сколеотические нарушения позвоночника

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 14:49, реферат

Краткое описание

Сколиотические нарушения позвоночника - считаются одними из наиболее сложных изъянов опорно-двигательного аппарата человека. Сколиоз называют биологической трагедией человечества. По статистическим данным ученых Европы, в странах СНГ – почти у 98 % детей оказывается данная патология.
При проявлениях сколиоза отмечаются нарушения не только функций опорно-двигательного аппарата, но и возникновение и развитие негативных сдвигов в функционировании внутренних органов, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, что первично обусловлено процессом патологического искривления позвоночника.

Файлы: 1 файл

Skolioticheskie_narushenia_pozvonochnika.doc

— 68.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ «НИНХ»

 

 

Институт менеджмента

Кафедра экономика труда и управления персоналом

 

 

Реферат

 

Учебная дисциплина: Физическая культура

Название темы:  Сколиотические нарушения позвоночника

 

 

 

 

 

 

 

2013 г.

 

 

 

 

 

Сколиотические нарушения позвоночника - считаются одними из наиболее сложных изъянов опорно-двигательного аппарата человека. Сколиоз называют биологической трагедией человечества. По статистическим данным ученых Европы, в странах СНГ – почти у 98 % детей оказывается данная патология.    

При проявлениях сколиоза отмечаются нарушения не только функций опорно-двигательного аппарата, но и возникновение и развитие негативных сдвигов в функционировании внутренних органов, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, что первично обусловлено процессом патологического искривления позвоночника.   

Возникновение сколиоза и развитие сколиотической болезни следует считать многофакторным процессом и с точки зрения биомеханики – результатом взаимодействия влияний, которые нарушают вертикальное положение позвоночника, направленные на поддержку вертикальной позы. Умение квалифицированно корректировать сколиоз является важной задачей лечения у остеопата (мануального терапевта), а также, средствами физической культуры и спорта в период роста и формирования скелета ребенка.   

В системе мероприятий профилактики, лечения и реабилитации, к сожалению, продолжают преобладать только традиционные средства: гимнастические комплексы упражнений лечебной и корректирующей направленности, использование ортопедических фиксирующих корсетов, использование массажа и физиотерапевтических процедур, которые на сегодня становятся все менее действенными в сравнении с более перспективными методиками. К таковым относится остеопатическая коррекция причин сколиоза. Опытный остеопат проведет тщательную диагностику дисфункций как опорно-двигательного аппарата, так и других систем организма, влияющих на позвоночник, приводя к его искривлению (сколиотической деформации). 
Сколиоз, его формы и степени.   

Сколиоз (боковое искривление позвоночника) – это заболевание, которое может быть либо врожденным, либо приобретенным (паралич мышц спины, рахит, травмы). Из разных разделений сколиозов согласно этиологии и патогенезу этого недуга самое большое распространение получила классификация Кобба, в соответствии с которой они делятся на пять главных категорий.

Первая категория – патология заключается в неполном развитии связочного аппарата и мышечной ткани. К этой категории также могут быть отнесены рахитические сколиозы, которые образуются в ходе дистрофического процесса не только в скелете, но и в нервно-мышечной ткани.

 

Вторая категория – происхождение на основе нейрогенного уровня: в результате полиомиелита, сирингомиелии, неврофиброматоза, а также спастического паралича. Сюда же можно отнести и сколиозы на основе радикулита, люмбоишиалгии и вызванные дегенеративными изменениями в межпозвонковых дисках, часто влекущие за собой сдавление.

 

Третья категория – образуется в ходе патологии формирования ребер и позвонков. В эту же категорию входят все наследственные сколиозы, формирование которых обусловлено костными диспластическими аномалиями.

Четвертая категория – искривление позвоночника, вызванное болезнями грудной клетки (рубцово-спаечные процессы на почве ожогов, эмпиемы, пластических операций на грудной клетке).

 

Пятая категория - идиопатические сколиозы, происхождение которых сегодня еще не до конца исследовано. 
Сколиоз считается правосторонним, если ось позвоночника искривлена вправо, и левосторонним - если влево. Когда позвоночник искривлен по всей длине, то это сколиоз распространенный, при искривлении лишь части - локальный.

 

 

   У детей школьного возраста эта болезнь занимает одно из первых мест среди других деформаций костей скелета. Причем, девочки болеют в 4-5 раз чаще, чем мальчики. Какие разновидности сколиоза? Как обнаружить эту болезнь у дочери или сына? Как предотвратить ее появление? С этими вопросами необходимо обратиться, прежде всего, к остеопату (мануальному терапевту)!   

