Развитие ловкости

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 09:40, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: разработать экспериментальный комплекс упражнений по развитию ловкости у младших школьников на уроках физической культуры, обосновать его эффективность.
Задачи работы:
Изучение состояния вопроса по данным литературных источников.
Разработка экспериментальной методики тренировки направленной на повышение эффективности учебно-тренировочного процесса.
Выявление эффективности применяемой методики на практике посредством сравнения результатов тестирования в контрольной и экспериментальной группах.
Обосновать достоверность полученных результатов при помощи математико-статистических методов обработки.

Файлы: 1 файл

развитие ловкости.docx

— 47.14 Кб (Скачать)

Рациональность ДД имеет  так же качественную и количественную стороны. Качественная сторона рациональности-целесообразности движений, количественная - их экономичность. Экономичность ДД двигательной деятельности является весьма специфичным признаком, характеризующим КС. Можно например, отличать высокой экономичностью в беге на средние и длинные дистанции, но не проявлять этого признака при осуществлении баллистических или спортивно-игровых ДД.

Экономичность количественно  характеризует соотношение результата деятельности и затраты на его  достижение. Показатели экономичности  зависят на его достижения. Показатели экономичности зависят не только от эффективности техники ДД, но и от функциональных возможностей спортсмена.

Находчивость складывается из устойчивости (стабильности) к непредвиденным обстоятельствам, сбивающим воздействиям, отрицательно влияющим на двигательный навык, на его отдельные компоненты и детали и из инициативности (активная сторона находчивости), проявляющейся  в поиске наилучших вариантов  решение двигательной задачи.

Стабильность - обобщенная количественная характеристика выполнения двигательного  действия с относительно малым диапазоном отклонения. Итак, данные критерии оценки КС - общие понятия, которые корректируются при определении соответствующих  специальных и специфических  КС.

В процессе управления и регуляции, сложных в координационном плане ДД школьник (спортсмен) может координировать свою двигательную деятельность по одному критерии. Например, если отвлечься от других критериях то сочетание движений и положение рук, ног, туловища) является почти всегда правильность выполнения этих движений; Ведущим признаком оценки КС, относящихся к группе баллистических движений с установкой на точность, будет меткость попадания и т.п.

Однако названные качественные и количественные критерии КС изолированно друг от друга встречаются крайне редко. Более распространены так  называемые комплексные критерии. В  этом случае школьник (спортсмен) координирует свою двигательную деятельность по нескольким критериям: скорости и экономичности; точности, своевременности и скорости (при выполнении передач и других технических спортивно-игровых приемов); точности, быстроте и находчивости (в спортивных играх). В качестве таких комплексных критериев оценки КС выступают показатели результативности

выполнения целостных  целенаправленных ДЦ или совокупности этих действий, где есть спрос к  КС человека.

Отсюда видно, что все  критерии оценки КС является сложными и многозначными. Они специфично проявляются в реальных видах  двигательной деятельности и в разных сочетаниях друг с другом. Все это надо учитывать при выборе и разработке соответствующих методов для оценки КС, а также при анализе конкретных показателей, полученных в результате исследований.

Существуют следующие  виды КС: специальные, специфические  и общие.

Специальные КС относятся  к однородным и психофизическим  механизмам группам целостных целенаправленных ДД систематизированным по возрастающей сложности. В этой связи различают специальные КС:

Во всевозможные циклических (ходьба, лазанье, бег, плаванье и др.) и ациклические ДД (прыжки);

В движениях манипулирования  в пространстве отдельными частями  тела (прикосновение, укола, обвода контура, движения указания и т.д.)

В движениях перемещения  вещей в пространстве (подъем тяжести)

В баллистических ДЦ с установкой на дальность и силу метания;

В движениях прицеливания

К наиболее важным специфическим  КС относятся способности воспроизведения, отмеривания и оцени пространственных, временных и силовых параметров движений: к равновесию, ритму, быстрому реагированию, ориентированию в пространстве, быстрой перестройке двигательной деятельности.

Как отмечает В.И. Лях, под  общими КС следует понимать «потенциальные и реализованные возможности  человека, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулированию  различными по происхождению и смыслу двигательными действиями».

 

1.2 Анатомо-физиологические  особенности развития детей младшего  школьного возраста

 

Младший школьный возраст (детский) охватывает детей с 6-7 до 11 лет (I-IV классы).

