Основные понятия и определения в области физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 09:18, реферат

Краткое описание

Физическая культура (в широком смысле слова) - часть общей культуры общества. Она отражает способы физкультурной деятельности, результаты, условия, необходимые для культивирования, направленные на освоение, развитие и управление физическими и психическими способностями человека, укрепление его здоровья, повышение работоспособности.

Файлы: 1 файл

fizkultura.doc

— 81.00 Кб (Скачать)

    Основные  понятия и определения  в области физической культуры.

    1. Физическая культура.

    Физическая  культура (в широком смысле слова) - часть общей культуры общества. Она отражает способы физкультурной  деятельности, результаты, условия, необходимые  для культивирования, направленные на освоение, развитие и управление физическими и психическими способностями человека, укрепление его здоровья, повышение работоспособности.

    Под культурой (от лат. - cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) понимают совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества. Физическая культура, таким образом, является органической частью всей человеческой культуры, воспитания и образования.

    В процессе человеческой деятельности в области физической культуры создаются и совершенствуются материальные ценности такие, например, как спортивные сооружения (стадионы, бассейны, дворцы спорта, спортивные залы), спортивные снаряды, инвентарь и тренажеры (например, гимнастические снаряды, инвентарь для лыжного, конькобежного спорта и легкой атлетики и т.п.), спортивная одежда и т.д.

    Деятельность  человека в области физической культуры находит свое отражение в литературе, живописи, скульптуре, музыке, кино- и видеофильмах. Результатом деятельности человека в области физической культуры являются также новые научные данные, касающиеся строения, развития и функционирования организма человека, его взаимоотношений с природой. С учетом научных данных специалисты разрабатывают адекватные методы применения физических упражнений для спортивной подготовки, развития физических качеств, улучшения физического состояния и укрепления здоровья. Все это - проявления духовной жизни людей (общества), и как результат - духовные ценности.

    Физическая  культура выступает как одно из важных средств решения наиболее общих  задач человечества - сохранение себя, как природы, сбережение и поддержание  жизни людей. Общество не располагает другими адекватными средствами для физической подготовки людей к труду и жизни в целом.

1.2.Основные  функции физической  культуры.

Важнейшей специфической  функцией физической культуры является создание возможности удовлетворения естественных потребностей человека в двигательной активности и обеспечения на этой основе необходимой в жизни физической дееспособности (Матвеев Л. П., 1984).

Функции частного характера:

- образовательные,  выражающиеся в использовании  физической культуры как учебного предмета в системе образования;

- прикладные - имеющие  непосредственное отношение к  повышению специальной подготовки, к трудовой деятельности и  воинской службе средствами профессионально-прикладной  физической культуры;

- спортивные, проявляющиеся в достижении максимальных результатов в реализации физических и морально-волевых возможностей человека;

- рекреативные  и оздоровительно-реабилитационные, связанные с использованием физической  культуры для организации содержательного  досуга, а также для предупреждения утомления и восстановления временно утраченных функциональных возможностей организма.  

Среди функций, присущих общей культуре, в выполнении которых непосредственно используются средства физической культуры, можно  отметить воспитательную, нормативную, эстетическую и другие.

2.Физическое  совершенство.

Физическое совершенство - процесс физического образования  и воспитания, выражающий высокую  степень развития индивидуальных физических способностей.

Каждой исторической эпохе свойственно свое понимание идеала физически совершенного человека, так как в этом идеале отражаются условия экономической и социальной жизни людей, их мировоззрения.

К показателям  физического совершенства относятся:

уровень здоровья;

физическая подготовленность;

творческое долголетие.

Физическое совершенство, взятое само по себе, не может стать  самоцелью. Смысл и социальную значимость оно приобретет лишь в органической связи с другими сторонами  гармонически развитой личности. Нарушение  таких связей в педагогическом процессе может привести к однобокому развитию личности, к преобладанию физических начал в ущерб духовным и моральным качествам.  

3.Физическое  воспитание.

Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры личности в результате педагогических воздействий и самовоспитания.

В процессе физического  воспитания педагогические воздействия, а также усилия занимающихся самостоятельно, должны предусматривать развитие физических качеств, обучение двигательным действиям  и формирование специальных знаний.

В процессе физического  воспитания решаются следующие задачи:

оздоровительные (укрепление здоровья, совершенствование  телосложения, достижение и сохранение высокой работоспособности);

образовательные (формирование и доведение до необходимого совершенства прикладных и спортивных умений и навыков, приобретение специальных знаний);

воспитательные (формирование моральных и волевых  качеств, содействие трудовому и  эстетическому воспитанию).

Общими принципами, на которых основывается отечественная система физического воспитания, являются:

принцип всестороннего  гармоничного развития личности;

принцип связи  физического воспитания с трудовой и оборонной практикой;

принцип оздоровительной  направленности.

В русском государстве  в начале XVIII века физическое воспитание вводится в систему дворянского образования. Получают развитие верховая езда, фехтование, стрельба, борьба и многие игры. (В.Столбов, введение к книге Куна, с.13). Русский просветитель Н.И.Новиков в последней четверти XVIII века в своих педагогических сочинениях рассматривает три составные части воспитания: физическое, нравственное и умственное. Он впервые в нашей стране вводит водит понятие "физическое воспитание". В 1765 году академик А.П.Протасов в ученом собрании Академии выступил с двумя докладами - "О физическом воспитании детей" и "О необходимости движения для сохранения здоровья" (там же с.13).

4.Функциональная  подготовленность.

Функциональная  подготовленность отражает состояние  тренированности органов, которые  обеспечивают транспорт кислорода и кровообращение (т.е. легких, сердца, дыхательной и сердечно-сосудистой систем).

Некоторые общие  рекомендации для занятий физическими  упражнениями с целью улучшения  функциональной подготовленности

1. Необходимо, чтобы  при выполнении физических упражнений в работе участвовали большие группы мышц. Только тогда нагрузка на легкие, сердце и кровообращение дает тренировочный эффект. Наибольшего эффекта в улучшении функциональной подготовленности можно добиться с помощью бега, длительной ходьбы, ходьбы на лыжах, велосипедных прогулок и плавания.

2. Многие люди  в занятиях физическими упражнениями  предпочитают спортивные игры, отличающиеся  большей эмоциональностью. Среди  спортивных игр особое место  занимает бадминтон. При игре  в бадминтон даже новичок очень быстро достигает темпа, необходимого для улучшения "кондиции". Темп имеет большое значение в улучшении функционального состояния. Чем выше темп, тем лучше тренировочный эффект (Хедман, с.79). Однако, нетренированный человек должен в течение первых недель тренировки выполнять упражнения в спокойном темпе, увеличивая его постепенно.

3. Для улучшения  функциональной подготовленности  темп выполнения упражнений должен  быть примерно на 20 % ниже, чем  максимальный.  
 

5.Физическое  развитие.

Физическое  развитие - закономерный биологический  процесс становления и изменения  морфологических и функциональных свойств организма в продолжении  индивидуальной жизни, совершенствующийся под влиянием физического воспитания.

Организационные и методические основы физического воспитания студентов в вузе.

1.Основные положения

    Физическая  культура как учебная дисциплина входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования и является важной составной частью профессиональной подготовки студентов.

    Образовательные и развивающие функции физической культуры наиболее полно осуществляются в целенаправленном процессе физического воспитания.

    Содержание  программы курса физического  воспитания определяется требованиями государственного образовательного стандарта и Примерной учебной программой для вузов по физической культуре (Министерство образования РФ, 2000).

    Занятия по физическому  воспитанию в вузе направлены не только на овладение разнообразными двигательными  действиями и развитие основных физических качеств, но и формирование специальных систематизированных знаний, интересов, мотиваций, что способствует выработке у студентов потребности в постоянном физическом самосовершенствовании и самовоспитании.

    Целью физического  воспитания студентов является формирование физической культуры личности.

    В процессе физического  воспитания студентов решаются следующие  задачи:

    оздоровительные (укрепление здоровья, гармоничное  развитие форм и функций организма, формирование правильной осанки);

    образовательные (формирование и доведение до необходимого совершенства прикладных и спортивных умений и навыков, приобретение специальных знаний);

    воспитательные (формирование моральных и волевых  качеств, содействие умственному, трудовому  и эстетическому воспитанию).

    Общими принципами, на которых основывается отечественная система физического воспитания студентов, являются:

    принцип всестороннего  развития личности;

    принцип связи  физического воспитания с трудовой и оборонной практикой;

    принцип оздоровительной  направленности.

    Учебный материал программы распределен на следующие разделы:

    теоретический, формирующий мировоззренческую  систему научно- практических знаний и отношение к физической культуре;

    практический, состоящий из методико-практического, обеспечивающего овладение методами и способами физкультурно-спортивной деятельности, и учебно-тренировочного, направленного на достижение физического совершенства, повышение уровня функциональных и двигательных способностей;

    контрольный, обеспечивающий учет процесса и результатов  учебной деятельности студентов.

1.1.Теоретический раздел.

    Содержание  раздела включает в себя специальные  знания, необходимые для понимания  природных и социальных процессов  функционирования физической культуры в обществе, а также для личностного  и профессионального развития, самосовершенствования, организации здорового стиля жизни при выполнении учебной и профессиональной деятельности.

1.2Практический раздел.

Практический  раздел программы реализуется на методико-практических и учебно-тренировочных  занятиях в учебных группах (по 12-15 чел).

  1. Методико-практические занятия. Предусматривается, что на методико-практических занятиях студенты должны освоить, а затем самостоятельно применить методы и способы формирования учебных, профессиональных и жизненных умений и навыков средствами физической культуры. Например, студенты должны овладеть:
  2. методиками самооценки работоспособности, утомления и применения средств физической культуры для их направленной коррекции;
  3. методиками формирования экономических и эффективных жизненно-важных умений и навыков (ходьбы, передвижения на лыжах, плавания);
  4. методиками оценки и коррекции осанки и телосложения;
  5. основами методики самомассажа;
  6. средствами и методами мышечной релаксации;
  7. методикой проведения производственной гимнастики с учетом условий и характера труда и т.п.;
  8. Учебно-тренировочные занятия. Учебно-тренировочные занятия проводятся по следующим учебным отделениям, в которые распределяются студенты: основное; специальное и спортивное.
  9. В основное отделение зачисляются студенты, отнесенные к основной и подготовительной медицинским группам. Численный состав учебных групп - 12-15 человек.
  10. В специальное учебное отделение зачисляются студенты, отнесенные по данным медицинского обследования в специальную медицинскую группу. Учебные группы формируются по полу и с учетом уровня функционального состояния студентов. Группы по 8-10 человек.
  11. В спортивное учебное отделение (учебные группы по видам спорта) зачисляются студенты, показавшие хорошую общую физическую и спортивную подготовленность и желание углубленно заниматься одним из видов спорта, культивируемых в вузе. Численный состав учебных групп формируется с учетом спортивной квалификации, но не более 15 человек.

Информация о работе Основные понятия и определения в области физической культуры