Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:03, реферат
Данная тема раскрывает основные положения, общие для всех видов спорта и отдельных систем физических упражнений, а также рассматриваются конкретные материалы по видам спорта с целью приобщения студентов к активным занятиям. Представленная информация поможет понять студенту необходимость приобщения к какому-либо виду спорта или системе физических упражнений, а раскрытие основной общей информации по видам спорта, культивирующимся в данном вузе, поможет не ошибиться в своем выборе, так как у студента, ознакомившегося с этой темой, появятся общие представления о характере воздействия того или иного вида спорта (системы физических упражнений) на человека.
Введение
1. Характеристика особенностей воздействия видов спорта (системы физических упражнений) на физическое развитие и подготовленность, психические качества и свойства личности.
2. Характеристика видов спорта, развивающих отдельные физические качества.
3. Цели и задачи спортивной подготовки в условиях вуза.
4. Планирование тренировки в избранном виде спорта.
5. Основные пути достижения физической, технической, тактической и психической подготовленности.
6. Методы контроля за эффективностью тренировочных занятий.
Высокие требования к ловкости и гибкости спортсмена предъявляют сложнокоординационные виды спорта, каким являются акробатика, аэробика, гимнастика спортивная и художественная, прыжки в воду и на батуте, прыжки на лыжах с трамплина, слалом, фристайл, фигурное катание и др.
Занятия, особенно гимнастическими и акробатическими упражнениями, оказывают мощное стимулирующее воздействие на опорно-двигательный аппарат. Тренировочный эффект выражается в существенном увеличении подвижности в суставах при одновременном укреплении связочного аппарата, возрастании силовых возможностей мышц в динамических и статических нагрузках, повышении эластичности мышечных тканей. Все эти качества позволяют производить движения с большой амплитудой и высокой скоростью.
3. Цели и задачи спортивной подготовки в условиях вуза
Современная наука изучает различные стороны становления спортсмена от новичка до мастера спорта международного класса. По каждому виду спорта разработаны основы спортивной ориентации, спортивного отбора, определены этапы многолетней подготовки к рекордным результатам с изменяющимися задачами и тестами на каждом из них. Установлены требования (модельные характеристики) к физическому развитию, к уровню функционирования отдельных систем организма, к параметрам психической устойчивости для каждого этапа подготовки, ориентированного на возраст спортсмена. С этими целями применяются специальные информативные тесты педагогического, психологического, медицинского и медико-биологического контроля, определяющие успешность и своевременность (соответствие возрасту, спортивному стажу) прохождения каждого из этапов спортивного пути, который занимает около 10 лет непрерывной спортивной подготовки.
В студенческом спорте участвуют не только спортсмены, стремящиеся к достижению спортивных результатов международного класса. У каждого студента своя мотивация к тому или иному виду спорта.
Возможности различных видов спорта в укреплении здоровья, коррекции телосложения и осанки, повышении общей работоспособности, психической устойчивости, наконец, в самоутверждении очень велики. При этом здоровье, т.е. такое состояние организма, которое обеспечивает полноценное выполнение всех жизненных функций, выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоническое развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности.
Физическое развитие, которое тесно связано со здоровьем, - это процесс изменения и становления естественных морфологических и функциональных свойств организма человека в течение его жизни (рост, масса тела, окружность грудной клетки, жизненная емкость легких и др.)
Общее физическое состояние человека зависит от многих факторов как естественных, так и социальных, но главное – оно управляемо. С помощью соответствующим образом подобранных и организованных мероприятий с использованием физических упражнений, различных видов спорта, рационального питания, режима труда и отдыха и др. можно в широком диапазоне изменять в необходимом направлении показатели физического развития и функциональной подготовленности организма. Например, с помощью применения отдельных физических упражнений можно изменять в желаемую сторону вес тела, окружность отдельных его частей, жизненную емкость легких, силу, выносливость, гибкость и т.д.
Именно поэтому физическая культура и спорт широко используются для укрепления здоровья, физического развития и подготовленности человека в современном обществе. Фактически физическая культура и спорт необходимы для социального становления молодого человека, являясь важным средством его всестороннего и гармонического развития.