Педагогическая эффективность  воспитания и обучения находится  в тесной зависимости от того, в  какой мере учитывается анатомо-физиологические  особенности детей и подростков, периоды развития, для которых  характерна наибольшая восприимчивость  к воздействию тех или иных факторов, а так же периоды повышенной чувствительности и понижение сопротивляемости организма. Знание физиологии ребенка  особенно необходимо при физическом воспитании для определения эффективных методов обучения двигательным действиям на уроках физической культуры, для разработки методов формирования двигательных навыков, развития двигательных качеств, для определения содержания физкультурно-оздоровительной работы в школе.

В младшем школьном возрасте происходят значительные изменения  в организме детей и их нужно  учитывать в процессе физического  воспитания. Интенсивно развивается  нервная система. Удваивается спинной  мозг. В головном мозге происходит значительный скачек в развитии височно-теменно-затылочной и лобной областей.

Происходит развитие условных рефлексов. К 6-7 годам улучшается.

В младшем школьном возрасте по мере прогрессивного созревания коры нервных процессов. Развитие процессов  коркового торможения создает условие  для быстрого формирования условных связей.

В процессе развития ребенка  происходят изменения взаимоотношений  коры больших полушарий и подкорковых  структур. Это обуславливает особенности  возбудительного и тормозного процессов  в детском возрасте, а следовательно и специфику проявления типологических особенностей.

В младшем школьном возрасте идет интенсивное созревание сенсорных  систем. Помимо корковых отделов переработку  поступающей информации вовлекаются  и другие корковые зоны - ассоциативные  отделы, участвующие в опознание  стимулов, их классификации, выработке  эталонов. Эти структуры созревают  в течение длительного времени, вплоть до подросткового возраста и  во время его. Постоянность их созревания определяет специфику процесса воспитания в школьном возрасте.

В зрительном анализаторе  в возрасте 6-8 лет зрачки широкие  вследствие преобладания тонуса симпатических  нервов, иннервирующих мышцы радужной оболочки. В 8-10 лет зрачок вновь становится узким и очень живо реагирует  на свет. Повышается острота зрения от 0,86% в 5-6 лет до 0,98% в 9-10 лет.

Повышаются пороги слышимости речи. У детей 6-9 лет порог слышимости 17-24 д БА для высокочастотных слов и 19-24 для низкочастотных.

У детей в этом возрасте надо развивать слух с помощью  слушания музыки, а обучением игре на музыкальных инструментах, пением. Во время прогулок приучать детей  слушать природные звуки. Но слишком  сильные звуки вредны для слуха  детей.

В это время идет развитие вестибулярного анализатора, который  отвечает за координацию движений. Поэтому при развитии ловкости нужно, прежде всего, развивать возможности  вестибулярного анализатора.

Для обеспечения полноценной  умственной и физической деятельности хорошая работоспособность. Умственная и физическая физической работоспособности возрастают по мере роста и развития детей. За равное время работы дети 6-8 лет могут выполнить 38 -53 % объема заданий, выполняемые 15-17 летними учащимися. При этом качество работы у первых на 45-64% ниже, чем у вторых, [л/ ]

Темп роста скорости и  точности умственной работы по мере увеличения возраста возрастает неравномерно, подобно  изменению других количественных признаков, отражающих рост и развитие организма.

Скорость и продуктивность работы первые три года обучения нарастает  одинаково на 37-42% по сравнению с  уровнем этих показателей при  поступлении детей в школу.

Физическая работоспособность  повышается за счет систематических  занятий физической культурой.

Работоспособность изменяется в течение рабочего дня. В первой половине учебных занятий у большинства  учащихся младших классов работоспособность  сохраняется на относительно высоком  уровне, обнаруживая подъем после  первого урока. К концу третьего урока работоспособность уменьшается  и еще больше к концу четвертого урока.

Для поддержания высокой  работоспособности в течение  учебного дня необходимо делать переход  от умственной работы к физической.

Опорно-двигательный аппарат  в младшем школьном возрасте так  же претерпевает изменения. Наблюдается  усиление роста позвоночного столба, продолжается окостенение его костей, появляется шейный и грудной изгиб. В этом возрасте позвоночник обладает большой подвижностью и гибкостью  за счет незначительного окостенения. Именно в это время нужно развивать  ловкость и гибкость.

