Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:03, реферат

Краткое описание

Данная тема раскрывает основные положения, общие для всех видов спорта и отдельных систем физических упражнений, а также рассматриваются конкретные материалы по видам спорта с целью приобщения студентов к активным занятиям. Представленная информация поможет понять студенту необходимость приобщения к какому-либо виду спорта или системе физических упражнений, а раскрытие основной общей информации по видам спорта, культивирующимся в данном вузе, поможет не ошибиться в своем выборе, так как у студента, ознакомившегося с этой темой, появятся общие представления о характере воздействия того или иного вида спорта (системы физических упражнений) на человека.

Оглавление

Введение

1. Характеристика особенностей воздействия видов спорта (системы физических упражнений) на физическое развитие и подготовленность, психические качества и свойства личности.

2. Характеристика видов спорта, развивающих отдельные физические качества.

3. Цели и задачи спортивной подготовки в условиях вуза.

4. Планирование тренировки в избранном виде спорта.

5. Основные пути достижения физической, технической, тактической и психической подготовленности.

6. Методы контроля за эффективностью тренировочных занятий.

Файлы: 1 файл

физра.doc

— 126.00 Кб (Скачать)


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Астраханский государственный университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине: физическая культура

на тему

 

ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ ИЗБРАННЫМ ВИДОМ СПОРТА

 

ИЛИ СИСТЕМОЙ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила студентка

Филолгического факультета

Группы РЛ-31

Наурзбаева Алина   

Преподаватель: Ирина Валерьевна

 

 

 

Астрахань 2012г.

 

План.

Введение

 

1.     Характеристика особенностей воздействия  видов спорта (системы физических упражнений) на физическое развитие и подготовленность, психические качества и свойства личности.

 

2. Характеристика видов спорта, развивающих отдельные физические качества.

 

3.  Цели и задачи спортивной подготовки  в условиях вуза.

 

4.   Планирование тренировки в избранном виде спорта.

 

5.      Основные пути достижения  физической, технической, тактической и психической подготовленности.

 

6.     Методы контроля за эффективностью тренировочных занятий.

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Данная тема раскрывает основные положения, общие для всех видов спорта и отдельных систем физических упражнений, а также рассматриваются конкретные материалы по видам спорта с целью приобщения студентов к активным занятиям. Представленная информация поможет понять студенту необходимость приобщения к какому-либо виду спорта или системе физических упражнений, а раскрытие основной общей информации по видам спорта, культивирующимся в данном вузе, поможет не ошибиться в своем выборе, так как у студента, ознакомившегося с этой темой, появятся общие представления о характере воздействия того или иного вида спорта (системы физических упражнений) на человека.

 

1. Характеристика особенностей воздействия видов спорта  на физическое развитие и подготовленность, психические качества и свойства личности.

     В историческом развитии отдельных видов спорта и систем физических упражнений очевидна связь с изменяющимися условиями внешней среды, с социально-экономическими факторами труда, отдыха и быта человека. Изменения во внутренней структуре каждого вида спорта зачастую зависели от прогресса техники, от результатов научных открытий в том смысле, что во многих видах спорта совершенствовались конструкции и качество спортивного инвентаря и оборудования, существенно изменялись правила спортивных соревнований. С этими же факторами связано постоянное совершенствование теории и методики, а также практики спортивной тренировки, медико-биологического обеспечения тренировочного процесса, методов и средств восстановления работоспособности спортсменов в макро и микроциклах спортивной подготовки и т.д.

    Меняющиеся требования к динамичности, зрелищности спортивных соревнований диктуют пересмотр правил соревнований в отдельных видах спорта, а следовательно, изменение методики подготовки спортсмена. Поэтому сравнивать достижения спортсменов прошлого и настоящего непросто. Бегуны, участвовавшие в Олимпийских играх Древней Греции, мчались босиком по песчаной дорожке, без фиксации времени, а современные – по дорожкам с синтетическим покрытием, в специальных беговых туфлях, их время фиксируется до сотых долей секунды.

