Развитие физических качеств у детей младшего школьного возраста средством подвижных игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 19:22, курсовая работа

Краткое описание

Возрастающий объем информации, постоянная модернизация учебных программ, широкое использование транспорта, других технических средств оказывают неблагоприятное воздействие на двигательную деятельность учащихся. В современном обществе проявляется противоречие между требованиями физической подготовленности детей и образом жизни. Естественные условия и обучение в школе ограничивают двигательную деятельность и не обеспечивают необходимого режима, позволяющего более значительно повысить результаты жизненно необходимых двигательных качеств. Поэтому возникает необходимость поиска наиболее целесообразных средств и методов повышения физической подготовленности учащихся

Оглавление

Введение
Глава I. Теоретические аспекты влияния подвижных игр на развитие физических качеств у детей младшего школьного возраста
1.1 Роль и значение подвижных игр для физического совершенствования школьников
1.2 Анатомо-физиологические особенности учащихся младших классов
Глава II. Теретико-методические основы воспитания физических качеств у детей младшего школьного возраста средством подвижных игр.
2.1 Особенности воспитания физических качеств у учащихся младших классов
2.2 Классификация и содержание подвижных игр воспитания двигательных качеств у детей младшего школьного возраста в программе по физической культуре.
Выводы.
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 117.50 Кб (Скачать)
ign="justify">     этим  обычно связана скованность движений у детей и подростков. Только после 11-13 лет движения становятся более  пластичными. 

 

Глава II. Теретико-методические основы воспитания физических качеств у детей младшего школьного возраста средством подвижных игр.

2.1 Особенности воспитания физических качеств у учащихся младших классов 

     Многочисленные  исследования специалистов [5, 10, 16, 22] показывают то, что уровень развития двигательных качеств в настоящее время находится на невысоком уровне, который не может быть удовлетворен современным требованиям, предъявляемым к физическому воспитанию в дошкольном учреждении. Поэтому, проблема воспитания двигательных качеств весьма актуальна и требует дальнейшего совершенствования. Правильное решение задачи развития двигательных качеств дошкольников обуславливается использованием не только различных методических приемов и средств на занятиях подвижными играми мало времени уделяется занятиям физическими упражнениями.

     Очень часто изменения в развитии двигательных качеств происходят уже в младшем  школьном возрасте и поэтому целесообразно  осуществлять целенаправленное развитие тех или иных двигательных качеств  у детей в те возрастные периоды, когда наблюдается их наиболее интенсивный возрастной рост [22]. Однако следует помнить о том, что нереализованные в определенном возрасте двигательные возможности организма в дальнейшем трудно поддаются значительным изменениям. Поэтому необходимо уже в данном возрасте уделять огромное внимание развитию двигательных качеств у детей. Всесторонняя физическая подготовка младшего школьника должна предполагать, достижение оптимального уровня и гармоничного развития силы, быстроты, выносливости, ловкости.

     Многие  специалисты [5, 10, 20] показывают, что развитие двигательных качеств – одна из центральных задач физического воспитания  

     в школе, и ее решение должно осуществляться комплексно, начиная с раннего  возраста. При выполнении двигательных действий всегда проявляется не одно, а комплекс качеств. Часто очень трудно определить, какое качество является ведущим при выполнении конкретного двигательного действия. Поэтому для более боле правильного отражения явлений действительности введены понятия комплексных качеств: скоростно-силовые качества, силовая выносливость, скоростно-силовая выносливость, “взрывная” сила и т.д.

     Известно, что развивать двигательные качества можно как с помощью общеразвивающих  и подготовительных, так и с  помощью специальных упражнений. На уроках физической культуры учащиеся овладевают различными видами физических упражнений, которые способствуют развитию двигательных качеств. Обучение детей двигательным навыкам в ходьбе, беге, тесно связаны с развитием у них быстроты, силы, выносливости, так как при выполнении любого упражнения в той или иной мере проявляются все основные двигательные качества [22].

     Одним из основных путей всестороннего  воспитания двигательных качеств в  условиях школы является применение специальных упражнений и подвижных  игр, с помощью которых можно  не только успешно обучать детей различным двигательным навыкам, но и целенаправленно влиять на воспитание всех двигательных качеств. Поэтому уже с младшего школьного возраста необходимо уделять большое внимание подвижным играм и специальным упражнениям.

     Многочисленные результаты исследований показывают, что в условиях школы можно добиваться значительного прироста всех двигательных качеств у детей путем увеличения в занятиях времени и объема средств [3, 16]. Практикой физического воспитания подтверждается, что успешное развитие двигательных качеств у младших школьников вызывает у них интерес к выполнению различных упражнений, поэтому необходимо как можно  

     больше  разнообразить средства, методы и  формы этой работы. В связи с  этим на наш взгляд, весьма эффективным  средством комплексного совершенствования двигательных качеств являются подвижные игры, которые могут, применены как на уроках по физической культуре, так и в других внеучебных формах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2 Классификация и  содержание подвижных  игр воспитания двигательных качеств у детей младшего школьного возраста в программе по физической культуре. 

     Вопрос  о классификации подвижных игр  применительно к задачам воспитания двигательных качеств у школьников является одним из самых важнейших  в плане выработки педагогических рекомендаций по практическому применению подвижных игр в школе.

     Исходя  из учета главных мотивов игровой  деятельности и взаимоотношений  играющих при достижении стоящих  перед игрой целей мы разделили  на три группы:

     Игры  некомандные. Для данной группы игр характерно то, что в них отсутствуют общие цели для играющих. В этих играх дети подчиняются определенным правилам, которые предусматривают личные интересы играющего и отражают интересы и других участников.

     Переходные  к командным. Для них характерно то, что в них отсутствует постоянная общая цель для играющих и нет необходимости действовать в интересах других. В этих играх играющий, по своему желанию, может преследовать свои личные цели, а также помочь другим. Именно в этих играх дети начинают включаться в коллективную деятельность.

     Командные игры. Прежде всего, данные игры характеризуются совместной деятельностью, направленной на достижение общей цели, полным подчинением личных интересов играющих устремлением своего коллектива. Эти игры существенно укрепляют здоровье детей, оказывают благоприятное влияние на развитие психофизических качеств.

     Анализ  классификации игр по многочисленным литературным источникам [11, 12, 19, 21], с  точки зрения исторического развития, дает нам возможность выделить несколько направлений: 

     I. Классификация, которая зависит  от задач, решаемых в процессе  проведения игр.

     II. Игры с особенностями взаимосвязи  участников.

     III. Группы игр с особенностями  организации и содержания.

     Игры, которые имеют общую мысль  и ход, в отдельных группах идут параллельно. Придерживаясь такого принципа, авторы стремятся идти по дидактическому принципу: от простых форм к более сложным. Поэтому они выделяют следующие группы игр: музыкальные игры; беговые игры; игры с мячом; игры для воспитания силы и ловкости; игры для воспитания умственных способностей; игры на воде; зимние игры; игры на местности; игры в закрытых помещениях.

     Исходя  из специфических условий проведения соревнований по комплексам подвижных  игр среди школьников Е.М. Геллер [9] предлагает своеобразную классификацию. Она создана на основании следующих характерных признаков:

     1. Двигательной активности участников.

     2. Организации играющих.

     3. Преимущественно проявления двигательных качеств.

     4. Преимущественного вида движений.

     Исходя  из выше изложенного видно, что существующие классификации разнообразны и отличаются друг от друга. Поэтому игры очень трудно систематизировать так, чтобы игры одной группы были строго ограничены от игр другой группы. Одновременно группы должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены. Поэтому нельзя говорить о преимуществе одной группы над другой. Следует отметить, что из рассмотренных нами классификаций в большей степени привлекло наше внимание классификации В.Г. Яковлева [22], Е.М. Геллера [10].

     Примеры подвижных игр различной направленности представлены в приложении к данной курсовой работе (Приложение). 

     Существующий  анализ классификаций игр в процессе воспитания двигательных качеств в  процессе занятий по физической культуре у школьников, позволил разработать группировку игр в соответствии с поставленными задачами. В основу группировки был положен принцип преимущественного воздействия игр на воспитание двигательных качеств в сочетании с формированием основных двигательных качеств. В основе подвижных игр лежат физические упражнения, в ходе которых участники преодолевают различные препятствия, стремятся достигнуть определенной, заранее поставленной цели. Они являются действенным средством физического воспитания, активного отдыха, улучшают здоровье. Подвижные игры способствуют воспитанию воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей к взаимопомощи, честности и правдивости.

     На  основе современных представлений  о путях и методах воспитания двигательных качеств у учащихся, можно предположить, что достаточно высокий эффект может быть достигнут путем применения определенного круга специальных физических упражнений, подвижных игр с так называемой «преимущественной направленностью». Подвижные игры направлены на воспитание двигательных качеств, поэтому степень преимущественной направленности обуславливается характером выполнения упражнений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выводы 

     В физическом воспитании детей подвижным  играм принадлежит самое почетное место. Именно они представляют собой наиболее подходящий вид физических упражнений, отличающихся привлекательностью, доступностью, глубиной и разносторонностью воздействия.

     По  своей природе подвижные игры тесно переплетаются со спортивными  играми, и являются хорошим подспорьем для занимающихся на первых этапах обучения, когда двигательные умения ещё не переросли в навык.

     Наибольшей  популярностью в спортивных играх  пользуются командные игры, так как  сходны по своей сущности. Командные  подвижные игры отличаются наибольшей сложностью, где наряду с совершенством  владения двигательными навыками необходима высокоорганизованная тактика действий целого коллектива.

