Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 09:18, реферат
Физическая культура (в широком смысле слова) - часть общей культуры общества. Она отражает способы физкультурной деятельности, результаты, условия, необходимые для культивирования, направленные на освоение, развитие и управление физическими и психическими способностями человека, укрепление его здоровья, повышение работоспособности.
Основные понятия и определения в области физической культуры.
1. Физическая культура.
Физическая культура (в широком смысле слова) - часть общей культуры общества. Она отражает способы физкультурной деятельности, результаты, условия, необходимые для культивирования, направленные на освоение, развитие и управление физическими и психическими способностями человека, укрепление его здоровья, повышение работоспособности.
Под культурой (от лат. - cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) понимают совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии общества. Физическая культура, таким образом, является органической частью всей человеческой культуры, воспитания и образования.
В процессе человеческой деятельности в области физической культуры создаются и совершенствуются материальные ценности такие, например, как спортивные сооружения (стадионы, бассейны, дворцы спорта, спортивные залы), спортивные снаряды, инвентарь и тренажеры (например, гимнастические снаряды, инвентарь для лыжного, конькобежного спорта и легкой атлетики и т.п.), спортивная одежда и т.д.
Деятельность человека в области физической культуры находит свое отражение в литературе, живописи, скульптуре, музыке, кино- и видеофильмах. Результатом деятельности человека в области физической культуры являются также новые научные данные, касающиеся строения, развития и функционирования организма человека, его взаимоотношений с природой. С учетом научных данных специалисты разрабатывают адекватные методы применения физических упражнений для спортивной подготовки, развития физических качеств, улучшения физического состояния и укрепления здоровья. Все это - проявления духовной жизни людей (общества), и как результат - духовные ценности.
Физическая культура выступает как одно из важных средств решения наиболее общих задач человечества - сохранение себя, как природы, сбережение и поддержание жизни людей. Общество не располагает другими адекватными средствами для физической подготовки людей к труду и жизни в целом.
1.2.Основные функции физической культуры.
Важнейшей специфической функцией физической культуры является создание возможности удовлетворения естественных потребностей человека в двигательной активности и обеспечения на этой основе необходимой в жизни физической дееспособности (Матвеев Л. П., 1984).
Функции частного характера:
- образовательные, выражающиеся в использовании физической культуры как учебного предмета в системе образования;
- прикладные - имеющие
непосредственное отношение к
повышению специальной
- спортивные, проявляющиеся в достижении максимальных результатов в реализации физических и морально-волевых возможностей человека;
- рекреативные
и оздоровительно-
Среди функций,
присущих общей культуре, в выполнении
которых непосредственно
2.Физическое совершенство.
Физическое совершенство
- процесс физического
Каждой исторической эпохе свойственно свое понимание идеала физически совершенного человека, так как в этом идеале отражаются условия экономической и социальной жизни людей, их мировоззрения.
К показателям физического совершенства относятся:
уровень здоровья;
физическая подготовленность;
творческое долголетие.
Физическое совершенство, взятое само по себе, не может стать самоцелью. Смысл и социальную значимость оно приобретет лишь в органической связи с другими сторонами гармонически развитой личности. Нарушение таких связей в педагогическом процессе может привести к однобокому развитию личности, к преобладанию физических начал в ущерб духовным и моральным качествам.
3.Физическое воспитание.
Физическое воспитание - педагогический процесс, направленный на формирование физической культуры личности в результате педагогических воздействий и самовоспитания.
В процессе физического воспитания педагогические воздействия, а также усилия занимающихся самостоятельно, должны предусматривать развитие физических качеств, обучение двигательным действиям и формирование специальных знаний.
В процессе физического воспитания решаются следующие задачи:
оздоровительные (укрепление здоровья, совершенствование телосложения, достижение и сохранение высокой работоспособности);
образовательные (формирование и доведение до необходимого совершенства прикладных и спортивных умений и навыков, приобретение специальных знаний);
воспитательные (формирование моральных и волевых качеств, содействие трудовому и эстетическому воспитанию).
