Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:17, курсовая работа
Предмет исследования – средства физической рекреации.
Целью исследования являлось изучение средств физической рекреации школьников
Задачи исследования:
Дать понятие «физической рекреации».
Показать роль физической рекреации для психофизического развития школьников.
Изучить средства и методику организации физической рекреации.
Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ ………………………………………………………………………5
1.1.Физическая рекреация………………………………………………………5
1.2.Роль физической рекреации для школьников разного возраста………….12
ГЛАВА II. ФОРМЫ, СРЕДСТВА И МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ………………………………………………………………………15
2.1. Основные формы и средства физической рекреации…………………….15
2.2.Методика организации физической рекреации…………………………....18
2.3.Исследование отношения учащихся и родителей к физической рекреации……………………………………...………………………………....27
Заключение…………………………………………………………………….…33
Список литературы………………………
Физкультминутки
Физкультминутки на общеобразовательных уроках (приложение 2) и во время самоподготовки представляют собой активный отдых, направленный на уменьшение утомления учащихся, снятие отрицательных воздействий от длительных статических нагрузок, активизацию внимания учащихся и повышение их способности к более эффективному восприятию учебного материала. Поэтому каждый педагог должен считать своим долгом, в ходе уроков, обязательно использовать эту физкультурно-оздоровительную форму, эффективно влияющую на укрепление здоровья учащихся и продуктивность занятий.
Физкультурные минутки необходимо проводить на каждом уроке. Время проведения физкультурных минуток определяет учитель по внешним признакам утомления. Как правило, это происходит примерно на 20-й – 30-ой минутах урока. Физкультурные минутки не проводятся во время контрольных, самостоятельных работ и диктантов.[22]
В комплексы физкультурных
минуток включаются, как правило,
4-5 упражнений с общей продолжительностью
их выполнения 1,5-2 минуты. Первое упражнение
- потягивания, второе - третье для мышц
шеи и рук, четвёртое - для мышц
туловища, пятое - для мышц ног. Упражнения
рекомендуется выполнять в
Учителю следует рекомендовать учащимся применять разученные на уроках комплексы общеразвивающих упражнений при выполнении домашних заданий.
Игры на переменах
Правильно организованные подвижные
игры благоприятно отражаются на состоянии
и самочувствии учеников: они продуктивнее
занимаются, лучше воспринимают материал,
внимательно слушают учителя, спокойнее
ведут себя в классе. Игры проводятся
на больших переменах (желательно на
свежем воздухе) под руководством учителя
или кого-то из учащихся. Как правило,
во всех играх дети участвуют добровольно,
по желанию. Для игр старших и
младших школьников лучше отводить
отдельные места. Хорошо проводить
одновременно несколько игр, что
дает детям возможность выбора. Игра,
проводимая во время перемены, должна
отвечать следующим требованиям: допускать
возможность смены состава
Подвижные игры после уроков на спортчасах (приложение 4) — одно из самых любимых занятий детей, способствующего полноценному развитию растущего организма.
Подготовка к игре.
1-й этап. Выбор игры. Подготовка к проведению игры начинается с её выбора. Правильно подобранная игра принесёт ожидаемый результат в решении поставленных задач.
Подбирая игру, следует учитывать состав играющих (количество, пол, возраст, подготовленность), а также их интересы. Количество участников играет важную роль в выборе игры. Надо обеспечить активное участие всех занимающихся в игре, которая должна соответствовать данному количеству играющих.
Для более активного вовлечения занимающихся в игру, необходимо продумать рациональную организацию игры. Например, распределить играющих на 2—3 группы, каждая из которых играет на своей части площадки (назначить двух-трёх водящих, разделить на 3—4 команды, увеличить количество инвентаря и т.п.).
Игра должна быть доступна (посильна) для занимающихся данного пола и возраста по сложности выполняемых движений и действий, по физической нагрузке, по умственному развитию, по игровому мышлению.
Выбирая ту или иную игру, необходимо учитывать условия, в которых проводится игра (спортивный зал или открытая площадка, их размеры, состояние площадки, температура воздуха, наличие ветра, солнца, отвлекающих объектов).
Игру выбирают исходя из имеющегося в наличии инвентаря. Желательно для повышения активности и интереса к игре иметь достаточное его количество или продумать варианты, обеспечивающие проведение игры с ограниченным количеством инвентаря.
2-й этап. Подготовка к игре. Подготовка к игре заключается в подготовке и разметке места игры (площадки) и подготовке инвентаря. Хорошо продуманная подготовка к игре является залогом успешного её проведения.
1.Подготовка площадки. Для этого надо убрать оборудование, спортивные снаряды или разместить их на площадке так, чтобы предупредить травматизм. Продумать, в какой части площадки разместить играющих и где будут проходить игровые действия.
2.Разметка площадки. По возможности надо использовать стандартную разметку (волейбольную, баскетбольную); если её недостаточно, сделать дополнительную.
3. Подготовка инвентаря. Необходимый для проведения игры инвентарь надо подготовить и положить в удобное место, чтобы его расстановка (раздача) не занимала много времени. Продумать способы раздачи инвентаря и сбор его после игры.
II часть. Проведение игры. Второй период.
1-й этап. Подготовка играющих к игре. До начала игры необходимо подготовить играющих. Для этого надо сделать расстановку играющих, распределить их на команды, группы, выбрать актив.
1. Расстановка играющих. Разместить играющих для объяснения и начала игры надо в том построении, из которого начинается игра. Так играющие яснее представят ход игры, направление движения, игровые действия.
2. Распределение на команды. В командных играх участвуют несколько команд. Чтобы игра проходила интересно, состав команд должен быть одинаков по силам, количеству, полу, росту играющих. Явное неравенство сил делает игру неинтересной.
Для распределения на команды используют несколько способов:
а) играющие распределяются на команды учителем. Зная способности, уровень физической и технической подготовки ребят, учитель может составить равные по силам команды;
б) капитаны набирают в свою команду игроков по очереди. Чтобы избежать негативных эмоций, капитанам разрешается выбирать только обусловленное число игроков, остальные распределяются по расчёту или учителем;
в) играющие распределяются на команды при расчёте на первый, второй, третий... Первые номера — одна команда, вторые — вторая и т.д.;
г) распределение на команды проводится фигурной маршировкой. При передвижении в колонне по одному подаётся команда «Налево (направо) по два (три, четыре) марш!». Каждая колонна составляет одну команду.
3. Выбор актива. До начала игры учитель разъясняет функции актива, а в ходе игры руководит действиями активистов. Правильно выбранный актив играет значительную роль в успехе проводимой игры. В актив входят капитаны, водящие, судьи, помощники учителя.
Капитаны в командах выбираются игроками или назначаются учителем. Капитаны должны обладать организаторскими способностями, уметь принимать самостоятельные решения, следить за поведением играющих, устанавливать очерёдность в игре, помогать в расстановке игроков, раздаче инвентаря.
2-й этап. Объяснение игры. Ознакомление с игрой и её изучение начинают с объяснения, в которое входят настройка на игру, собственно объяснение игры, разучивание текстов в соответствии с её содержанием, сообщение правил игры.
3-й этап. Показ игры. Когда объяснения для понимания игры недостаточно, необходимо показать игру: действия играющих, отдельные фрагменты, игру в целом, осуществить пробное проведение игры.
4-й этап. Ход игры. Это самый трудный и ответственный этап в проведении подвижной игры. Только педагогически правильное руководство ходом игры обеспечит достижение планируемого результата. Ход игры включает в себя начало игры, руководство игрой, окончание игры.
5-й этап. Итог игры. Это конечный результат, к которому стремились играющие в ходе игры. Итог игры следует подводить тактично, доброжелательно, предварительно успокоив играющих. Данный итог предусматривает определение результата игры и анализ действий играющих.
6-й этап. Оценивание деятельности играющих. Проводя игру, учитель может оценивать деятельность играющих в ходе игры или во время её анализа. Оценивать рекомендуется:
а) умение выполнять и применять в игре изученные двигательные умения и навыки;
б) знание правил и умение их соблюдать;
в) умение согласованно действовать в игре с партнёрами;
г) действия актива.
7-й этап. Закрепление и совершенствование игры.
Спортивное соревнование (приложение 5).
Спортивное соревнование – это состязание (соперничество) людей в игровой форме с целью выяснения преимущества в степени физической подготовленности, в развитии некоторых сторон сознания.
Соревнования позволяют решать педагогические, спортивно-методические и общественно политические задачи. Во время спортивных соревнований решаются те же педагогические задачи, что и на занятиях физической культурой и спортом в целом, т.е. совершенствование физической, технической, тактической, психической и теоретической подготовленности. Особенно велико значение спортивных соревнований для формирования волевых черт характера.
Спортивные соревнования – яркое, эмоциональное зрелище. Удовольствие от спортивных зрелищ возникает вследствие соучастия в них зрителя, которого привлекает высокий уровень развития двигательных качеств, смелые и решительные действия участников, их высокие достижения.
Прежде чем допускать школьников к официальным соревнованиям, следует не только обучить их спортивной технике и тактике, определенному кругу знаний и развить необходимые двигательные качества, но и научить их соревноваться. Для этого им необходимо участвовать в прикидках, контрольных и учебных соревнованиях. Правила в них могут быть упрощены или изменены самим преподавателем. Например, уменьшается количество попыток или размеры площадки, длина дистанции, определяется победитель по качеству выполнения спортивных упражнений и т.д.
К мерам организационно-
Важным условием при составлении календарного плана является традиционность намеченных мероприятий по срокам, программам, участвующим лицам. Это повышает интерес к ним детей, облегчает организацию учебно-тренировочного процесса, делает соревнование более популярным у зрителей. Спортивные соревнования являются стимулом для систематических тренировок и способствуют росту спортивных результатов, если они проводятся регулярно. Целесообразность участия в определенном количестве соревнований зависит от спортивной подготовки учеников.
Таким образом, календарь спортивных соревнований надо составлять так, чтобы намеченные соревнования были разнообразными по масштабу, составу участников и условиям проведения, традиционными по срокам, составу, месту проведения.
Другая важная мера организационно-методического характера – это составление положения о соревнованиях. В нем указывается:
Для проведения соревнований необходимо позаботиться о приведении мест, оборудования и инвентаря в полное соответствие с установленными правилами, их высоком качестве и необходимом количестве.
Для обслуживания спортивных соревнований в соответствии с их видом и масштабом, школа назначает врача и другой медицинский персонал.
Важнейшим документом, регулирующим проведение соревнований и влияющим на их результаты, являются правила соревнований по данному виду спорта. В них регламентируются действия судей и участников, предусматриваются условия выявления победителей и, кроме того, определяются нормы поведения спортсмена, содержится перечень запрещенных действий, влекущих за собой наказание, ущемляющее интересы команды.
Информация о работе Основные средства физической рекреации в общеобразовательной школе