Значит физическая культура и ее составная часть – студенческий спорт – в структуре образовательной и профессиональной подготовки будущих бакалавров и специалистов выступают не только в роли учебной гуманитарной дисциплины, но и как средство направленного развития целостной личности.
4. Планирование тренировки в избранном виде спорта
В каждом виде спорта или системе физических упражнений всегда присутствуют его основные разделы:
- перспективное планирование;
- годичное планирование;
- текущее и оперативное планирование.
Перспективное планирование спортивной подготовки студента заключается в том, чтобы обеспечить непрерывность тренировочного процесса, так как оно связывает в единую многолетнюю систему подготовку на учебных занятиях по дисциплине «Физическая культура» в средней школе и вузе, а также занятия в свободное время на всем протяжении обучения (включая учебные и производственные практики, а также каникулярное время). В некоторых случаях перспективный план спортивной подготовки должен охватывать и послевузовский период подготовки спортсмена.
Между тем спортивная подготовка в основном учебном отделении вуза планируется только на годы учебных занятий по дисциплине «Физическая культура». Перспективное планирование в данном случае состоит в постепенном усложнении задач по усвоению обязательного программного и элективного учебного материала. В конечном счете, это находит свое отражение в усложняющихся зачетных спортивно-технических нормативах и требованиях.
Перспективное планирование в основном учебном отделении имеет свои особенности. С одной стороны, оно предусматривает постепенное усложнение
учебно-тренировочного процесса по годам обучения, с другой стороны – может охватывать не только период обучения в вузе, но и спортивную подготовку спортсмена после окончания учебного заведения. Такое планирование, захватывающее послевузовский период спортивной подготовки, наиболее четко проявляется в индивидуальных видах спорта.
При годичном планировании тренировок применяется два варианта планирования: обычный и со сложной структурой соревновательного периода – проведением нескольких последовательных соревнований.
На выбор вариантов годичного планирования тренировок влияют вид спорта, квалификация спортсменов, этап многолетней тренировки и другие факторы. Например, в сезонных видах спорта (лыжи, гребля) в основном применяется однопиковый годичный цикл с темя периодами подготовки, в отдельных дисциплинах легкой атлетики (по которым проводятся и летние и зимние соревнования) двухпиковый и т.д.
Годичное планирование включает три основных периода: подготовительный, соревновательный и переходный. При обычном годичном планировании подготовительный этап идет с января до середины апреля, после чего спортсмены выходят на соревнования различного уровня (примерно до октября месяца). После соревновательного периода идет переходный, где спортсмены восстанавливаются, интенсивность, и количество тренировок снижается.
При сложном годичном планировании после соревновательного периода следует сразу подготовительный, где спортсмены без перерыва, без восстановительного периода готовятся к соревнованиям нового уровня. Естественно, двухпиковая, трехпиковая, многопиковая кривые требуют большей мобилизации сил. Но, в любом случае, к концу календарного года спортсмены приходят к переходному периоду.
Текущее планирование связано с оптимизацией учебно-тренировочного процесса, подготовкой к отдельным соревнованиям или их серии. Оно призвано представить различные факторы тренировочного процесса (подбор соответствующих средств тренировки, соревновательных стартов, методов направленного восстановления и стимуляции работоспособности), в таком сочетании, которое обеспечивало бы условия для подготовки спортсмена к проявлению наивысших возможностей на основных соревнованиях.
Текущее планирование в основном и спортивных отделениях значительно различаются, особенно в видах и формах текущего контроля. В основном отделении чаще применяются тесты, а в спортивном – соревновательные упражнения.
Оперативное планирование, или управление учебно-тренировочным процессом, - определяет степень физической, технической, тактической подготовленности студента-спортсмена. Оцениваются самые различные показатели, отражающие возможности организма, реакции на отдельные виды физических упражнений, продолжительность пауз между ними.
Современные технические средства позволяют оперативно получать и доводить до занимающихся информацию о динамических и кинематических характеристиках движений, реакции основных функциональных систем, их соответствии заданным характеристикам. Это позволяет своевременно корректировать индивидуальные нагрузки, использование тренировочных средств.
