Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 19:22, курсовая работа
Возрастающий объем информации, постоянная модернизация учебных программ, широкое использование транспорта, других технических средств оказывают неблагоприятное воздействие на двигательную деятельность учащихся. В современном обществе проявляется противоречие между требованиями физической подготовленности детей и образом жизни. Естественные условия и обучение в школе ограничивают двигательную деятельность и не обеспечивают необходимого режима, позволяющего более значительно повысить результаты жизненно необходимых двигательных качеств. Поэтому возникает необходимость поиска наиболее целесообразных средств и методов повышения физической подготовленности учащихся
Введение
Глава I. Теоретические аспекты влияния подвижных игр на развитие физических качеств у детей младшего школьного возраста
1.1 Роль и значение подвижных игр для физического совершенствования школьников
1.2 Анатомо-физиологические особенности учащихся младших классов
Глава II. Теретико-методические основы воспитания физических качеств у детей младшего школьного возраста средством подвижных игр.
2.1 Особенности воспитания физических качеств у учащихся младших классов
2.2 Классификация и содержание подвижных игр воспитания двигательных качеств у детей младшего школьного возраста в программе по физической культуре.
Выводы.
Список литературы
Приложение
Министерство
образования и науки Оренбургской
области
КУРСОВАЯ РАБОТА
Развитие
физических качеств
у детей младшего школьного
возраста средством
подвижных игр.
Оренбург
- 2011
Содержание
Введение
Глава I. Теоретические аспекты влияния подвижных игр на развитие физических качеств у детей младшего школьного возраста
1.1 Роль и значение подвижных игр для физического совершенствования школьников
1.2 Анатомо-физиологические особенности учащихся младших классов
Глава II. Теретико-методические основы воспитания физических качеств у детей младшего школьного возраста средством подвижных игр.
2.1 Особенности воспитания физических качеств у учащихся младших классов
2.2 Классификация и содержание подвижных игр воспитания двигательных качеств у детей младшего школьного возраста в программе по физической культуре.
Выводы.
Список литературы
Приложение
Возрастающий объем информации, постоянная модернизация учебных программ, широкое использование транспорта, других технических средств оказывают неблагоприятное воздействие на двигательную деятельность учащихся. В современном обществе проявляется противоречие между требованиями физической подготовленности детей и образом жизни. Естественные условия и обучение в школе ограничивают двигательную деятельность и не обеспечивают необходимого режима, позволяющего более значительно повысить результаты жизненно необходимых двигательных качеств. Поэтому возникает необходимость поиска наиболее целесообразных средств и методов повышения физической подготовленности учащихся [13].
Школьный возраст является ответственным периодом жизни учащегося в формировании физического компонента здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его укрепление, совершенствование и сохранение в будущем. Поэтому результатом физического воспитания школьников должны стать высокий уровень здоровья и формирование фундамента физической культуры будущего взрослого человека [11].
Игра
– вид деятельности ребенка, который
представляет сознательную, инициативную
деятельность, направленную на достижение
условной цели, добровольно установленной
играющим. В игре удовлетворяются физические
и духовные потребности ребенка, в ней
формируются его ум, волевые качества.
Единственной формой деятельности ребенка
является игра, которая во всех случаях
отвечает его организации. В игре ребенок
ищет и часто находит как бы рабочую площадку
для воспитания своих нравственных и физических
качеств, его организм требует выхода
в деятельности, соответствующей его внутреннему
состоянию. Поэтому, через игру можно воздействовать
на детский коллектив, исключая прямое
давление, наказание, излишнюю нервозность
в работе с детьми [6,17].
Анализ доступной литературы по физической подготовленности учащихся [6,10,11,17] показал, что этот вопрос достаточно освещен, однако требует дальнейшего совершенствования и разработки. Из всего выше изложенного видна актуальность избранной нами темы работы.
Актуальность работы: является то что школьный возраст является ответственным этапом детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка...
Игра
в детстве имеет высокое
Вопрос о природе и сущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многих исследователей, таких как Гальперин П.Я., Данилова В.Л., Запорожец А.В., Эльконин Д.Б.
Разные
подходы к детской игре отражены
во многих работах. Среди этих подходов
можно выделить объяснение природы
сущности детской игры, как формы общения
(Лисина М.И.), либо как формы деятельности,
в том числе усвоения деятельности взрослых
(Эльконин Д.Б.), либо как проявление и условие
умственного развития (Пиаже Ж.). Каждый
из этих подходов, выделяя какую-то сторону
игры, в конечном счете, оказывается недостаточным
для объяснения сущности, специфики детской
игры в целом [1, c.4].
Игровая
деятельность является ведущей. Л.С. Выготский
отмечал, что в детском возрасте
игра и занятия, игра и труд образуют
два основных русла, по которым протекает
деятельность. Он видел в игре неиссякаемый
источник развития личности, сферу определяющую
«зону ближайшего развития».
Цель исследования – теоретически обосновать развитие физических качеств детей младшего школьного возраста средством подвижных игр.
Объект исследования: учебный процесс физической культуры.
Предмет исследования: учащихся младших классов.