Врожденные сколиозы возникают в результате врожденных аномалий развития позвонков (дополнительные позвонки, дополнительные ребра, уменьшение или увеличение количества позвонков – так называемые переходные позвонки). Врожденный сколиоз может развиться на любом уровне позвоночного столба, но чаще всего встречается в грудном отделе. Такой сколиоз проявляется в раннем возрасте, иногда сразу после рождения. Течение врожденных сколиозов неблагоприятное, они часто прогрессируют.   

Диспластические сколиозы вызваны аномалиями некоторого участка позвоночного столба. Позвонки часто сращиваются между собой, образовывая массивные костные блоки. Иногда наблюдается недоразвитие задних частей позвонков, то есть часть позвоночного столба на определенном участке имеет щель, например – spina bifida. Такие сколиозы также имеют тенденцию к прогрессированию, то есть к усилению бокового искривления. 
Нейрогенные сколиозы возникают после разных неврологических заболеваний (полиомиелит, другие инфекционные болезни). Причиной нейрогенного сколиоза может быть родовая травма. Данный вариант также плохо поддается лечению и быстро прогрессирует.   

Идиопатические сколиозы. Самая многочисленная группа сколиозов, причины возникновения которых не установлены. Известно, что они чаще всего обнаруживаются у детей школьного возраста (10-15 лет). 
Согласно современным данным, сколиоз составляет около 66 процентов всех заболеваний позвоночника.

В зависимости от величины искривления позвоночника различают четыре степени сколиоза.

 

Первая степень. Боковое искривление позвоночника едва заметно у ребенка, который стоит. В положении лежа деформация значительно уменьшается. На рентгенограмме угол бокового отклонения - до 10 градусов.

Вторая степень. Значительное боковое искривление позвоночного столба. Деформация хорошо заметна, когда ребенок стоит. При сгибании вперед на уровне грудного отдела позвоночника виден «реберный горб», то есть деформация грудной клетки. На рентгенограмме позвоночника величина угла деформации составляет не более 25 градусов.

 

Третья степень. Позвоночник сильно искривлен, с большим «реберным горбом» на спине, который занимает практически всю половину грудной клетки. Движения позвоночного столба резко ограничены. На рентгенограмме позвоночника угол деформации - до 40 градусов. Такие дети слабые, вялые, бледные, быстро устают, склонны к частым простудным заболеваниям верхних дыхательных путей, физическая нагрузка вызывает у них сильное сердцебиение, потливость, то есть имеются все признаки дыхательной и сердечной недостаточности.

 

Четвертая степень. Деформация настолько выражена, что она заметна даже через одежду. Туловище ребенка сильно укорочено, грудная клетка как впереди, так и сзади деформирована. Реберный горб выражен на всю грудную клетку. В результате значительного укорочения туловища руки кажутся слишком длинными, а нижние конечности непропорционально большими. Реберная клетка упирается своей нижней частью в кости таза. Функция органов грудной и брюшной полостей сильно нарушена. Такие дети задыхаются даже при незначительных физических нагрузках. Позвоночный столб практически неподвижен. Для подобных детей характерной является одышка, сердцебиение, потливость, слабость, болезненность. Они нуждаются в постоянном присмотре, как родственников, так и медицинского персонала, помощи государства.   

Как следует из вышесказанного, сколиоз 1 и 2 степеней вполне можно эффективно лечить, так как он носит преимущественно вторичный адаптационный характер. Остеопат (мануальный терапевт) мягкими функциональными техниками откорректирует как вертебральные так и экстравертебральные причины сколиотической деформации позвоночника, восстановит стабильность гравитационной и антигравитационной систем организма. После курса лечения у остеопата необходим массаж и лечебная физкультура, закрепляющие достигнутый результат.

 

Лечебная физическая культура при сколиозе.

 

 

   Лечебная физкультура (ЛФК) - наиболее распространенное классическое назначение в комплексном консервативном лечении и профилактике сколиоза, в полезности которого вряд ли сомневается хоть один ортопед. Даже при завершении роста ребенка, после 16-20 лет, когда ЛФК преследует больше реабилитационные, чем лечебные цели (поддержание тонуса, улучшение кровоснабжения мышц спины), регулярное выполнение комплексов лечебной физкультуры необходимо.   

В детском возрасте ЛФК является преимущественно лечебным фактором, основные цели которого: разгрузка позвоночника, устранение существующего мышечного дисбаланса, правильное развитие и укрепление всего мышечно-связочного аппарата, формирование у ребенка правильных нервно-мышечных реакций (осанка).   

ЛФК сочетается с режимом сниженной статической нагрузки на позвоночник. ЛФК проводят в форме групповых занятий, индивидуальных процедур (преимущественно показаны больным при неблагоприятном течении болезни), а также индивидуальных заданий, выполняемых пациентами самостоятельно. Методика ЛФК определяется также степенью сколиоза: при сколиозе 3 степени она направлена на повышение устойчивости позвоночника (стабилизацию патологического процесса), а при сколиозе 1 и 2 степени - на коррекцию деформации.   

Упражнения лечебной гимнастики должны служить укреплению основных мышечных групп, поддерживающих позвоночник – мышц разгибателей позвоночника, косых мышц живота, квадратных мышц поясницы, подвздошно-поясничных мышц и др. Из числа упражнений, способствующих выработке правильной осанки, используются упражнения на равновесие, балансирование, с усилением зрительного контроля и др.   

Комплекс упражнений состоит из нескольких частей: разминка, упражнения лежа на спине, лежа на животе, и стоя. Отдых между упражнениями производится в исходном положении (т.е. если упражнение - лежа на спине, отдыхаем также в этом положении, вставать или садиться не надо).    

В комплексной терапии сколиотической болезни используют в основном корригирующие, асимметричные и симметричные упражнения. Корригирующие упражнения предусматривают максимальную мобилизацию позвоночника, на фоне которой проводится коррекция дуги искривления с помощью специальных корригирующих упражнений. Асимметричные упражнения также направлены на коррекцию позвоночника. Они оказывают оптимальное воздействие на его кривизну, умеренно растягивают мышцы и связки на вогнутой стороне дуги искривления и обеспечивают дифференцированное укрепление ослабленных мышц на выпуклой стороне.   

При сколиозе 2 степени на фоне общеукрепляющих упражнений применяют самокоррекцию, асимметричную коррекцию, деторсионные упражнения (по показаниям). Обязательны дыхательные упражнения. 
И. И. Кон предлагает корригирующее воздействие на позвоночник, эффективное у больных со сколиозом 1-2 степени. Исходное положение - лежа на спине, нога на стороне вогнутости искривления, согнутая под углом 90°, преодолевает сопротивление груза, который крепится у ножного конца кровати. При динамическом упражнении вес груза колеблется от 5 до 15 кг, а число движений - от 10 до 50. При статической нагрузке вес варьирует от 10 до 40 кг, а время его удержания — от 10 до 30 с. Это упражнение рассчитано на сокращение главным образом подвздошно-поясничной мышцы, уменьшающее сколиотическую дугу, торсию и лордоз.

Примерные комплексы упражнений для больного сколиозом.

Комплекс 1. Упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки.

Исходное положение стоя.

  1. Принятие правильной осанки путем касания стены или гимнастической стенки ягодицами, икроножными мышцами и пятками. Отойти от стены на 1-2 шага, сохраняя правильную осанку.
  2. Исходное положение лежа на спине, руки вдоль туловища. Голова, туловище, ноги составляют прямую линию. Приподнять голову и плечи, вернуться в исходное положение.
  3. В корригированном положении туловища прижать поясничную область к полу. Встать, принять правильную осанку.

Комплекс 2. Упражнения для укрепления мышечного «корсета».

Для мышц спины:

Исходное положение лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных одна на другую.

  1. Перевести руки на пояс, приподнимая голову и плечи, лопатки соединить, живот не поднимать, удерживать принятое положение.
  2. Приподнимая голову и плечи, медленно перевести руки вверх, в стороны, к плечам.
  3. Поднять голову и плечи: руки в стороны; сжимать и разжимать кисти рук.
  4. Поочередное поднимание прямых ног, не отрывая таза от пола. Темп медленный.
  5. Приподнимание обеих прямых ног с удержанием 10-15 с.

 

Для мышц брюшного пресса:

Исходное положение лежа на спине, поясничная область прижата к опоре.

  1. Поочередно сгибать и разгибать ноги в коленных и тазобедренных суставах.
  2. Согнуть обе ноги, разогнуть вперед, медленно опустить.
  3. Поочередно сгибать и разгибать ноги на весу — «велосипед».
  4. Руки за головой. Поочередно поднимать прямые ноги. То же упражнение в сочетании с различными движениями рук.

 

Симметричные корригирующие упражнения:

Исходное положение лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных одна на другую, локти разведены в стороны, положение туловища и ног прямое.

  1. Поднять руки вверх, тянуться в направлении рук головой, не поднимая подбородка, плеч и туловища, вернуться в исходное положение.
  2. Сохраняя срединное положение позвоночника, отвести назад прямые руки; ноги приподнять разогнутые в коленных суставах, «рыбка».
  3. Приподнять голову и грудь, поднять вверх прямые руки, приподнять прямые ноги, сохраняя правильное положение тела, несколько раз качнуться — «лодочка».

Информация о работе Сколеотические нарушения позвоночника