     Продолжительные и регулярные занятия спортом или физическими упражнениями влияют на физическое развитие, функциональную подготовленность и состояние психики человека. Этот факт может быть использован для коррекции показателей физического развития и телосложения, для акцентированного воспитания и совершенствования силы, быстроты, выносливости, гибкости, а также психических качеств личности. Проблема акцентированного развития физических качеств всегда легче решается на начальных этапах спортивной подготовки. Если вы развиваете какое-то физическое свойство, то тем самым параллельно развиваются и другие. Однако по мере повышения тренированности, с ростом спортивной квалификации (от новичка до спортсмена-мастера) величина эффекта параллельного развития нескольких физических качеств постепенно уменьшается. Чем выше класс спортсмена, тем контрастнее проявляются те физические качества, к которым предъявляет особые требования конкретный вид спорта. Иными словами, налицо акцентированное воздействие данного вида спорта на развитие определенного физического качества.

   Аналогичные процессы можно наблюдать  и в развитии и воспитании психических качеств и свойств личности. Виды спорта, требующие повышенной смелости, волевых усилий, коллективизма, всегда оставляют отпечаток на личности спортсмена. Системы же физических упражнений, как правило направлены на развитие какого-либо определенного физического или психического качества (например, «стрейчинг» или системы дыхательной гимнастики).

 

     Каждый студент должен иметь хотя бы общие представления о характере воздействия того или иного вида спорта (системы физических упражнений) на человека.

  В этом ему может помочь предлагаемое разделение основных видов спорта на группы:

1. Виды спорта, акцентировано развивающие отдельные физические качества:

-  преимущественно развивающие выносливость (циклические виды спорта);

-  развивающие, главным образом, силу и скоростно-силовые качества (тяжелая атлетика, легкоатлетические метания и прыжки);

-  виды спорта, способствующие воспитанию быстроты;

- виды спорта, способствующие воспитанию ловкости и гибкости (спортивная гимнастика, акробатика);

2. Виды спорта разностороннего комплексного воздействия на человека (разные виды единоборств, спортивные игры, различные многоборья).

     В нашем университете культивируются следующие виды спорта: волейбол, баскетбол, настольный теннис, бадминтон, футбол, тяжелая атлетика, легкая атлетика, лыжные гонки, аэробика, плавание, гандбол.

       Проблема акцентированного воспитания и совершенствования основных физических качеств человека – силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости – всегда менее сложна на самых начальных этапах систематических упражнений, то есть у новичков, так как в этот период, как правило, наблюдается одновременное улучшение каждого из них. Если мы развиваем силу, то улучшается и выносливость, если развиваем гибкость, то в какой-то мере совершенствуется и силовая подготовленность. Не случайно на этой стадии подготовки наибольший эффект дает комплексный метод тренировки, то есть общефизическая подготовка.  Однако, при высоком уровне подготовленности развитие физического качества начинает тормозить развитие другого. Вот почему штангисту высокого класса трудно достигнуть высоких показателей в упражнениях на выносливость, а бегуну на длинные дистанции – в силовых упражнениях.

   Таким образом, акцентированное воспитание отдельных двигательных качеств с использованием конкретных видов спорта должно основываться на определенном минимуме развития всех основных двигательных качеств.

2.   Характеристика видов спорта, развивающих отдельные физические качества

Выносливость развивают преимущественно циклические виды спорта.

   Воспитание выносливости в процессе спортивной тренировки в определенном виде спорта является одним из действенных средств достижения высокой общей и профессиональной работоспособности, основанной на повышении устойчивости центральной нервной системы, сердечно-сосудистой и других функциональных систем организма против утомления. Собственно, под выносливостью и понимается способность организма человека преодолевать наступающее утомление. Для проявления общей выносливости нужны хорошее сердце, здоровые легкие, достаточное количество гемоглобина в крови, обильное кровоснабжение работающих мышц и т.д. Главное, что под влиянием рациональной и систематической тренировки указанные органы, физиологические процессы могут повышать свои функциональные характеристики. Вот почему в данном случае нас больше интересуют те виды спорта, в которых, как и в большей части трудовых процессов (в течение всего рабочего дня), происходят аэробные реакции в организме, то есть реакции биологического окисления в организме, протекающие с участием кислорода. Поэтому наибольшее значение в обычной жизни, в профессиональной деятельности имеют такие виды спорта, которые развивают главным образом аэробные возможности организма, обеспечивающие длительную, продуктивную работу сравнительно невысокой мощности не только в спортивной деятельности, но и в течение достаточно длительного по продолжительности рабочего времени на производстве.

