Развитие физических качеств у детей младшего школьного возраста средством подвижных игр

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 19:22, курсовая работа

Краткое описание

Возрастающий объем информации, постоянная модернизация учебных программ, широкое использование транспорта, других технических средств оказывают неблагоприятное воздействие на двигательную деятельность учащихся. В современном обществе проявляется противоречие между требованиями физической подготовленности детей и образом жизни. Естественные условия и обучение в школе ограничивают двигательную деятельность и не обеспечивают необходимого режима, позволяющего более значительно повысить результаты жизненно необходимых двигательных качеств. Поэтому возникает необходимость поиска наиболее целесообразных средств и методов повышения физической подготовленности учащихся

Оглавление

Введение
Глава I. Теоретические аспекты влияния подвижных игр на развитие физических качеств у детей младшего школьного возраста
1.1 Роль и значение подвижных игр для физического совершенствования школьников
1.2 Анатомо-физиологические особенности учащихся младших классов
Глава II. Теретико-методические основы воспитания физических качеств у детей младшего школьного возраста средством подвижных игр.
2.1 Особенности воспитания физических качеств у учащихся младших классов
2.2 Классификация и содержание подвижных игр воспитания двигательных качеств у детей младшего школьного возраста в программе по физической культуре.
Выводы.
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 117.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Оренбургской области  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Развитие физических качеств у детей младшего школьного возраста средством подвижных игр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Оренбург - 2011 
 
 
 
 

Содержание 

Введение

Глава I. Теоретические аспекты влияния подвижных игр на развитие физических качеств у детей младшего школьного возраста

1.1 Роль и значение  подвижных игр для физического  совершенствования школьников

1.2 Анатомо-физиологические  особенности учащихся младших классов

Глава II. Теретико-методические основы воспитания физических качеств у детей младшего школьного возраста средством подвижных игр.

2.1 Особенности воспитания физических качеств у учащихся младших классов

2.2 Классификация и содержание подвижных игр воспитания двигательных качеств у детей младшего школьного возраста в программе по физической культуре.

Выводы.

Список литературы

Приложение 

 

     

                                                     Введение 

     Возрастающий  объем информации, постоянная модернизация учебных программ, широкое использование транспорта, других технических средств оказывают неблагоприятное воздействие на двигательную деятельность учащихся. В современном обществе проявляется противоречие между требованиями физической подготовленности детей и образом жизни. Естественные условия и обучение в школе ограничивают двигательную деятельность и не обеспечивают необходимого режима, позволяющего более значительно повысить результаты жизненно необходимых двигательных качеств. Поэтому возникает необходимость поиска наиболее целесообразных средств и методов повышения физической подготовленности учащихся [13].

     Школьный  возраст является ответственным  периодом жизни учащегося в формировании физического компонента здоровья и  культурных навыков, обеспечивающих его  укрепление, совершенствование и сохранение в будущем. Поэтому результатом физического воспитания школьников должны стать высокий уровень здоровья и формирование фундамента физической культуры будущего взрослого человека [11].

     Игра  – вид деятельности ребенка, который  представляет сознательную, инициативную деятельность, направленную на достижение условной цели, добровольно установленной играющим. В игре удовлетворяются физические и духовные потребности ребенка, в ней формируются его ум, волевые качества. Единственной формой деятельности ребенка является игра, которая во всех случаях отвечает его организации. В игре ребенок ищет и часто находит как бы рабочую площадку для воспитания своих нравственных и физических качеств, его организм требует выхода в деятельности, соответствующей его внутреннему состоянию. Поэтому, через игру можно воздействовать на детский коллектив, исключая прямое давление, наказание, излишнюю нервозность в работе с детьми [6,17]. 

     Анализ  доступной литературы по физической подготовленности учащихся [6,10,11,17] показал, что этот вопрос достаточно освещен, однако требует дальнейшего совершенствования и разработки. Из всего выше изложенного видна актуальность избранной нами темы работы.

Актуальность  работы: является то что школьный возраст является ответственным этапом детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка...

     Игра  в детстве имеет высокое развивающее  значение. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для школьников представляют подвижные игры. Это игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ребенку проверить и развить свои способности, включающие его в соревнования с другими сверстниками. Участие школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.

     Вопрос  о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как Гальперин П.Я., Данилова В.Л., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б.

     Разные  подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (Лисина М.И.), либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.), либо как проявление и условие умственного развития (Пиаже Ж.). Каждый из этих подходов, выделяя какую-то сторону игры, в конечном счете, оказывается недостаточным для объяснения сущности, специфики детской игры в целом [1, c.4]. 
 

     Игровая деятельность является ведущей. Л.С. Выготский  отмечал, что в детском возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность. Он видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Цель  исследования – теоретически обосновать развитие физических качеств детей младшего школьного возраста средством подвижных игр.

     Объект  исследования: учебный процесс физической культуры.

     Предмет исследования: учащихся младших классов.

     Задачи:

     1) Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по данной теме;

     2) Теоретически обосновать анатомо-физиологические особенности учащихся младших классов;

     3) рассмотреть теоретические аспекты развития физических качеств у детей младшего школьного возраста средством подвижных игр;

 

Глава I. Теоретические аспекты влияния подвижных игр на развитие физических качеств у детей младшего школьного возраста 

1.1 Роль и значение  подвижных игр  для физического

     совершенствования школьников

подвижная игра школьник физический

     Формирование  человека на всех этапах эволюционного  развития проходило в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью, поэтому физические нагрузки приобрели важную биологическую роль в его жизнедеятельности [4].

     Анализ  научно-методической литературы [5,6,10,16,22], многочисленные педагогические наблюдения показывают, что важнейший результат игры – это радость и эмоциональный подъем детей. Благодаря этому свойству игры, в значительной степени игрового и соревновательного характера, больше чем другие формы и средства физической культуры, соответствуют воспитанию двигательных способностей у учащихся. Игровые виды и действия требуют всего комплекса скоростных способностей от учащегося в связи с тем, что для стимулирования развития быстроты необходимо многократно повторять движения с максимальной скоростью, а также учитывать функциональные возможности учащегося. От последних в свою очередь зависит скорость движений. Необходимо также учитывать и сочетать методы относительно стандартного повторения движений с максимальной скоростью и методы достаточно широкого варьирования скоростных упражнений.

     Уровень развития двигательных качеств в  настоящее время находится на невысоком уровне, который не может  быть удовлетворен современным требованиям, предъявляемым к физическому  воспитанию в школе. Поэтому, проблема воспитания двигательных качеств весьма актуальна и требует дальнейшего ее совершенствования [10]. 

     Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством  комплексного совершенствования двигательных качеств. Они же в наибольшей степени  позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. При рациональном использовании игра становится эффективным методом физического воспитания. Использование подвижных игр предусматривает не только применение каких-либо конкретных средств, но может осуществляться путем включения методических особенностей игры в любые физические упражнения [3,12,18].

     За  последние годы подвижные все  решительнее завоевывает симпатии педагогов. Творчески работающие педагоги стремятся широко и разносторонне  вводить игру или ее элементы в повседневную жизнь учащихся. А ценность игр заключается в том, что приобретенные умения, качества, навыки повторяются и совершенствуются в новых, быстро изменяющихся условиях, которые предъявляют к детям другие требования. Элементарные умения и навыки, приобретенные учащимися в игровых условиях не только сравнительно легко перестраиваясь при последующем, более углубленном изучении техники движений, но даже облегчают дальнейшее овладение соответствующими техническими приемами. А на этапе совершенствования двигательных действий и неоднократное повторение в игровых условиях помогает развивать у учащихся способность наиболее экономно и целесообразно выполнять многие изучаемые движения в целостном, законченном виде [18]. Можно полагать, что использование учащимися старших классов подвижных игр различной направленности на уроках физической культуры в школе значительно повысят уровень и темп развития учащихся.

 

1.2 Анатомо-физиологические  особенности учащихся младших классов

 

     Одно  из основных условий высокой эффективности системы физической подготовки учащихся заключается в строгом учете возрастных и индивидуальных анатомо-физиологических особенностей, характерных для отдельных этапов развития детей и подростков.

     Основным  критерием биологического возраста считается скелетная зрелость, или «костный» возраст. В старшем школьном возрасте наблюдается значительное усиление роста позвоночника, продолжающееся до периода полного развития. Быстрее всех отделов позвоночника развивается поясничный, а медленнее – шейный. Окончательной высоты позвоночник достигает к 25 годам. Рост позвоночника по сравнению с ростом тела отстает. Это объясняется тем, что конечности растут быстрее позвоночника. В 15-16 лет начинается окостенение верхних и нижних поверхностей позвонков, грудины и срастание ее с ребрами. Позвоночный столб становится более прочным, а грудная клетка продолжает усиленно развиваться, они уже менее подвержены деформации и способны выдерживать даже значительные нагрузки [1,6].

     К 12-14 годам срастаются нижние сегменты тела грудины. В 11-14 лет увеличивается преимущественно подвижность грудной клетки в отличие от предыдущих периодов роста грудной клетки.

     Окостенение костей предплюсны весьма длительный процесс, начинающейся на 4-8 месяце эмбриогенеза, т.е. значительно раньше костей запястья, и заканчивающийся только на 12-19 году. В развитии костей предплюсны отражаются половые особенности. У девочек точки окостенения появляются раньше, чем у мальчиков. Синостозы эпифизов с диафизами в костях плюсны наступают в период 14-18 лет, а в фалангах пальцев от 9 до 18 [11,14]. 
 

     У школьников младших классов рост тела в длину не замедляется. Если у подростков преобладает рост тела в длину, то у младших школьников явно преобладает рост в ширину. Кости становятся более толстыми и прочными, но процессы окостенения в них еще не завершены.

     К 11-14 годам уже сформирована высоко дифференцированная структура мышечного  волокна, происходит увеличение массы  мышечных тканей за счет роста диаметра мышечного волокна. Установлено, что  поперечник двуглавой мышцы плеча к 6 годам увеличивается в 4-5 раз, а к 17 годам в 6-8 раз. Увеличение массы мышц с возрастом происходит не равномерно: в течение первых 15 лет вес мышцы увеличивается на 9%, а с 14 до 17-18 лет на 12%. Более высокие темпы роста характерны для мышц нижних конечностей по сравнению с мышцами верхних конечностей. Ярко выражены половые различия по мышечному и жировому компонентам: масса мышц (по отношению к массе тела) у девушек приблизительно на 13% меньше, чем у юношей, а масса жировой ткани примерно на 10% больше. Различие в мышечной силе с возрастом увеличивается: в 12 лет разница составляет 4-6 кг, в 18 лет – 15-20 кг. Увеличение веса тела у девочек происходит более интенсивно, чем рост мышечной силы. В тоже время у девушек, по сравнению с юношами, выше точность и координация движений [17].

     Опорно-двигательный аппарат у младших школьников способен выдерживать значительные статические напряжения и выполнять  длительную работу, что обусловлено  нервной регуляцией, строением, химическим составом и сократительными свойствами мышц [7,21].

     Значительно меняются в процессе онтогенеза функциональные свойства мышц. Увеличиваются возбудимость и лабильность мышечной ткани. Изменяется мышечный тонус. У новорожденных  плохо выражена способность мышц к расслаблению, которая с возрастом увеличивается. С  
 

Информация о работе Развитие физических качеств у детей младшего школьного возраста средством подвижных игр