К шести годам устанавливаются  свойственные взрослому относительные  величины верхней и нижней части  грудной клетки, резко увеличивается  наклон ребер.

На форму грудной клетки большое влияние оказывает физические упражнения и посадка. Под влиянием физических упражнений она может  стать шире и объемистее. При длительной неправильной посадке может произойти  деформация грудной клетки, что нарушает развитие сердца, крупных кровеносных  сосудов и лёгких.

К семи годам становятся ясно видимыми кости запястья, происходит сращивание костей тазового пояса, наблюдается  рост костей черепа.

К восьми годам идет накопление мышечной массы. Она составляет примерно 27% от массы тела. Рост мышечных волокон  продолжается в связи с увеличением  сухожилий и за счет структурных преобразований самого волокна. Увеличивается сила отдельных групп мышц.

Но все же младшие школьники обладают низкими показателями силы. Силовые и особенно статические упражнения вызывает у них быстрое утомление. Дети этого возраста более приспособленные к кратковременным корыстно-силовым упражнениям. Отсюда видно, что при таких показателях наиболее целесообразно развивать в этом возрасте координационные способности. К тому, же в этом возрасте проявляется способность к точному воспроизведению движений по заданной программе. Детям доступны такие двигательные акты, как бег, прыганье, катание на коньках, плаванье, гимнастические упражнения.

Согласно исследованиям  Л.П.Матвеева, координационные способности (ловкость) детей могут развиваться  следующим образом:

 

Координационные способности

Возраст

 

7-8

8-9

9-10

10-11

Простые координации

       

Сложные координации

       

Равновесие

       

Точность движений

       

 

Итак, младший школьный возраст  особенно благоприятен для развития ловкости. Педагогические воздействия, направленные на развитие ловкости дают наибольший эффект, если систематически и целенаправленно применять  именно в этом возрасте, который  является ключевым для координационно-двигательного  совершенствования.

 

1.3 Методика воспитания  координационных способностей (ловкости)

 

Для развития двигательно-координационных  способностей (ловкости)

Л.П.Матвеев, Е.Н.Вавилов и  др. рекомендуют разнообразные методические приемы:

1.Применение необычных  исходных положений.

2.Изменение скорости или  темпа движений, введения разных  ритмичных сочетаний, различной  последовательности элементов.

3.Смена способов выполнения  упражнений:

метание сверху, снизу, сбоку;

прыжки на одной, двух ногах, с поворотом.

Использование предметов  различной формы и массы и  т.д.

Выполнение согласованных  действий

Для развития КС в физическом воспитании и спорте используют следующие  методы.

Стандартно-повторного упражнения;

Вариативного упражнения;

Игровой;

Соревновательной.

При разучивании новых  достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный  метод, т.к. овладеть такими движениями можно только после большого количества повторений их в относительно стандартных  условиях.

По мнению многих исследователей [« ], главным методом развития КС является метод вариативного (переменного) упражнения.

Его подразделяют на два варианта:

Метод строго регламентированного;

Не строго регламентированного  упражнения.

К методам строго-регламентированного  упражнения, можно отнести (условно) 3 группы методических приемов, (выше указанных):

1)Приемы строго заданного  варьирования отдельных характеристик  или всей формы привычного  двигательного действия;

2)Приемы выполнения привычных  двигательных действий в непривычных  сочетаниях:

а)«зеркально» выполнение упражнений (смена и маховой ноги в прыжках в высоту и длину с разбега; броски в ведение мяча «не ведущей» рукой и т.д.;

б)усложнение привычного действия;

в)комбинирование двигательных действий.

3) Приемы введения внешних  условий, строго регламентирующих  направлений и пределы варьирования:

а)Использование сигнальных раздражителей, требующих срочной перемены действий;

б)Усложнение движений с помощью заданий;

в)Совершенствование техники двигательных действий после дозированной физической нагрузки

г)Выполнение упражнений в условиях ограничивающих или исключающих зрительный контроль (ведение, передачи и броски мяча в кольцо и т.д.

Методы не строго регламентированного  варьирования предполагают такие приемы:

а)Игровое варьирование, связанное с использованием игрового и соревновательного методов;

б)Варьирование, связанное с использованием необычных условий естественной среды (бег, бег по пересеченной местности, прыжковые упражнения и др.

Информация о работе Развитие ловкости