Оперативное планирование предусматривает контроль всех сторон спортивной подготовки. Оно не имеет существенных отличий при подготовке студентов в основном и спортивном отделениях, но в каждом виде спорта оперативное и текущее планирование имеют свои отличия. (Например, разница в техническом исполнении заранее выученной двухминутной программы по спортивной аэробике при разном ударном музыкальном сопровождении).
5. Основные пути достижения физической, технической, тактической и психической подготовленности
Все стороны спортивной подготовленности тесно взаимосвязаны. Так, техническое совершенствование напрямую зависит от уровня развития физических качеств – силы, быстроты, гибкости, ловкости, а выносливость тесно связана с экономичностью техники спортивного достижения, уровнем психической устойчивости при преодолении утомления. Тактическая подготовленность опирается на функциональную подготовленность и уровень технического мастерства, на психические качества спортсмена (смелость, решительность).
Физическая подготовленность характеризуется возможностями функциональных систем организма спортсмена. Условно ее можно разделить на общую и специальную.
Общая физическая подготовленность (ОФП) предполагает разностороннее развитие физических качеств, слаженность их проявления в процессе мышечной деятельности.
Общая физическая подготовка особенно акцентируется на первых – вторых курсах. Контроль за ней осуществляется на всех курсах, во всех учебных отделениях (основном, специальном, спортивном) в течение всех лет обучения в вузе. Именно этой цели служат и основные тесты по ОФП (бег 100 м, 2000 м – женщины, 3000 м – мужчины, и специальные силовые упражнения для женщин и мужчин).
Однако по ряду видов спорта общий уровень программных требований ОФП в отдельных упражнениях может быть недостаточным для студентов, специализирующихся в каком-либо виде спорта или системе физических упражнений.
Специальная физическая подготовленность характеризует уровень развития именно тех физических качеств, возможностей и функциональных систем организма, с которыми непосредственно связаны достижения в избранном виде спорта. Специальная подготовленность присуща только данному виду спорта или системе физических упражнений. Она может быть выражена в спортивно-технических требованиях к скоростным, силовым способностям, гибкости, координационным возможностям, специальной выносливости. Соответствующую направленность имеют и спортивно-технические нормативы и требования, предлагаемые студентам по семестрам и годам обучения. Так, студенты специализирующиеся в аэробике должны сдать, например, такой специальный тест на гибкость, как шпагат; специальный тест на силовую подготовленность, тест на координационные способности и специальную выносливость – исполнение танцевальной композиции с силовыми элементами.
Техническая подготовленность. Техническая подготовка заключается в изучении и совершенствовании техники выполнения физических упражнений и технических приёмов. Спортивная техника – это целесообразный способ выполнения физического упражнения (двигательного действия).Под совершенной техникой подразумеваются наиболее рациональные , эффективные способы выполнения двигательного действия при строгом учёте индивидуальных особенностей занимающихся с целью достижения наилучшего результата.
Достижение высокого спортивного результата невозможно без овладения занимающимися техникой двигательных действий данного вида спорта.
Степень овладения техническими приёмами во многих видах спорта, особенно в спортивных играх, определяет формирование стойкого интереса и потребности в данном виде спорта. Понятие «спортивное мастерство» предполагает высокую степень владения техническими приёмами. В структуре технической подготовленности выделяются базовые и дополнительные движения.
К базовым относятся движения и действия, составляющие основы технической оснащенности данного вида спорта, без которых невозможно осуществлять соревновательную борьбу по правилам. Например, в оздоровительной аэробике некоторыми из базовых движений являются: махи ногами вперед и в сторону, круговые махи, различного рода поддержки, отжимания от пола, силовые упражнения на полу, различные удержания на руках собственного веса тела в статическом режиме.
Освоить базовые движения – обязательное условие для спортсмена, специализирующегося в том или ином виде спорта. В основном учебном отделении именно на эту группу движений делается акцент в процессе начальной спортивной подготовки. Такие же базовые движения существуют и в различных системах физических упражнений.
Информация о работе Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений