Аудит основных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 11:54, курсовая работа

Краткое описание

Основные средства являются одним из основных элементов внеоборотных активов организации. Они обеспечивают материально-техническую базу и условия производственно-хозяйственной деятельности организации. Их состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты финансово-хозяйственной деятельности организации.
Основные средства - это часть имущества, приобретенного или созданного организацией, используемое в качестве средств труда при производстве продукции, работ или услуг.
Цель аудита основных средств – выражение мнения аудитора о достоверности формирования состава, полноты и реальности учета основных средств и достоверности амортизации их стоимости

Оглавление

1.Цели проверки, способы проверки
2.Нормативные документы, которыми следует руководствоваться при проверке данного участка
3.Перечень первичных документов и регистров
4.Перечень бухгалтерских проводок.
5.Перечень вопросов для проверки
6.Типичные нарушения

Файлы: 1 файл

аудит основных средств.docx

— 51.95 Кб (Скачать)
  1. Цели проверки, способы проверки

Основные средства являются одним из основных элементов внеоборотных активов организации. Они обеспечивают материально-техническую базу и условия производственно-хозяйственной деятельности организации. Их состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты финансово-хозяйственной деятельности организации.

Основные средства - это часть имущества, приобретенного или созданного организацией, используемое в качестве средств труда при производстве продукции, работ или услуг.

Цель аудита основных средств  – выражение мнения аудитора о  достоверности формирования состава, полноты и реальности учета основных средств и достоверности амортизации  их стоимости

Для достижения данной цели аудитор должен:

  • оценить систему внутреннего контроля проверяемой организации;
  • определить методы проверки;
  • разработать программу аудиторских процедур по существу.

Единицей бухгалтерского учета основных средств выступает  инвентарный объект. Инвентарным объектом основных средств признается объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенный для выполнения определенной работы. (п.6 ПБУ 6/01).

На большинстве  предприятий операции с основными  средствами относятся к числу  сравнительно редких в отличии от операций реализации продукции, кассовый операций и др. Основной принцип аудиторской выборки заложен уже в планирование аудита, в выборе наиболее «слабых мест» в ведение учета клиентом. Сплошные проверки производятся лишь в наиболее важных сферах, а контроль за основной массой операций осуществляется выборочно.

При выборочной проверке аудитору необходимо предварительно разделить  на подгруппы всю совокупность основных средств, чтобы отобранными для  проверки могли быть с равной вероятностью элементы всех подсовокупностей. Совокупность основных средств организации может быть разделена на подсовокупности, например, по следующим признакам:

• территориальная обособленность. В выборку с равной вероятностью должны попасть основные средства, расположенные в различных обособленных подразделениях проверяемой организации;

• производственные характеристики. Для выборочной проверки необходимо отобрать основные средства, используемые на различных стадиях производственного  процесса в организации или в  разных производствах, если организация  является многопрофильной. Например, если организация добывает и перерабатывает полезные ископаемые, в выборку должны попасть как основные средства, используемые при добыче, так и основные средства, используемые при переработке полезных ископаемых;

• классификация в отчетности. Если в отчетности основные средства классифицированы по нескольким группам, например, земельные участки, здания и сооружения, машины и оборудование, необходимо, чтобы в выборку попали основные средства, отраженные по каждой статье. Аудитор может принять  решение не проверять элементы по какой-либо из статей классификации  основных средств, если она значительно  меньше уровня существенности и возможные  нарушения не повлияют на достоверность  финансовой отчетности организации  в целом;

• классификация по амортизационным  группам. Если основные средства организации  разделены на несколько амортизационных  групп, в выборку должны попасть  основные средства из разных амортизационных  групп.

Единицей бухгалтерского учета основных средств выступает  инвентарный объект. Объект, находящийся  в собственности двух или нескольких организаций, отражается каждой организацией соразмерно ее доле в общей собственности (п. 6 ПБУ 6/01).

 

  1. Нормативные документы, которыми следует руководствоваться при проверке данного участка

 

Перед началом проверки основных средств аудитору необходимо ознакомится  со следующим перечнем нормативных  документов:

    • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (в ред. с 07.03.12);
    • Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (с изм. и доп. от 01.03.12). Аудитор должен иметь в виду, что все объекты бухгалтерского учета, которые до вступления в силу гл. 25 НК РФ входили в состав основных средств, в целях бухгалтерского учета в соответствии с ПБУ 6/01 остаются в составе основных средств до их выбытия независимо от их стоимости и оставшегося срока полезного использования.;
    • Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в ред. от 28.11.11);
    • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (в ред. от 24.12.2010 № 186н). Особенно обратить внимание на ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов», ПБУ 6/01 «Учет основных средств»;
    • Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств. Утв. Приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н (с изм. и доп. 24.12.10);
    • Общероссийский классификатор основных фондов. ОК 013-94 (ОКОФ). Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 31 июля 1995 г. № 413;
    • Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы (в ред. с 01.01.11);
    • Иные нормативные документы.

 

 

  1. Перечень первичных документов и регистров

 

Источником информации для  проверки операций с  основными средствами служат следующие первичные документы:

  • Договоры купли-продажи основных средств;
  • Счета-фактуры, накладные на приобретения основных средств;
  • Акты (накладные) приемки передачи основных (кроме зданий и сооружений) Форма ОС1. Применяется для оформления и учета операций приема, приема-передачи объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) в организации или между организациями для включения объектов в состав основных средств и учета их ввода в эксплуатацию (для объектов, не требующих монтажа, - в момент приобретения, для объектов, требующих монтажа, - после приема их из монтажа и сдачи в эксплуатацию) или выбытия из состава основных средств при передаче (продаже, мене и пр.) другой организации. (Приложение 1);
  • Акты на списание основных средств Форма ОС4. Применяется для оформления и учета списания пришедших в негодность объектов основных средств (Приложение 2);
  • Акт на списание автотранспортных средста Форма ОС4а;
  • Акты в вода в эксплуатацию Форма ОС6. Применяется для учета наличия объекта основных средств, а также учета движения его внутри организации. Ведется в бухгалтерии в одном экземпляре на каждый объект. (Приложение 3);
  • Инвентарные книги, акты о приемки оборудования Форма ОС14. Применяется для оформления и учета поступившего на склад оборудования с целью последующего использования его в качестве объекта основных средств. (Приложение 4);
  • Акт приемки передачи оборудования в монтаж Форма ОС15;
  • Акт о выявления дефектов оборудования Форма ОС16;
  • Наряды, заказы на ремонт основных средств;
  • Учетные регистры (Журналы-ордера, ведомости по счетам 01, 02, 07, 08, 20, 25, 26, 94, 99. 001, 010 и т.д.);
  • Главная книга, положение об учетной политики предприятия;
  • Договоры на получения или передачу основных средств в аренду.

По операциям с основными  средствами должны быть решены следующие  задачи:

  • Изучение их состава и структуры;
  • Подтверждение первичной оценки службы внутреннего контроля и бухгалтерского учета основных средств;
  • Проверка правильности оформления и отражения учета по операций по движению основных средств
  • Оценка размера начисления амортизации и достоверности отражения её в учете;
  • Установление объемов выполненных ремонтов и правильности их отражения;
  • Подтверждение итогов проведенных в отчетном году переоценки основных средств;
  • Оценка качества проведенной перед составлением годового бухгалтерского учета инвентаризации основных средств.

Эти задачи определяют содержание основных этапов аудиторской проверки с основными средствами. Конкретные процедуры характеризуются в программе проверки.

 

  1. Перечень бухгалтерских проводок.

 

Порядок ведения бухгалтерского учета основных средств регламентируется Положением по бухгалтерскому учету  «Учет основных средств (ПБУ 6/01)», утвержденный приказом Минфина России от 30.03. 2001 г. № 26 н. Основные средства учитываются  сроком полезного использования  более 12 месяцев без ограничения  стоимости в соответствии с единой типовой классификацией, в которой  они группируются по отраслевому признаку, назначению, видам, принадлежности и использованию.

Поступление основных средств  оформляется следующими проводками:

Д-т сч. 08 К-т сч. 60 – учтена стоимость объекта основных средств, отражена задолженность перед поставщиком (сумма без НДС);

Д-т сч. 19 К-т сч. 60 – учтен НДС предъявленный поставщиком;

Д-т  сч. 08 К-т сч 75 – отражена стоимость объектов основных средств, внесенного учередителем в счет вклада в уставной капитал;

Д-т сч. 08 К-т сч. 66(67) – учтена стоимость процентов по краткосрочным (долгосрочным) займам (используемым на приобретение объектов) начисленные до ввода объекта в эксплуатацию;

Д-т сч. 91.2 К-т сч. 66(67) – учтена стоимость процентов по краткосрочным (долгосрочным) займам (используемым на приобретение объектов) начисленные после ввода объекта в эксплуатацию;

Д-т сч. 08 К-т сч. 68 – отражены в учете, регистрационные сборы и пошлины;

Д-т сч. 08 К-т сч. 98 - при безвозмездном получении основных средств производственного назначения;

Д-т сч. 01 К-т сч. 08 - отражен ввод объекта в эксплуатацию;

Д-т сч 01К-т сч 91 – оприходованный неучтенный объект основных средств, выявленный при инвентаризации.

Учет амортизации основных средств ведется на счете 02 "Амортизация  основных средств" методом накопления. Начисление амортизации отражается организацией в бухгалтерском учете  следующими записями:

Д-т сч. 20 К-т сч. 02 - отражена начисленная амортизация по основным средствам, используемых в основном производстве;

Д-т сч. 23 К-т сч. 02 - отражена начисленная амортизация по основным средствам, используемых во вспомогательном производстве;

Д-т сч. 25 К-т сч. 02 - отражена начисленная амортизация по основным средствам, используемых для общепроизводственных нужд;

Д-т сч. 26 К-т сч. 02 - отражена начисленная амортизация по основным средствам, используемых для общехозяйственных нужд;

Д-т сч. 29 К-т сч. 02 - отражена начисленная амортизация по основным средствам, используемым в обслуживающих производствах и хозяйствах;

Д-т сч. 91 К-т сч. 02 - отражена начисленная амортизация по основным средствам, сданных в аренду (когда аренда не является видом деятельности арендодателя);

Амортизация не начисляется  по следующим объектам основных средств:

- основным средствам производственного  назначения;

- объектам внешнего благоустройства  и другим аналогичным объектам (дорожного хозяйства и т.п.);

- земельным участкам;

- а также многолетним  насаждениям, не достигшим эксплуатационного  возраста.

По таким основным средствам  в конце года начисляется износ, суммы которого отражаются на забалансовом счете «Износ основных средств».

Ликвидация объектов основных средств производится при участии постоянно действующей инвентаризационной комиссии, которая назначается приказом руководителя организации и выполняет следующие функции:

- рассмотрение результатов  инвентаризации имущества и обязательств  организации и представление  предложений по распределению  ее итогов руководителю организации;

- участие в ликвидации  объекта основных средств (осмотр  объекта и установление его  непригодности; установление причин  его списания);

- выявление лиц, виновных  в преждевременном выбытии объекта;

- определение возвратных  материалов и их оценка;

- контроль за изъятием из списанного объекта цветных и драгоценных металлов;

- подписание акта на  списание основных средств формы  N ОС-4 "Акт на списание основных  средств" или N ОС-4а "Акт  на списание автотранспортных  средств").

Ликвидация основных средств  оформляется следующими проводками:

Д-т сч. 62, 76 К-т 91 – отраженна договорная стоимость передаваемого объекта;

Д-т сч. 02 К-т сч. 01 – списание амортизации;

Д-т сч. 91 К-т сч. 01 – списание остаточной стоимости ликвидируемого объекта;

Д-т сч. 10 К-т сч. 91 – сумма стоимости материалов, полученных при ликвидации объекта;

Д-т сч. 58 К-т 76- сумма задолженности организации по вкладу при передачи основных средств виде вклада в уставной капитал;

Д-т сч. 76 К-т сч. 01 – остаточная стоимость передаваемого объекта в виде уставного капитала;

Д-т сч. 91 К-т сч. 99 – сумма прибыли по списанию (ликвидации) объекта;

Информация о работе Аудит основных средств