Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:17, курсовая работа
Предмет исследования – средства физической рекреации.
Целью исследования являлось изучение средств физической рекреации школьников
Задачи исследования:
Дать понятие «физической рекреации».
Показать роль физической рекреации для психофизического развития школьников.
Изучить средства и методику организации физической рекреации.
Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ ………………………………………………………………………5
1.1.Физическая рекреация………………………………………………………5
1.2.Роль физической рекреации для школьников разного возраста………….12
ГЛАВА II. ФОРМЫ, СРЕДСТВА И МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ………………………………………………………………………15
2.1. Основные формы и средства физической рекреации…………………….15
2.2.Методика организации физической рекреации…………………………....18
2.3.Исследование отношения учащихся и родителей к физической рекреации……………………………………...………………………………....27
Заключение…………………………………………………………………….…33
Список литературы………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
ГОУ ВПО «КОСТРОМСКОЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Основные средства физической
рекреации в
(Курсовая работа по ТиМФВ)
Кострома 2012
Оглавление
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ ………………………………………………………………………5
1.1.Физическая рекреация………………
1.2.Роль физической рекреации
для школьников разного
ГЛАВА II. ФОРМЫ, СРЕДСТВА И МЕТОДИКИ
ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ………………………………………………………
2.1. Основные формы и средства физической рекреации…………………….15
2.2.Методика организации физической рекреации…………………………....18
2.3.Исследование отношения
учащихся и родителей к
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение……………………………………………………
Введение
Актуальность проблемы. Здоровье является основой жизнедеятельности человека, его материального благополучия, трудовой активности, творческих успехов и долголетия. Оно отражает уровень жизни и благополучия страны, непосредственно влияет на производительность труда, экономику, обороноспособность, нравственные принципы общества, настроение людей. Физическая рекреация является жизненно необходимой двигательной деятельностью школьников. Известно, что занятия физическими упражнениями с рекреационной целью являются только одним из эффективных условий предупреждения и устранения вредного воздействия гиподинамии, но и важнейшей мерой укрепления здоровья, физического развития.
Наблюдения в процессе занятий физическими упражнениями и подвижными играми на удлиненных переменах, в группах продленного дня свидетельствуют об ограниченности средств, низком уровне самостоятельности детей, убеждают в том, что физическая рекреация не занимает подобающего места в повседневной жизни школьников. В связи с этим представляется актуальным выяснение причин недостаточного внедрения физических упражнений в повседневную жизнь школьников и исследование особенностей содержания физической рекреации учащихся в сельских общеобразовательных школах.
Гипотеза. Положительная динамика в психофизическом развитии школьников, улучшение в состоянии здоровья и повышение двигательной активности возможно при включении в образовательную систему физической рекреации.
Объект исследования – физическая рекреация как вид двигательной деятельности, осуществляемый в режиме учебного дня и в свободное время школьников.
Предмет исследования – средства физической рекреации.
Целью исследования являлось изучение средств физической рекреации школьников
Задачи исследования:
4. Определить отношение школьников к различным видам физических упражнений, используемых в рекреационных целях.
5. Выяснить факторы, препятствующие полноценному использованию физической рекреации школьниками и пути их устранения.
Методы исследования. Для решения поставленных задач применялись следующие метода исследования: анализ и обобщение литературных источников и документальных материалов; опрос / анкетирование. Практическая значимость работы. Полученные материалы могут быть использованы:
во-первых, как теоретические предпосылки для дальнейшей разработки проблемы физической рекреации школьников;
во-вторых, как практические рекомендации для организации и проведение физкультурных мероприятий рекреационного характера в режиме учебного дня и в свободное от учебы время школьников;
в-третьих, для совершенствования процесса подготовки специалистов физической культуры в вузах.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, библиографии и приложений.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ
Для успешной работы в любой области профессиональной деятельности необходимо свободное владение специфическими понятиями. Среди основных понятий теории физической культуры важное место принадлежит понятию "физическая рекреация". Это понятие требует особого внимания, поскольку в доступной литературе единого мнения по ее определению не обнаружены.
Слово «рекреация» - производное от латинского слова, имеющего несколько вариантов и, следовательно, несколько значений: rесrео (рекрео) - воссоздавать, воспроизводить, обновлять; recreatum (рекреатум) - восстанавливать, подкреплять, освежать, укреплять, ободрять; rесrеаrе (рекреарэ) выздоравливать, возрождаться, вновь крепнуть, отдыхать, приходить в себя; recreatio (рекреатио) - восстановление (сил), выздоровление.
Добавление слова «физическая» означает, что в этих процессах (восстановление, отдых, освежение, выздоровление и т.п.) преобладает двигательная деятельность, используются физические упражнения, игры, развлечения. Они направлены на содействие нормальному функционированию организма людей путем создания оптимального физического состояния.
"Физическая рекреация - это двигательная деятельность, направленная на профилактику утомления, повышение работоспособности и удовлетворение потребностей в движении" [2,4,6,7,9]
Выделяются и многочисленные признаки, составляющие ее основное содержание:
Этот далеко не полный перечень признаков физической рекреации можно было бы продолжить. Здесь отмечаются разные по направленности, важности стороны и черты, разные уровни, виды и формы. Возможно, что-то упущено, какие-то из них носят опосредованный характер, а некоторые возводятся в ранг главенствующих.
Согласно такому многообразию признаков физической рекреации выделяются и разные ее формы: рекреационная физическая культура, рекреация спорта, рекреация туризма, оздоровительная физическая рекреация, физкультурно-производственная рекреация и др.
Сущность физической рекреации как деятельности неизбежно сужается, если она рассматривается только в одном аспекте - либо как развлечение, либо как восстановление сил, либо переключение с одного на другой вид деятельности и т.п. Поэтому ее следует рассматривать как совокупность различных аспектов двигательной деятельности, взаимодействие которых ведет к получению полезного результата.
Для объективного определения наличия компонентов и их связей в данной системе необходимо исходить из основных характеристик метасистемы, которая, с одной стороны, не есть сумма ее составляющих, с другой - неизбежно отражается в характеристиках каждого компонента.
По отношению к физической
рекреации как системе
Используя традиционные для физической культуры основные, фоновые, вспомогательные средства (физические упражнения, естественные силы природы, режим питания, труда, отдыха быта), физическая рекреация привлекает своей спецификой внимание и симпатии людей разного возраста, пола, состояния здоровья, физической подготовленности.
Широкому распространению
этого вида деятельности способствует
полная свобода выбора содержания занятий,
времени и места проведения продолжительности
занятий, выбора партнеров и т.д.
В основе мотивации занятий лежат
сугубо личные индивидуальные вкусы, интересы
наклонности и потребности. Преимущество
физической рекреации заключается
и в том, что она имеет огромное
количество разновидностей, предоставляет
широкие возможности для
В процессе обоснования конкретного объекта в качестве системы необходимо выявить системообразующий фактор, показывающий, «вокруг каких объектов или процессов и ради решения каких задач и проблем сосредоточиваются и образуются те или иные подсистемы и элементы данной системы». По определению П.К. Анохина, системообразующим фактором является конечный результат системы, «ради получения которого система создается». [1]
Следовательно, при изучении физической рекреации можно предположить, что удовлетворение различных потребностей людей в двигательной активности, развлечение, переключение с одного вида деятельности на другой, профилактика неблагоприятных воздействий и восстановление временно сниженных или утраченных функций организма в сфере изучаемой системы - лишь ее частные задачи. Эти потребности людей удовлетворяются каждым в отдельности и в целом всеми видами двигательной активности. Создаются предпосылки для нормального функционирования человеческого организма в конкретных условиях его жизнедеятельности. Другими словами, в конечном результате и заключается их общность, единство.
Таким образом, системообразующим фактором, объединяющим различные аспекты двигательной деятельности в рамках физической рекреации, является конечный результат - создание определенного физического состояния, обеспечивающего нормальное функционирование человеческого организма.
Поэтому возрастает значение физической рекреации в качестве необходимого компонента жизни и деятельности людей, позволяя удовлетворять их естественные биологические потребности в движении. Активизация на этой основе физического состояния и развитие организма, укрепление здоровья обеспечивают физическую дееспособность, необходимую в складывающихся условиях жизни. Ее исключение или сведение к минимуму неизбежно оборачивается для человека ущербом [11], ухудшает деятельность всех органов и систем, делает его менее устойчивым к отрицательным влияниям внешней среды. При снижении объемов двигательной деятельности утрачивается один из важных факторов, способствующих усовершенствованию организма, укреплению его функций.
Следует учитывать и то
обстоятельство, что все виды и
формы физической рекреации помогают
рационально использовать свободное
время, бороться с негативными явлениями
в поведении, повышают работоспособность,
расширяют и увеличивают
Однако все это дает отдаленный кумулятивный эффект. Для человека, занимающегося по собственной инициативе, исходя из субъективных вкусов, интересов, мотивов, главное заключается в получении удовольствия от двигательной активности, удовлетворении личных потребностей в данном виде деятельности. А воспитание этих потребностей и есть одна из главных задач в физическом образовании и физической культуре людей любого возраста.
Информация о работе Основные средства физической рекреации в общеобразовательной школе