Развитие ловкости

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 09:40, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать экспериментальный комплекс упражнений по развитию ловкости у младших школьников на уроках физической культуры, обосновать его эффективность.
Задачи работы:
Изучение состояния вопроса по данным литературных источников.
Разработка экспериментальной методики тренировки направленной на повышение эффективности учебно-тренировочного процесса.
Выявление эффективности применяемой методики на практике посредством сравнения результатов тестирования в контрольной и экспериментальной группах.
Обосновать достоверность полученных результатов при помощи математико-статистических методов обработки.

Файлы: 1 файл

развитие ловкости.docx

— 47.14 Кб (Скачать)

При применении методов вариативного (переменного) упражнения необходимо учитывать  следующие правила:

использовать небольшое  количество (8-12) повторений разнообразных  физических упражнений;

многократное их повторение, изменяя отдельные характеристики и двигательные действия в целом, изменяя условия осуществления  этих действий.

Методы строго регламентированного  варьирования должны занимать больше места при формировании ловкости в младшем школьном возрасте.

Для развития ловкости у детей  этого возраста очень эффективны игровой и соревновательный методы. Игровой метод с дополнительными заданиями и без них, предусматривает выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях, либо определенными двигательными действиями. Поэтому целесообразно включать регулярно в уроки физкультуры разные подвижные игры, эстафеты с направленным развитием ловкости и др. физических качеств.

Необходимо учитывать  особенности регулирования нагрузок и отдыха в упражнениях, специально ориентированных на улучшение развития ловкости: их число и частоту повторений в рамках каждого отдельного занятия  целесообразно доводить лишь до таких  величин, которые не исключают успешного  преодоления координационных трудностей. [* ]

Выполнение упражнений, направленных на создание новых или преобразование уже сложившихся форм координации  движений, лучше всего проводить  в начале основной части занятия.

В количественном процессе воспитания способностей, от которых зависит  точность движений, лишь условно выделить отдельные стороны. Л.П. Матвеев выделяет особенности проявления «чувства пространства»  в двигательной деятельности. Он подчеркивает, что «восприятие пространства»  и оценка пространственных параметров движений тесно связаны с активным включением «мышечного чувства», отсюда понятно, что совершенствование  «чувства пространства» в процессе физического воспитания осуществляется в единстве с совершенствованием способности соблюдать заданные пространственные параметры движений. Автор отмечает ведущую роль в  совершенствование «чувства пространства»  и повышении степени пространственной точности движений:

- четкую постановку и  реализацию системы заданий с  последовательно возрастающими  требованиями к точности дифференцировок  (различий) при оценке пространственных  условий действий и к точности  управления

движениями в пределах заданных пространственных параметров.

Иначе говоря, чтобы выполнить  действие в точном соответствии с  заданными пространственными параметрами, надо:

-чтобы движения были  точными:

а)по времени;

б)по величине прилагаемых усилий

Профессор В.И.Лях в своих  работах выделяет основной методический подход на совершенствование этой способности:

системное выполнение заданий, содержащих последовательно возрастающие требования к быстроте и точности ориентирования в пространстве.

Автор предлагает наиболее типичные упражнения на ориентирование в

-ходьба, бег, ведение мяча (рукой, ногой) по линии и  разметкам;

-прыжки через гимнастические  круги, палки, расположенные на  различном расстоянии друг от  друга;

бег с преодолением препятствий  и т.д.,

почти все игровые упражнения (особенно с несколькими мячами и  участками).

Одним из слагаемых комплексного процесса воспитания ловкости является воспитание способности поддерживать равновесие тела, балансировать в  статических и динамических положениях, обусловленных жизненными различными ситуациями (статистические упражнения- стойки в спортивной гимнастике; динамические - бег, прыжки и др.).

В физическом воспитании существует несколько методических приемов  для совершенствования статистического  и динамического равновесия:

для поздно статического равновесия:

удлинение времени сохранения позы;

исключение зрительного  анализатора;

уменьшение площади опоры;

-введение неустойчивой  опоры;

-введение сопутствующих  движений, б) для динамического  равновесия:

-упражнения с изменяющимися  внешними условиями (рельеф, расположение  и др.)

-упражнения для тренировки  вестибулярного аппарата (качели). Основной  путь совершенствования способности  сохранять равновесие, выполнения  последовательно усложняющихся  заданий.

Обучение упражнениям  в равновесии необходимо начинать с  принятия правильного положения (плечи  развернуты, голова прямо). При передвижении по снаряду следует контролировать взглядом ближайшие 1-1,5м поверхности  бревна.

Нужно обучать учащихся элементами самостраховки, научить правильным, элементам игры и соревнования (кто больше удержит равновесие в положении «ласточка», чъя команда до команда добьется более устойчивого соскока т.д.) - все это повышает качество движений.

Для закрепления разучиваемых упражнений следует выполнять: [у ]

а)движения не только в начале, но и в конце урока, после значительной нагрузки;

б)упражнения в играх, эстафетах, соревнованиях, комплексах утренней зарядки и домашних заданиях;

в)правильно освоенные движения на «результат».

Способность быстро перестраивать  двигательную деятельность у детей  младшего возраста является очень важной. Способность к перестроению это  «умение быстро преобразовывать  выработанные формы двигательных действий или переключаться от одних к  другим соответственно меняющимся условиям».

В теории и методике физического  воспитания это способность рассматривается  как одна из двух основных способностей, характеризующих ловкость и сейчас она представляется одной из важнейших обобщенных КС человека.

Ребенок быстрее и эффективнее  перестраивает двигательные действия в одних условиях, способен так  же эффективно перестраивать их в  других, подобных условиях, внезапно изменившейся обстановки. Наряду с этим следует  различать специфические проявления в данной способности.

Для формирования этой способности  наиболее пригодны упражнения, требующие  быстрого, подчас мгновенного реагирования на внезапно меняющуюся обстановку. Это  аналитические и синтетические  координационные упражнения подвижных  и спортивных игр.

При выполнении определенных двигательных действий, в частности, сложных в координационном отношении, непривычных или осуществляемых впервые, непроизвольно повышается напряжение мышц, которые непосредственно  не участвуют в данных движениях. Излишние мышечное напряжение и недостаточное расслабление приводит к тому, что обозначается

Предупреждение и устранение излишней мышечной напряженности это  не эпизоды, одна из стержневой линии  в обучении двигательным действиям  и воспитании основных физических качеств.

Непременным условием предупреждения и преодоления мышечной напряженности  является формирование адекватной установки  на расслабление, которая предусматривала  бы как необходимую степень расслабления мышц в состоянии покоя, так и  по возможности свободное, раскрепощенное выполнение двигательных действий. Для  выработки такой установки нужны  систематические подкрепления ее, достаточно частое напоминание о значении расслабления. Важнейшую роль в совершенствовании способности к произвольному расслаблению мышц на первых этапах физического воспитания играет овладения системой специально направленных упражнений, получивших название «упражнения в расслаблении», а затем регулярное применение их в сочетании с другими упражнениями и использование методических приемов, способствующих исключению излишней напряженности при выполнении двигательных действий (по Л.П.Матвееву). Упражнения на расслабление можно разделить на 4 группы:

1-включает упражнения, требующие  быстрейшего перехода мышц от напряженного к расслабленному состоянию;

2-упражнения, в которых  напряжение одних мышц сочетается  с расслаблением других (например, напрячь мышцы правой ноги  и расслабить левой, напрячь  мышцы правой руки и левой  ноги и т.п.);

3-упражнения, в которых  требуется поддерживать движения  по инерции расслабленной части  тела за счет движений других  частей;

4-упражнения, в процессе  выполнения которых рекомендуется самостоятельно определять моменты отдыха для расслабления мышц, участвующих в работе.

Выполняя упражнения на расслабление, необходимо следить, чтобы напряжение мышц сочеталось со вздохом и задержкой  дыхания, расслабление-с активным выдохом.

В.И.Лях рекомендует уменьшить  координационную напряженность  с

-заострять внимание учащихся  на необходимости выполнять движения  легко.

применять специальные дыхательные  упражнения:

сознательно контролировать технику движений;

переключать внимание с контроля за ходом и качеством движений на внешнюю обстановку.

Для преодоления скоростной напряженности, которая проявляется  в недостаточно быстром расслаблении мышц после их быстрого сокращения, можно рассматривать как частный  случай координационной напряженности, рекомендуется упражнения с быстрым  чередованием напряжения и расслабления (прыжки, метания, ловля, броски набивных мячей и т.п.)

Для снятия тонической напряженности, которой характерен повышенный тонус  мышц, проявляющийся не только во время  работы, но и в условиях относительного покоя, рекомендуется упражнения на расслабление в виде свободных движений конечностями и туловищем (потряхивание, махи и т.п.) Кроме них целесообразны  упражнения на растягивание, выполняемые  в промежутках между силовыми и скоростными нагрузками. Эффективными средствами являются плавание, купание  в теплой воде, сауна, массаж...

Развитие и совершенствование  ловкости может осуществляться посредствам  различных организационно-методических форм любой части урока.

В подготовительной и заключительной части целесообразно проведение некоторых специально-подготовительных координационных упражнений, проводящих к и развивающих ловкость. В этих частях урока основным способом организации занятий является фронтальный. Его можно применять при проведении общеразвивающих КС без предметов, с предметами, в ходьбе, беге, прыжках.

Для решения главных задач  совершенствование ловкости школьников должна быть основная часть урока. Рекомендуется  проводить координационные упражнения ближе к началу или середине основной части урока, пока у детей сохраняется  оптимальная психическая и общая  работоспособность.

Специально-подготовительные(подводящие)координационные упражнения, требующие от учащихся КС с одновременным проявлением скоростных выполняют сразу после подготовительной части (после комплекса общеразвивающих упражнений, в процессе или после изучения нового материала, перед закреплением ранее изученного). Ряд координационных упражнений можно проводить в середине, во второй половине или в конце основной части (соответственно упражнения, направленные на одновременное развитие ловкости и скоростно-силовых способностей, КС и выносливости). Упражнения, с помощью которых происходит одновременное развитие КС и гибкости, можно включать в любое время основной и даже заключительной части урока, где традиционно представлены задания на дыхание, внимание, восстановление и расслабление мышц. В заключительную часть можно войти и ряд упражнений, вырабатывающих чувство пространства, времени, дифференцирования мышечных усилий.

В основной части урока, где  фронтальный способ организации  сохраняет свое значение, необходимо шире применять поточный, групповой  и индивидуальный способы.

Поточный способ организации  занятий при развитии ловкости позволяет  наблюдать за индивидуальным выполнением  достаточно основных координационных упражнений и вносить соответствующие коррективы. Этот способ хором при выполнении циклических и ациклических локомоций, акробатических упражнений, заданий с длинной скакалкой, на равновесие, проведение эстафет. Работу можно организовать в 2-3 потока.

Групповая форма занятий (деление класса на несколько групп) предлагает выполнение определенных координационных  упражнений каждой группой. Закончив упражнение, группы по часовой или против часовой стрелки, переходят на следующие место занятий. По сигналу учащиеся начинают очередное задание и так до тех пор, пока не пройдут все станции. Координационные упражнения должны быть разнообразными.

Суть индивидуального  подхода состоит в обучении двигательным действиям на основе глубокого знания особенностей и возможностей учащихся учитывать уровень развития психофизиологических функций школьника. Такие задания  могут быть направлены на улучшение  слабо развитых общих чувств движений (пространства, времени, степени проявляемых мышечных усилий) и т. д.

Организация занятий на уроке  физической культуры, направленная на развитие ловкости, включает и контрольные  упражнения (тесты). Они проводятся для того, чтобы установить уровень  развития КС детей, темпы изменения  этих способностей.

Очень эффективны для развития ловкости подвижные игры и эстафеты, спортивные игры. В каждый урок физической культуры целесообразно включать следующие  упражнения для развития ловкости:

общеразвивающие упражнения на согласованность движений; бег в сочетании с поворотами и прыжками; бег спиной вперед, боком, с изменением

направления. Метание мяча из различных исходных положений, после  прыжков, поворотов; метание в цель в ускоренном темпе; метание в  цель по переменно обеими руками; прыжки в длину, высоту различными способами, прыжки с поворотом и др.;

отдельные упражнения на единой полосе препятствий (бег по проходам лабиринта, преодоление препятствий  до 3 м.), требующие проявление ловкости;

упражнения на гимнастических снарядах, акробатические упражнения, прыжки с поворотами на 90°, 180°, 360°;

броски мяча в цель, в  корзину с места в движении, в прыжке, после поворотов, кувырки  вперед, ведение баскетбольного мяча попеременно левой и правой руками с обводкой препятствий, жонглирование  мячом и др.

преодоление неровностей; повороты на месте и в движении.

Информация о работе Развитие ловкости