Общими принципами, на которых основывается отечественная система физического воспитания, являются:
принцип всестороннего гармоничного развития личности;
принцип связи физического воспитания с трудовой и оборонной практикой;
принцип оздоровительной направленности.
В русском государстве в начале XVIII века физическое воспитание вводится в систему дворянского образования. Получают развитие верховая езда, фехтование, стрельба, борьба и многие игры. (В.Столбов, введение к книге Куна, с.13). Русский просветитель Н.И.Новиков в последней четверти XVIII века в своих педагогических сочинениях рассматривает три составные части воспитания: физическое, нравственное и умственное. Он впервые в нашей стране вводит водит понятие "физическое воспитание". В 1765 году академик А.П.Протасов в ученом собрании Академии выступил с двумя докладами - "О физическом воспитании детей" и "О необходимости движения для сохранения здоровья" (там же с.13).
4.Функциональная подготовленность.
Функциональная подготовленность отражает состояние тренированности органов, которые обеспечивают транспорт кислорода и кровообращение (т.е. легких, сердца, дыхательной и сердечно-сосудистой систем).
Некоторые общие рекомендации для занятий физическими упражнениями с целью улучшения функциональной подготовленности
1. Необходимо, чтобы при выполнении физических упражнений в работе участвовали большие группы мышц. Только тогда нагрузка на легкие, сердце и кровообращение дает тренировочный эффект. Наибольшего эффекта в улучшении функциональной подготовленности можно добиться с помощью бега, длительной ходьбы, ходьбы на лыжах, велосипедных прогулок и плавания.
2. Многие люди
в занятиях физическими
3. Для улучшения
функциональной
5.Физическое развитие.
Физическое
развитие - закономерный биологический
процесс становления и
Организационные и методические основы физического воспитания студентов в вузе.
1.Основные положения
Физическая
культура как учебная дисциплина
входит обязательным разделом в гуманитарный
компонент образования и
Образовательные и развивающие функции физической культуры наиболее полно осуществляются в целенаправленном процессе физического воспитания.
Содержание программы курса физического воспитания определяется требованиями государственного образовательного стандарта и Примерной учебной программой для вузов по физической культуре (Министерство образования РФ, 2000).
Занятия по физическому воспитанию в вузе направлены не только на овладение разнообразными двигательными действиями и развитие основных физических качеств, но и формирование специальных систематизированных знаний, интересов, мотиваций, что способствует выработке у студентов потребности в постоянном физическом самосовершенствовании и самовоспитании.
Целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности.
В процессе физического воспитания студентов решаются следующие задачи:
оздоровительные (укрепление здоровья, гармоничное развитие форм и функций организма, формирование правильной осанки);
образовательные (формирование и доведение до необходимого совершенства прикладных и спортивных умений и навыков, приобретение специальных знаний);
воспитательные (формирование моральных и волевых качеств, содействие умственному, трудовому и эстетическому воспитанию).
Общими принципами, на которых основывается отечественная система физического воспитания студентов, являются:
принцип всестороннего развития личности;
принцип связи физического воспитания с трудовой и оборонной практикой;
принцип оздоровительной направленности.
Учебный материал программы распределен на следующие разделы:
теоретический, формирующий мировоззренческую систему научно- практических знаний и отношение к физической культуре;
практический,
состоящий из методико-практического,
обеспечивающего овладение
контрольный, обеспечивающий учет процесса и результатов учебной деятельности студентов.
1.1.Теоретический раздел.
Содержание раздела включает в себя специальные знания, необходимые для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры в обществе, а также для личностного и профессионального развития, самосовершенствования, организации здорового стиля жизни при выполнении учебной и профессиональной деятельности.
1.2Практический раздел.
Практический раздел программы реализуется на методико-практических и учебно-тренировочных занятиях в учебных группах (по 12-15 чел).
Информация о работе Основные понятия и определения в области физической культуры