     Особая  ценность подвижных игр заключается  в возможности одновременного воздействия  на моторную и психическую сферу  личности занимающихся. Ответный характер двигательных реакций и выбора правильного поведения в постоянно меняющихся условиях игры предопределяет широкое включение механизмов сознания в процессе контроля и регуляции. В результате совершенствуется процесс протекания нервных процессов, увеличивается их сила и подвижность, возрастает тонкость дифференцировок и пластичность регуляций функциональной деятельности.

     Высокая эмоциональность игровой деятельности позволяет воспитывать умение контролировать своё поведение, способствует появлению  таких черт характера, как активность, настойчивость, решительность, коллективизм.

     Игровая деятельность способствует гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата, т. к. в работу могут быть вовлечены  все мышечные  

     группы, а условие соревнования требуют  от участников довольно больших физических напряжений.

     Игры  содействуют и нравственному  воспитанию. Уважение к сопернику, чувство  товарищества, честность в спортивной борьбе, стремление к совершенствованию  – все эти качества могут успешно  формироваться под влиянием занятий  подвижными играми.

     Таким образом, подвижные игры выступают  как эффективное средство физической подготовленности. Подвижные игры способствуют воспитанию физических качеств. 

 

     

                                          Список литературы 

  1. Адаптация организма учащихся к учебным  и физическим нагрузкам / Под ред. Ф.Г. Хрипковой, М.В. Антроповой. – М.: Педагогика, 2002. – 240 с.
  2. Апанасенко Г.А. Физическое развитие детей и подростков. – Киев: Здоровье, 1985. – 80 с.
  3. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания: учебн. для студ. фак. физ. культуры пед ин - тов. - М.: Инфра-М, 2006. - 287 с.
  4. Барков В.А. Педагогические исследования в физическом воспитании: Учебное пособие по курсу «Основы НИР» для студентов специальности п. 02.02. – «Физическая культура». – Гродно, 2005. – 68 с.
  5. Былеева Л.В., Коротков И.М., Яковлев В.Г. Подвижные игры: Учебн. пособие для ин-тов физической культуры. 4-е изд., перераб. и дополн. - М.: Физкультура и спорт, 1999. - 208 с.
  6. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 331 с.
  7. Головина Л.Л. Физиологические особенности некоторых функций и мышечной деятельности школьников. – М., 2003. – 197 с.
  8. Годик М.А. Спортивная метрология: Учебник для институтов физической культуры. – М.: Физкультура и спорт, 1998. – 192 с.
  9. Годик М.А., Бальсевич В.К., Тимошкин В.Н. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния человека // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 5-6. - С.24-32.
  10. Гужаловский А.А. Развитие двигательных качеств у школьников. – Мн.: Нар. асвета, 1998. – 88 с.: ил.
  11. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология: Учеб. пособие для студентов ВУЗов. - М., 2005. - 80 с.
  12. Коротков И.М. Подвижные игры в занятиях спортом. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 116 с.
  13. Кузнецов В.К. Возрастные особенности развития специальных силовых качеств у не занимающихся спортом и лыжников-гонщиков 11-18 лет // Теория и практика физического воспитания. - 2001. - №3. – С.12-15.
  14. Лаптев А.П. Возрастные особенности организма // Физическая культура и спорт. - 2004. - №8.
  15. Лебедева Н.Т. Школа и здоровье учащихся: Пособие. – Мн.: Унiверсiтэцкае, 1998. – 221 с.
  16. Ломейко В.Ф. Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры в I-X классах. – Мн.: Народная асвета, 1990. – 128 с.
  17. Лях В.И. Координационные способности школьников. - Мн.: Полымя, 1989. - 159 с.
  18. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебн для ин-тов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2001. - 543 с.
  19. Основы математической статистики: Учебн. пособие для институтов физ. культ. / Под ред. В.С. Иванова. – М.: Физкультура и спорт, 2004. – 176 с.
  20. Семикоп А.Ф. Основы теории и методики спортивной тренировки: Учебн. метод. пособие для студ. факульт. физ.культ. пединститут. и университ., училищ алимп. резерва по специальн. 03.03 - «Физическая культура». – Гомель, 2002. – 149 с.
  21. Фарбер Д.А., Корниенко И.А., Сонькин В.Д. Физиология школьника. – М.: Педагогика, 1990. – 63 с.
  22. Яковлев В.Г. Игры для детей. - М.: Физкультура и спорт, 1995. - 158 с.
  23. Фомин Н.А., Филин В.П. Возрастные основы физического воспитания. - М.: Физкультура и спорт. - 2002. - 176 с.

Информация о работе Развитие физических качеств у детей младшего школьного возраста средством подвижных игр