Задачи:
1)
Изучить и проанализировать
2) Теоретически обосновать анатомо-физиологические особенности учащихся младших классов;
3) рассмотреть теоретические аспекты развития физических качеств у детей младшего школьного возраста средством подвижных игр;
Глава
I. Теоретические аспекты
влияния подвижных игр
на развитие физических
качеств у детей младшего
школьного возраста
1.1 Роль и значение подвижных игр для физического
совершенствования школьников
подвижная игра школьник физический
Формирование человека на всех этапах эволюционного развития проходило в неразрывной связи с активной мышечной деятельностью, поэтому физические нагрузки приобрели важную биологическую роль в его жизнедеятельности [4].
Анализ научно-методической литературы [5,6,10,16,22], многочисленные педагогические наблюдения показывают, что важнейший результат игры – это радость и эмоциональный подъем детей. Благодаря этому свойству игры, в значительной степени игрового и соревновательного характера, больше чем другие формы и средства физической культуры, соответствуют воспитанию двигательных способностей у учащихся. Игровые виды и действия требуют всего комплекса скоростных способностей от учащегося в связи с тем, что для стимулирования развития быстроты необходимо многократно повторять движения с максимальной скоростью, а также учитывать функциональные возможности учащегося. От последних в свою очередь зависит скорость движений. Необходимо также учитывать и сочетать методы относительно стандартного повторения движений с максимальной скоростью и методы достаточно широкого варьирования скоростных упражнений.
Уровень
развития двигательных качеств в
настоящее время находится на
невысоком уровне, который не может
быть удовлетворен современным требованиям,
предъявляемым к физическому
воспитанию в школе. Поэтому, проблема
воспитания двигательных качеств весьма
актуальна и требует дальнейшего ее совершенствования
[10].
Подвижные игры различной направленности являются очень эффективным средством комплексного совершенствования двигательных качеств. Они же в наибольшей степени позволяют совершенствовать такие качества как ловкость, быстрота, сила, координация и др. При рациональном использовании игра становится эффективным методом физического воспитания. Использование подвижных игр предусматривает не только применение каких-либо конкретных средств, но может осуществляться путем включения методических особенностей игры в любые физические упражнения [3,12,18].
За
последние годы подвижные все
решительнее завоевывает
Одно из основных условий высокой эффективности системы физической подготовки учащихся заключается в строгом учете возрастных и индивидуальных анатомо-физиологических особенностей, характерных для отдельных этапов развития детей и подростков.
Основным критерием биологического возраста считается скелетная зрелость, или «костный» возраст. В старшем школьном возрасте наблюдается значительное усиление роста позвоночника, продолжающееся до периода полного развития. Быстрее всех отделов позвоночника развивается поясничный, а медленнее – шейный. Окончательной высоты позвоночник достигает к 25 годам. Рост позвоночника по сравнению с ростом тела отстает. Это объясняется тем, что конечности растут быстрее позвоночника. В 15-16 лет начинается окостенение верхних и нижних поверхностей позвонков, грудины и срастание ее с ребрами. Позвоночный столб становится более прочным, а грудная клетка продолжает усиленно развиваться, они уже менее подвержены деформации и способны выдерживать даже значительные нагрузки [1,6].
К 12-14 годам срастаются нижние сегменты тела грудины. В 11-14 лет увеличивается преимущественно подвижность грудной клетки в отличие от предыдущих периодов роста грудной клетки.
Окостенение
костей предплюсны весьма длительный
процесс, начинающейся на 4-8 месяце эмбриогенеза,
т.е. значительно раньше костей запястья,
и заканчивающийся только на 12-19 году.
В развитии костей предплюсны отражаются
половые особенности. У девочек точки
окостенения появляются раньше, чем у
мальчиков. Синостозы эпифизов с диафизами
в костях плюсны наступают в период 14-18
лет, а в фалангах пальцев от 9 до 18 [11,14].
У школьников младших классов рост тела в длину не замедляется. Если у подростков преобладает рост тела в длину, то у младших школьников явно преобладает рост в ширину. Кости становятся более толстыми и прочными, но процессы окостенения в них еще не завершены.
К 11-14 годам уже сформирована высоко дифференцированная структура мышечного волокна, происходит увеличение массы мышечных тканей за счет роста диаметра мышечного волокна. Установлено, что поперечник двуглавой мышцы плеча к 6 годам увеличивается в 4-5 раз, а к 17 годам в 6-8 раз. Увеличение массы мышц с возрастом происходит не равномерно: в течение первых 15 лет вес мышцы увеличивается на 9%, а с 14 до 17-18 лет на 12%. Более высокие темпы роста характерны для мышц нижних конечностей по сравнению с мышцами верхних конечностей. Ярко выражены половые различия по мышечному и жировому компонентам: масса мышц (по отношению к массе тела) у девушек приблизительно на 13% меньше, чем у юношей, а масса жировой ткани примерно на 10% больше. Различие в мышечной силе с возрастом увеличивается: в 12 лет разница составляет 4-6 кг, в 18 лет – 15-20 кг. Увеличение веса тела у девочек происходит более интенсивно, чем рост мышечной силы. В тоже время у девушек, по сравнению с юношами, выше точность и координация движений [17].
Опорно-двигательный аппарат у младших школьников способен выдерживать значительные статические напряжения и выполнять длительную работу, что обусловлено нервной регуляцией, строением, химическим составом и сократительными свойствами мышц [7,21].
Значительно
меняются в процессе онтогенеза функциональные
свойства мышц. Увеличиваются возбудимость
и лабильность мышечной ткани. Изменяется
мышечный тонус. У новорожденных
плохо выражена способность мышц к
расслаблению, которая с возрастом увеличивается.
С