   Общая выносливость необходима представителям всех видов спорта, так как она позволяет успешно справляться с большим объемом тренировочной работы, эффективнее выполнять и усваивать специализированную тренировочную работу. Этим еще раз подчеркивается особое значение воспитания общей выносливости у студенческой молодежи вне зависимости от того, занимается ли ее представитель спортом или только физкультурой, ибо высокий уровень общей выносливости – одно из главных свидетельств отличного здоровья.

   Итак, к видам спорта, акцентировано развивающим общую выносливость, можно отнести все циклические виды спорта, в которых физические нагрузки продолжаются сравнительно длительное время на фоне преимущественного  повышения аэробного (кислородного) обмена в организме человека. К таким видам спорта относятся: спортивная ходьба, бег на средние, длинные и сверхдлинные дистанции (марафон), лыжные гонки и биатлон, плавание, гребля, велосипедный спорт, большая часть дистанций и многоборья в конькобежном спорте, альпинизм, спортивное ориентирование, туризм и некоторые другие.

   Хотя все циклические виды спорта, связанные с проявлением выносливости, существенно различаются по структуре движений друг от друга, однако между ними имеются и общие положения: спортивные достижения атлетов основываются на достаточно объемных тренировочных и соревновательных нагрузках. В процессе регулярных тренировок развивается в той мере, в какой это необходимо для каждого конкретного вида спорта, исполнительское функциональное «звено» - кислород – транспортная система и регулирующее «звено» - центральная нервная и эндокринная система.

   Спортсменам, специализирующимся в этих видах спорта, присущи способности к длительному выполнению физической работы, успешное волевое противостояние утомлению. Их высокая работоспособность обеспечена разнообразными сдвигами приспособительного характера, происшедшими в организме под влиянием тренирующих воздействий: морфологическим и функциональным развитием мышцы сердца, повышением эластичных свойств стенок кровеносных сосудов, увеличением запаса энергетически богатых веществ в мышцах и внутренних органах, высокой степенью эффективности работы нервной системы и др. Рассмотрим подробнее виды спорта, развивающие выносливость.

    Бег на средние, длинные и сверхдлинные дистанции – действенное средство совершенствования сердечно-сосудистой, дыхательной систем, экономизации обменных процессов в организме. Все это вкупе значительно повышает выносливость организма человека.

   В настоящее время к средним дистанциям относятся отрезки от 800 до 1500 м, к длинным – от 3000 до 10000 м и к сверхдлинным – 20 км до марафонского бега (42 км 195 м). Ныне на всех дистанциях соревнуются не только мужчины, но и женщины. Соревнования в беге на средние и длинные дистанции проводятся как на открытом воздухе, так и в помещении.

   При беге в работу включаются большие группы мышц, что вызывает усиленную деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Работа организма при беге на эти дистанции связана в основном с аэробным обеспечением. Значительную нагрузку при беге испытывает опорно-двигательный аппарат, особенно на сверхдлинные дистанции.

   Обычно бегунов отличает не только выносливость и закаленность, но и способность к перенесению высоких нагрузок (способность «терпеть»), что связано с необходимостью проявления волевых усилий не только в соревнованиях, но и в определенной части тренировочных занятий. Вместе с тем следует отметить, что во время длительного бега с оптимальной скоростью возникает ощущение эмоционального комфорта, психологической разгрузки, приносящее внутреннее удовлетворение бегунам.

   Это явление находит свое отражение в результатах специальных научных исследований. Так, было выявлено, что при беге от 20 минут и дольше с интенсивностью 60-80 % от максимального возрастного показателя частоты сердечных сокращений в плазме крови значительно повышается концентрация бета-эндорфинов и мет-энцефаминов – медиаторов удовольствия. Не случайно миллионы людей во всех концах земного шара в качестве самого действенного лекарства от распространенной болезни цивилизованного мира – гиподинамии выбрали древнейшее легкоатлетическое упражнение – бег. Исследователи предполагают, что подобная реакция имеет место при всех циклических упражнениях.

Информация о работе Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений