Основные средства физической рекреации в общеобразовательной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 17:17, курсовая работа

Краткое описание

Предмет исследования – средства физической рекреации.
Целью исследования являлось изучение средств физической рекреации школьников
Задачи исследования:
Дать понятие «физической рекреации».
Показать роль физической рекреации для психофизического развития школьников.
Изучить средства и методику организации физической рекреации.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ ………………………………………………………………………5
1.1.Физическая рекреация………………………………………………………5
1.2.Роль физической рекреации для школьников разного возраста………….12
ГЛАВА II. ФОРМЫ, СРЕДСТВА И МЕТОДИКИ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ………………………………………………………………………15
2.1. Основные формы и средства физической рекреации…………………….15
2.2.Методика организации физической рекреации…………………………....18
2.3.Исследование отношения учащихся и родителей к физической рекреации……………………………………...………………………………....27
Заключение…………………………………………………………………….…33
Список литературы………………………

Файлы: 1 файл

рекреация.docx

— 91.19 Кб (Скачать)

3). Физическая рекреация  во внерабочее (внеучебное) время (рекреационные процедуры, занятия в группах здоровья, ОФП, походы выходного дня и др.); ее задачи — повышение общей физической подготовленности, активизация восстановления и обменных процессов после производственных нагрузок, нейтрализация и профилактика отрицательных влияний производственных условий, в том числе - психопрофилактика, например, развлечение.

4). Переходная физическая  рекреация (вечерняя гигиеническая  гимнастика, ходьба и др.) - релаксация, снижение уровня возбуждения  в центральной нервной системе  и переход к пассивному восстановлению - ко сну. 

Таким образом, физическая рекреация - это органическая и имманентная  часть физической культуры, совокупность свободной, нерегламентированной двигательной деятельности, направленной, в конечном счете, на обеспечение оптимального физического состояния человека, способствующего нормальному функционированию его организма в конкретных условиях жизни. Предметные области физической рекреации весьма широки, объемны; они вторгаются в междисциплинарную область либо традиционно, либо с помощью недавно освоенных других частных теорий. Это пока затрудняет создание собственной теории физической рекреации и тем более предложение какого-либо обобщающего ее определения.

В качестве главных помех  для занятий физической рекреацией у детей выступают факторы нехватки времени и наличия домашних дел. Также характерна усталость во время учебы, психологические трудности и отсутствие привычки заниматься физической рекреацией.

Учитывая вышеперечисленное  необходимо:

1. Улучшить материально-техническую базу в школах и по месту жительства школьников.

2. Наладить связи урока  физической культуры с другими  физкультурными занятиями, используемые  с рекреационной направленностью.

3. Шире использовать интересующие игры ребят.

4. В вузах, где готовят  физкультурные кадры, ввести в  содержание обучения вопросы,  связанные с использованием физических  упражнений в рекреационных целях.

5. Организовать работу  с родителями учащихся о значении  физической рекреации.

6. Улучшить агитационно-пропагандистскую  работу физической рекреации  школьников.

Роль физической рекреации велика, это и удовлетворение различных потребностей людей в двигательной активности, развлечение, переключение с одного вида деятельности на другой, профилактика неблагоприятных воздействий и восстановление временно сниженных или утраченных функций организма. Физическая рекреация удовлетворяет потребности в играх и движениях; снимает умственную усталость и повышает работоспособность; содействует укреплению здоровья и всестороннему физическому развитию; способствует предупреждению совершения правонарушения и отвлекает от вредных привычек и др. Но существует много причин, которые тормозят внедрение физической рекреации в жизнь школьников. Нужно вести работу, направленную на устранение этих причин и дальнейшее развитие физической рекреации в школе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Анохин Петр Кузьмич  принципиальные  вопросы общей теории функциональных систем м., 1971.С 61

2. Волков Л.В. Физическое воспитание учащихся: Пособие для учителей. – М., 1988. – 360 с.

3. Выдрин В.М. Физическая рекреация - вид физической культуры / В.М. Выдрин // Культура физическая и здоровье. - 2004. - № 2. - С. 18-21.

4.  Евстафьев Б.В. Анализ основных понятий в теории физической культуры. - Л.: ВИФК,1985. - 118 с.

5. Ермаков С.С. Оперативность представления информации - основа повышения качества научных исследований / С.С. Ермаков // Здоровьесберегающие технологии, физическая реабилитация и рекреация в высших учебных заведениях: 2-я междунар. науч. конф. - Белгород - Красноярск - Харьков: ХГАДИ, 2009. - С. 40-42.

6. Жердев В.Н. Организация физической рекреации в Воронежской области средствами туризма / В.Н. Жердев, Т.В. Зязина // Культура физическая и здоровье. - 2004. - № 1. - С. 57-59.

7. Зайцев В.П. Рекреация: проблема, понятийная методология, воспитание и образование студентов / В.П. Зайцев, С.И. Крамской, С.В. Манучарян // Культура физическая и здоровье. - 2007. - № 2 (12). - С. 22-25.

 8.    Лечебная физическая культура. Справочник. / Под ред. проф. Епифанова В.А. М.: Медицина, 2001. С. 592.

9. Лотоненко А.В. Физическая рекреация для здоровья человека и восстановления работоспособности спортсменов / А.В. Лотоненко, В.В. Трунин, А.В. Козлов, Г.Р. Гостев и др. // Культура физическая и здоровье. - 2005. - № 2 (4). - С. 7-10.

10.    Лубышева Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности // Теор. и практ. физ. культ. 2001, № 4, с. 11-13.

11.    Лях В. Двигательные способности // Физическая культура в школе, 1996. - №2. - С. 2-8.

12.    Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учебн. для ин-тов физ. культуры. - М.: "ФиС", 1991, - 543 с.

13.    Определение физической подготовленности школьников / Под. ред. Б.В.Сермеева. - М.; Педагогика, 1973. - 104 с.

14.    Орлов А.С. Социология рекреации. - М.: Наука, 1995. - 118 с.

15.    Пархотик И.И. Лечебная физическая культура. - Киев, 1986. - 156 с.

16. Платонов В.Н. Сохранение и укрепление здоровья людей - приоритетное направление современного здравоохранения / В.Н. Платонов // Спортивная медицина. - 2006. - № 2. - С. 3-14.

17.    Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб.: СПбГУ. 2000. - 504 с.

18.    Психология спорта в терминах, понятиях, междисциплинарных связях. СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта. 1996. - 451 с.

19.  Рыжкин Ю.Е. К вопросу о понятии феномена "физическая рекреация" //Теор. и практ. физ. культ. 2001, № 4, с. 55-57.

20. Смородинов А.С. Физическая рекреация как средство сохранения и укрепления здоровья студентов / А.С. Смородинов, В.И. Смородинова // Культура физическая и здоровье. - 2004. - № 1. - С. 30-32.

21. Физическая реабилитация: Учебник / Под общей ред.проф. С.Н. Попова. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - С. 5-19.

22.    Физкультурно-оздоровительная работа в школе: Пособие для учителя. / Под ред. А.М. Шлемина. – М., 1988.

23.    Экология, здоровье, спорт. Под ред. Агаджаняна Н.А., Полатайко Ю.А. - Ив.-Франковск -Москва: Пласт, 2002.

24. ilyina-sg.narod.ru/metodicheskaya_kopilka/files/sorevnovaniya.pdf

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

 Предлагаю индивидуальные рекомендации для ребенка по укреплению здоровья, в которой изложены:

1. Соблюдение элементарных  санитарно-гигиенических требований в жилищно-бытовых условиях и во время физической рекреации:

  • Мою руки 8-10 раз в день.
  • Чищу зубы в течение 3-х минут, два раза в день: утром и вечером.
  • Принимаю ванну или душ ежедневно.
  • Не курю.
  • Слежу за чистотой белья, одежды и обуви.
  • Ежедневно провожу влажную уборку помещения.

2. Выполнение разумного  режима и культуры питания:

  • Принимаю пищу, медленно и тщательно пережевываю, ежедневно 3-4 раза в день.
  • Не злоупотребляю жирной, кислой, горькой, пересоленной пищей и сладостями.
  • Питаюсь полноценно.
  • Исключаю переедание, чтение во время еды, ужин перед сном.

3. Применение средств,  форм и методов двигательной  активности:

  • Ежедневно выполняю утреннюю гигиеническую гимнастику в течение 10-12 минут.
  • Совершаю ежедневно с друзьями прогулки.
  • Посещаю оздоровительно-спортивную секцию или самостоятельно выполняю физические упражнения в течение 30-45 минут, темп переменный.
  • В выходные и праздничные дни совершаю рекреационные походы в лес, к реке.

4. Применение природных  факторов оздоровления:

  • Ежедневно нахожусь на свежем воздухе (аэротерапия).
  • Принимаю летом солнечные ванны (по показанию, 20-25 минут, не менее 3-4-х раз в неделю).
  • Летом купаюсь.
  • Перед сном принимаю теплый душ или обтираюсь слегка мокрым полотенцем.

5. Умение соблюдать режим  учебы, отдыха и труда:

  • После занятий в домашних условиях ежедневно отдыхаю (могу поспать) 45-60 мин.
  • На подготовку домашнего задания трачу около 2-3-х часов.
  • В выходные и праздничные дни провожу отдых на лоне природы: на даче, в лесу, на пляже, в походах и экскурсиях по живописным местам.
  • В каникулярное время зимой и летом отдыхаю в селе, оздоровительном лагере или в доме отдыха, санатории.
  • Для активного отдыха использую лесной массив, парк, реку, озеро и другие живописные места.

6. Умение пользоваться  лечебным действием слова:

  • При общении с людьми помню, что слова являются одним из самых мощных раздражителей, которые могут принести не только пользу, но и непоправимый вред здоровью. Знаю, что слово надо не только беречь, но им необходимо уметь разумно пользоваться.

7. Улучшение эмоционального  и психического состояния:

  • Стараюсь не оставаться наедине со своими неприятностями и могу на время отвлечься от них.
  • Стараюсь не впадать в гнев, а во время спора могу и уступить.
  • Проявляю заботу о здоровье своих родных и близких.
  • Занимаюсь аутогенной тренировкой.

 

 

 

Приложение №2

Физкультминутки

Ветер дует нам в лицо,

 Закачалось деревцо.

 Ветер тише, тише, тише.

 Деревцо все выше, выше.

 Вместе с ребенком  имитировать дуновение ветра,  качая туловище и помогая руками. На словах "тише, тише" - присесть. На словах "выше, выше" - встать  и вытянуть руки вверх. 

 

 Мы поставили пластинку

 И выходим на разминку.

 Начинаем бег на  месте,

 Финиш – метров  через двести!

 Раз-два, раз-два,

 Хватит, прибежали,

 Потянулись, подышали.

 Бег на месте, на предпоследней строчке остановится, на последней потянуться, руки вверх и опустить их через стороны.

 

 Буратино потянулся,

 Раз – нагнулся,

 Два – нагнулся,

 Три – нагнулся.

 Руки в сторону развел,

 Ключик, видно, не нашел.

 Чтобы ключик нам  достать,

 Нужно на носочки  встать.

 Вместе с ребенком  декламировать стихотворение, выполняя  все движения по тексту.

Массаж ладони с помощью  орехов

 

Техника выполнения:

Начинать с левой руки. Делают круговые движения орехом между  ладонями,  прижимая с усилием.  В правой ладони - по  часовой стрелки, в левой против часовой стрелки.  Делают круговые движения также на тыльной стороне руки,  прижимая его ладонью другой стороны руки.  Затем перекатывающее движение орехом на ребре ладони и на " браслете",  то есть на лучезапястном суставе. Все движения выполняют по 9 раз.

Берут орех между большим  и указательным пальцами,  а теми же пальцами только другой руки делают круговые движения орехом по 3 раза. И  так чередуют все пальцы.  На правой руке движения аналогичные.

 

Изометрические  упражнения

 

Изометрическое упражнение – это ритмическое чередование  напряжения и расслабления отдельных  групп мышц.

    • Сидя на стуле, возьмитесь обеими руками за сиденье и с силой потяните вверх, напрягите мышцы. Сосчитайте до 6, опустите руки и расслабьтесь. Проделайте несколько раз.
    • Сидя на стуле, надавливайте подошвами ног на пол.
    • С силой сжимать и разжимать кисти рук в кулак.
    • Скрестить руки за головой, давить на шею, стараясь шеей противодействовать давлению.

 

 

 

 

 

 

Приложение №3

Игры  на перемене для I - IV классов

1. Перебежки

Играющие становятся по кругу, на расстоянии трех шагов друг от друга. Один из них становится в центре. Каждый участник отмечает свое место - небольшой кружок вокруг своих ступней на земле.

По команде «Меняйтесь!», которую подает стоящий в центре, все участники меняются местами, пересекая круг. Стоящий в центре должен воспользоваться этой перебежкой, чтобы занять чье-нибудь пустующее  место.

Информация о работе Основные средства физической рекреации в общеобразовательной школе