Роль физического воспитания в обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 22:50, реферат

Краткое описание

Способ достижения гармонии человека один - систематическое выполнение физических упражнений. Кроме того, экспериментально доказано, что регулярные занятия физкультурой, которые рационально входят в режим труда и отдыха, способствуют не только укреплению здоровья, но и существенно повышают эффективность производственной деятельности. Однако не все двигательные действия, выполняемые в быту и процессе работы, являются физическими упражнениями. Ими могут быть только движения, специально подбираемые для воздействия на различные органы и системы, развития физических качеств, коррекции дефектов телосложения.

Оглавление

1. Значение физической культуры в современном обществе
2. Физическая культура и двигательная активность как необходимый компонент развития личности
2.1. Роль физической культуры в воспитании
2.2. Влияние двигательных умений и физической культуры на интеллектуальную деятельность
3. Организация и руководство физическим воспитанием
4.Заключение
5.Список литературы

Файлы: 1 файл

доклад по аэробике.doc

— 112.00 Кб (Скачать)

     Особую  роль в сложном и многофакторном процессе формирования индивидуальности человека призвано сыграть физическое образование. Оно создает фундамент  здоровья для развития других сторон культуры человека, обеспечивает внутренние гарантии продуктивности учебно-познавательной деятельности и общения в сложной социально-экономической и экологической обстановке, способствует накоплению первичного опыта адаптации будущего работника к условиям рыночных отношений и рынка труда. Такая адаптация становится объективно необходимой, поскольку рынок сопряжен с психической и физической напряженностью, с профессионализмом, со способностью к конструированию адекватной системы отношений и поведения. Жизнь современного юношества и молодежи сильно отличается от той, которой жили в этом же возрасте их родители. Успеха может достичь только сильный, выносливый, уверенный в себе человек, умеющий ставить перед собой цели и достигать их. Повышение продуктивности занятий физической культурой в школе на современном этапе является очень важной и серьезной проблемой в связи с ухудшением состояния здоровья подрастающего поколения.

     Механическое  выполнение движений на уроке, т.е. обучение только тому, как правильно прыгать, бегать, двигаться, без передачи учащимся в процессе урока знаний в области физической культуры, есть не что иное, как обучение навыку. Для чего этот навык, как применять его в жизни – учащемуся часто остается так и неизвестно.

     Физкультурная деятельность, как и любая другая, осуществляется сознанием. В подсознательных действиях сознание не контролирует все процессы, а следит лишь за общим ходом деятельности, проводя его оценку, контроль и коррекцию. Сознание в случае возникновения каких-то нарушений (темпа, ритма, технических элементов упражнения) с появлением различных трудностей может мгновенно направить произвольное внимание, включить усилия на преодоление этих трудностей, осуществить необходимую коррекцию, оптимизацию деятельности.

     Одним из существенных путей проникновения  психологии в физическое воспитание, в жизнь студентов(школьников) является путь незаметного, но неуклонного повышения культуры общения, культуры отношений, культуры тренировок и соревнований. Это, несомненно, повысит продуктивность физкультурных занятий. Процесс формирования физических качеств – это непрерывная цепь поэтапного преодоления все возрастающих трудностей. Успешность их преодоления приносит самое главное в физкультурно-спортивной деятельности – удовлетворение. Этому во многом мешает несовершенство программ, учебников, методов обучения, недостаточно высокий уровень квалификации большого количества учителей и, наконец, то обстоятельство, что многим ученицам трудно учиться из-за несоответствия их возможностей предъявляемым к ним требованиям. Существующая система обучения эксплуатирует и перегружает систему внешней мотивации при практическом игнорировании системы внутренней мотивации, что приводит к ее атрофированию.

     Из  изложенного следует, что учет вышеперечисленных  факторов, а также раскрытие новых  позволит повысить активность учащихся и приведет к повышению продуктивности учебно-физкультурной деятельности.

     Среди многообразия видов физкультурно-спортивной деятельности, средств физического  воспитания особо выделяется аэробика. Главная задача мотивации обучения – такая организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика. На мой взгляд, оздоровительная аэробика является оптимальным и эффективным способом мотивирования процесса обучения, что в свою очередь позволит повысить продуктивность учебно-физкультурной деятельности девушек-старшеклассниц. Аэробика-это не только стимуляция сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, но и возможность улучшить координацию движений, выправить осанку, сделать походку более элегантной. Занятия аэробикой развивают подвижность суставов, способствуют повышению эластичности связок и сухожилий, активизируют иммунные силы организма, улучшают настроение, дают заряд бодрости. Уроки проводятся под музыку. Музыка используется как лидер, задающий ритм и темп выполняемых упражнений. Музыкальное сопровождение увеличивает эмоциональность занятия, положительные эмоции вызывают стремление выполнять движение энергичнее, что усиливает их воздействие на организм. Оно используется и как фактор обучения, так как движения легче запоминаются.

     На  основе изложенного можно сделать  вывод о сложности психологической  структуры учебно-физкультурной  деятельности и ее мотивации, где  отношение школьниц к этой деятельности и его результатам играет важную и неоднозначную роль. Продуктивность физкультурной деятельности зависит от ряда психологических факторов:

  • сформированности мотивов учебно-физкультурной деятельности;
  • учета потребностей, мотивов личности в процессе занятий физической культурой;
  • сочетания субъективных установок, переживаний, интересов и смыслов, которые побуждают учащихся заниматься физическим совершенствованием.

 

      Заключение

 

     1. Физическая культура — составная  часть общей культуры. Она не  только укрепляет здоровье, но и избавляет от некоторых врожденных и приобретенных недугов. Физическая культура нужна людям и физического и умственного труда. Но особенно она необходима детям и подросткам, так как в их возрасте закладывается фундамент физического развития и здоровья.

     Однако  чтобы не причинить вреда организму, необходим регулярный врачебный  контроль и самоконтроль. Чрезмерное увлечение спортом и несоблюдение указаний учителя физкультуры и  тренера могут вызвать переутомление, и тогда вместо пользы спортивные занятия принесут вред.

     Каждому, пожелавшему заниматься физической культурой и спортом, надо, прежде всего, регулярно посещать уроки  физкультуры. Там обучают гимнастическим и легкоатлетическим упражнениям, там можно научиться играть в  баскетбол, волейбол и в другие спортивные игры, ходить на лыжах, а если есть поблизости какой-либо водный бассейн, то и плавать.

     2. При выполнении физических упражнений  организм человека реагирует  на заданную нагрузку ответными  реакциями. Активизируется деятельность  всех органов и систем, в результате чего расходуются энергетические ресурсы, повышается подвижность нервных процессов, укрепляются мышечная и костно-связочная системы. Таким образом, улучшается физическая подготовленность занимающихся и в результате этого достигается такое состояние организма, когда нагрузки переносятся легко, а бывшие ранее недоступными результаты в разных видах физических упражнений становятся нормой.

     Физическое  воспитание, особенно в детском и  юношеском возрасте - дело государственной  важности, и государство должно уделять ему большое внимание.

     Физическая  культура, решая свои специфические  задачи, одновременно в той или  иной степени оказывает активное воздействие на все стороны воспитания личности, и, прежде всего на нравственное воспитание, укрепление здоровья, развитие своих способностей, потребность в занятиях физическими упражнениями – это нравственный долг человека.

     3. Двигательная активность как  часть физической культуры оказывает  большое влияние на остальные  виды деятельности студентов(школьников) и помогает снять психическое напряжение, которое может «тормозить» учебный процесс. Она способствует повышению интереса к занятиям спортом, что является необходимым условием для здорового образа жизни.

 

      Список литературы

 
  1. Боген М.М. Обучение двигательным действиям. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 96с.
  2. Введение в теорию физической культуры. / Под редакцией Л.П. Матвеева - М Физкультура и спорт 1983. – 264с.
  3. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. – М.: Просвещение, 1988. – 336с.
  4. Движение. / Сост. Жданова С.И. – М.: Просвещение, 1989. – 176с.
  5. История физической культуры и спорта. / Под общ. ред. В.В. Столбова. - М.: Физкультура и спорт, 1985. – 324с.
  6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Просвещение, 1982. – 268с.
  7. Основы теории и методики физической культуры. /. Под редакцией А.А. Гужаловского. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 306с.
  8. Психология и спорт. / Под общ. ред. Акопяна В.У. – СПб: Питер, 2003. – 204с.
  9. Спортивная медицина, лечебная физическая культура и массаж. / Под редакцией С.Н. Попова – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 286с.
  10. Теория и методики физического воспитания: Учебник для ВУЗов. / Под редакцией Б.А. Ашмарина. – М Просвещение, 1990. – 304с.
  11. Теория и методика физического воспитания. / Под редакцией Б.М. Шияна. – М.: Просвещение, 1988. – 240с.
  12. Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры. – М.: Просвещение, 1974. - 192с.

Информация о работе Роль физического воспитания в обществе