Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 14:03, реферат
Данная тема раскрывает основные положения, общие для всех видов спорта и отдельных систем физических упражнений, а также рассматриваются конкретные материалы по видам спорта с целью приобщения студентов к активным занятиям. Представленная информация поможет понять студенту необходимость приобщения к какому-либо виду спорта или системе физических упражнений, а раскрытие основной общей информации по видам спорта, культивирующимся в данном вузе, поможет не ошибиться в своем выборе, так как у студента, ознакомившегося с этой темой, появятся общие представления о характере воздействия того или иного вида спорта (системы физических упражнений) на человека.
Введение
1. Характеристика особенностей воздействия видов спорта (системы физических упражнений) на физическое развитие и подготовленность, психические качества и свойства личности.
2. Характеристика видов спорта, развивающих отдельные физические качества.
3. Цели и задачи спортивной подготовки в условиях вуза.
4. Планирование тренировки в избранном виде спорта.
5. Основные пути достижения физической, технической, тактической и психической подготовленности.
6. Методы контроля за эффективностью тренировочных занятий.
Тактическая подготовленность.
Спортивная тактика – искусство ведения спортивного поединка со спортивными соперниками, а также умение наиболее эффективно использовать свои возможности для достижения высоких спортивных результатов или успешного выполнения контрольных тестов и нормативов.
Активность тактических действий спортсмена – важный показатель спортивного мастерства. Спортсмен высокой квалификации должен уметь навязывать сопернику его волю, оказывать на него постоянное психологическое давление разнообразными и эффективными действиями. Это требование распространяется на командные и индивидуальные виды спорта, на контактные и неконтактные единоборства.
Тактическая подготовка спортсмена всегда опирается на его физическую и техническую подготовленность. При этом учитываются его индивидуальные особенности, в том числе и психологического характера.
Морально-волевая и психологическая подготовка. Морально-волевая и психологическая подготовка проводится в соответствии с общими принципами нравственного воспитания. Особенно велико значение спорта в воспитании
воли и характера. Необходимость соблюдать строгий режим, преодолевать отрицательные эмоции, бороться с различными внешними и внутренними трудностями, возникающими во время тренировки и соревнований – это делает спорт отличной школой воспитания воли и высокой нравственности.
Волевая подготовленность включает такие качества как целеустремленность, решительность и смелость, выдержка и самообладание, самостоятельность и инициативность.
В задачи психологической подготовки входит разработка и проведение мероприятий, которые позволят быть к началу спортивных соревнований в состоянии полной «боевой готовности» с высокой степенью психической устойчивости.
Психологической подготовке придаётся важное значение. Нужно уметь настроиться на систематические тренировочные занятия, на самостоятельные тренировки, научиться использовать их для достижения возможно более высоких спортивных результатов.
В процессе спортивной подготовки и спортивных соревнований в целях формирования психической устойчивости применяются: внушения со стороны тренера-преподавателя, регулирование психических состояний самими занимающимися, выполнение упражнений на расслабление с глубоким дыханием, проведение успокаивающего массажа, активная разминка, применение саморегулирующей (аутогенной) тренировки с целью самоконтроля.
При рациональном управлении процессом спортивной подготовки у занимающихся обеспечивается формирование психофизической устойчивости к различным условиям внешней среды, повышается эффективность учебного труда.
6. Методы контроля за эффективностью тренировочных занятий
Цель контроля – оптимизировать процесс спортивной подготовки спортсмена на основе объективной оценки различных сторон подготовленности спортсменов (физической, технической, тактической).
Принято выделять три вида контроля: этапный, текущий, оперативный.
Этапный контроль позволяет подвести итоги учебно-тренировочной работы за определенный период: в течение нескольких лет, года, макроцикла или этапа.
Например, во время первого семестра студенты сдают контрольные нормативы по физической подготовленности, которые являются исходными данными. В последующих семестрах студенты сдают аналогичные нормативы, и в сравнении с исходными данными определяется динамика роста физической подготовленности. Этапный контроль позволяет подвести итоги как за учебный год, так и за три года обучения в вузе.
Текущий контроль направлен на оценку текущих состояний, которые являются следствием нагрузок серии занятий тренировочных или соревновательных микроциклов.
Преподаватель может оценить текущее состояние физической подготовленности студента различными упражнениями, направленных на развитие качеств силы, выносливости, быстроты.
Оперативный контроль предусматривает оценку оперативных состояний – срочных реакций организма спортсмена на нагрузки в ходе отдельных тренировочных занятий или соревнований.
Например, замер пульса после пробега 100 м на скорость. Естественно, если студент регулярно испытывает на себе подобного рода нагрузки, то через некоторое время замер пульса покажет лучший результат, т.е. интенсивность сердечных сокращений после такой же нагрузки на организм будет значительно ниже, а это значит, что функциональная система организма адаптируется к данной нагрузке. Все виды контроля зависят от особенностей вида спорта. В вузах этапный и текущий контроль обычно соотносится с семестром и учебным годом. Самоконтроль также входит в систему контроля за эффективностью спортивной подготовки.
Информация о работе Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений